Жан батист Сэй. (1767 - 1832гг. ) - французский экономист. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жан батист Сэй. (1767 - 1832гг. ) - французский экономист.



Ж.Б.Сэй - идеолог крупной буржуазии; сторонник свободной торговли и невмешательства государства в экономику.

Главная работа Сэя - "Трактат политической экономии" (1803).

Ж.Б.Сэй выступил против трудовой теории стоимости Д.Рикардо. Он считал, что в основе собственности лежат полезность, издержки производства, соотношение спроса и предложения.

В основу издержек производства он положил теорию трех факторов производства. Согласно этой теории в создании этой стоимости равноправно участвуют труд, земля и капитал, которые соответственно являются источниками доходов общества - заработной платы, прибыли и ренты; совокупность доходов и составляет стоимость товара.

Этой теорией Сэй проповедывал гармонию классовых интересов.

Сэй сформировал закон рынка: обмен продукта на продукт автоматически ведет к равновесию между куплей и продажей. "Продукт уплачивается за продукт".

Суммарная ценность предложения, по Сэю, всех товаров всегда в точности равна совокупному спросу на них (это когда деньги используются только как счетные, как средства обращения).

(это тождество обычно именуемое законом Вальраса) просто формулирует логическую невозможность перепроизводства всех товаров в бартерной экономике, где деньги есть лишь счетные единицы.

По Сэю, на протяжении определенного промежутка времени любые расхождения между спросом и предложением должно проявляться как положительный или отрицательный спрос на деньги: либо , либо .

Избыточному предложению товаров соответствует избыточный спрос на деньги. Тождество Сэя означает, что денежный рынок всегда находятся в равновесии, потому что независимо от уровня цен люди выносят товары на рынок для того, чтобы "немедленно" использовать вырученные деньги для предъявления спроса на другие товары.

Закон рынка Сэя "предложение создает соответствующий спрос" неявно постулирует процесс саморегуляции. Это равенство Сэя утверждает: при условии гибкости цен система стремится к равновесию с полной загрузкой мощностей, что в условиях денежной экономики (совершенной конкуренции) перепроизводство невозможно. Согласно его концепции любое увеличение продукции автоматически порождает эквивалентное увеличение расходов и доходов, причем в размерах, способных поддерживать экономику в состоянии полной занятости. Следует признать состоятельность этого равенства для статического состояния экономики, а вот для динамического состояния экономики это равенство абсолютно неубедительно.

Историческая школа

 

Ее методологическая установка - отрицание роли научной абстракции в экономическом анализе. Абстрактный метод подменяли эмпиризмом.

Представитель исторической школы уклонялись от анализа проблем общественного развития. Они в принципе отрицали саму возможность создания общей теории политической экономии. В отличие от классической политической экономии этой школой отрицался закономерный характер экономической жизни общества. Чрезмерно преувеличивая национальные особенности, представители данной школы утверждали, что каждая страна развивается своим особым путем. Поэтому политическая экономия, по их мнению, не может быть интернациональной наукой, а может быть только национальной. Представители исторической школы восставали против любых попыток вывести общие положения для экономики всех стран. Такой подход приводил представителей исторической школы к подмене анализа объективных экономических законов развития общества поверхностной классификацией, произвольным подбором и мелочным описаниям исторических фактов.

Данная школа получила развитие в той или иной степени во многих странах, но основное ее ядро сложилось в Германии после франко-прусской войны. Представители немецкой исторической школы были Густав фон Шмоллер и Макс Вебер.

