Как и почему люди принимают одно за другое 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как и почему люди принимают одно за другое



 

Но вот тут-то и выходят и затруднения, и путаница, и даже большие ошибки.

Дело вот в чем: в каждой человеческой голове уже имеются большие запасы разных впечатлений, запасы всего того, что человек видел, слышал и вообще испытал. Эти запасы сохраняются. Но вот человек видит или слышит или вообще испытывает что-нибудь новое. Сейчас же это новое идет в его мозг. Но ведь там уже находится то, что пришло раньше этого. А раньше пришло, разумеется, не то же самое, что приходит вновь. Поэтому люди то и дело принимают новое за старое, неизвестное — за известное.

Вот, например, какие случаи рассказывают путешественники.

На одном острове туземцы впервые увидели корабль под парусами. Вид такого корабля впервые дошел до их мозга. Там до тех пор не было ничего подобного.

Туземцы удивились: что же это такое? Не то это лодка, не то птица с белыми крыльями. Корабль показался им более похожим на птицу. Его вид напомнил им не лодку, а птицу; и им показалось поэтому, что у корабля есть действительно сходство с птицей. Другими словами, признаки корабля слились в голове туземцев с признаками птицы. Так они и назвали его: плавающей птицей. На другом острове туземцы, увидев впервые лошадь, назвали ее «свиньей, которая носит человека».

Таким способом можно смешать множество разных вещей между собой. Так оно и бывает на самом деле постоянно и с каждым человеком. Люди то и дело принимают одно за другое. Например, вдали видна башня. Один думает: «это тюрьма, замок». Другой думает: «это дворец». Третий думает: «это церковь». Почему же так думается? Ведь по одному виду башни еще ничего нельзя сказать. Так думается потому, что в голове уже имеется запас других подобных видов; ведь бывают башни и у дворцов, и у тюрьмы, и у церквей. Вот на основании уже виденного люди решают и о том, что они видят в первый раз. А решая таким способом, разумеется, легко и ошибиться. Так оно тоже бывает, и даже очень часто.

Бывает даже так, что за старым люди совершенно не видят нового: они видят не то, что перед ними, а то, что в их голове.

Был, например, такой случай. Однажды смотрели на луну в подзорную трубу священник, военный и дама. Труба была не очень хорошая, и сквозь нее можно было разглядеть только какие-то пятна на луне. Что же это за пятна? Присмотрелся к ним священник. Ему показалось, что он видит какую-то старинную церковь. Посмотрел на те же самые пятна военный. Ему показалось, что он видит какой-то укрепленный замок, стены и бастионы. Посмотрела на те же самые пятна дама. Ей показалось, что она видит красивую беседку, а в беседке — двух влюбленных. Из этого примера видно: кто о чем думал, тот то и увидел; у кого что было в голове, тому это самое и показалось на луне. Но почему же показалось? А потому, что пятна на луне действительно были неясны, неопределенны, неразборчивы. Чтобы решить, что они такое изображают, волей-неволей приходилось к виденному приложить, дополнить кое-что свое. Вот каждый и дополнил по-своему. Но чем же именно пришлось дополнять? Тем, что было уже раньше в голове. Это вполне естественно. А в конце концов оказалось, что каждый увидел то, чего нет.

То же самое бывает на каждом шагу с каждым из нас. Все мы то и дело дополняем таким же способом все, что видим. Иной дополняет больше, иной меньше, иной так, иной этак. Но без такого дополнения редко когда обходится дело. Иногда за такими прибавками нельзя и разглядеть того, что было на самом деле. Например, это самое случилось с теми, кто когда-то слушал поющую статую Мемнона. Из этой статуи раздавался какой-то звук. Какой именно? Это было не совсем ясно слышно, и во всяком случае трудно было разобрать, что это за звук. Поэтому каждый слышавший принимал его не таким, каким он был на самом деле, а делал к нему свои разные добавки. Иному казалось, что это — стон. Другому казалось, что это — звон. Третьему казалось, что это как будто лопается струна. Словом, к тому, что было слышно, каждый делал свои собственные добавки. И делал их вовсе не нарочно, а иной раз сам того не сознавая.

Видя перед собой что-либо не совсем ясное, человек не может не делать своих добавок. Эти добавки сами собой появляются, оживают в мозгу. А когда они ожили, человек как бы видит их воочию.

Вот, например, такой случай. На одном корабле был повар, который прихрамывал. Во время одного плавания этот повар умер. По морскому обычаю, его зашили в парусину, привязали к ногам пушечное ядро и бросили в воду. Прошло несколько дней. Между матросами пошли слухи, что «душа» повара где-нибудь ходит поблизости. Как известно, такие слухи иногда ходят среди суеверных людей о каждом умершем человеке. Разумеется, тем, кто в них верит, такие слухи страшны, а у страха глаза велики. Однажды пошел по кораблю слух, что мертвый повар идет по волнам позади корабля. Матросы бросились на мачты, чтобы посмотреть: неужели это правда? Посмотрели вдаль и видят: действительно, за кораблем ковыляет хромой повар. Он идет прямо по воде и все ковыляет, все ковыляет. Матросы высыпали на палубу. И все видят: идет мертвый повар по воде. И походку его узнали, потому что он прихрамывал совершенно особым манером, так как одна его нога была короче другой. Корабль идет быстро, а мертвый повар еще быстрей. Он все больше и больше нагоняет корабль. Все матросы пришли в ужас, все на него смотрят и все его видят. Без сомнения, это он. Его голова, его матросская одежда. Наконец повар подошел довольно близко к кораблю.

