Культурология как наука. Место культурологии в системе знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурология как наука. Место культурологии в системе знаний



Лекция №1.

Взаимосвязь культурологи с другими науками

Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или менее тесные связи с другими гуманитарными дисциплинами:

1. с философией. Особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает смысл человеческой жизни. Философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы;

2. с социологией. Социология «поставляет материал», который культурология осмысливает. Это различные модели поведения человека в обществе, разные межличностные взаимоотношения и т.п;

3. с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом;

4. с психологией. Обе науки изучают человека со стороны его внутреннего мира. Психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологическими закономерностями;

5. с этнографией. В ней культурология находит материал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п;

6. с эстетикой, общим искусствознанием, литературоведением. Произведения искусства и особенно литературы не только «выдают» культурологические модели, но и пытаются их осмысливать. Названные выше дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и отдельным художественным образам, облегчая тем самым работу культуролога.

7. с историей. Исторические данные помогают построить теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху.

Свойства и функции культуры

Сущность культуры выражается через совокуп­ность ее свойств.

1.Культура возникает только в человеческом обществе при реальном взаимодействии людей. Она формируется в отдельном человеке как ответ на существование других людей. Ни один вид животных не создал собственной культуры. Их жизнь, как и жизнь растений, не выходит за рамки биологических закономернос­тей. Да и человек как биологическое существо, оказавшись вне обще­ства, как, например, Маугли, собственными усилиями выработать культуру не может. Люди становятся культурными, только будучи включенными в систему социальных связей.

2. Культура имеет знаково-символический характер, опирается на язык как самую совершенную знаковую систему. Знаковость культуры проявляется в своеобразном удвоении окружающего мира. Всякая вещь и всякое действие благодаря культуре приобретают двоякое значение: с одной стороны, они имеют материальный состав, с другой — нечто выходящее за пределы этого состава. Всякий знак предполагает означаемое и означающее. Если взять, скажем, первую букву русского алфавита как знак, то ее графическое изображение (А) будет означающим, а соответствующий звук — озна­чаемым. Знаки используют для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Выделяют несколько разновидностей знаков:

признак (покраснение лица - чувство стыда, поседевшие волосы - старость),

сигнал (сирены или звонок в учебном заведении),

иконический знак (на двери изображена женская фигура),

аллегория (лиса - хитрость),

схема (географические карты, чертежи машин и сооружений).

Символ – это знак особого рода, значение которого не может быть передано конечным числом других знаков. Греки называли словом «символ» половинки разломанной надвое ве­щи (например, черепка), которыми граждане разных городов обменива­лись в знак дружбы. В этом смысле символ - часть целого, указывающая на существование другой, оставшейся части. В современном научном языке символ - знак, с помощью которо­го передается сложное, непознанное и в принципе неисчерпаемое со­держание. Человек пользуется символами для того, чтобы выразить глубинные связи между явлениями, которые он постигает интуитив­но, но не может сформулировать очевидным образом (символ мудрости – сова или змея, символ военной мощи – орел, символ процветания – рог изобилия).

3.Культура обладает кумулятивным характером, т.е. накапливается, переда­ваясь из поколения в поколение.

Кумулятивное свойство культуры вытекает из ее знаково-символического характера. Животные, даже самые высокоорганизо­ванные, чрезвычайно ограничены в передаче индивидуально приоб­ретенных навыков поведения. Волчица, играя со своим детенышем, конечно, обучает его некоторым приемам охоты. Но она делает это только до тех пор, пока он не станет способен охотиться самостоя­тельно. Кроме собственных действий, у нее нет других способов пере­дачи информации.

Употребление знаков вместо реальных действий и вещей позволяет сохранить и передать несравненно большее количе­ство информации (орудие – язык, цвет, движение тела в танце и пр.). Во-первых, передача знаков возможна на протяже­нии всей жизни, а не только в период обучения. Во-вторых, открыва­ется канал обратной связи: от младшего поколения к старшему. Кумулятивное свойство дает культуре возможность развиваться прогрессивно.

