Движение общественной вещательной модели по миру. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движение общественной вещательной модели по миру.



Сегодня в мире действует 39 национальных моделей общественного радиовещания[20]: в Австралии, Германии, Дании, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Норвегии, Португалии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии и прочих странах. В том числе и в странах бывшего социалистического лагеря – Болгарии, Армении, Венгрии, Латвии, Литве, Молдове, Польше, Румынии, Чехии, Хорватии, Эстонии.

В истории развития мирового радиовещания отчетливо просматриваются несколько волн обращения к общественной вещательной модели. Ее как козырь в критической ситуации доставали из рукава западноевропейские страны, когда вещание в стране нужно было взять под контроль государства. Ее использовали страны бывшего соцлагеря для безболезненного перехода от тоталитарной, государственно-монополистической системы радиовещания к демократической в 1990-х гг.

Первая волна обращения к общественной модели - 1918 – 1930 гг. - расцвет радиовещания, приход в индустрию частно-коммерческого капитала и определение типа вещательной модели на государственном уровне.

После окончания Первой Мировой войны во многих странах развитие радиовещания переходит в руки коммерческих структур. Где-то как в Бельгии это были местные компании (1923 – радио на французском языке «Belgique» (банковский и промышленный капитал) несколько лет позже – N.V.Radio вещавшее на датском языке – финансировались за счет рекламы и пожертвований слушателей). Где-то как в Англии (1919) и Канаде (1919), на рынок регулярного радиовещания вышла международная компания Маркони, которая начинает вести экспериментальное вещание.

В это же время для многих стран на государственном уровне начинаются вестись споры о роли и значении радио в жизни общества, его функциях, моделях дальнейшего развития отрасли. И по опыту Великобритании на государственном уровне принимается решение о мягкой монополизации отрасли государством через систему афилированных структур. По-прежнему, немалую роль в принятии этих решений играет и опыт соседей, и страх перед повторением опыта США и СССР.

В этот период общественная модель была жесткой. Она базировалась на политической концепции латентного управления в условиях классовой борьбы, многоязычия и прочих социо-культурных особенностей каждой страны, а также на идеях культуртрегерства.

Вторая волна - 1945-1960 годы – послевоенная трансформация вещательных моделей, развитие национальных особенностей радиовещания под влиянием послевоенных факторов, появления телевидения. По окончании войны перед многими странами мира встает вопрос о дальнейшем развитии радиовещания и выборе вещательной модели. Только теперь этот выбор осложняется политическим переделом Европы и началом политического передела мира.

Какие-то страны уже не имеют такого выбора. За них уже выбрали. Страны социалистического лагеря должны принять на себя вещательную модель СССР. Это неизбежное последствие перехода в социалистический лагерь. СМИ интегрированы в идеологическую машину и являются ее рупором. Альтернативы быть не может. Венгрия, Югославия, Польша, Чехословакия, Румыния, Албания, ГДР – принимают советскую вещательную модель.

Франция, Италия, Испания, Западная Германия, Греция – имеют некоторый выбор. Они могут сами выбирать свою радиовещательную модель. Они должны решить сами – кому будет принадлежать контроль за радиовещанием. Будут ли допущены к эфиру частные и коммерческие вещатели? Какой будет система – датируемой из кармана государства, аудитории, или живущая за счет рекламы? И опять, как и 20 лет тому назад, каждая страна решает исходя из своих национальных привходящих обстоятельств.

Страны, пришедшие к общественной модели в ходе второй волны, оказались поставленными перед необходимостью существования в биполярном мире, находящемся в условиях холодной войны. Для многих из них общественная модель стала инструментом борьбы в заданных условиях, каналом внешней и внутренней пропаганды разной мощности и открытости. Это было неизбежное последствие политических процессов, движущих миром. При этом для этого периода оказалось характерным и начало взаимопроникновения национальных вещательных систем, влияние американской коммерческой модели и массовой культуры. Это вынудило ряд стран начать отходить от однозначной позиции культуртрегерства в пользу сохранения аудитории.

Третья волна 1990 – 2000 годы – трансформация вещательных моделей, развитие национальных особенностей радиовещания под влиянием развития новых технологий Интернета, спутниковой связи, социо-культурных и политических изменений в жизни мирового сообщества, распространения развлекательной американской модели.

Для стран бывшего социалистического лагеря характерен переход из системы государственного радио в систему общественного. При этом за радио сохраняются все функции: меняется только название. Во многом это политический шаг. Им нужно продемонстрировать мировому сообществу свой отказ от прежнего тоталитарного пути развития. К тому же переход на общественную модель существенно облегчает вступление в Европейский Союз[21].

Общественная модель переходит на еще более облегченный вариант. В условиях существования коммерческой модели происходит трансформация функций общественного радио, особенно в вопросах информационной и культурной политики. Информационная концепция сдвигается в сторону широкого нейтрального информирования. Музыкальная и культурная – удовлетворение национальных интересов, музыкальных не форматных пристрастий, развитие некоммерческой культуры.

 


[1] См.подробнее Paulu B. Radio and television broadcasting on the European continent. Minneapolis, 1967. Namurois A. Problems of structure and organization of broadcasting in frame work of radio communications. Geneva, 1964.

[2] См. подробнее Head S.W. Broadcasting in America. A survey of television and radio. New York, 1972.

[3] Далмейгер Д. Общественное вещание: опыт Нидерландов// Как создать общественное вещание в России? Т.1. М., 2002. С. 31.

[4] Как создать общественное вещание в России? Т.1. М., 2002. С.48.

[5] См. подробнее Head S.W. Broadcasting in America. A survey of television and radio. New York, 1972.

[6] Копейка А. От телевидения власти к телевидению общества. // Как создать общественное вещание в России? Т.1. М., 2002. С. 67.

[7] В январе 2001 года сотни жителей Праги вышли на улицу возмущенные попытками парламента управлять чешским телевидением. Ответом на это было создание в Чехии общественного телевидения.

[8] См.подробнее Paulu B. Radio and television broadcasting on the European continent. Minneapolis, 1967. Namurois A. Problems of structure and organization of broadcasting in frame work of radio communications. Geneva, 1964.

[9] Namurois A. Problems of structure and organization of broadcasting in frame work of radio communications. Geneva, 1964.

[10] См. подробнее Paulu B. Radio and television broadcasting on the European continent. Мinneapolis, 1967.

[11] Emery W.B. National and International Systems of Broadcasting. Their history, operation and control. Michigan State University Press, 1969. P.82.

[12] Emery W.B. National and International Systems of Broadcasting. Their history, operation and control. Michigan State University Press, 1969. P.86.

[13] См. подробнее BBC Handbook, 1965.

[14] См. подробнее Владимир Буковский против Би-Би-Си//Известия №213, 22.11.2002.

[15] Head S.W. Broadcasting in America. A survey of television and radio. New York, 1972. С.9

[16] Доклад опубликован в Интернете по адресу: http://www.internews.ru/books/publictv/23.html

[17] Энциклопедия общественного радио. М., 2005. С.33.

[18] Head S.W. Broadcasting in America. A survey of television and radio. New York, 1972.

[19] Энциклопедия общественного вещания. М., 2005. С. 5.

[20] Там же. С. 15.

[21] Об этом писала Вартанова Е.Л. Информационное общество после социализма/ Национальные модели информационного общества. М., 2004. С. 202, 203, 188.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.009 с.)