Функциональные заболевания сердечно-сосудистой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональные заболевания сердечно-сосудистой



Системы

В последние годы отмечается тенденция роста числа детей с функциональными расстройствами сердечно-сосудистой системы. Распространенность вегетативных дисфункций (вегетососудистой дистонии, вегетативного невроза, нейроциркуляторной дистонии, астеноневротического синдрома) у детей и подростков составля­ет 20—30% в популяции (Л.М.Беляева, Е.К.Хрусталева).

Нейроциркуляторная дистония. Это нейровегетативная дисфунк­ция с преимущественными нарушениями регуляции сердечно­сосудистой системы. Одна из самых распространенных форм веге­тоневроза в детском возрасте. Различают следующие типы нейро­циркуляторной дистонии: гипертонический, гипотонический, кардиальный.

Гипертонический тип обычно проявляется в пубертатный пери­од. Для него характерны: периодическое повышение артериально­го давления (преимущественно САД); головные боли; снижение работоспособности (особенно в первой половине дня) и повы­шенная утомляемость; плохое самочувствие и преходящая тахи­кардия; боли в области сердца сжимающего или ноющего харак­тера. К причинам, вызывающим указанные состояния, относятся как значительные, так и незначительные эмоциональные, умствен­ные или физические нагрузки. Показатели АД повышаются до 135/85— 140/90 мм рт. ст. при норме 125/75— 130/80 мм рт. ст. для детей 12—14-летнего возраста со средним уровнем физического развития.

Гипотонический тип характеризуется повышенной утомляемо­стью, частыми головными болями, рассеянностью внимания, снижением памяти, снижением АД. Ребенок жалуется на боли в области сердца, головокружение, нарушение сна.

Кардиальный тип характеризуется изменениями в сердце, ко­торые возникают в результате нарушений нейрогуморальной ре­гуляции. Это синоним термина «функциональная кардиопатия».

Функциональные изменения сердца связаны с нарушением транспортной функции сердца, что характерно для периода ин­тенсивного роста опорно-двигательного аппарата ребенка, соот­ветствующего первому скелетному вытяжению (6 — 7 лет). Орга­нических изменений со стороны сердечно-сосудистой системы не отмечается.

Клиническая картина характеризуется наличием тахикардии, повышенной утомляемости и потливости, шумов в сердце.


 




Лечение. Является комплексным и длительным. Вначале необ­ходимы нормализация режима дня и оптимизация соотношения физических и умственных нагрузок. Борьба с гиподинамией, за­каливающие процедуры, занятия лечебной гимнастикой и физи­ческой культурой по типовой школьной программе, посещение бассейна и сауны — обязательные составляющие лечебной про­граммы для детей. Целесообразным и очень важным является уст­ранение конфликтных ситуаций в семье и в школе. Сбалансиро­ванное, богатое минеральными веществами и витаминами пита­ние, соответствующее возрасту ребенка и его конституции, до­полняет комплексное лечение. Широко используется физиотера­певтическое лечение: гальванизация по рефлекторно-сегментар-ной методике, парафин, озокерит на шейно-затылочную область. Может быть рекомендован электрофорез лекарственных веществ на верхнешейный отдел позвоночника. При недостаточной эффек­тивности перечисленных лечебно-оздоровительных мероприятий назначается медикаментозная терапия. Л. М. Беляева и Е. К. Хруста-лева рекомендуют начинать медикаментозное лечение с фитотера­пии. При недостаточном успокаивающем эффекте подключаются психолептики.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику наиболее распространенных заболеваний сер­дечно-сосудистой системы в детском возрасте.

2. Какова клиническая картина ревматизма?

3. Расскажите о поэтапном консервативном лечении этого заболева­ния.

4. Что такое миокардит? Назовите его разновидности.

5. Охарактеризуйте клиническую картину миокардита.

6. Расскажите о лечении этого заболевания.

7. Дайте определение нейроциркуляторной дистонии и характеристи­ку типов этого заболевания.

8. Расскажите о функциональных изменениях сердца у детей.