 

Функции культуры

Свойства культуры раскрываются в ее функци­ях. Культура имеет три основ­ные функции:

1. ориентирующую - структурирует пространство, время и другие аспекты ре­альности;

2. продуктивную - производит мир вещей и знаков.

3. воспитательную - определяет внешний и внутренний облик че­ловека; организует мир людей.

 

1. Подобно животным, люди обладают способностью перемещать­ся в пространстве. В этом плане развитие культуры начинается с тропы или дороги. Именно они способствуют установлению прочных и постоянных связей между удаленными территориями, а стало быть, и между живущими там людьми. Один из центральных символов культу­ры — крест — восходит, вероятно, к образу перекрестка дорог (сказки, мифы). Перекре­сток - участок пространства, где перед человеком открываются четыре возможности: идти вперед, свернуть направо или налево, возвратиться. Среди этих возможностей есть лучшая и худшая. Поэтому культурное освоение пространства предполагает умение ориентироваться в нем. Термин «ориентация» образован от латинского «orient» — «вос­ток». Выбор именно этой стороны света едва ли случайный: на восто­ке восходит солнце.

От животных человек унаследовал двойственное отношение к про­странству. С одной стороны, для него характерна тяга к перемене мест, к путешествиям и странствиям, кочевому образу жизни. Его манят не­ведомые дали, новые территории. От движения вдаль и возникло само представление о пространстве. С другой стороны, у человека есть при­вязанность к одному определенному месту - к своей родине. И он готов защищать это место от посягательств врага даже ценой собственной жизни (героический эпос).

Культура дает возможность человеку ориентироваться не только в пространстве, но и во времени. Основой здесь выступает противо­положность между прошлым и будущим. Людям интересно не только то, что находится «там, за горизонтом», «за горами, за лесами», но и то, что ждет их завтра. Желание предусмотреть будущее - один из са­мых мощных стимулов культурного развития. Но будущее скорее относится к плану небытия, чем бытия. Оно - то, чего еще нет. По­этому способность предвидеть будущее напрямую связана со способ­ностью сохранять в памяти информацию о прошлом. Сопоставляя то, что есть, с тем, что было, человек получает возможность узнать то, что будет. В этом заключена разгадка особого интереса традиционной культуры к прошлому и особой ценности мифов и преданий. Память о прошлом удерживает людей от действий, которые были бы для них разрушительными. Способность сохранять информацию о прошлом называется исторической памятью, способность предвидеть будущее — прогнозированием (метафоры времени: поток, цепь, восьмерка, цикл).

 

2. Продуктивная функция культуры выражается в двух противоположных моментах:

а) производстве орудий, механизмов, сооружений;

б)изготовлении и использовании знаков, необходимых для человеческого общения.

При обработке ве­щей, придании им удобной формы, свойства материала соединя­ются с богатством души того, кто с этим материалом работает. Таким образом, наряду с производством возникает художественное творче­ство, или искусство. Суть его в созидании эстетических ценностей — того, что радует и возвышает человеческую душу (оружие самураев, мечи катана - длинный и вакидзаси - короткий).

3.Воспитательная функция культуры. Название основано на метафоре: передача информации уподобляется питанию, т.е. снабжению средствами, необходимыми для жизни. Воспитательная функция направлена на возделывание человеческого в человеке: а) фор­мирование определенного строя чувств, мыслей и действий через объ­единение людей в различные общности: семью, общину, род, племя и т.п.; б) развитие неповторимой человеческой индивидуальности (Винсент ван Гог).

