Классификация методик психодиагностической оценки межличностных отношений возможна по различным основаниям, например:
· объекту (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т. д.),
· задачам, решаемым обследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т. д.),
· особенностям используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т. д.),
· исходной точке отсчета диагностики межличностных отношений (методическая реализация определенных теоретических воззрений, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки, что необходимо учитывать при организации исследования и при подборе методических приемов).
Достоинства и недостатки методик приведены в табл. 18.
Таблица 18
Достоинства и недостатки методик психодиагностики
межличностных отношений
Класс
методик
| Достоинства
| Недостатки
|
|
|
|
Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений
| Простота применения
Легкость обработки
Наглядность представления результатов
| Влияние социальных установок, отношения к самому процессу исследования. Влияние психологической защиты.
Проблема отражения эмоционального отношения в сознании человека
|
Окончание табл. 18
|
|
|
|
Косвенная оценка межличностных отношений
| Простота применения
Возможности использования в методиках, основанных на игровой деятельности, при интерпретации «рисунка семьи», в ситуации психотерапии и профконсультировании; вне зависимости от теоретической ориентации психолога
| Неразработанность и предоставление сравнительно узкой информации о межличностных отношениях
|
Наблюдения и экспертная оценка ситуации
| Непосредственное наблюдение за поведением человека
Фиксирование реакций в контексте предыдущих и последующих событий
Возможность моделирования желаемого поведения
Прогностические возможности
| Являются методическими приемами моделирования межличностных отношений, а не точной, стандартизованной измерительной процедуры
|
Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения
| Простота применения
Легкость обработки
Наглядность представления результатов
| Направленность на решение специфических задач, для которых создавались методики
|
Исследования субъективного отражения межличностных отношений
| Возможность отражения на вербальном и невербальном уровнях
Получение обширной информации о межличностных отношениях
| Субъективизм в интерпретации данных
|
| | | |
Краткая характеристика методик диагностики межличностных отношений представлена в табл. 19.
Таблица 19
Методики диагностики межличностных отношений
Название
методики
| Аннотация
|
|
|
Диагностика межличностных отношений на основе
субъективных представлений
|
Социометрический тест Дж. Морено
| Существующие формы (модификации) ¾ аутосоцио-метрические методики Я. Л. Коломинского, К.Е. Данилина, А.И. Донцова
Суть метода ¾ субъективные межличностные предпоч-тения (выборы) членов группы по определенным сферам
Шкалы ¾ критерии: деловой, эмоциональный, ролевой и др., т. е. по сферам жизнедеятельности
Процедура обработки:
1) обработка данных по каждому критерию в отдельности; 2) составление социоматрицы, определение индивидуального социометрического статуса индивида (лидер, отверженный, изолированный);
3)графическое отображение полученных данных ¾ структуры межличностных отношений (социограмма);
4) подсчет дополнительных индексов: социального статуса, эмоциональной экспансивности как отдельных членов, так и группы в целом, групповой сплоченности
Количество вопросов (заданий) ¾ в зависимости от количества выбранных критериев
|
Q- классификация (Q-sort) В. Стефенсон 1953 Мургулец Л.В. 1990
| Существующие формы (модификации) ¾ изменение видов заданных групп в зависимости от задач исследования
Теоретическое основание ¾ проекция
Предмет диагностики: тенденции поведения в группе
Шкалы ¾ зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы
Процедура обработки:
1) подсчет тенденций по каждой из сопряженных пар (количество положительных ответов складывается с количество отрицательных ответов для противоположной тенденции)
2) Суммарное количество баллов по каждой тенденции переводится в коэффициент от –1 до +1.
Количество вопросов (заданий) ¾ набор из 60 карточек, с названиями свойств личности и описания поведения.
|
Продолжение табл. 19
|
|
|
Самоотчеты
|
Опросник интерперсональной ориентации Шутца (FIRO-b)
| Существующие формы (модификации) ¾ Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений
Теоретическое основание ¾ трехфакторная теория интерперсонального поведения В. С. Шутца
Предмет диагностики: Поведение индивида в трех областях межличностных потребностей: включения (I), контроля (C) и аффекта (А).
Шкалы ¾ Iе – включение, выраженное поведение Iw – включение, требуемое поведение Се – контроль, выраженное поведение Сw – контроль, требуемое поведение Ае – аффект, выраженное поведение Аw – аффект, требуемое поведение. Шкалы сформированы на основе монотонно детерминированной модели Гуттмана.