Глава 36 ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Бронхит

Бронхит — это воспалительное заболевание бронхов. Различа­ют острый и рецидивирующий бронхиты. Острый бронхит по тра­диционной классификации имеет три формы: простую, обструк-тивную и бронхиолит. Простая форма отличается отсутствием вы­раженных проявлений синдрома бронхиальной обструкции; она


может возникать в любом возрасте. При обструктивном бронхите и бронхиолите симптомы дыхательных нарушений доминируют; эти формы встречаются у детей в первые 3 года жизни. Для боль­шинства детей воспалительный процесс проходит бесследно, од­нако у некоторых сохраняется повышенная реактивность брон­хов, которая к 2 —3-м годам проходит. У детей с аллергической предрасположенностью сохраняется опасность развития бронхи­альной астмы.

Острый бронхит. Достаточно распространенное заболевание органов дыхания у детей; частота его распространения в возрасте до 4 лет составляет 200 — 250 случаев на 1000 детей (В. К.Таточен-ко). Наиболее тяжелое течение заболевания отмечается у детей грудного возраста.

Чаще всего бронхит вызывается PC-вирусом, вирусами пара­гриппа, аденовирусами, реже — стафилококками, стрептококка­ми. Бронхит может развиваться в продромальном периоде кори или в катаральном периоде коклюша. В раннем возрасте затяжное течение и повторные рецидивы болезни характерны для детей, страдающих рахитом, экссудативным диатезом. В старшем возрас­те они, как правило, связаны с наличием воспалительных про­цессов в носоглотке, развивающихся из-за нарушения правиль­ного носового дыхания, увеличения аденоидов, гипертрофии мин­далин, а также при искривлении носовой перегородки. Лишь у некоторых детей такое течение заболевания может принимать аст­матический характер и стать одной из причин развития бронхи­альной астмы.

Клинически бронхит проявляется повышением температуры тела до 38 — 39°, которая держится в течение 2 — 4 дней.

При простом бронхите кашель быстро становится влажным и через 7—10 дней проходит, однако у некоторых детей покашли­вание или редкий кашель может сохраняться 2 — 3 нед (слизь про­должает отделяться). Дети до 3 — 4 лет обычно мокроту не откашли­вают, а заглатывают. Если кашель держится дольше (до 2 — 4 нед), оправданно проведение рентгенологического исследования, цель которого — исключить более серьезные причины данного состоя­ния. Выслушиваются сухие хрипы; при бронхиолите хрипы «влаж­ные».

При обструктивной форме бронхита и бронхиолите, на фоне невысокой температуры, на 1 — 3-й день развивается одышка (50 — 70 дыхательных движений в минуту); выдох изменяется и стано­вится свистящим. Бронхоспазм играет значительную роль в разви­тии обструктивной формы бронхита.

Дыхательная недостаточность сохраняется при разных формах бронхита от 2 до 12 дней. Может возникать цианоз: сначала паль­цев и верхней губы, затем других участков кожи. В начале болезни при бронхиолите может развиваться конъюнктивит. Течение брон-


 




хита, как правило, гладкое, без осложнений; даже у маленьких детей болезнь редко осложняется пневмонией.

Лечение комплексное, чаще всего осуществляется в домашних условиях. Исключение составляют дети грудного возраста с выра­женными проявлениями бронхиальной обструкции. Лечение вклю­чает обильное питье, поливитамины, аспирин, отхаркивающие средства. При снижении температуры используются горчичники, банки на заднюю поверхность грудной клетки, баночный массаж спины. Возможно использование специального ингалятора «Инга-липт». При тяжелом бронхите назначают антибиотики, сульфани­ламиды, бронхолитические препараты. В период обострения при­меняются отхаркивающие средства (либексин, бронхолитин), ин­галяции подогретой минеральной водой, раствором питьевой соды или эвкалиптового масла. Постельный режим, дренажные положе­ния, физические и дыхательные упражнения, тепловые процеду­ры, паровые ингаляции составляют основу консервативного лече­ния детей. Различные средства ЛФК можно применять со 2 —3-го дня начала болезненного процесса. Субфебрильная температура не является противопоказанием к назначению средств ЛФК: лечения положением, физических упражнений, массажа; в дальнейшем — закаливания. Постуральный дренаж с вибромассажем грудной клетки выводит вязкую мокроту, которая при кашле не удаляется.

Рецидивирующий бронхит. Диагностируется у детей, болеющих острым бронхитом 3 раза в год и более. Чаще всего встречается у дошкольников. Обострения возникают на фоне ОРВИ, которые у большинства детей редко вызывают бронхит. Между обострения­ми дети являются практически здоровыми.