Г.Шмоллер (1838 - 1917гг.). Он редактировал “Ежегодник законодательного управления и народного хозяйства” (“Ежегодник Шмоллера”). В этом ежегоднике он упорно отстаивал мысль о том, что абстрактные положения “не открывают путей для плодотворного развития экономической мысли”; достичь этой высокой цели, по словам Шмоллера, можно лишь на основе тщательного использования описательного материала, исторических фактов и статистических данных. Его главная работа - “Основы общего учения о народном хозяйстве” (1903г.). По мнению Шмоллера экономисты не смогли в достаточной степени исполнить фактический материал, а потому сумели выдвинуть лишь некоторое число “полуистин” и “спорных обобщений”. Теоретические проблемы он фактически снимал. По Шмоллеру, созданию экономической теории должно предшествовать конкретное историческое исследование. Поскольку поведение экономических субъектов (индивидов, групп) есть результат взаимодействия различных факторов, объектом исследования в экономической науке являются намерения хозяйственных индивидов, уровень развития техники, характер существующих социальных институтов, природные и прочие условия. Г.Шмоллер полагал, что политическая экономия, как основная общественная наука, включает в себя психологию, социологию, географию и т.п.; она имеет нормативных характер и открывает возможность этических оценок и практических рекомендаций.

М.Вебер (1864 - 1920гг.). - немецкий юрист, социолог, историк, экономист; профессор в Берлине, Фрейбурге, Гейдельберге, Мюнхене. В своих исследованиях истории производства и хозяйства, социально-экономического и политического развития М.Вебер уделял значительное внимание методологическим проблемам. В своей работе “Протестантская этика и дух капитализма” (1904г.) он преувеличенное внимание уделил влиянию идеологических факторов на экономическое развитие, как, например, влияние христианства на возникновение и формирование капиталистического общества.

 

Англо-американская школа

(неоклассика)

 

В 90-е годы XIX века сформировалась новая школа - англо-американская. Экономические условия появления этой школы:

- рост концентрации и монополизации производства;

- вызванная этими новыми условиями необходимость разработки основ экономической политики фирм.

Представитель этой школы развивают дальше принципы маржинализма и, используя теорию предельной полезности и факторов производства, сосредоточили основное внимание на создании развернутой теории цены.

Главой английской (кембриджской) школы был Альфред Маршал.

Альфред Маршал (1842 - 1924гг.). Он наиболее полно развил учение классической школы и положил начало неоклассическому направлению, используя основные поскулаты классики::

- об экономической свободе (экономический либерализм);

- об автоматическом саморегулировании;

- об отрицательных последствиях государственного вмешательства.

Сам Маршалл объявил Д.Рикардо одним из авторов теории предельной полезности, а себя - продолжателем рикардовского учения.

С 70-х годов ХХ века наблюдается рост популярности неоклассического направления (так называемое неоклассическое возрождение).

Основные работы А.Маршалла: “Экономика промышленности” (1889г.), “Промышленность и торговля” (1919г.), “Деньги, кредит и торговля” (1923г.). Но главную популярность принесла работа “Принципы политической экономии” (1890г.).

В этой работе Маршалл пытался сделать политическую экономию математической наукой и предлагал политическую экономию назвать “экономикой”. Маршалл считал, что центр тяжести по проблеме стоимости необходимо перенести на изучение закономерностей взаимодействия спроса и предложения: в каждой данной ситуации он принимает постоянными все элементы, кроме одного и исследует последствия изменения этого одного элемента.

Этот аналитический метод Маршалла называют методом частичного равновесия.

Теория цены А.Маршалла является симбиозом трех теорий: издержек производства, предельной полезности, спроса и предложения.

По его мнению устойчивая цена (цена равновесия) устанавливается в точке пересечения кривых спроса и предложения, то есть когда спрос уравновешивается предложением.

Маршалл сделал вывод, что “цена спроса”, которую покупатель согласен уплатить за товар, определяется полезностью товара, при этом саму полезность рассматривал как максимальную цену, которую может уплатить за товар покупатель.

