Диагностика черт личности, будучи универсальным инструментом для психолога, на практике требует выработки и применения продуманной стратегии, адаптивной (адресной) интерпретации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика черт личности, будучи универсальным инструментом для психолога, на практике требует выработки и применения продуманной стратегии, адаптивной (адресной) интерпретации.



Шестнадцатифакторный личностный опросник
Кеттелла (16 PF)

Сведения об авторе

Р. Кеттелл (R. B. Cattell; 1905-1998) –– американский психолог, профессор Иллинойского университета, а также университетов Стенли Холла и Кларка.

Считается основоположником тестологического движения, разработал систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций (сенсорных, перцептивных, интеллектуальных и др.). Является автором тест-опросника 16 PF.

 

История создания опросника

Р. Кеттелл исходил из представления о многофакторной структуре личности и отмечал необходимость исследования всех свойств личности, которые обуславливают поведение. Наименование и определение этих свойств вытекает из применения математико-статистических приемов и результатов факторного анализа. Поэтому Р. Кеттелл говорил о факторах личности.

Первые версии опросника появились в 1949 году, в последующие годы они были переработаны на основании факторного анализа и анализа вопросов. В процессе усовершенствования шкал также уточнялись отдельные факторы и их психологическое понимание.

Стремление постичь личность в ее широте, т. е. зарегистрировать все формы поведения и все ситуации, в которых проявляются личностные свойства, привело Р. Кеттелла к сбору большого количества понятий, касающихся личностных свойств (из словаря английского языка и трудов Г. Олпорта). Он сравнивал их между собой, исключая и соединяя, в результате чего с помощью факторного анализа получил 15 личностных факторов, к которым добавил 16-й-фактор интеллекта. Р. Кеттелл считал, что созданные и изучаемые им личностные свойства отражают всю структуру личности, и относил себя к сторонникам многофакторной теории личности.

Краткая характеристика опросника

Факторы личности автор разделяет на факторы 1-го и 2-го порядка. Биполярность (двухполюсность) фактора –– относительная; она не имеет какого-либо положительного или отрицательного нравственного или патологического значения, отсутствует между полюсами область неопределенных и нулевых значений.

Факторам присваивается два вида названий: технические и бытовые.

Технические названия предназначены для специалистов и связаны с научно установленным значением фактора.

Бытовые названия являются описательными и общедоступными определениями. Предназначены для общения психодиагноста с заказчиком.

Одна из первых попыток полной компьютеризации и психометрической адаптации шестнадцатифакторного опросника Кеттелла была осуществлена А.Г. Шмелевым и В.И. Похилько.

Опросник имеет три формы: А, В, С.

Формы А и В содержат по 187 вопросов каждая, форма С –– 105 вопросов. На вопросы можно отвечать тремя способами (согласен, не согласен, промежуточный ответ). К каждому фактору относится неодинаковое количество вопросов. Ответы отмечаются в бланке для ответов. Опросник обширный, занимает много времени и требует внимательного подхода со стороны испытуемых. Возможно индивидуальное и групповое предъявление этой методики.

Оценка результатов с помощью шаблонов делается просто: полученные результаты по каждому фактору приводятся в производные показатели (стены) с помощью таблицы. Система стенов устанавливает связь между результатом испытуемого и результатами, полученными у других людей в определенной популяции.

Возможности методики

Методика предназначена для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ее исследованию на основе черт. Р. Кеттеллом и его сотрудниками помимо двух основных форм опросника разработаны эквивалентные формы для лиц с разным образовательным уровнем; имеются варианты опросника для детей и подростков. Существует специальное «патологическое» дополнение к опроснику, которое состоит из 12 клинических факторов-шкал. Возможно групповое обследование. Опросник нашел достаточно широкое распространение в отечественных психодиагностических исследованиях.

Мотивирование испытуемых

Наименьшее число искажений возникает в том случае, если испытуемый имеет личную заинтересованность в результатах эксперимента, но не усматривает в информации, которую ожидает получить от психолога, нечто определяющее его жизнь в широком масштабе. Такой подходящий уровень мотивации бывает тогда, когда у испытуемого есть желание расширить знание о самом себе, испытать себя, проверить. Хорошим способом мотивирования является обещание рассказать после обработки экспериментальных данных о результатах, дать небольшой комментарий, если потребуется.

Не следует соглашаться на просьбы дать результаты эксперимента или собеседования в письменном виде. Письменная характеристика по результатам заказанного психодиагностического обследования –– это особая тема. Краткое изложение требований к психодиагностическому заключению представлено в Прил. 1.