Рецидивирующий бронхит протекает по типу острого бронхита, но с удлиненным периодом кашля — 2 — 4 нед. Кашель влажный, усиливающийся в ночное время. Продолжительность периода по­вышения температуры такая же, как и при остром бронхите, — 3 — 5 дней, однако субфебрилитет сохраняется неделями после обо­стрения. Может выявляться скрытый бронхоспазм.

В младшем школьном возрасте бронхиты встречаются реже или вообще не возникают. Лишь у детей с бронхоспазмом заболевание может перерасти в астматический бронхит.

Леченые рецидивирующего бронхита в период обострения та­кое же, как и острого бронхита. Отличие заключается в длитель­ности воздействия применяемых средств. В период обострения наз­начают антибиотики, отхаркивающие средства, бронхолитики, средства, разжижающие мокроту, обильное питье.

Дыхательная гимнастика и физиотерапевтические процедуры (ингаляции) являются обязательными составляющими комплек­сного лечения. Терапевтический эффект становится более стой­ким, если восстановительное лечение осуществляется в условиях санатория.


Острая пневмония

Острая пневмония — это острое воспалительное заболевание легких инфекционной природы с вовлечением в процесс всех структурных элементов легочной ткани и обязательным пораже­нием альвеол легких. Частота распространения острых пневмоний у детей составляет 5—15 случаев на 1000 детей; чаще болеют дети в возрасте от 1 до 3 лет.

Этиология. Острая пневмония — заболевание полиоэтиологи-ческое, возбудителями которого могут быть вирусы, бактерии, патогенные грибки и т.д. Основными являются пневмококки (70 — 80%), гемофильная палочка и стафилококки (по 5—10% соот­ветственно). Вирусные инфекции (грипп, корь и др.) становятся причиной развития пневмонии лишь в 30 —50 % случаев. Причи­нами заболевания также могут быть: недоношенность; переохлаж­дение; нарушение иммунных реакций; попадание слизи из зева в дыхательные пути при поперхивании из-за нарушения акта глота­ния. Так, дети с «привычным» поперхиванием составляют группу риска развития пневмонии.

Современная классификация. Различают сегментарную, очаго­вую (бронхопневмония), крупозную и интерстициальную пнев­монии. Воспалительный процесс при сегментарной пневмонии распространяется на один или несколько сегментов и долго рас­сасывается. Воспаление легочной ткани при очаговой пневмонии выходит за границы сегментов легкого, которые, сливаясь, могут занимать объем нескольких сегментов. При очаговой и сегментар­ной пневмонии поражаются мельчайшие бронхи, отмечается их закупорка. При крупозной пневмонии воспалительный процесс распространяется на целую долю легкого.

По степени тяжести заболевания острая пневмония бывает ос­ложненной и неосложненной, по характеру течению — острой и затяжной.

Клиническая картина. Может отмечаться внезапное начало за­болевания на фоне полного здоровья или медленное начало на фоне ОРВИ. Температура повышается с первого дня и достигает 38 — 40° и выше. Появляется кашель, нередко болезненный. У ре­бенка отмечаются повышенная возбудимость или заторможенность и сонливость; нарушается аппетит, учащается дыхание. Показате­ли ЧСС возрастают до 150—160 уд./мин. У маленьких детей неред­ко отмечается вздутие живота. Участие в воспалительном процессе плевры может вызывать боли в животе и боку. Из-за уменьшения растяжимости легочной ткани вдох затруднен в большей степени, чем выдох.

Лечение. Направлено на борьбу с инфекцией, устранение ды­хательной и сердечно-сосудистой недостаточности, восстановле­ние бронхиальной проходимости, ликвидацию морфологических


 




изменений в легких (рассасывание очагов воспаления). Показана диетотерапия с достаточным содержанием витаминов А и С, а также с употреблением большого количества жидкости, которая теряется из-за высокой температуры тела, одышки и рвоты. Анти­бактериальная терапия назначается сразу же после установления диагноза. Для устранения дыхательной недостаточности и гипок-семии применяют бронхоспазмолитические и отхаркивающие сред­ства, вибромассаж и позиционный дренаж. Борьба с гипертерми­ей проводится при температуре тела свыше 38,5°. Начиная с ост­рого периода болезни, назначают отвлекающую и рассасываю­щую терапию: УВЧ, горчичники, горчичные и масляные оберты­вания. В подостром периоде назначают: электрофорез с хлорис­тым кальцием, алоэ и другими лекарственными веществами; УФО на грудную клетку; коротковолновую диатермию; ингаляции.