А.Маршалл в “Принципах политической экономии” (1890г.) утверждал, что предельные полезности, соизмеримые в денежных единицах, выступают на рынке как максимальные цены, которые потребители готовы уплатить за то или иное благо и называл их ценами спроса. Для объяснения этого закона спроса А.Маршалл в “Принципах политической экономии” приводит пример покупки и потребления чая, отмечая, что потребитель будет покупать разное количество чая в зависимости от цены.

При разработке проблем спроса А.Маршалл ввел понятие “эластичность спроса”, (функциональную зависимость спроса от изменения цены), при этом А.Маршалл говорил, что наиболее неэластичный спрос на воду, соль, картофель, сахар и другие товары массового потребления, то есть в случае, если изменение спроса на товар массового потребления, то есть в случае, если изменение спроса на товар происходит в меньшей степени, чем изменение цены, спрос будет неэластичным.

Итак, одна основа концепции цены - спрос.

Другой основой концепции цены Маршалла являлось предложение.

Он считал, что кривая возрастающих издержек и цен предложения определяются субъективными переживаниями производителей.

А.Маршалл издержки производства сводил к комплексу отрицательных эмоций, связанных с расходованием рабочей силы и воздержанием предпринимателей (усталости рабочих, тягостные переживания предпринимателей в связи с отказом от непроизводительного потребления и страхом, беспокойством с возможностью банкротства).

В “Принципах политической экономии” А.Маршалл рассматривал механизм динамики издержек производства в зависимости от изменения объема производства на микроэкономическом уровне (применительно к отдельным предприятиям).

Он выделял три возможных варианта (или закона) этой динамики. Первый вариант (или закон постоянной отдачи): цена предложения фирмы зависит от денежных издержек производства только в том случае, если издержки производства единицы продукции останутся неизменными при разных объемах производства.

Второй вариант, когда действует закон возрастающей отдачи: в связи с увеличением объема производства издержки производства единицы продукции снижаются.

Третий вариант (закон падающей отдачи) отмечается рост издержек производства единицы продукции при росте производства данной фирмы.

То есть А.Маршалл цену предложения фирм связывает с объемом производственной продукции и определяет предельными издержками производства.

Итак, А.Маршалл в общей теории цену динамики спроса объяснял предельной полезностью, а динамику предложения - возрастающими издержками производства.

Обе эти функции (спрос и предложение) он изображал как связанные между собой кривые. Цена “равновесия” устанавливается в точке пересечения кривых, при равенстве спроса и предложения.

В “Принципах политической экономии” А.Маршалл исследовал стихийное регулирование рынка цен в условиях свободной конкуренции. Но в то время уже шел процесс монополизации. И А.Маршалл в книге V, глава XIV, которая называется “Теория монополий” закладывает основы теории монополистической конкуренции.

Историческое место экономической теории А.Маршалла состоит в том, что она оказала значительное влияние на развитие политической экономии. Разработанные им теории спроса и предложения, издержек производства заняли прочное место в экономической науке. Современные экономисты активно используют и вносят свои модификации и его теорию полезности, эластичности спроса и предложения, совершенной конкуренции, микроэкономического анализа.

Уильям Стэнли Джевонс (1835 - 1882гг.). Другим представителем английской школы был Уильям Стэнли Джевонс: один из основоположников теории предельной полезности, основатель математической школы политической экономии, профессор логики, философии и политической экономии в Манчестере.

Основное экономическое произведение У.Джевонса “Теория политической экономии” (1871г.).

У.Джевонс предпринял попытку перестроить экономическую науку, отказавшись от традиций классической политической экономии. В центре своего исследования У.Джевонс поставил отношение человека и продукта, основную задачу экономической науки видел в изучении условий получения потребителем максимума наслаждения с минимумом затрат.

По У.Джевонсу ценность товаров и услуг определяется из полезности. Поэтому отправной точкой его исследований становится индивид и его желания (потребности), а основное внимание У.Джевонс сосредотачивает на изучении индивидуального хозяйства натурального типа.

Основным законом потребления У.Джевонс считал закон убывающей полезности.