Процедура обработки: подсчет баллов по ключу
Количество вопросов (заданий) ¾ 54 задания
|
Методика изучения родительских отношений (PARI) Е.С. Шефер, Р.К. Белл
| Существующие формы (модификации) ¾ адаптирована Т.В. Нещерет.
Теоретическое основание ¾ концепция аттитюдов
Предмет диагностики: родительские установки, преимущественно материнские, к ребенку и разным сторонам семейной жизни
Шкалы ¾ (23) отношение к семейной роли; отношение родителей к ребенку по 3 основаниям – оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке
Процедура обработки: подсчет баллов по ключу Количество вопросов (заданий) ¾ 115 суждений
|
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) Варга, Столин
| Существующие формы (модификации) ¾ нет
Теоретическое основание ¾ концепция Столина
Предмет диагностики: родительское отношение
Шкалы ¾ принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, «маленький неудачник»
Процедура обработки:
1)получение сырых баллов;
2)перевод сырых баллов в процентильные ранги;
Количество вопросов (заданий) ¾ 61 суждение
|
Продолжение табл. 19
|
|
|
Опросник оценки способов поведения в конфликтной ситуации К. Томаса
| Существующие формы (модификации) ¾ адаптирован Н.В. Гришиной
Теоретическое основание ¾ положения о закономерностях поведения в конфликтных ситуациях Томаса
Шкалы (5) ¾ соперничество, сотрудничество, приспособление, компромисс, избегание
Процедура обработки: 1) подсчет общего количества баллов по каждой шкале; 2) графическое отображение результатов (преобладающей стратегии поведения)
Количество вопросов (заданий) ¾ адаптированный вариант методики включает 30 пунктов
|
Методики косвенной оценки
межличностных отношений
|
Техники наблюдения реальной
ситуации Ф. Кронджета, А. Моллера
| Существующие формы (модификации) ¾ схема исследования, в которой проксемическое поведение двух людей в реальной ситуации фиксируется наблюдателем; более сложная схема: проксемическое поведение членов группы записывается на видеопленку с последующим анализом поведения каждого
Теоретическое основание ¾ закономерности влияния эмоционального отношения на невербальное поведение, паралингвистические параметры.
Суть метода –– выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы зависит от его межличностных отношений -положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния
Процедура обработки:
1) измерение расстояния между испытуемыми или между испытуемым и экспериментатором;
2) сравнение с нормативом
Количество вопросов (заданий) –– в зависимости от цели исследования
|
Продолжение табл. 19
|
|
|
Методики наблюдения и экспертной оценки ситуации
|
Ситуационный тест
Р. Бейлса
| Существующие формы (модификации) ¾ «Дилемма узника». Она предназначена для изучения процесса принятия решения субъектом в ситуации, связанной с риском и неопределенностью
Теоретическое основание ¾ исходной точкой служат ситуативные детерминанты поведения, гештальты трансакции. Р. Бейлс разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может кодировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям
Шкалы ¾ 12 показателей, которые объединены в 4 категории (области): позитивных эмоций, решения проблем, постановки проблем и негативных эмоций
Процедура обработки: 1) подсчет числа наблюдаемых реакций по выделенным категориям (шкалам); 2) графическое отображение полученных данных
Количество вопросов (заданий) ¾ в зависимости от цели исследования
|
Методики исследования субъективного отражения
межличностных отношений
|
Совместный тест Роршаха В.Бланшара
| Существующие формы (модификации) ¾ обычно эксперимент включает две серии: индивидуальное и совместное тестирование, но может ограничиться только совместным тестом Роршаха (СТР)
Теоретическое основание ¾ проективный подход в исследовании личности
Шкалы ¾ категории анализа: 1) практическая активность партнеров; 2) количество предложений или продуцирование идей, развиваемых в ходе совместного решения; 3) проникаемость; 4) решение или руководство; 5) аффективный стиль отношений; 6) кооперация; 7) качество решения и процедуры
Процедура обработки: 1) подсчет встречаемости реакций по категориям анализа; 2) определение по количеству и качеству совместных ответов уровня сплоченности и совместимости группы (процесс нахождения совместных решений демонстрирует стили межличностного взаимодействия)
|