Реструктуризация предприятий в рыночной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реструктуризация предприятий в рыночной экономике



Общая характеристика проблемы

В процессе осуществления хозяйственной деятельности организационный и экономический механизм предприятий не остается постоянным. Изменения во внешней и внутренней среде диктуют соответствующие изменения в организационно-экономическом механизме предприятий. Чаще всего данная эволюция и сопутствующая ей реструктуризация предприятий связана со стремлением сохранить завоёванные позиции в изменившихся условиях и, по возможности, усилить их.

Для вновь создаваемых и действующих в РФ предприятий будет весьма полезно применение в практике своей деятельности опыта американского менеджмента в сфере реструктуризации предприятий.

Современные исследования связывают реструктуризацию предприятий с необходимостью роста масштабов деятельности. Рост предприятий может происходить за счет внутренней экспансии или, в нашем понимании, дополнительных капитальных вложений, т.е. в этом случае рост предприятий происходит за счет целенаправленного увеличения бюджета капитальных вложений. Однако наиболее эффективным способом обеспечения роста (в том числе большого роста цен акций предприятий) является, как показывает американский опыт, слияние. Под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур. С юридической точки зрения существует достаточно большое количество способов, какими происходят объединения. Здесь мы остановимся на основных организационных и экономических аспектах слияний. В то же время для обеспечения экономического роста в меняющихся условиях деятельности руководство предприятий отделяет или продает ряд крупных подразделений другой корпорации или фирме, которая более эффективно может использовать приобретенные активы. Этот процесс носит название процесса дробления. Таким образом, современную реструктуризацию предприятий в меняющихся рыночных условиях можно представить следующей схемой (рисунок 1):

 

       
 
 
   
Рисунок 1

 


Для того чтобы целесообразно осуществить реструктуризацию предприятий, следует установить причины, вызывающие этот процесс.

Слияние

Теория и практика современной экономики выдвигает достаточно много причин для объяснения слияния предприятий. Систематизируя их, можно выделить следующие основные мотивы слияний (рисунок 2):

 

       
 
 
   
Рисунок 2

 

 


Рассмотрим сущность данных мотивов.

Налоговые мотивы. Стимулируют слияние, результатом которого является снижение налогов и получение налоговых льгот. Например, высокоприбыльной фирме, несущей высокую налоговую нагрузку, целесообразно приобрести компанию с большими налоговыми льготами, которые могут быть использованы для созданной корпорации в целом. Свободные денежные средства, полученные за счет снижения налогового бремени, могут быть направлены на:

а) выплату дополнительных дивидендов акционерам;

б) инвестирование в котируемые на рынке ценные бумаги;

в) приобретение другой фирмы;

г) выкуп своих акций на рынке с целью повышения капиталоемкости.

Диверсификация. Очень часто причиной слияния является диверсификация в другие виды бизнеса. Диверсификация помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно и работникам, и поставщикам, и потребителям (через расширение ассортимента услуг, товаров).

Разница между ликвидационной и текущей стоимостью (продажа «вразброс»). Фирму можно оценить разными способами при помощи балансовой, экономической или восстановительной стоимости. В последнее время аналитики и специалисты все более склоняются к применению другой базы оценки ликвидационной стоимости. Т.е. фирма может быть приобретена по цене даже несколько выше текущей рыночной стоимости, с последующей ее продажей «вразброс», по частям и получением значительного дохода (если активы фирмы могут быть использованы более эффективно при их продаже по частям другим компаниям, имеет место подобие синергии и синергического эффекта). В целом, если придерживаться рациональной точки зрения, то ликвидация должна иметь место тогда, когда экономические приобретения перевешивают экономические потери.

Личные мотивы управляющих. Безусловно, что деловые решения относительно слияния основываются на экономической целесообразности. Однако есть примеры, когда решения о слиянии основаны, скорее, на личных мотивах управляющих, чем на экономическом анализе. Причиной этого является то, что руководители, включая лидеров бизнеса, любят власть и претендуют на большее жалование, а границы власти и заработная плата находятся в определенной связи с размерами предприятия.

В современной рыночной экономике слияния классифицируют по следующим типам:

1. Горизонтальные слияния имеют место, когда одна фирма объединяется с другой фирмой, занятой в той же сфере бизнеса.

2. Вертикальные слияния имеют место, когда фирма, находящаяся на более поздней стадии процесса воспроизводства, объединяется с фирмой, находящейся на более ранней стадии, например, приобретение машиностроительной фирмой какой-либо фирмы из числа ее поставщиков материальных ресурсов или фирмы заготовительного профиля.

3. Родовые слияния имеют место при объединении фирм, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, сливается с фирмой, производящей фотопленку или химреактивы для фотографирования.

4. Конгломератные слияния имеют место, когда объединяются несвязные между собой функционально, товарно, технологически компании.

5. Дружественные слияния имеют место, когда управляющие и акционеры приобретающей и целевой (выбранной для покупки) компаний поддерживают слияние.

6. Производственное слияние имеет место, когда производственные мощности двух компаний объединяются с целью получения синергетического эффекта.

7. Чисто финансовое слияние имеет место, когда слившиеся компании не действуют как единое целое, при этом не ожидается существенной производственной экономии, но имеет место усиление позиций на рынке ценных бумаг, в финансировании инновационных проектов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.004 с.)