Теоретически весь запас благ, которым обладает индивид, по У.Джевонсу можно разделить на любое число частей. Полезность последнего добавления бесконечно малого количества этого запаса получила название “конечной степени полезности” (finac degrec of utility).

У.Джевонс ссылался на убывание приятных ощущений по мере насыщения потребности. Его идея заключалась в том, что люди стремиться максимально увеличить свое совокупное “наслаждение” (удовлетворение потребностей).

человек делает это, распределяя средства на покупку товаров и услуг таким образом, что предельная полезность, которую он получает, отдавая одну крону за товар одного рода, должен быть равен предельной полезности, полученной в расчете на одну крону от другого товара.

Материальные блага, по У.Джевонсу, делятся на товары, нетовары и антитовары:

- товары - это вещество, действие или услуга, которые приносят наслаждение и предотвращают страдания;

- нетовары - это предмет, потребление которого не дает ни того, ни другого;

- антитовары - материя или действие, от которого надо избавляться (пепел, сточные воды).

Вывод: величина ощущений определяется рыночной ценой, а уровень рыночной цены - ощущениями.

Теории У.Джевонса не имели успеха в конце XIX века, но с формированием экономико-математической школы приобрела мировую популярность.

Аналогичным образом У.Джевонс искал закон убывающей полезности в сфере физиологии, за пределами экономики и распространял этот закон на все виды потребления материальных благ.

Артур Сесил Питу (1877-1959гг.) - представитель английской (кембриджской) (см.примечания) школы, ученик и последователь А.Маршалла. Он совершил подлинный прорыв в неоклассическом анализе.

Его исследования: проблемы тарифной политики, цикличность колебаний производства, занятость, государственные финансы.

Его главная работа “Богатство и благосостояние” (1912г.) издана в 1920 году под названием “Экономика благосостояния”, содержит зачатки теории государства всеобщего благоденствия.

А.Пигу был одним из первых неоклассиков, кто подверг сомнению совершенство рыночного механизма и свободной конкуренции. Он считал, что есть причины, нарушающие действие этого механизма. Это причина, по А.Пигу, прежде всего неизбежность возникновения монополий, которые устанавливают контроль над рынком, обуславливают рост цен и снижение уровня инвестиций, а, следовательно, снижение возможного уровня “национального дивиденда” (национального дохода), вот почему возникает необходимость ограничения монополистических тенденций со стороны государства.

А.Пигу рассматривал две формы государственного вмешательства в экономику - косвенную и прямую.

Косвенные меры (налоги, субсидии) предлагались им для устранения отрицательных экономических последствий, возникающих в условиях простой конкуренции.

Антитрестовское законодательство А.Пигу считал полезным, но малоэффективным средством борьбы с монополией.

Он выступил с идеей прямого вмешательства государства в отрасли, наиболее подверженные возникновению монополистической власти (железные дороги).

Такое вмешательство должно было осуществляться в форме непосредственного контроля над ценами и тарифами.

Разработка А.Пигу “экономики благосостояния” способствовала утверждению идеи государственного вмешательства в экономическую жизнь.

А.Пигу считал безработицу результатом слишком высокой заработной платы.

Примечание: Кембриджская школа

Неоклассическая школа, как известно, имела своим фундаментом теорию равновесия, достигавшегося благодаря механизму ценообразования в условиях совершенной конкуренции. Однако все больше е внимание ученых- экономистов стала привлекать роль денежной системы и ее воздействие на реальное развитие экономики, возможность использования денежно-кредитной политики в качестве инструмента антициклического регулирования.

Первой реакцией на эти потребности можно считать разработку новых денежных теорий.

В работах А.Маршалла, А.Пигу, а также в ранних работах Дж.М.Кейнса получила оформление так называемый кембриджский вариант количественной теории денег или теории кассовых остатков.