 

Типология культуры

1. связь с религией (культуры религиозные и светские);

2. региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);

3. регионально-этническая особенность (русская, французская);

4. принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

5. хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

6. сфера общества или вид деятельности (культура политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

7. связь с территорией (сельская и городская культура);

8. специализация (обыденная и специализированная культура);

9. этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

10. уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Типология культуры

 

Учитывая особую сложность и многогранность Культуры, разные исследователи (зарубежные и отечественные) стремились систематизировать её характерные признаки а на их основе выделить типы. Типы культуры - это разновидности культуры, которые объединены какими-либо характерными чертами по определённому признаку или группе признаков.

11. связь с религией (культуры религиозные и светские);

12. региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада);

13. принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

14. сфера общества или вид деятельности (культура политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

15. связь с территорией (сельская и городская культура);

16. этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

17. уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Восточный тип общества

«Запад есть Запад, Восток есть Восток и вместе им не сойтись», - эта знаменитая фраза анг­лийского писателя Р. Киплинга неоднократно цитировалась в XX в. Конечно, на Востоке существовало и продолжает сущест­вовать большое количество цивилизаций, резко отличающихся друг от друга. Восточное общество многолико. Под понятием Востока объединяется некая суммарная характеристика свойств, которые противосто­ят чертам современной западной цивилизации. Какие это свой­ства?

В экономической деятельности это так называемый азиат­ский способ производства, при котором основные виды собст­венности находятся в руках государства. В то время как на Западе способы производства менялись: рабовладельческий, феодальный, капиталистический, - на Востоке постоянно су­ществовал только один - азиатский. Правда, во второй полови­не XX в. некоторые продвинутые страны Востока, начиная с Японии, а затем Южная Корея, Тайвань и др., стали переходить на западную экономическую модель.

Различие между Востоком и Западом и в религиозной сфере. За­падная идея «творения» мира противостоит здесь восточной идее его вечности.

Восток в политической сфере в средние века и Новое время отличался деспотической системой правления, наличием авто­ритарных и тоталитарных режимов. В то время как на Западе де­лались попытки ограничить власть монарха (особенно успешно в Англии), на Востоке она была практически неограниченной. На Западе это привело к американской, а затем и европейской демократии. Сдвиги на Востоке наметились после Второй миро­вой войны. В Японии установился политический режим, близкий к западным. В последние десятилетия важные изменения затронули страны, с которыми олицетворялся Восток, - Ин­дию и Китай. Специфика Востока сохраняется в культурной области, наиболее традиционной и устойчивой. Восток имеет склонность к автаркии.

Авта́рки́я (от греч. - самообеспеченность, самодостаточность) - экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной самостоятельно обеспечить себя всем необходимым. Политика автаркии проводилась в СССР сталинским руководством.

Западный тип общества

Современный западный тип обще­ства возник в конце средних веков. Движущей силой его стали развитие капиталистической экономики, переход от монархи­ческой системы правления к республиканской, становление науки, круше­ние господства католичества и распространение протестантизма. Основную причину становления западного типа общества видели в развитии новой общественно-экономической форма­ции - капитализма (Маркс), в протестантской этике (М. Вебер), в системной перестройке всех сторон западного общества (П. Сорокин).

Стремление западного общества к расширению своих гра­ниц, приведшее к великим географическим от­крытиям и затем к колониализму, зафиксировано таким афо­ризмом: «Людям Запада часто трудно смириться с существова­нием других сторон света».

Специфика западноевропейской культуры, по О. Шпенгле­ру, состоит в деятельностной направленности ее души, отли­чающей ее от статичной души античной и индийской культур. Это динамическая («фаустовская», как ее называет Шпенглер) культура воли, стремящейся к власти вообще и к власти над природой, в частности. «Фаустовская культура была в высшей степени завоевательной, она преодолела все географически-ма­териальные границы, в конце концов она превратила всю по­верхность Земли в одну колониальную область». Западноевро-европейскую культуру, по мнению Шпенглера, ждет гибель в бли­жайшем будущем.

Слово «рационализм» остается основным в определении за­падного общества. В следовании общей тенденции рационализации западная цивилизация вышла вперед, что предопределило ее экономическое и полити­ческое лидерство в современном мире.

