Методики психодиагностики самосознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики психодиагностики самосознания



В области диагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик. Наиболее популярные из них ¾ самоотчеты, идеографические и проективные техники. Достоинства и недостатки методик психодиагностики самосознания приводятся в табл. 16.

К стандартизованным самоотчетам относятся прежде всего тест-опросники, состоящие из утверждений, касающихся:

· отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах;

· чувств, мыслей относительно тех или иных событий в жизни субъекта;

· поведенческих проявлений;

· взаимоотношений с другими людьми.

Способ ответа широко варьируется от двух- до семиальтернативного выбора, с вербальным или невербальным согласием.

 


Таблица 16

Достоинства и недостатки методик психодиагностики

самосознания

Класс методик Достоинства Недостатки
     
Стандартизированные самоотчеты Обеспечивают сопоставимость результатов, независимость от опытности экспериментатора и количественный подход Апеллируют к более осознанным аспектам самоотношения и потенциально подвержены влиянию стратегий «самопрезентации», кроме того, ограничивают испытуемого заданными рамками подобранных утверждений  
Нестандартизированные самоотчеты Снимают ограничение испытуемого заранее заданными рамками подобранных утверждений Более трудоемки и трудны для количественной обработки и более подвержены влиянию лингвистических способностей испытуемых  
Идеографические методики Пространство самоописания на языке испытуемого Проблема дифференцированной системы диагностики заключений и их обоснованности  
Проективные методики Устраняют прямое влияние стратегии самопрезентации Отсутствие простых и валидных критериев сопоставления проективных показателей самоотношения; необходимость доказательства, что проективная продукция относится к самоотношению, а не к иным психологическим характеристикам; теоретическая проблема разработки обоснованной системы категорий кодирования проективного содержания

 


Нестандартизованные самоотчеты представляют собой развернутое самоописание, в которых так или иначе проявляется «Я -концепция». Для обработки совокупности текстов применяют процедуру контент-анализа.

Идеографические техники основаны на использовании психосемантических закономерностей, анализе индивидуальных матриц, при котором пространство самоописания и его содержательные оси не задаются априорно на основе усредненных данных, а выявляются у конкретного испытуемого. Результаты интерпретируются не путем соотнесения с «нормой», а относительно других характеристик того же субъекта. Эти методики применяются для диагностики «Я-концепции».

Использование проективных техник в исследованиях самоотношения и «Я-концепции» вызвано необходимостью редукции влияния стратегий самопрезентации и основано не на психоаналитическом толковании проекции, а на пристрастности нашего отражения действительности.

Проективные показатели используются для анализа трех аспектов самоотношения, ускользающих при анализе прямого самоотчета:

· бессознательных компонентов самоотношения (внутриличностных защит);

· «незамеченного, непреднамеренного самоотношения», которое человек затрудняется адекватно вербализовать;

· «нежелательной самооценки», т. е. самооценки, которая противоречит социально приемлемым образцам личности.

 

Методики психодиагностики самосознания приводятся в табл. 17.


Таблица 17

Методики психодиагностики самосознания

Методики Аннотация
   
Стандартизованные самоотчеты
Шкала «Я-кон-цепции» Теннеси. Существующие формы (модификации) ¾ консультативная (упрощенная) и клиническая формы опросника, предназначенные для подростков старше 11 лет и взрослых Шкалы: по строкам ¾ 1) самокритичность, 2) самоудовлетворенность, 3) поведение; по столбцам ¾ 1) «физическое Я», 2) «моральное Я», 3) «личностное Я», 4) «семейное Я», 5) «социальное Я». Выявление глобального самоотношения и специфических форм самоотношения к себе, своему телу, себе как моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т. д. Процедура обработки: 1) расчет показателей для строк и столбцов (дает 8 индексов теста); 2) графическое отображение полученных результатов; 3) дополнительно вычисляются 2 индекса ¾ вариабельности как меры согласованности восприятия себя в различных областях, распределения как меры расположения субъектом своих ответов по пятишаговой шкале Количество вопросов (заданий) ¾ содержит 90 пунктов на анализ «Я-концепции» и 10 пунктов шкалы лжи
Методика исследования самоотношения (МИС) Пантилеев С. Р.   Существующие формы (модификации) ¾ нет Теоретическое основание ¾ Концепция самоотношения С.Р. Пантилеева Предмет диагностики: самоотношение возрастной диапазон от 15 до 60 лет Шкалы ¾ Закрытость-открытость, Самоуверенность, Саморуководство, Отраженное самоотношение, Самоценность, Самопринятие, Самопривязанность, Внутренняя конфликтность, Самообвинение Процедура обработки: 1)получение сырых баллов; 2)перевод сырых баллов в стены; 3)сравнение с существующими нормативами Количество вопросов (заданий) ¾ 110 утверждений
Продолжение табл. 17
   