Основная идея количественной теории денег (непосредственное влияние изменения денежной массы на уровень цен) оставалась неизменной. Новым в теориях кембриджской школы явилось то, что в центре анализа оказались мотивы, определяющие накопление наличных денег в кассах фирм и у отдельных лиц.

Стремление общества хранить устойчивую часть своих доходов в денежной форме рассматривалось представителями кембриджской школы как важнейшее условие автоматического восстановления равновесия в экономической системе при наличии гибкой системы цен - этой обязательной предпосылки неоклассического анализа.

Повышение или понижение цен, по кембриджской версии, вызывает изменение реальной ценности тезаврируемой суммы денег (то есть хранение дохода в его денежной форме).

Чтобы сохранить эту тезаврируемую сумму неизменной, субъекты (в случае роста цен) будут стремиться увеличить денежную часть своего дохода и, следовательно, сокращать его потребляемую часть. И наоборот, будут сокращать тезаврируемую часть и увеличивать потребляемую часть своего дохода в случае снижения цен.

Именно это стремление к сокращению реальной стоимости денежной части довода выступает у представителей кембриджской школы как автоматический регулятор восстановления равновесия на рынках товаров: рост цен вызовет снижение потребления, что, в свою очередь, приведет к сокращению спроса и падению цен; а понижение цен, напротив, стимулирует расширение спроса и последующему увеличению цен.

Этот эффект, впоследствии получивший название “эффект Пигу” или “эффект реальных кассовых остатков”, широко используется в современной неоклассической теории (например, П.Самуэльсоном).

Джон Бейтс Кларк (1847 - 1938 гг.) - американский профессор, основоположник своеобразного, американского варианта теории предельной полезности. Его основные работы: “Философия богатства” (1886г.), “Распределение богатства” (1889г.), “Возможность построения научного закона заработной платы” (1889 г.), “Сущность экономической теории” (1907г.).

Д.Кларк разделил экономическую науку на три раздела: II-й раздел был посвящен поискам универсальных законов. Исследуя изолированное хозяйство и психологию потребителей, он вывел три универсальных закона:

- закон предельной полезности;

- закон специфической производительности;

- закон убывающей производительности.

II-й раздел экономической науки он отводил анализу экономики в статистическом состоянии (изображал экономические законы как законы равновесия).

III-й раздел экономической науки был посвящен Д.Кларком выяснению закона динамики экономики, причем процесс развития он трактовал как переход от одного уровня равновесия к другому и все изменения считал только количественными.

В основу теории цены Кларк положил “закон предельной производительности”, который является по сути видоизмененным вариантом теории предельной полезности, разработанной австрийской школой. В чем суть новаций Кларка в этой теории? Он заявляет, что экономически значимую оценку блага дают не индивиды (как считали представители австрийской школы и А.Маршалл), в группы покупателей. Кларк выделял многообразие полезности у каждого товара. для иллюстрации он брал яхту. Ее полезные свойства, по Кларку:

- сухое дерево, способное удерживать человека на воде;

- способность передвигаться по воде;

- сохраняет человека сухим;

- быстрое и безопасное передвижение с помощью парусов;

- обеспечивает удовлетворение эстетических потребностей, создание комфорта.

Эти пять полезностей определяют полезность яхты в целом. Но так как цена определяется не отдельным лицом, а группой покупателей, постольку, по Д.Кларку, из пяти полезностей будет предельной полезностью для покупателей только определенной группы. И только покупатели пятой группы смогут по своим доходам купить яхту.

Идеи англо-американской школы, возникшие в конце XIX века, были широко распространены вплоть до 30-х годов ХХ века. Но в первой половине 30-х годов под влиянием Великой депрессии началось падение престижа этой школы, как школы, стоящей на позициях свободной конкуренции и принципа laisser faire. И все же теории предельной полезности и предельной производительности, претерпев определенную эволюцию, вошли в качестве важной составной части в современные экономические теории.

