Отраслевая структура транспортной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отраслевая структура транспортной системы



Отраслевая структура мировой транспортной системы определяется шестью главными видами транспорта:

1) железнодорожный

2) автомобильный

3) морской

4) внутренний водный

5) трубопроводный

6) воздушный

За исключением трубопроводного транспорта, который применяется для перемещения определенных видов груза (жидкие, сыпучие и газообразные), все остальные виды транспорта используются для перевозки грузов и пассажиров, т.е. они являются универсальными и взаимозаменяемыми.

 

Структура мирового грузо- и пассажирооборота.

Грузооборот   %   Пассаж.оборот   %  
Морской   Автомобил.  
Ж/д   Ж/д  
Трубопров.   Воздушный  
Автомобил.   Морской + Вн. водный  
Вн. водный  

 

Морской транспорт перевозит очень небольшую часть грузов – всего 3,5%, но на далекие расстояния – в среднем 8500 км, что позволяет ему в мировом масштабе перевозить 75% всего грузооборота. Автомобильный транспорт перевозит более 80% всех грузов на короткие расстояния – в среднем 30 км, поэтому по грузообороту он уступает кроме морского, ж/д и трубопроводному транспорту. Зато в мировом пассажирообороте ему принадлежит внеконкурентное место. Вот почему зачастую многие виды транспорта группируются не о функциям и значению, а по географическим сферам применения.

Транспортная сеть мира.

1. Автодорожная сеть – 24000 тыс. км

2. Воздушные пути – 8000 тыс. км

3. Трубопроводная сеть – 1500 тыс. км

4. Железнодорожная сеть – 1300 тыс. км

5. Внутренние водные пути – 550 тыс. км

 

Автомобильный транспорт

Протяженность (1) и густота (2) автомобильных дорог мира.

№ п/п Весь мир и страны первой десятки   Протяженность, тыс. км   %
  США    
  Индия   7,7
  Япония   4,7
  Китай   4,3
  Россия   3,6
  Франция   3,3
  Германия   2,0
  Великобритания   1,5
  Польша   1,5
  Испания   1,3

 

  В т.ч. с твердым покрытием   %   Густота, км/1000км2   Место по густо-те
  90,3    
  44,9    
       
       
  70,5    
  92,5    
       
  92,1    
       
  78,1    

 

Украина по протяженности занимает 13 место (260 тыс. км), в т.ч. с твердым покрытием 220 тыс. км; густота транспортной сети 520 км/1000км2.

Автомобильный транспорт среди сухопутных видов транспорта занимает одно из ведущих мест и на автомобильную дорожную сеть приходится 68% от мировой сети путей и сообщений. Сеть автодорог продолжает расти по странам мира, но основное внимание уделяется качеству автомобильных дорог. Грузооборот автотранспорта по сравнению с довоенным периодом увеличился в 16 раз.

 

Железнодорожный транспорт

Протяженность ж/д сети по странам мира.

    № п/п   Весь мир и страны первой десятки   Протяжен-ность, тыс. км   %
  США    
  Канада    
  Россия    
  Индия    
  Китай    
  Германия    
  Аргентина    
  Австралия    
  Франция    
  Бразилия    
  Украина    

 

  В т.ч. с электрофицированных   %   Густота, км/1000км2   Место по густо-те
- -    
- -    
37,41      
6,93      
5,83      
       
- -    
- - 4,5  
11,56      
- - 3,5  
- - 4,5  

 

Железнодорожная сеть в основном сложилась в начале ХХ столетия. Её протяженность – 1,5 млн. км.

Начиная с первой половины ХХ столетия до 70-х гг., ж/д транспорт в мире находился на пути к отмиранию, несмотря на то, что по перевозке массовых грузов на средние и дальние расстояния, он занимал и занимает ведущее место. Во многих странах ж/д транспорт играет немаловажную роль в перевозке пассажиров. В других странах, ж/д транспорт полностью отсутствует (некоторые страны Африки и Азии, Кипр). Ж/д транспорт получил своё второе рождение с переводом его на дизельную и электрическую тягу. Значительные усилия направлены на увеличение скорости ж/д состава. Первое место по скорости на ж/д транспорте занимает Франция, второе – Япония.