Нестандартизованные самоотчеты
Тест двадцати утверждений на самоотношение Куна, Макпартленда Существующие формы (модификации) ¾ нет Теоретическое основание ¾ теоретическое представление о личностном «Я» как об интериоризации индивидуальной позиции в социальной системе. Различия в идентификации личностного «Я» эквивалентны различиям в том, как человек связывает свою судьбу с рядом возможных референтных групп. Так как «Я-концепция» так или иначе проявляется в любом развернутом самоописании, появляется возможность применить к некоторой совокупности текстов процедуру контент-анализа Шкалы ¾ объективные и субъективные (индивидуальный локализационный балл) социальные роли. Выявляется личностная самоидентичность и богатство оттенков самоописания Процедура обработки ¾ контент-анализ по ряду категорий: 1) социальным группам (полу, возрасту, национальности, религии, профессии); 2) идеологическим убеждениям (философским, религиозным, политическим и моральным высказываниям); 3) интересам и увлечениям; 4) стремлениям и целям; 5) самооценке Количество вопросов (заданий) ¾ в течение 12 минут даются 20 ответов на вопрос «Кто я такой?» и проводится контент-анализ
Идеографические техники
Техники репертуарных решеток Дж. Келли Теоретическое основание ¾ предложенный Дж. Келли метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Конструкты имеют форму биполярных понятий (например, белый-черный и т. д.). Конструкт ¾ это «личностное образование», истолкование, которое накладывается на реальность. Информативны прежде всего сами «названия» этих конструктов и их смысл Шкалы и количество вопросов (заданий) ¾ в зависимости от целей обследования (исследования) Процедура обработки: 1) выявление объектов и конструктов; 2) оценивание указанных объектов по соответствующим конструктам и составление матрицы оценок; 5) обработка матрицы оценок с целью получения ряда показателей, характеризующих диагностируемый феномен. Итогом является реконструкция индивидуальной системы конструктов.

 

Продолжение табл.17
   
Проективные методики
Q-классификация (Q-sort) В. Стефенсон 1953   Существующие формы (модификации) ¾ 60 карточек для диагностики тенденций поведения человека в реальной группе Теоретическое основание ¾ проекция Предмет диагностики: представления о своем Я Шкалы ¾ сортировка карточек по заданным группам, которые устанавливаются в зависимости от цели и задач исследования Процедура обработки: Подсчитывается количество карточек в каждой группе, исходя из чего определяется степень выраженности личностных особенностей испытуемого не в абсолютных показателях, а относительно друг друга. 1)получение сырых баллов; 2)перевод сырых баллов в стены; 3)сравнение с существующими нормативами Количество вопросов (заданий) ¾ число карточек зависит от цели и задач исследования
Методика управляемой проекции (МУП) В.В. Столин   Существующие формы (модификации) ¾ нет Теоретическое основание ¾ концепция самоотношения Столина Предмет диагностики: особенности самоотношения Шкалы ¾ самоотношение или отношение к «Я» (глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес), отношение к отсутствующим личностным чертам или отношение к «не-Я», эмоционально-ценностное отношение к себе по основаниям симпатии- антипатии, уважения-неуважения, близости-отдаленности Процедура обработки: качественная интерпретация ответов, контент-анализ Количество вопросов (заданий) ¾ словесный психологический портрет испытуемого на основе результатов 16 PF Кеттелла (Персонаж А), а также портрет его вымышленной противоположности (Персонаж В); ряд вопросов относительно прошлого, настоящего и будущего данных персонажей.
Методика рисования человека, К. Маховер Теоретическое основание ¾ графические особенности рисования, имеющие диагностическое значение (пол, форма частей, пропуск деталей, ориентация рисунка на листе, последовательность рисования). Достаточного теоретического и эмпирического обоснования нет Процедура обработки: 1) анализ разнообразных деталей рисунка, прежде всего особенности изображения частей тела; 2) формальный анализ рисунка (размер фигуры, ее местонахождение на листе бумаги, степень законченности рисунка и т. п.)