 

Институционализм

(Неоклассика)

 

Данное направление возникло в конце XIX начале ХХ века (от слова institution - определенный порядок, принятый в обществе).

Институционализм возник в США и получил широкое распространение в первой четверти ХХ века. Его представителями являются американские экономисты Т.Веблен, У.Митчелл, Э.Богарт, Г.Минз, Дж.Гэлбрейт и другие.

Появление институционализма именно в США - не случайность. Экономическая мысль в США имела свою специфику, связанную с бурным и быстрым развитием американского капитализма. Это обусловило во второй половине XIX века чрезмерный оптимизм. Отстаивался тезис об общности интересов разных слоев населения. Однако в последней трети XIX века усилились кризисы, безработица, усугубилась пропасть между богатыми и бедными, стало очевидным несоответствие в США “эталона” экономической мысли реальности. Институционалисты стали критиковать устаревшие экономические догмы, а также излишнее внимание представителей традиционной экономической науки к проблемам экономического равновесия, и то что они все явления изучали в статике.

Такому подходу институционалисты противопоставили изучение явлений в развитии, в их исторической последовательности.

Торстейн Веблен (1857 - 1929гг.). Ему принадлежит видная роль в развитии политической экономии в целом. Он первый обосновал несостоятельность экономического либерализма и выдвинул идею необходимости государственного контроля над хозяйственной деятельностью.

Т.Веблен положил начало новому методологическому приему - технологическому детерминизму, предсказав господство технократии в будущем обществен.

Первая работа Т.Веблена “Теория праздного класса” (1899г.) положила начало институционализму. Этот период в США характеризовался возросшим расточительством финансовой олигархии.

В “Теории праздного класса” Т.Веблен пишет, что “материальной рамкой” современной цивилизации является индустриальная система, а направляющей силой, которая оживляет эту систему, является предпринимательство. Стимулом и целью предпринимателя является индустриальная система, а направляющей силой, которая оживляет эту систему, является предпринимательство. Стимулом и целью предпринимательства является прибыль, а не развитие производства. Мотив бизнеса - денежная выгода. Его метод - купля-продажа. Его цель - накопленное богатство.

По Т. Веблену, с развитием частного предпринимательства “дихотомия” производства и бизнеса обостряется, так как финансовая олигархия зачастую получает большую часть своих доходов за счет операций с ценными бумагами, а не за счет роста производства, его эффективности.

Т.Веблен предсказывал в будущем установление власти технической интеллигенции - технократии. Технократическая концепция Т.Веблена стала важнейшей частью всей его теории в целом.

Т.Веблен противопоставлял инженерно-технических работников бизнесменам: - производительные функции переходят к инженерам, а предприниматели заняты лишь финансовой деятельностью и не выполняют полезной работы. основной целью инженеров является эффективная работа промышленности, а не прибыль, как для бизнесменов, который становится лишним звеном экономической организации: на пути производства товаров и услуг стоит бизнес.

В сценарии будущего Т.Веблена предполагается забастовка технических специалистов, которая должна завершиться установление “нового порядка”: передачей власти технической интеллигенции. Так как вся индустриальная система полностью зависит от технической интеллигенции, то забастовка инженеров сразу парализует старый порядок и заставит предпринимателей отказаться от своих руководящих позиций в производстве, от власти. Общая рекомендация Т.Веблена, как и других представителей институционализма: осуществлять государственный контроль над экономикой.

Т.Веблен выступал с положением о падении роли труда и рабочего класса в развитии общества, о руководящей роли интеллигенции в общественном развитии, искал пути решения социальных проблем с помощью некоторых преобразований (в частности, в создании “Совета техников” как органа руководства общества).

Т.Веблен считал, что цель потребления состоит не в том, чтобы удовлетворить материальные потребности, так как современное индустриальное общество позволяет без больших трудностей обеспечить жизненные нужды для большинства людей. В современном обществе потребление становится средством повышения статуса относительно окружения, что обеспечивается, в частности, как говорит Т.Веблен, потреблением, бросающимся в глаза.