И что же оказалось?

Это был вовсе не повар и даже вовсе не человек. Это был просто-напросто плавучий обломок старого корабля, потерпевшего крушение.

Но почему же в таком случае его приняли за повара? И почему же так обманулся не один какой-нибудь пугливый человек, а все матросы и офицеры, какие только были на корабле? Вот в этом-то и заключается самое интересное. Все так обманулись потому, что видели не только то, что было у них перед глазами. У них перед глазами был обломок мачты, который качался на воде. К этому они прибавили то, что было у них в голове. А там был образ недавно умершего повара. Он стоял в памяти каждого словно живой. Его-то и напомнил плавучий обломок корабля. А когда образ повара вспомнился, тогда он и дополнил собою то, что было видно. И это вышло само собой и к тому же так, что ни один человек не мог отделить то, что у него перед глазами, от того, что у него в голове, — другими словами, отделить то, что было, от того, что казалось. Всем матросам на корабле казалось, что они действительно видят «привидение». Никто из них в этом не сомневался: ведь они же его видели, и своими глазами видели. И все матросы были здоровые люди, вовсе не сумасшедшие. Ну а если бы волны унесли обломок куда-нибудь от корабля? Ну а если бы никто не разглядел, что это такое? Разумеется, тогда среди матросов так бы и осталась твердая вера, что они видели привидение. И тогда бы они сказали: «Мы видели душу умершего, — значит, и вправду душа отделяется от тела и может блуждать по свету». Кто бы их тогда разубедил?

Таким способом и появилось среди всех народов множество рассказов о видениях и привидениях. Случалось, что люди принимали зверей за бесов, облака за ангелов. Таким же способом являлись людям «святые угодники», «божья матерь». Таких рассказов много ходит среди верующих. И вот что очень интересно: каждый верующий видит непременно своих собственных богов и своих собственных святых, то есть тех, в которых верит и которые у него в голове и в памяти.

Бывали и бывают такие случаи: к одному буддийскому святому явился сам Будда. Пришел и сел у него в комнате. Сел и сидит в темном углу. Буддийский святой рассказал об этом видении англичанам, жившим недалеко от него. Те пошли в жилище к святому, чтобы расследовать все обстоятельства видения. И вот что они узнали: буддийский святой видел Будду в том самом виде, в каком тот изображен в соседнем храме. Перед тем как его увидеть, святой сильно и долго изводил свою плоть многодневным постом. В жилище святого, в том самом углу, где появился Будда, висела одежда. Она так была развешана, что немножко напоминала одежду Будды. Благодаря этому пришло на память и изображение Будды. И вот святой увидел Будду в своем собственном жилье, и тоже увидел его воочию, подобно тому как матросы видели мертвого повара. И никто не мог разубедить святого, что никакого видения ему не было и быть не могло. Подобно этому видели видения «святые» разных стран и исповеданий и при подобных же или похожих обстоятельствах.

В чем же заключается главная суть всех таких видений?

 

Как люди видят то, чего нет

 

Такие видения вовсе не обман со стороны тех, с кем они случаются. При таком устройстве мозга, да при таком настроении человека, да при таких окружающих обстоятельствах не может не быть таких видений. Они — те же явления природы, но вовсе не чудеса. Их причина — в устройстве человеческого мозга и в тех запасах разных впечатлений, какие имеются в мозгу.

Но бывают случаи еще посложнее, а потому еще удивительнее. Вот что рассказывает, например, один ученый академик Николаи:

«Случилось это со мной 24 февраля 1891 года, после того, как я с кем-то сильно поспорил и разгорячился. Голова моя сделалась горячей, потому что кровь бросилась в голову. Вдруг я увидел мертвеца. Он был в десяти шагах от меня. Я остановился, как вкопанный, а мертвец стоял передо мной. Я не двигался, мертвец тоже был неподвижен. Так мы стояли друг перед другом целых восемь минут. Потом видение исчезло. Но в 4 часа пополудни оно повторилось. На другой день мертвец снова явился, исчез, а вместо него я увидел множество других видений. Все это были люди, то знакомые, то незнакомые. Это были мужчины и женщины, которые куда-то шли с хлопотливым видом; потом появились люди верхом на лошадях. В их взглядах, росте и одежде не было ничего необычного, только они казались более тусклыми, чем обыкновенно. Недели четыре спустя видений стало больше. Они начали говорить между собою, обращались ко мне и произносили маленькие ласковые речи». Доктор поставил академику пиявки; кровь отлила от головы, и ему стало лучше. Движение призраков становилось все более и более медленным. Спустя некоторое время они начали бледнеть и стали еще более туманными. Они словно смешивались с воздухом. Когда же окончательно прошел прилив крови к голове, тогда все видения пропали.