Принудительное участие в эксперименте может сказаться на том, что данные его будут неточны. Если есть предположения о низкой мотивации испытуемых, то надо применять приемы, повышающие мотивацию, например, вводить соревновательный момент, повышать эстетическое оформление всей экспериментальной ситуации (обстановки, аппаратуры, стимульного материала и т. д.).

Очень высокая мотивация, заинтересованность в «хороших» результатах часто встречается при профотборе. Ее влияние может быть столь велико, что изменит всю «картину» целиком, а корректировочные шкалы и приемы будут малоэффективны.

Инструктирование испытуемых

Перед началом исследования испытуемым дается примерно следующая инструкция.

«Это исследование имеет целью определить некоторые свойства Вашей личности. Вам будет предложен ряд вопросов и три варианта ответов на каждый из них (а, в, с). Отвечать следует так:

· сначала прочтите вопрос и варианты ответов к нему;

· затем выберите один из трех вариантов ответов, отражающий Ваше мнение;

· отметьте индекс выбранного Вами ответа на листе ответов.

Старайтесь придерживаться следующих правил:

1) не тратьте много времени на обдумывание ответов, давайте тот ответ, который первым приходит на ум;

2) отвечать нужно как можно точнее, старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточному ответу, выбирайте его только тогда, когда не можете ответить иначе;

3) давайте ответ на каждый вопрос в той последовательности, в которой они расположены, не пропускайте ни одного вопроса;

4) отвечайте как можно более искренне, здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных», не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности».

Внимание! Перед проведением диагностики ознакомьтесь с основными этическими нормами деятельности психолога, представленными в Прил. 2.

Лабораторная работа № 1

Цель диагностика черт личности студента с помощью шестнадцати факторного опросника Р. Кеттелла.

Оснащение: текст опросника (форма С)1, лист ответов, ключи, таблица перевода сырых баллов в стены, графическое отображение полученных результатов, интерпретация полученных данных.

Порядок выполнения работы

Эксперимент проводится в группе. Экспериментатор (педагог) знакомит испытуемых (студентов) с инструкцией:

Инструкция: «Это исследование имеет целью определить некоторые свойства Вашей личности. Вам будет предложен ряд вопросов и три варианта ответов на каждый из них (а, в, с). Отвечать следует так:

· сначала прочтите вопрос и варианты ответов к нему;

· затем выберите один из 3-х вариантов ответов, отражающий Ваше мнение;

· отметьте индекс выбранного Вами ответа в бланке ответов.

Вы должны работать самостоятельно, а теперь можете приступить к работе.

Текст опросника

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.

а) да в) трудно сказать с) нет

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.

а) да в) иногда с) нет

3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать пре­ступника:

а) бандитом в) святым с) тучей

4. Когда я ложусь спать, я засыпаю:

а) быстро в) нечто среднее с) с трудом

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:

а) пропустить вперед большинство машин

в) не знаю

с) обогнать все идущие впереди машины

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории.

а) да в) иногда с) нет

7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.

а) верно в) трудно сказать с) неверно

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компа­ниях, несомненно рады меня видеть.

а) да в) иногда с) нет

9. Я бы скорее занимался:

а) фехтованием и танцами

в) затрудняюсь ответить

с) борьбой и баскетболом

10.Меня забавляет, что то что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом.

а) да в) иногда с) нет

11. Читая о каком-либо происшествии, я интере­суюсь всеми подробностями.

а) да в) иногда с) нет

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь.

а) верно в) не знаю с) неверно

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом.

а) верно в) не знаю с) неверно

14. Мне больше нравятся новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов.

а) верно в) не знаю с) неверно

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю де­лать это самостоятельно, без чьей-либо помощи.

а) верно в) иногда с) неверно

16. Я думаю, что я человек менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство других лю­дей.

а) верно в) затрудняюсь ответить с) неверно

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

а) верно в) не знаю с) неверно

18. Иногда, хоть и кратковременно, у меня воз­никало чувство раздражения к моим родителям.

а) да в) не знаю с) нет

19. Я скорее рассказал бы свои сокровенные мысли:

а) моим хорошим друзьям

в) не знаю

с) в своем дневнике

20. Я думаю, что противоположным по значению словом по отношению к противоположности слова «неточный» будет:

а) небрежный в) тщательный с) приблизительный.

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо.

а) да в) трудно сказать с) нет

22. Меня больше разражают люди, которые:

а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску

в) затрудняюсь ответить

с) создают неудобства для меня, опаздывая на уловленную встречу

23. Мне очень нравится приглашать людей и развлекать их.