Основные ж/д магистрали мира:

1. Транссибирская магистраль (9332 км) Москва – Челябинск – Новосибирск – Хабаровск – Владивосток.

2. Трансазиатская магистраль (7000 км) Стамбул – Анкара – Тегеран – Керман – Лахор – Дели – Калькутта – Дакка – Читтагонг.

3. Трансканадская магистраль (4900 км) Принс Руперт – Эдмонтон – Виннипег – Монреаль – Квебек.

4. Трансавстралийская магистраль (3160 км) Сидней – Мельбурн – Аделаида – Перт.

5. Трансюжноамериканская магистраль (3000 км) Сан-Паулу – Корумта – Ла Пас – Антофаласта.

6. Трансмагрибская магистраль (1900 км) Марокко – Тунис.

В 1994 году ввели в строй евротуннель по Ла-Маншем между портами Фолкстон (Великобритания) и Кокелесси (Франция). Протяженность – 50,5 км., из которых 37 км проходят под водой на глубине 40 м. Туннель состоит из трёх параллельных стволов – правый и левый имеют диаметр 7,6 м и предназначены для движения поездов в двух направлениях; средний ствол – диаметром 4,7 м служит для обслуживания правого и левого стволов. Через каждые 250 м стволы соединены галереями. По туннелю курсируют поезда пассажировместимостью 800 человек. Время движения от Лондона до Парижа – 3 часа. Время прохождения под Ла-Маншем – 30-35 минут.

Паром, который перевозил из Дубра в Келен проходил это расстояние за 70 минут.

Мировой рекорд скорости принадлежит Франции – в 1955 году впервые была достигнута скорость 331 км/ч на ж/д транспорте.

Самый быстрый поезд в мире (Париж – Бордо) перевозит пассажиров со скоростью 350 км/ч.

Трубопроводный транспорт

 

Трубопроводы получили своё развитие, как самостоятельный вид транспорта, благодаря быстрому росту добычи нефти и газа, а также большому разрыву между местами добычи и потребления. Общая протяженность в мире – около 3 млн. км. На сегодняшний день по трубопроводам перемещают не только нефть и газ, но и сыпучие грузы – уголь, руда, продукция земледелия.

Длина нефте- и газопроводов в отдельных странах мира.

    №     Страна Длина нефтепровода, тыс.км
  США  
  Россия  
  Канада  
  Китай  
  Саудовская Аравия  
  Индия  
  Мексика  
  Франция  
  Иран  

 

Страна Длина газопровода, тыс.км
  США  
  Россия  
  Канада  
  Германия  
  Франция  
  Италия  
  Нидерланды  
  Польша  
  Чехия  

 

Основные трубопроводы мира:

1. «Дружба» Россия – Восточная Европа (5,5 тыс. км)

2. Редвотер – порт-Кредит (Канада) (4,8 тыс. км.)

3. Эдмонтон – Монреаль – (Канада) (3, 2 тыс. км)

4. Трансаравийский: м. Абкайк (Саудовская Аравия) – Порт-Санд (Ливан) (1,2 тыс. км)

Газопроводы:

Лангвью – Филадельфия (США) (2 тыс. км)

Продуктопроводы (бензин, аммиак, этилен):

1. Хьюстон – Нью-Йорк (США) (2,5 тыс. км

2. Бьюмонт – Линдон (США) (2,4 тыс. км)

 

Морской транспорт

Среди видов транспорта наибольшее значение имеет морской транспорт, который уже около века занимает первое место в мировом грузообороте, обеспечивая 4/5 объема работы транспорта.

Динамика тоннажа мирового морского транспорта.