Почему же Николаи видел их? Потому что прилив крови к голове сильно обеспокоил, раздражил те клеточки мозга, в которых сохранились отпечатки того, что Николаи видел раньше.

Виденные призраки — это тоже такие отпечатки, только ожившие. В клеточки мозга они давным-давно вошли через глаза, как это бывает у всех здоровых людей. Когда-то Николаи видел их наяву, а не в видении. А во время прилива крови к голове только ожило давным-давно виденное.[25]

Но бывает и так. Виденное в разное время и в разных местах смешивается между собою.

Вот что рассказывает один доктор: «Однажды в ясный день, после полудня, я смотрел на гору Риги-Кульм, в Швейцарии. Смотрел я на нее попеременно то простым глазом, то в зрительную трубу. Я напрягал свои глаза минут десять. Вершины гор были то фиолетовые, то бурые, то темно-зеленые. Мои глаза устали. Я отвернулся от гор и пошел домой. Вдруг я увидел перед собою моего близкого друга, которого в это время вовсе не было в Швейцарии. Друг стоял передо мной и был мертв. Он стоял желтый, с зеленоватым отливом, и не двигался. Я посмотрел на него и сразу смекнул, что это за видение. Накануне ночью я видел во сне этого самого друга. Видел сон и забыл. Теперь его образ снова ожил в моем мозгу. Разумеется, это произошло потому, что я очень долго смотрел в подзорную трубу, мои глаза и мой мозг устали от этого, а воспоминание о друге ожило. Но почему же я увидел его в мертвом виде? И здесь дело было просто. От долгого смотрения на горы, освещенные солнцем, мои глаза после того долго застилало желтовато-зеленовато-серым цветом. А это и есть цвет мертвого тела. В такую самую краску и было окрашено лицо моего друга, явившегося ко мне. Вид друга и такой цвет как бы сложились между собою».

Нередко бывает, что таким же способом складывается то, что видено в разное время и в разных местах, а сложившись, оживает в таком виде. Так получается из двух изображений одно, сложенное из них. Видел когда-то человек рыбу, видел женщину. Из этого виденного в мозгу может составиться полурыба-полуженщина, какой никогда не существовало и не может существовать. Таких сложных изображений имеется очень много в каждой голове. Так, например, изображение ангела сложилось тоже из нескольких: волосы у него — как у женщины, лицо — как у ребенка, крылья — как у лебедя. В таком виде обыкновенно и изображаются ангелы на образах и на картинах у всех народов. Даже в глубокую старину их изображали в таком же виде и ассирийцы, и греки, и римляне. К таким изображениям ангелов привыкли все люди. За многие тысячи лет, разумеется, к ним можно привыкнуть. Благодаря этой привычке люди видят ангелов в таком же виде и в видениях. Все эти видения — те же воспоминания. При этом вспоминается какое-нибудь изображение ангела, виденное на какой-нибудь картине. Разумеется, оно при этом еще немножко переделывается, потому что складывается с другими воспоминаниями.

Подобно этому буддистам и магометанам являются их боги и духи. Они воображают их в том самом виде, в каком их обыкновенно рисуют или лепят в их родной стране, а рисуют и лепят их в том виде, как их воображают. Так бывало и бывает всегда и у всех народов.

Подобно этому же получилось и изображение дьявола, или злого духа. Он является в видениях обыкновенно в таком виде, как его рисуют. Человек видел козла с рогами и видел людей. Из этого виденного слагается полукозел-получеловек — небывалое существо с копытами и рогами. Случается, что этому существу придается еще цепкий хвост, виденный у обезьян, когти, виденные у льва, блестящие глаза, виденные у волка. Из такой смеси получается нечто безобразное и отвратительное. Кто же может быть таким безобразным и отвратительным? «Злой дух», «нечистая сила», «дьявол».

А в злого духа верят все религиозные люди, не исключая и христиан. Почему верят? Потому что каждый человек по себе самому знает, что на свете существует не только добро, но и зло. Добро — это значит счастье, удовольствие, а зло — это значит несчастье и страдание. Насчет этого согласны все религии, вплоть до самых диких, самых старинных. Зло — это и есть для них «злой дух». Вера в него очень старинная. В своих видениях люди разных религий видят иной раз и злого духа. Разумеется, он существует на самом деле только в голове, в виде составного изображения. Но такое изображение иной раз может показаться действительно существующим не только в голове. Это зависит от нездоровья и вообще от состояния головного мозга, от настроения человека и от внешних обстоятельств. Подобно тому как люди видят мертвецов, так они могут увидеть и дьявола.

Таким же самым способом люди видят и своих богов, и святых, и многое другое, — все это смотря по тому, у кого что имеется в голове.[26]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.014 с.)