 

Окончание табл.17
   
Символические задания на выявление «социального Я» (разработаны Б. Лонгом, Р. Зиллером и Р. Хендерсоном)   Теоретическое основание ¾ различные психологические теории, в том числе строение «Я-концепции». В основе построения методик лежит предположение о том, что физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими «Я» и значимых других, может быть интерпретирована как психологическая дистанция, позиция левее других ¾ как переживаемая «сила» «Я», внутри фигуры, составленной из кружков «других», как включенность и зависимость, вне ¾ как независимость «Я» Шкалы ¾ символические задания соответствуют 7 различным аспектам «Я-концепции»: самооценке, силе, индивидуации, социальной заинтересованности, идентификации, эгоцентричности, сложности. Производится измерение самоотношения и самоидентичности Процедура обработки: 1) измеряется физическая дистанция на листе бумаги между кружками; 2) в соответствии с выделенными критериями осуществляется интерпретация полученных данных

Тест-опросник самоотношения

История создания опросника

Утверждения опросника были сформулированы исходя из представлений о строении самоотношения. Большинство формулировок оригинальны, два утверждения были взяты из опросника локуса контороля Дж. Роттера. Утверждения формулировались от первого лица; использовались два варианта ответов: согласен и не согласен.

Инструкция и процедура опроса были направлены на снижение влияния социальной желательности и стратегии самоподачи. В результате факторизации массива, экспертизы и содержательного анализа полученная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения по степени обобщенности:

· глобальное;

· дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

· уровень конкретных действий (готовности к ним) в отношении к своему «Я».

Разработан В. В. Столиным и С. Р. Пантилеевым.

Краткая характеристика опросника

Опросник представляет собой многомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизированного самоотчета. Опросник содержит 57 пунктов. Факторная структура опросника выявлялась на выборке из 175 студентов гуманитарных вузов Москвы (115 женщин и 60 мужчин). Средний возраст 20 лет. Опросник включает следующие шкалы:

шкала S –– измеряет интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я» испытуемого;

шкала I –– самоуважение;

шкала II –– аутосимпатия;

шкала III –– ожидаемое положительное отношение от других;

шкала IV –– самоинтерес.

Опросник содержит также 7 шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого:

шкала 1 –– самоуверенность;

шкала 2 –– отношение других;

шкала 3 –– самопринятие;

шкала 4 –– саморуководство, самопоследовательность;

шкала 5 –– самообвинение;

шкала 6 –– самоинтерес;

шкала 7 –– самопонимание.

Возможности методики Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности. Он может быть использован в ситуации «клиента», т. е. для выработки целей психологического воздействия в условиях обращения за психологической помощью. Прямая форма большинства вопросов и отсутствие корректировочных шкал не позволяют использовать опросник в экспертных ситуациях.

Мотивирование испытуемых

Наименьшее число искажений возникает в том случае, если испытуемый имеет личную заинтересованность в результатах эксперимента, но не усматривает в информации, которую ожидает получить от психолога, нечто определяющее его жизнь в широком масштабе. Такой уровень мотивации бывает тогда, когда у испытуемого есть желание расширить знание о самом себе, испытать себя, проверить.

Инструктирование испытуемых

Перед началом тестирования испытуемым дается примерно следующая инструкция:

«Вам предлагается личностный опросник (или ряд утверждений), который не предполагает правильных или неправильных ответов и направлен на анализ личного мнения отвечающих. Возможно использование двух вариантов ответов: согласен и не согласен».

