Тема 3. «коммерческая информация и ее защита. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. «коммерческая информация и ее защита.



ТЕМА 3. «КОММЕРЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ЗАЩИТА.

ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель занятия: закрепление теоретических знаний студентов о сущности, содержании и особенностях информационного обеспечения коммерческой деятельности предприятий, понятии коммерческой тайны.

Требования к знаниям и умениям студентов

При изучении данной темы студенты должны знать:

- содержание информационной базы коммерческой деятельности;

- технологию сбора, хранения, использования и распространения информации;

- виды информации о покупателях, мотивах покупок, конкурентной среде и конъюнктуре рынка;

- содержание понятий «коммерческая тайна» и «коммерческий секрет»

При изучении данной темы студенты должны уметь:

- систематизировать понятия, связанные с информационным обеспечением коммерческой деятельности;

- характеризовать основные источники получения информации и проводить их систематизацию.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Осуществление информационной поддержки коммерческой деятельности участников рыночных отношений.

2. Правовое регулирование информационного обеспечения коммерческой деятельности.

3. Технология и индустрия коммерческого распространения информации.

4. Содержание и порядок формирования информационной базы о покупателях и мотивах покупок.

5. Содержание и порядок формирования информационной базы о рыночной ситуации и о товарах.

6. Содержание и порядок формирования информационной базы о конкурентной среде.

7. Характеристика основных источников получения информации о развитии коммерческой деятельности.

8. Понятие коммерческой тайны и коммерческого секрета.

9. Характеристика способов защиты коммерческой информации.

10. Интеллектуальная собственность: понятие, виды и роль в создании имиджа фирмы.

11. Порядок получения лицензий на товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров.

12. Фирменное наименование предприятия как фактор стабилизации рыночных позиций предприятия-участника рынка.

 

Темы рефератов:

1. Коммерческая информация как элемент снижения вероятности коммерческого риска предприятий.

2. Информационная поддержка бизнеса, ее структура и особенности функционирования в современных условиях.

3. Развитие глобальной информационной сети, ее использование в коммерческой деятельности.

4. Патентное право как форма защиты интеллектуальной собственности предприятий. Особенности выдачи и действия патентов в России и за рубежом.

5. Международное законодательство в области защиты коммерческой тайны и интеллектуальной собственности.

6. История образования и деятельности на рынке всемирной организации интеллектуальной собственности.

7. Организация и особенности защиты авторских прав.

Рекомендуемая литература

1. Журналы «Риск: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция», «Маркетинг в России и за рубежом», «Коммерческие идеи», «Коммерческий директор», «Рынок», «Современная торговля», «Новости торговли», за последние три года.

2. ВЕБ – сайты Интернета.

3. Компьютерная программа Торговый кодекс РФ, система ГАРАНТ; Консультант плюс, Инфомарт.

 

СИТУАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Цель задания

Конкуренция между предприятиями, организациями, предпринимателями является важнейшим фактором повышения эффективность экономической системы рыночного типа. Конкуренция является сильнейшим способом непрерывной активизации субъектов рынка. В условиях рынка конкуренция проявляется в виде экономической борьбы между производителями или поставщи­ками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия про­изводства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей ком­мерческой деятельности, а иными словами за место на рынке, за большую норму прибыли на вложенный капитал. Рынок предполагает наличие нескольких видов конкуренции.

В условиях рынка предприятиям важно разработать свои конкурентные стратегии, которые позволили бы данной фирме иметь конкурентные преимущества по сравнению с другими участниками рынка. Конкурентные преимущества предприятия могут быть разделены на две категории: «превосходство в умении» и «превосходство в ресурсах».

Превосходство предприятия в умении обусловлено эффективностью работы маркетологов и сбыто­виков и включает в себя ноу-хау в исследованиях и проектировании, умелое использование возможностей маркетинга, умение организовать стимулирование сбыта, инициативность всех звеньев производственно-сбытовой деятельности. Превосходство предприятия в ресурсах обусловлено наличием и умелым использованием различных ресурсов: трудовых, финансовых, материально-технических, инвестиционных.

Наличие преимуществ предприятия над другими участниками рынка позволяет говорить о конкурентоспособности фирмы. Для того чтобы предприятие смогло занять высокие конкурентные позиции и быть конкурентоспособным, необходимо формирование информационной базы о фирмах-конкурентах, исследование сильных и слабых сторон конкурентов, разработка карты собственной конкурентоспособности.

Целью данного задания является исследование конкурентных стратегий организации и выработка информационных карт для оценки собственной конкурентоспособности. Для выполнения задания используются исходные данные, приведенные ниже.

Описание ситуации

Кондитерская фабрика «Альянс Кондитер» провела исследование конкурентной среды на региональном рынке за истекшие три года. В результате исследования было выявлено, что за последние годы произошло снижение конкурентных позиций фирмы. Это проявилось, прежде всего, в том, что, несмотря на рост экономических показателей работы организации, наличие положительной тенденции увеличения объемов спроса потребителей на продукцию кондитерской фабрики «Альянс Кондитер», оно являлось убыточным, снизился охват оборотом розничной торговли покупательных фондов населения области с 24,2 % до 21,3 %.