Джон Кеннет Гэлбрейт (1908г.) - американский экономист, доктор философии. Его имя. широко известно. Книги Д.Гэлбрейта обращены к интеллигенции и отличаются неортодоксальностью суждений.

В работе “Новое индустриальное общество” (1967г.) он считает корпорации единственно возможным в современных условиях формами организации производства. В результате их деятельности, по Д.Гэлбрейту, капитализм трансформируется в индустриальное общество, лишенное пороков капитализма.

Трактуя современные развитые страны с рыночной экономикой как “новое индустриальное общество”, Д.Гэлбрейт его главным составным элементом считает так называемую индустриальную систему капитала, под которой имеется ввиду та часть экономики, которая характеризуется наличием крупных корпораций. Это - первая, решающая черта “индустриального общества”.

Второй характерной экономической чертой “нового индустриального общества”, по Д.Гелбрейту, выступает существенное усиление экономической активности государства.

Третья особенность экономики “индустриального общества” состоит в ее плановом характере.

Четвертой важной чертой “индустриального общества”, по Д.Гэлбрейту, выступает процесс слияния “индустриальной системы”, мира крупных корпораций, с государством, осуществляющим значительную экономическую функцию.

Д.Гэлбрейт проводит различие между двумя видами корпораций: “предпринимательской” и “зрелой”.

“Предпринимательская корпорация”, типичная для старого капитализма, находилась во власти рыночной стихии и руководствовалась мотивами максимизации прибыли.

“Зрелая корпорация”, по Д.Гэдбрейту, подчинила рыночный механизм своим целям, ничего общего не имеющим с прибылью.

В отличие от “предпринимательской корпорации”, которая продавала свои товары по ценам, стихийно складывающимся на рынке, “зрелая корпорация” сама устанавливает цены, стремясь не к увеличению прибыли, а к обеспечению автономии, достижению определенных социальных целей.

“Зрелая корпорация”, таким образом, устраняет конкуренцию, а вместе с нею и стихию рыночных отношений. Более того, она стремиться ликвидировать рынок как таковой и обеспечить плановое ведение хозяйства.

Таким образом, два типа корпораций, по Д.Гэлбрайту, знаменует собой два различных этапа в развитии “западного общества”, его переход от капитализма к индустриализму, утратившему черты капиталистической экономики. Индустриальное общество - это общество с плановой экономикой в значительной мере. Д.Гэлбрейт утверждает в работе “Новое индустриальное общество”, что планирование идет на смену рыночным отношениям и поэтому современное общество не подчинено стихии рынка и конкуренции, так как корпорации планируют выпуск продукции, издержки производства, цены.

Д.Гэлбрейт утверждает, что корпорации нуждаются в регулирующей деятельности государства и призывает к установлению между ними более тесного взаимодействия.

Современный капитализм предстает в работах Д.Гэлбрейта как регулируемое общество, где идет нивелировка социальных групп, революция в доходах, создается общество изобилия и всеобщего благоденствия.

Для Д.Гэлбрейта, как и для Т.Веблена, характерен технико-экономический подход к развитию человеческого общества. По терминологии Д.Гелбрейта власть находится в руках техноструктуры.

Он утверждает, что специализированные знания и их координация стали решающим фактором экономического успеха.

По Д.Гелбрейту, развитие современного производства ведет к размыванию пролетариата, к “депролетаризации” общества. это связано с существенным снижением ручного труда и повышением доли сложного труда. В связи с этим увеличивается доля квалифицированных рабочих, техников, инженеров, работников сферы услуг и управления.

В работе “Экономическая теория и общественные цели” (1973г.) по сути дела дает развитие и дополнение идей, изложенных им в работе “новое индустриальное общество”.

Лекция 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.068 с.)