На протяжении всего восстановительного периода широко ис­пользуются различные средства лечебной физкультуры: активные, пассивные и рефлекторные упражнения, звуковую гимнастику, дыхательные упражнения, массаж и вибромассаж.

Процесс выздоровления при своевременно начатом лечении протекает быстро и без осложнений. Ребенок, перенесший пнев­монию, может считаться полностью здоровым через 1 — 2 мес.

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма — это инфекционно-аллергическое заболе­вание, с характерными приступами удушья вследствие сужения просвета мелких бронхов и активной репродукции экссудата. У де­тей чаще всего встречается инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы. Частота распространения бронхиальной аст­мы в России, согласно педиатрической статистике, — 1 %; по данным американских специалистов, дети с астматическими про­явлениями составляют от 2 — 3 до 4 —7 % (В. К.Таточенко). В дет­ском возрасте мальчики болеют чаще, чем девочки; в подростко­вом возрасте эти различия сглаживаются (В.К.Таточенко).

Этиология. Причины, вызывающие развитие данного заболе­вания, разнообразны. Имеется бесконечное множество аллерге­нов: домашняя пыль, перо, плесень, запах определенных видов пищи (например, жареной рыбы). Существуют продукты, имею­щие антигены, сходные с отдельными видами пыльцы. Отмече­ны случаи развития приступов астмы при употреблении яблок, орехов, моркови у детей с повышенной чувствительностью к пыльце березы.

Широко известна зависимость приступа астмы от приема ле­карств или эмоциональных стрессов; от вдыхания холодного су­хого воздуха или очень теплого (в сауне); от интенсивных физи-


ческих нагрузок. Следует отметить, что плавание в бассейне не вызывает бронхоспастической реакции.

Клиническая картина. У больного ребенка периодически отме­чаются приступы удушья, связанные с резким сужением просвета бронха. Затрудняется дыхание (особенно выдох), в легких задер­живается воздух, отмечается растяжение альвеол. Вдох становится коротким, выдох — замедленным, с характерным свистящим зву­ком. Нарушается взаимодействие различных отделов центральной нервной системы, регулирующих функции гладкой мускулатуры бронхов. Повышенная возбудимость нервной системы приводит к возникновению рефлекторных спазмов бронхов и бронхиол под влиянием аллергенов.

Приступу удушья предшествуют повышенная возбудимость, раздражительность или состояние угнетенности, а также непри­ятное ощущение в области груди, свистящие хрипы. При ин-фекционно-аллергической форме астмы ее предвестником ста­новится инфекция дыхательных путей. Во время приступа груд­ная клетка расширена и приподнята; мышцы надплечий на­пряжены, голова втянута; дыхание шумное, сопровождающее­ся свистом и хрипами. Ребенка беспокоит сухой затрудненный, изнурительный кашель. Невозможно осуществить выдох; зрач­ки расширены, пульс учащен. У детей с многолетней бронхи­альной астмой изменяется форма грудной клетки — она стано­вится бочкообразной.

Лечение. К средствам восстановительного лечения относятся— общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения на рас­слабление, массаж, спелеотерапия, дозированная ходьба, фито­терапия. Комплексное использование традиционной методики ле­чебной гимнастики с включением элементов релаксации, дре­нажной гимнастики Б.С.Толкачева, йоготерапии способствует улучшению функции внешнего дыхания.

Наряду с традиционными методиками лечебной гимнастики в практике физической реабилитации при бронхиальной астме ис­пользуют нетрадиционные методики дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие формы бронхита вам известны и чем они отличаются?

2. Расскажите о клинической картине острого бронхита.

3. Охарактеризуйте методы лечения бронхитов (острого и рецидиви­рующего).

4. Дайте определение острой пневмонии и причины данного заболе­вания.

5. Расскажите о методах и средствах лечения пневмонии.

6. Какова распространенность бронхиальной астмы среди детей?

7. Охарактеризуйте восстановительное лечение бронхиальной астмы.


 




Глава 37 ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.025 с.)