В связи с этим директор кондитерской фабрики «Альянс Кондитер» поручил начальнику коммерческого отдела провести исследование возможных конкурентных стратегий организации, с целью усиления конкурентных преимуществ фабрики на региональном потребительском рынке.

Для решения ситуационного задания необходимо проанализировать возможные конкурентные стратегии кондитерской фабрики «Альянс Кондитер» на региональном рынке и разработать карту оценки собственной конкурентоспособности на основе исходных данных, приведенных ниже.

 

Условия и исходные данные для выполнения задания

Коммерческий отдел кондитерской фабрики «Альянс Кондитер» провел анализ собственной деятельности и выявил четыре основные конкурентные стратегии на региональном рынке. Каждая из изученных конкурентных стратегий предусматривает возможность учета зависимости роста доли рынка от роста потребительского рынка и наличия конкурентных преимуществ в зависимости от привлекательности рынка:

- конкурентная стратегия, в которой при высоких темпах роста потребительского рынка и низкой относительной доле рынка, занимающей продукцией кондитерской фабрики, необходимым является либо способствовать продвижению избранных товаров, либо убрать отдельные товары с рынка;

- конкурентная стратегия, в которой при низких темпах роста потребительского рынка и низкой относительной доле рынка, занимающей продукцией кондитерской фабрики, необходимым является либо убрать отдельные товары с рынка, либо полностью ликвидировать реализацию неходового товара;

- конкурентная стратегия, в которой при высоких темпах роста потребительского рынка и высокой относительной доле рынка, занимающей продукцией кондитерской фабрики, необходимым является дальнейшее продвижение товара по избранному каналу сбыта с рекламным подкреплением;

- конкурентная стратегия, в которой при низких темпах роста потребительского рынка и высокой относительной доле рынка, занимающей продукцией кондитерской фабрики, необходимым является продолжение избранной стратегии сбыта по конкретному товару.

Для каждой из указанных конкурентных стратегий был определен объем производства, позволяющий кондитерской фабрике «Альянс Кондитер» реализовать свои цели на потребительском рынке.

Конкурентные стратегии, применяемые кондитерской фабрикой «Альянс Кондитер», должны учитывать характер и потенциал конкурирую­щих сил рынка, которые формируют и отслеживают его динамику, диффузию потребителей и конкурентов в маркетинговой среде.

Для того чтобы кондитерская фабрика «Альянс Кондитер»смогла сформировать и в дальнейшем использовать эффективную конкурентную стратегию на потребительском рынке, необходимо иметь коммерческую информацию о развитии рынка, его движущих сил, конкурентов и потребителей.

Методические рекомендации по выбору конкурентной стратегии для кондитерской фабрики «Альянс Кондитер» и составлению конкурентной карты рынка приведены ниже.

Основными конкурентами фабрики по видам выпускаемой продукции являются три предприятия: пищекомбинат, хлебокомбинат и консервный комбинат. Каждый из них занимает выгодную рыночную позицию и обслуживает около 70 % потребителей региона.

Виды сбытовых каналов продукции по конкурирующим предприятиям представлены в табл. 1.

Конкурирующие с кондитерской фабрикой «Альянс Кондитер» производственные предприятия относятся к разряду активных и представляют на рынок аналогичную продукцию. При этом конкуренция осуществляется и по способам продвижения товаров на региональный рынок и по розничным ценам.

Таблица 1

Примерная карта конкурента

Критерии Состав критерия Баллы
+5                   -5
Стратегия Стратегическое ориенти­рование на цель                      
Система планирования                      
Контроллинг                      
Менеджмент Ориентация на рынок                      
Управляемость                      
Стиль руководства                      
Динамика                      
Профессиональная, ком­петентность                      
Способность к инновациям                      
Рынок (А) Объем                      
Рост                      
Предложение (А) Доля рынка                      
Актуальность                      
Качество                      
Техническое состояние                      
Широта ассортимента                      
Уровень специализации                      
Рынок (Б) Объем                      
Рост                      
Доля на рынке                      
Предложение (Б) Актуальность                      
Качество                      
Широта ассортимента                      
Уровень специализации                      
Маркетинг Стратегия на рынке                      
Количество                      
Качество                      
Интенсивность                      
Организация                      
Сбыт Качество на внутреннем рынке                      
Качество за рубежом                      
Количество внутри страны                      
Количество за рубежом                      
Служба потребителей                      
Технология поставок                      
Исследова­ния и разра­ботки Инновационный потенциал                      
Практичность                      
Рациональность                      
Внедрение                      
Производ­ство Мощность                      
Загрузка                      
Организация                      
Нoy-хау                      
Национальность                      
Техническая оснащен­ность                      
Администрация Качество                      
Система бухучета                      
Национальность                      
Организация Оргструктура                      
Использование ЭВМ                      

 

ТЕМА 3. «КОММЕРЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ЗАЩИТА.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.019 с.)