Риторическая традиция: коммуникация как практическое искусство разговора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Риторическая традиция: коммуникация как практическое искусство разговора



Формально риторика — это искусство, соединяющее ораторскую речь и управление убеждениями и мнениями людей, обычно общественным мне­нием, которые не могут быть приняты под давлением или с помощью экс­пертов. Риторические исследования, больше известные как изучение пуб­личной коммуникации, — это одна из немногих областей научного зна­ния, на которую все еще активно влияют ее собственные традиции. (Farrel, 1993. P.1)

С древнейших времен и до наступления XX в. основным источником идей по коммуникации была риторика. (Ljttlejohn 1996а. Р. 117).

В традиции риторической теории, созданной древнегреческими софис­тами и прошедшей долгий и сложный исторический путь вплоть до наших дней, коммуникация обычно рассматривается как практическое искусство разговора. Такой способ теоретического анализа коммуникации полезен, если требуется объяснить, почему наше участие в разговоре, особенно пуб­личном, важно, и как это происходит; кроме того данный подход открывает возможность для развития и улучшения практики коммуникации посредством ее критического изучения и образования. Проблемы коммуникации в рито­рической традиции понимаются как способность разрешать социальные труд­ности посредством умелого речевого воздействия на убеждения слушателей (Bitzer, 1968).

Риторическая традиция кажется убедительной и практичной, поскольку обращается к некоторым общепринятым представлениям о коммуникации. Все мы знаем, что риторика — влиятельная общественная сила. Большинство с готовностью согласится, что если речь идет об убеждениях, то всегда полезно выслушать разные стороны по какому-то вопросу и лишь затем вы­носить собственное суждение; поэтому риторика и кажется жизненно необ­ходимой и полезной, даже если выступления довольно часто бывают невыразительными, раздражающими или просто вредными. По этим причинам нам важно понять, как риторика работает, и совершенствовать свои способ­ности как в роли критических потребителей, так и в роли эффективных про­изводителей риторики. Мы знаем, что некоторые люди как коммуникаторы лучше других, что лучшие образцы риторики могут подниматься до уровня великого искусства. Поскольку мы знаем, что коммуникаторы различаются своими умственными способностями и мастерством и что если не ум, то мастерство можно усовершенствовать обучением и практикой, логично ду­мать, что люди как коммуникаторы могут стать лучше, изучая и применяя на практике приемы коммуникации, которые могут быть изобретены или от­крыты в ходе исследований и освоены посредством систематического обучения. Более того, если мы понимаем, что защита интересов общества лишь одна из многих сфер коммуникативной практики, таких, как межличностное общение, сообщение новостей, дизайн CD-ROM и т. п., то становится очевидным, что всю коммуникацию можно рассматривать как практическое искусство и изучать так же, как традиционно изучается риторика. Вот почему думать о коммуникации как о практической дисциплине не противоречит здравому смыслу.

Хотя риторическая традиция выглядит убедительной и практичной, поскольку апеллирует к множеству общепринятых суждений о коммуникации, она интересна еще и тем, что подвергает сомнению другие расхожие мнения и выявляет некоторые глубинные парадоксы коммуникации. Она оспаривает мнения о том, что слова менее важны, чем действия; что истинное знание — нечто большее, чем просто позиция в споре; что простые истины — нечто иное, чем стратегическая адаптация сообщения к уровню аудитории. Более двух тысяч лет ученые-риторики спорят о соотношении эмоций и логики в убеждении, о том, является ли риторика по своей природе хорошим плохим или нейтральным инструментом, имеет ли ораторское искусство какое-то свое особое содержание, полезна ли теория для практики. Эти вопросы интересны (или могут стать интересными благодаря опытному преподавателю) отчасти потому, что содержат интеллектуальную задачу, отчасти по­тому, что их можно связать с реальными проблемами, которые встают перед нами в повседневной жизни.

Нам действительно стоит подумать над тем например, как влияют на нас эмоциональные призывы, которыми наполнена политическая и коммерческая реклама, и риторическая теория предоставляет ценный лексический инструментарий, с помощью которого можно концептуализировать и обсуждать этот общий опыт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.226 (0.007 с.)