Лабораторная работа № 4

Цель ¾ диагностика самоотношения как компонента самосознания посредством теста-опросника В. В. Столина и С. Р. Пантилеева.

Оснащение: текст опросника, лист ответов, ключи, таблица перевода сырых баллов в стандартные, графическое отображение результатов, интерпретация полученных данных.

Порядок выполнения работы

Эксперимент проводится в группе. Экспериментатор (педагог) знакомит испытуемых (студентов) с инструкцией: «Вам предлагается ряд утверждений, Вы должны дать ответ: согласны или не согласны». Затем он напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе.

Текст опросника

1. Думаю, что большинство моих знакомых относятся ко мне с симпатией.

2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.

4. Когда я пытаюсь себя оценить, я, прежде всего, вижу свои недостатки.

5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.

6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.

7. Мое «Я» всегда мне интересно.

8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

9. В моей жизни есть или по крайней мере, были люди, с которыми я был чрезвычайно близок.

10.Собственное уважение мне еще надо заслужить.

11.Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.

12.Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

13.Я сам хотел во многом себя переделать.

14.Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

15.Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.

16.Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

17.Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.

18.Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

19.Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.

20.Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

21.Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.

22.Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.

23.У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

24.Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

25.Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни – это подчиниться собственной судьбе.

26.Посторонний человек на первый взгляд найдет во мне много отталкивающего.

27.К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.

28.Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

29.Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.

30.У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

31.В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.

32.Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.

33.Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.

34.Когда у меня возникает какое-либо желание, я, прежде всего, спрашиваю себя, разумно ли это.

35.Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он тут же понял, какое я ничтожество.

36.Временами я сам собой восхищаюсь.

37.Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

38.В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.

39.Без посторонней помощи я мало что могу сделать.

40.Иногда я сам себя плохо понимаю.

41.Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

42.Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

43.В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.

44.Большинство моих знакомых не принимает меня всерьез.

45.Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

46.Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.

47.Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.

48.В целом меня устраивает то, какой я есть.

49.Вряд ли меня можно любить по-настоящему.

50.Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.

51.Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.

52.Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

53.То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.

54.Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

55.Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.

56.Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».

57.Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

 

Обработка результатов

Шаг 1. Используя ключ, по каждой шкале нужно подсчитать утверждения с положительным (если испытуемый согласен с утверждением) и отрицательным (если испытуемый не согласен с утверждением) знаками. Далее приводятся номера утверждений и знак, с которым они входят в соответствующую шкалу.

Шкала S (интегральная)

''+'':2,5,23,33,37,42,48,52,53,57.

''–'':6,9,13,14,16,18,30,35,38,39,41,43,44,45,49,50,56.

Шкала I

''+'':2,23,53,57.

''-'':8,13,25,27,31,35,38,39,40,41,50.

Шкала II

''+'':12,18,28,29,37,46,48,54.

''-'':4,9,11,16,19,24,45,56.

Шкала III

''+'':1,5,10,15,42,55.

''-'' 3,26,30,32,43,44,49.

Шкала IV

''+'':7,17,20,33,34,52.

''-'':14,51.

Шкала 1

''+'':2,23,37,42,46.

''-'':38,39,41.

Шкала 2

''+'':1,5,10,52,55.

''-'':32,43,44.

Шкала 3

''+'':12,18,28,47,48,54.

''-'':21.

Шкала 4

''+'':50,57.

''-'':25,27,31,35,36.

Шкала 5

''+'':3,4,9,11,16,24,45,56.

''-'':

Шкала 6

''+'':17,20,33.

''-'':26,30,49,51.

Шкала 7

''+'':53.

''-'':6,8,13,15,22,40.

Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком, и утверждений, с которыми не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком.

Шаг 2. С помощью табл. 18 переведите сырые баллы в накопленные частоты.