 

Основные различия между Востоком и Западом

 

Запад Восток
Капитализм Азиатский способ производства
Республика Монархия
Преобладание рационализма Преобладание мистицизма
Чувственность Чувствительность
Развитие науки и техники Наличие моральных запретов
Господство над природой Гармония с природой
Склонность к инновациям Господство традиций
Деятельностная направленность Склонность к созерцательности
Агрессивность и пространственная экспансия Склонность к автаркии

 

 

Этническая культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жёсткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) - одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

В этнической культуре проявляется совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обычной жизнедеятельности людей. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пишу, средства передвижения, знания, жилище, верования, виды народного искусства.

Специалисты различают в этнической культуре два слоя: 1) исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами; 2) исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.
Если этнос указывает на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию.

Структура национальной культуры сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Например, американская национальная культура включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.

Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У неё есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы.

Массовая культура - термин, который относится к таким результатам духовно-практической деятельности людей, которые доступны широкому кругу «потребителей». Появление данного понятия является результатом существенных изменений в современной культуре: развития средств массовой коммуникации; становления индустриально-коммерческого производства; стандартизации духовных благ: повышения уровня образования масс и увеличения времени на досуг. Зарождение массовой культуры связывают с результатами научно-технического прогресса. В современном обществе массовая культура, по существу, подчиняет все стороны жизни, используя систему массовой коммуникации и единый механизм моды, а также рыночные отношения в экономике. Специфическими признаками массовой культуры являются: примитивизация отношений между людьми; развлекательность и сентиментальность; натуралистическое смакование секса и насилия; культ успеха и сильной личности наряду с культом посредственности и примитивности; вещизм и др. Господствующим признаком такой культуры (культуры «эры постмодерна») становится эклектизм и неразборчивость вкуса. При отсутствии эстетических критериев ценность произведений искусства определяется той прибылью, которую они приносят, что нередко сводит искусство к уровню китча.

Своего рода оппозицией массовой культуре является элитарная культура (от французского слова «отборное», «лучшее»), представляющая собой субкультуру привилегированных групп общества и характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Её задача — сохранить в культуре творческое начало.

Теория и практика элитарной культуры особенно продуктивно и плодотворно расцветает на «сломе» культурных эпох, своеобразно выражая кризисные состояния культуры, неустойчивый баланс между «старым» и «новым».

Элитарная, традиционная и массовая культуры в современном обществе занимают свои ниши. «Искусство для художников» продолжает существовать — это естественно. Искусство для образованных превращается в одну из множества субкультур. Вообще возникает реальная возможность существования искусства, рассчитанного на отдельные группы людей (юные, молодые живут одной культурой, их родители - другой). Так, например, хотя рок-музыку нередко целиком и полностью относят к культуре массовой, она по сути такая же субкультура, как и «культура для образованных». Её носители и приверженцы - не всё население, а лишь часть его, точнее - молодёжь.

Возникает общая проблема сочетания двух глобальных тенденций в современной культурной жизни: интеграции, связанной с массовой культурой, рассчитанной на всех и охватывающей чуть ли не всё население земного шара, и всё большей разноплановости культурных ориентации. Наряду и параллельно с расширением и укреплением массовой культуры, рядом футурологов прогнозируется возрождение в будущем интереса к чтению, музеям и традиционным искусствам, которое затронет в первую очередь, если не исключительно всех, то хотя бы наиболее образованные слои общества в экономически процветающих странах.

