Рынок совершенной (чистой) конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок совершенной (чистой) конкуренции



При рассмотрении поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции исходят из 2 предположений:

1) объемы производства отдельной фирмы столь незначительны в сравнении с выпуском (предложением) всей отрасли и изменяются в таких пределах, что это не оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею товара. Отрасль – это группа фирм, выпускающих и продающих одноименные, однородные товары;

2) отрасль, где функционирует рассматриваемая фирма, является свободной для входа и выхода. Из первого предположения вытекает, что спрос и предложение на продукцию отдельной фирмы абсолютно эластичны (именно для отдельной, т.к. для множества фирм закон общий). Абсолютная эластичность спроса понимается в том смысле, что отдельно взятая фирма, расширяя свое производство или уменьшая его, не окажет влияния на цену товара.

 

Валовый доход:

TR=Pед*Q,

где Pед – цена ед. товара; Q – количество ед. товара.

 

Средний доход):

,

Очевидно, что в условиях совершенной конкуренции

 

 

Предельный доход представляет собой добавочный доход, который является результатом продажи одной дополнительной единицы продукции.

Существуют 2 подхода к определению уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки.

А. Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками.

При фиксированной рыночной цене перед конкурентной фирмой стоят три вопроса:

1. Следует ли производить?

2. Если да, то какой объем продукции?

3. Какая прибыль (или убыток) будет получена?

Нюанс: в краткосрочном периоде часть валовых издержек является переменными, другая часть – постоянными. Последние должны быть оплачены из кармана фирмы, даже когда она прекращает производство.

Поэтому, фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получить либо экономическую прибыль (Э=TR-TC), либо убыток, меньший, чем ее постоянные издержки (У<FC).

В краткосрочном периоде фирме следует производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыль или минимизирует убытки.

Случай максимизации прибыли приведен на рисунке 7.

 

 

 
 

 


Рисунок 7.

 

Точки объема производства находятся на пересечении кривых TR и TC (т. А и Б). Любой объем производства за пределами этих точек повлечет за собой убытки, т.е. VA<Vопт<VБ. Максимальная прибыль Эmax достигается там, где разница по вертикали между TR и TC является максимальной.

Б. Максимизация прибыли по критерию предельного дохода и предельных издержек (рисунок 8)

 

 
 

 


Рисунок 8.

 

MR(P)=MC, показывает, что на графике предложения фирмы в кривой предложения фирмы в краткосрочном периоде является отрезок кривой MC(b-e), лежащий выше кривой AVC. То есть., при Р1=MC(точка а) фирма не будет производить продукцию, т.к. Р1<AVCmin. При Р=Р2 фирма находится в состоянии равновесия (точка b), в которой фирма производит объем Q2 и несет убыток У=FC.

От Р2 до Р4 фирма минимизирует свои убытки, производя объем Q2-Q4 до точек b, c, d, в которых MR(P)=MC.

При Р>Р4, когда MR>ATC, фирма максимизирует прибыль, производя продукцию до точки е (где MR5=MC).

Сводная таблица определения конкурентного объема производства в краткосрочном периоде приводится ниже.

Таблица 1.

Вопросы стоящие перед фирмой Принцип сопоставления TR c TC Принцип сопоставления MR c MC
1. Следует ли фирме производить? Да, если TR>TC или TC<TR<FC Да, если MR(P)>AVCmin
2. Какой объем производить, чтобы максимизировать прибыль? Те объемы, при которых: TR-TC=max; (TC-TR→min)<FC MR(P)=MC
3. Принесет ли производство экономическую прибыль? Да, если TR>TC Нет, если TC>TR Да, если MR(P)>ATC Нет, если ATC>P

Рынок монополии

Общее правило: максимизирующий прибыль монополист будет всегда стремиться избежать неэластичного отрезка кривой спроса в пользу некоторой комбинации P-Q на эластичном отрезке.

Проблема: Какая именно комбинация P-Q на эластичном отрезке оптимальна?

Уравнивание MR и MC.

Стремящийся к прибыли монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост TR, чем увеличение TC, т.е. фирма будет наращивать объем производства до такой величины, при которой MR=MC (рисунок 9).

Графически максимизирующий прибыль объем производства составляет количества Qm. Единственная цена, по которой Qm может быть продано, определяется восстановлением перпендикуляра от Qm до пересечения с кривой Д, данная цена и есть Pm. Чтобы назначить цену больше Pm, монополист должен сдвинуться вверх по кривой спроса, это означает, что Q> Qm, т.е. объем продаж (и прибыль) упадет. Если Р< Pm, это вызовет рост объема продаж (а равно и объема затрат) и снижение прибыли. Рс – справедливая цена, т.е. цена на основе минимальных издержек, она характерна для конкурентного производства. Монополист не пойдет на снижение цены до Рс и соответствующий рост производства до Qc, так как будут возрастать издержки с ростом масштабов производства.

 

 
 

 


Рисунок 9

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.006 с.)