Психология конфликта: теоретические и прикладные аспекты 279 

 

 

 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология конфликта: теоретические и прикладные аспекты 279



или территориальному), руководители взаимозависимых подразде­лений подчиняются одному общему начальству более высокого уровня, тем самым уменьшая возможность конфликта, который возникает по чисто структурным причинам.

Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что спе­циализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделить большее внимание их достижению, чем достижению целей всей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции, пото­му что это повышает конкурентоспособность организации и увели­чивает объемы сбыта. Однако цели производственного подразделе­ния, выраженные в категориях затрата — эффективность, выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразна. Анало­гичным образом отдел снабжения может захотеть закупить большие объемы сырья и материалов, чтобы снизить среднюю себестоимость единицы продукции, С другой стороны, финансовый отдел может захотеть воспользоваться деньгами, взятыми под товарно-матери­альные запасы и инвестировать их, чтобы увеличить общий доход на инвестированный капитал.

Различия в представлениях и ценностях. Представление о ка­кой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рас­сматривать только те аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Различия в ценностях — весьма распространенная причина конфликта. Напри­мер, подчиненный может счесть, что всегда имеет право на выраже­ние своего мнения, в то время как руководитель полагает, что под­чиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно делать то, что ему говорят. Вы­сокообразованный персонал отдела исследований и разработок це­нит свободу и независимость. Если.же их начальник считает необ­ходимым пристально следить за работой своих подчиненных,.разли­чия в ценностях, вероятно, вызовут конфликт. Конфликты также часто зарождаются в организациях здравоохранения между админи­страцией, которая стремится к эффективности и рентабельности, и медицинским персоналом, для которого большей ценностью явля­ется качество оказываемой больным помощи.

Различия в манере поведения и жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта.


 

моисключающих требований к работе. Эти проблемы, могут воз- 1 никать или усугубляться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей. 5.1.3. Управление или урегулирование конфликтов Существуют различные способы или стили поведения для регулиро­вания межличностных конфликтов в организации. Р. Блейк и Дж. Мутон в 1964 г. (см. Мексон и др., 1992) впервые предложили концептуальную схему для классификации типов или стилей управ­ления конфликтами на межличностном уровне: принуждение, уход, сглаживание, компромисс и разрешение проблем. В 1976 г. эта схе­ма была немного модернизирована К. Томасом. В 1985 г, М. Рахим, используя аналогичную концептуализацию, предложил свою клас­сификацию (рис. 5.3). способность точно определить должностные обязанности и функ­ции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаи- Вам, конечно, встречались люди, которые постоянно проявляют аг- 1 рессивность и враждебность и готовы оспаривать каждое слово. Та- 1 кие «ершистые» личности создают вокруг себя атмосферу, чреватую1! конфликтом. Исследования показывают, что люди с чертами харак- I тера, которые делают их в высшей степени авторитарными, догма- !1 тичными, безразличными к такому понятию, как самоуважение,! скорее вступают в конфликт. Другие исследования показали, что! различия в.жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, воз- 1 расте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопо-1 нимания и сотрудничества между представителями различных под­разделений. Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача инфор- 1 мации является как причиной, так и следствием конфликта. Она! может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным 1 работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. 1 Если руководство не может довести до сведения подчиненных, что 1 новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, при­звана не «выжимать соки» из рабочих, а увеличить прибыль компа- ' нии, подчиненные могут отреагировать тем, что замедлят темп ра­боты. Другие распространенные проблемы передачи информации, ККПКТПЯШ1Т11/1Р» Ъ^ГЧигЬт/И^Т ^Г0^1ГТ11/-.Г.И1<ГИ1 1^ |.ГШ11-/»<-.т»1».^~..~~п„„„,.~ 280 Раздел V. Некоторые прикладные отрасли социальной психологии
        : с к          
      (^ *- 3 X 1 •о к        
      § Т \ ё &          
  * 1 1 1 ^? *~~ \ % 1 *""! Гт* 2» * Ориентация на других х о О чэ ь
^— v { Л 5Г - - Т- Т1 Ьз С v т т г" х: Ч ' ^3 Ж Ст1 С г*-   ^ оэ тз з;       Иг
Д^&5й'5р'о52и!52§н'2^:п$Й~ 08 р Низкая Р Высокая §
2 о <^ а ^ *^ р н ° я " ^ ' /-л ^ Н т ГЪ ч/ »4 ' ц •» >— 1 *~<* ы * о 0 г\1 а:.     X <?
: стиль ассоциируется с уходом в сторону, уда^ хологически или физически) из ситуации кон их. Этот стиль идентифицируется с ориентаь — проиграть» или с «силовым» поведением д победы; сокая — на других. Этот стиль ассоциируется [реуменьшать важность различий и акцентиро на общности, совпадениях, чтобы удовлетвор и других, пренебрегая своими собственными \ глаживание, избегание / уход и компромисс: 'грирование --высокая ориентация на себя и стиль включает открытость, обмен информа! [е и проверку различий для достижения эф:ния, приемлемого для обеих сторон; 1ГИ ИЭ1ГИХЭ Х1ЧНХЭЙМНОМ ЧХКЦ ХСЯВ1Г ЯОЙХЭМВЙВ1 хилАсИг ВИНВ1ГИЖО и ихэондэйхои чхнйоахэтгао^ Низкая 0,5 ' Высокая Ориентация на себя 3. Личностные стили регулирования/разрешения конф тация на себя» означает стремление индивида потребности и интересы, в отличие от «ори' [ключающейся в стремлении или предраспо.1 (УохЛ) эинв^99еи ЧЛШ\1 1 И } 1/ Сглаживание (уступчивость)   югия конфликта: теоретические и прикладные аа

 

Доминирование Интегрмрование


Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.005 с.)