Взаимосвязь культурологи с другими науками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь культурологи с другими науками



Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или менее тесные связи с другими гуманитарными дисциплинами:

1. с философией. Особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает смысл человеческой жизни. Философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы;

2. с социологией. Социология «поставляет материал», который культурология осмысливает. Это различные модели поведения человека в обществе, разные межличностные взаимоотношения и т.п;

3. с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом;

4. с психологией. Обе науки изучают человека со стороны его внутреннего мира. Психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологическими закономерностями;

5. с этнографией. В ней культурология находит материал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п;

6. с эстетикой, общим искусствознанием, литературоведением. Произведения искусства и особенно литературы не только «выдают» культурологические модели, но и пытаются их осмысливать. Названные выше дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и отдельным художественным образам, облегчая тем самым работу культуролога.

7. с историей. Исторические данные помогают построить теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху.

Свойства и функции культуры

Сущность культуры выражается через совокуп­ность ее свойств.

1.Культура возникает только в человеческом обществе при реальном взаимодействии людей. Она формируется в отдельном человеке как ответ на существование других людей. Ни один вид животных не создал собственной культуры. Их жизнь, как и жизнь растений, не выходит за рамки биологических закономернос­тей. Да и человек как биологическое существо, оказавшись вне обще­ства, как, например, Маугли, собственными усилиями выработать культуру не может. Люди становятся культурными, только будучи включенными в систему социальных связей.

2. Культура имеет знаково-символический характер, опирается на язык как самую совершенную знаковую систему. Знаковость культуры проявляется в своеобразном удвоении окружающего мира. Всякая вещь и всякое действие благодаря культуре приобретают двоякое значение: с одной стороны, они имеют материальный состав, с другой — нечто выходящее за пределы этого состава. Всякий знак предполагает означаемое и означающее. Если взять, скажем, первую букву русского алфавита как знак, то ее графическое изображение (А) будет означающим, а соответствующий звук — озна­чаемым. Знаки используют для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Выделяют несколько разновидностей знаков:

признак (покраснение лица - чувство стыда, поседевшие волосы - старость),

сигнал (сирены или звонок в учебном заведении),

иконический знак (на двери изображена женская фигура),

аллегория (лиса - хитрость),

схема (географические карты, чертежи машин и сооружений).

Символ – это знак особого рода, значение которого не может быть передано конечным числом других знаков. Греки называли словом «символ» половинки разломанной надвое ве­щи (например, черепка), которыми граждане разных городов обменива­лись в знак дружбы. В этом смысле символ - часть целого, указывающая на существование другой, оставшейся части. В современном научном языке символ - знак, с помощью которо­го передается сложное, непознанное и в принципе неисчерпаемое со­держание. Человек пользуется символами для того, чтобы выразить глубинные связи между явлениями, которые он постигает интуитив­но, но не может сформулировать очевидным образом (символ мудрости – сова или змея, символ военной мощи – орел, символ процветания – рог изобилия).

3.Культура обладает кумулятивным характером, т.е. накапливается, переда­ваясь из поколения в поколение.

Кумулятивное свойство культуры вытекает из ее знаково-символического характера. Животные, даже самые высокоорганизо­ванные, чрезвычайно ограничены в передаче индивидуально приоб­ретенных навыков поведения. Волчица, играя со своим детенышем, конечно, обучает его некоторым приемам охоты. Но она делает это только до тех пор, пока он не станет способен охотиться самостоя­тельно. Кроме собственных действий, у нее нет других способов пере­дачи информации.

Употребление знаков вместо реальных действий и вещей позволяет сохранить и передать несравненно большее количе­ство информации (орудие – язык, цвет, движение тела в танце и пр.). Во-первых, передача знаков возможна на протяже­нии всей жизни, а не только в период обучения. Во-вторых, открыва­ется канал обратной связи: от младшего поколения к старшему. Кумулятивное свойство дает культуре возможность развиваться прогрессивно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.006 с.)