Таблица 18

Подсчет показателей по каждому фактору

 

Сырой балл Накоп- ленные частоты Сырой балл Накопленные частоты   Сырой балл Накопленные частоты Сырой балл Накопленные частоты
ФАКТОР S   ФАКТОР IV
      74,33     0,67   49,67
  0,67   80,00     2,00   71,33
  3,00   85,00     5,33   92,33
  5,53   88,00     16,00   100,00
  6,33   90,67     29,00    
  9,00   93,33   ФАКТОР 1
  13,00   96,00     3,77   65,67
  16,00   96,67     7,33   81,33
  21,33   98,00     16,67   92,33
  26,67   98,33     29,33   100,00
  32,33   98,67     47,67    
  38,33   99,67   ФАКТОР 2
  49,00   99,67         32,00
  55,33   100,00     0,67   51,33
  62,67   100,00     3,67   80,00
  69,33         7,33   100,00
ФАКТОР I     15,00    
  1,67   58,67   ФАКТОР 3
  4,00   71,33     2,67   50,67
  6,00   80,00     7,67   70,67
  9,33   86,67     16,67   89,67
  16,00   91,33     34,33   100,00
  25,33   96,67   ФАКТОР 4
  34,00   99,67     3,00   60,33
  44,67   100,00     9,67   79,67
ФАКТОР II     25,67   92,00
  0,33   69,67     38,33   100,00
  3,67   77,33   ФАКТОР 5
  9,00   86,00     1,67   60,67
  16,00   90,67     4,67   81,67
  21,67   96,67     15,00   96,67
  28,00   98,33     27,67   100,00
  37,33   99,67     43,33    
  47,00   100,00   ФАКТОР 6
ФАКТОР III     0,67   34,33
      17,67     3,00   54,67
      27,33     11,33   80,00
  0,67   39,67     20,00   100,00
  1,00   53,00   ФАКТОР 7
  3,33   72,33     4,33   83,67
  6,00   91,33     21,33   94,00
  9,00   100,00     43,33   99,33
            68,67   100,00

Шаг 3. Для наглядности полученных данных можно построить диаграмму выраженности уровней самоотношения (рис. 5).

 

Рис.5. Диаграмма выраженности уровней самоотношения, где

Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я» испытуемого;

шкала I – самоуважение;

шкала II – аутосимпатия;

шкала III – ожидаемое положительное отношение от других;

шкала IV – самоинтерес;

шкала 1 – самоуверенность;

шкала 2 – отношение других;

шкала 3 – самопринятие;

шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность;

шкала 5 – самообвинение;

шкала 6 – самоинтерес;

шкала 7 – самопонимание.

 

Шкала S - измеряет интегральное чувство “за” и “против” собственного “Я” испытуемого; Шкала I - самоуважение; Шкала II - аутосимпатия; Шкала III - ожидаемое положительное отношение от других; Шкала IV - самоинтерес. Опросник содержит также 7 шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес “Я” испытуемого. Шкала 1 - самоуверенность; Шкала 2 - отношение других; Шкала 3 - самопринятие; Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность; Шкала 5 - самообвинение; Шкала 6 - самоинтерес; Шкала 7 - самопонимание.  
Шаг 4. Интерпретация результатов и выводы

45-55 баллов ¾ среднестатистическая норма. Человек адекватно себя воспринимает и правильно оценивает свое поведение.

55-70 баллов ¾ завышенный уровень самоотношения.

40-45 баллов ¾ заниженный уровень самоотношения.

Более 80 и менее 40 баллов интерпретировать не рекомендуется, так как такие данные получены под влиянием второстепенных условий, например, под влиянием социальной желательности.

Вопросы для самопроверки

1. Какие главные компоненты самосознания Вы знаете? Опишите их.

2. Назовите достоинства и недостатки методик психодиагностики самосознания.

3. Какие методики психодиагностики самосознания Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.

4. Кратко охарактеризуйте тест самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева.

Задания для самостоятельной работы

Проведите диагностику самоотношения нескольких человек, используя методику В. В. Столина и С. Р. ПантИлеева; обработайте результаты и дайте интерпретацию в письменном виде.

Литература

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб, 2001

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб., 1999.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. СПб., 2000.

Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993.

Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.

Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М.,1988.

Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1996.

Психология самосознания. Хрестоматия. 1,2 Т. Самара, 2003.

Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М. 1972.

Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.


ТЕМА ШЕСТАЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 5968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.11 с.)