  Годы Валовая вместимость, тыс. бр.-рег. т   % изменения
    -
    38,5
    57,7
    130,8
    223,1
    207,7
     
     

 

Грузовместимость, тыс. бр.-рег. т   % изменения
  -
  29,4
  88,2
  217,6
  276,5
  264,7
  291,2
  308,8

 

Бр.-рег. т – брутто - регистровая тонна (100 куб. фунтов = 2,83 м3)

Морские суда плавают под флагами более 100 стран мира. Все, даже сухопутные страны, стараются иметь свой флот. 2/3 тоннажа мирового флота сосредоточены под флагами 10 стран:

1. Панама – 64 млн. бр.-рег. т

2. Либерия – 58 млн. бр.-рег. т

3. Греция – 30 млн. бр.-рег. т

4. Кипр – 24 млн. бр.-рег. т

5. Япония – 23 млн. бр.-рег. т

6. Багамы – 22,9 млн. бр.-рег. т

7. Норвегия – 22,2 млн. бр.-рег. т

8. Россия – 16,3 млн. бр.-рег. т

9. Китай – 15,8 млн. бр.-рег. т

10. США – 14,4 млн. бр.-рег. т

,,,,,,,,,,,,,,

15. Украина – 7,0 млн. бр.-рег. т

 

 

Среди стран мира специфическое место занимают страны «выгодного» или «удобного» плаванья. Выгодного потому что в этих странах льготный режим налогообложения, дешевая рабочая сила и низкие требования к технике безопасности. Судовладельцы развитых стран приписывают свои суда к портам таких стран для получения максимальной прибыли. К таким стран относятся:

- Панама

- Либерия

- Кипр

- Греция

- Багамы

- Мальта

- Филиппины

 

До середины 90-х гг. прошлого тысячелетия Либерия занимала первое место по тоннажу как наливного, так и сухогрузного флота. Общий тоннаж флота Либерии – превышал суммарный тоннаж таких традиционных морских держав, как Великобритания, Франция, Германия, Норвегия, Швеция, Италия, Дания и Нидерланды. Рост морских перевозок связан с увеличением трансокеанских грузопотоков, что в свою очередь является следствием развития международного географического распределения труда. Более половины всех грузов, перевозимых морским транспортом,

приходится на нефть и нефтепродукты. Из каждых 10 т. добываемой нефти в мире, 6 т. перевозится морским транспортом. Это повлияло на структуру и состав мирового транспортного флота, 50% которого составляют танкеры, преимущественно крупнотоннажные. Грузовместимость танкера начинается со 100 тыс. т. и заканчивается 1 млн. т. и более. Габариты танкера 500 – тысячника составляют: длина более 380 м, а его осадка с грузом превышает 28 м. Порты Западной Европы и США за малым исключением не приспособлены для приема подобных судов. Их не могут пропустить ни один из международных каналов. Например, крупнейшие японские супертанкеры на пути из Персидского залива домой вынуждены делать крюк, длиной 2000 км вокруг Малахского канала.

Второе место в мировом грузообороте занимают навалочные и насыпные грузы: каменный уголь, железная руда, марганец, фосфориты, древесина, зерно, сахар-сырец и т.д. Среди них в последнее время первое место занимает железная руда.

Примерно 20% всех идущих морем грузов составляют так называемые генеральные грузы, которые транспортируются с использованием контейнеров. В связи с этим расширяется флот контейнеровозов и лифтеровозов.

Что касается морских пассажирских перевозок, то они резко сократились из-за конкуренции воздушного транспорта. Крупнейшие лайнеры чаще стоят на приколе или их используют как плавающие отели. Морские перевозки обслуживаются портами:

Европа – около 900

Америка – около 500

Азия – около 400

Все морские порты разделяются на два основных типа:

1. Универсальные, т.е. порты, которые принимают и обрабатывают самые различные грузы.

2. Специализированные порты, которые ориентированы на обработку какого-то одного массового продукта или товара, являющегося предметом экспорта данной страны.

Универсальные порты преобладают в экономически развитых странах с многопрофильной экономикой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.041 с.)