Новой установкой культурного сознания стал постмодернизм, для которого не существенно разделение культуры на элитарную и массовую. В 70-80-х годах XX в. западных странах стала количественно преобладать культура среднего уровня. Для нее характерно соединение образцов высокой и популярной культуры. Она адаптирует классику, но тем самым приподнимает духовный мир зрителя над обыденным уровнем. Существенной особенностью массовой культуры стало широкое распространение в ней не только собственно развлекательной художественной продукции, но и популярной науки. Общеизвестно разлагающее влияние таких элементов массовой культуры, как пропаганда насилия, порнографии, наркотиков. Среди теоретиков массовой культуры, считающих её обязательным атрибутом технизированного мира, стали раздаваться призывы поднять её моральный уровень.

 

 

Лекция №1.

Культурология как наука. Место культурологии в системе знаний

1. Культурология как наука. Предмет изучения культурологии.

2. Взаимосвязь культурологии с другими науками.

3. Свойства и функции культуры.

4. Исторические изменения понятия «культура».

5. Различные модели культуры.

6. Типология культуры.

 

На принадлежащих Индии Андаманских островах в горных тропических лесах обитают негроидные племена. Они сохранили первобытный образ жизни, занимаются собирательством и охотой. Эти племена, особенно племя джарва, избегали всяких контактов с поселенцами Андаманов, не пускали их на свою территорию. Поэтому индийские власти объявили районы обитания племени заповедными и закрытыми для посещения и лесоразработок. И только антропологи изредка посещают эти районы, оставляя на пляжах подарки племенам — ткани, гроздья бананов, пакеты риса. Однако все эти дары до недавнего времени отвергались. Их выбрасывали в море. Теперь контакты стали постоянными. Джарва берут привозимые подарки. А команде судна выносят лесные плоды. Две разные культуры, одновременно существующие на земле, вступают в контакт. Культура патриархальная и современная. На земле одновременно соседствует множество разнородных культур. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга?

 

Итак, что же это за научная дисциплина — культурология?

Наука о культуре появилась во второй половине 19 века. Называли ее по-разному: в Англии и США – культурной антропологией, в Германии – философией культуры, во Франции – социологией культуры. Правда, значительная часть ученых считала и продолжает считать, что культура должна изучаться разными науками: историей, этикой, искусствоведением, религиоведением, лингвистикой и т.д., потому что она складывается из разных систем и не может быть сведена к единству. Их не менее многочисленные противники усматривают единство в многообразии культурных форм и полагают, что для его выявления необходима особая наука.

Термин «культурология» предложил американский ученый Л. Уайт, образовав его от лат. слова «cultura» (возделывание, обработка) и греч. «слово», «мысль». В России этот термин прижился только в конце 20 века.

Каков же предмет изучения культурологии? Культурология не изучает социальную структуру общества и ее институты — это дело социологии; не берется решать вопрос о сущности искусства — это поле деятельности эстетики; не углубляется в проблемы психологии, философии, истории, хотя и соприкасается с этими дисциплинами. Предмет изучения культурологии – культура в целом. Ее главные темы: сущность и строение культуры, ее виды и формы, происхождение и историческое развитие. Культурология состоит из двух основных частей: истории культуры и теории культуры.

Теория культуры изучает культуру как систему. Это наука о наиболее общих закономерностях культуры.А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, а универсальные свойства, присущие всем культурам.

История культуры – обращает внимание на неповторимые черты, на самобытность отдельных культур (культура первобытного общества, культура Др. Египта и пр.).

Теоре­тика и историка культуры занимают разные вещи. Первый хочет по­нять, что есть культура как таковая; второй — выяснить, какой бывает культура, каково разнообразие ее форм. Но теория культуры без исто­рии невозможна. Нельзя понять, что такое культура, если останется неизвестным, как она развивалась. Даже своя собственная культура может быть осознана только тогда, когда есть возможность сопоста­вить ее с другими культурами.

В самом общем плане по предмету исследования в современной культурологии можно выделить три направления:

· изучение первобытной культуры, которой на протяжении ХХ в. занималась антропология;

· изучение европейской культуры классического типа, которую часто соотносят со своеобразием древних восточных культур;

· изучение культуры современного массового общества, связанной с новыми постиндустриальными технологиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.069 с.)