а) верно в)не знаю с) неверно

24. Я думаю, что:

а) не все надо делать одинаково тщательно

в) затрудняюсь ответить

с) любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись

25. Мне всегда приходится преодолевать смущение.

а) да в) иногда с) нет

26. Мои друзья чаще:

а) советуются со мной

в) делают то и другое поровну

с) дают советы

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не за­метил этого, чем разоблачать его.

а) да в) иногда с) нет

28. Мне нравится друг:

а) интересы которого имеют деловой и практический характер

в) не знаю

с) который отличается глубоко продуманным взглядами на жизнь

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в кото­рые я твердо верю.

а) верно в) затрудняюсь ответить с) неверно

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.

а) да в) не знаю с) нет

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то, и другое, то ябы предпочел:

а) играть в шахматы

в) трудно сказать

с) играть в городки

32. Мне не нравятся общительные, компанейские люди.

а) да в) не знаю с) нет

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми.

а) да в) трудно сказать с) нет

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.

а) да в) иногда с) нет

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав.

а) да в) иногда с) нет

36. На предприятии мне было бы интереснее:

а) работать с машинами и механизмами, участвуя в основном производстве

в) трудно сказать

с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой

37. Какое слово не связано с двумя другими?

а) луна в) воздух с) солнце

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внима­ние:

а) раздражает меня

в) нечто средне

с) не беспокоит меня совершенно

39. Если бы у меня было много денег, то я:

а) жил бы, не стесняя себя ни в чем

в) не знаю

с) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти

40. Худшее наказание для меня:

а) тяжелая работа

в) не знаю

с) быть запертым в одиночестве

41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали.

а) да в) иногда с) нет

42. Мне говорили, что ребенком я был:

а) спокойным и любил оставаться один

в) не знаю

с) живым и подвижным

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами.

а) да в) не знаю с) нет

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко.

а) да в) трудно сказать с) нет

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.

а) верно в) затрудняюсь ответить с) неверно

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей.

а) верно в) не знаю с) неверно

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хо­чется плакать.

а) верон в) не знаю с) неверно

48. В музыке я наслаждаюсь:

а) маршами в исполнении военных оркестров

в) не знаю

с) скрипичными соло

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

а) в деревне с одним или двумя друзьями

в) затрудняюсь сказать

с) воз­главляя группу в туристском лагере

50. Усилия, затраченные на составление планов

а) никог­да не лишние

в) трудно сказать

с) не стоят того

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.

а) верно в) не знаю с) неверно

52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела мелкими.

а) всегда в) иногда с) редко

53. Я предпочел бы скорее работать:

а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них

в) затрудняюсь ответить

с) быть архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект.

54. Дом так относится к комнате, как дерево к:

а) лесу в) растению с) листу

55. То, что я делаю, у меня не получается:

а) редко в) иногда с) часто

56. В большинстве дел я:

а) предпочитаю рискнуть

в) не знаю

с) предпочитаю действовать наверняка

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слиш­ком много говорю.

а) скорее всего это так

в) не знаю

с) думаю, что нет

58. Мне больше нравится человек

а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен

в) трудно сказать

с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам

59. Я принимаю решения:

а) быстрее, чем многие люди

в) не знаю

с) медленнее, чем большинство людей.

60. На меня большее впечатление производят:

а) мастер­ство и изящество

в) трудно сказать

с) сила и мощь.

61. Я считаю, что я человек, склонный к со­трудничеству.

а) да в) нечто среднее с) нет

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными.

а) да в) не заню с) нет

63. Я предпочитаю:

а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам

в) затрудняюсь ответить

с) советоваться с моими друзьями

64. Если человек не отвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, дол­жно быть, сказал какую-нибудь глупость.

а) верно в) не знаю с) неверно

65. В школьные годы я больше всего получил знаний:

а) на уроках

в) трудно сказать

с) читая книги

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

а) верно в) иногда с) неверно

67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

а) заняться другим вопросом.

в) затрудняюсь ответить

с) еще раз плпытаться решить этот вопрос

68. Иногда у меня возникают такие сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д. без оп­ределенных причин.

а) да в) иногда с) нет

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.

а) верно в) не знаю с) неверно

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удоб­ное для него, даже если это немного неудобно для меня.

а) да в) иногда с) нет

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд: 1, 2, 3, 6, 5 будет:

a) 10 в) 5 с) 7

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной при­чины.

а) да в) не знаю с) нет

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство:

а) да в) иногда с) нет

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

а) верно в) трудно сказать с) неверно

75. На вечеринке мне больше нравится:

а) принимать уча­стие в интересной беседе

в) затрудняюсь ответить

с) смотреть, как люди отдыхают, и отдыхать, расслабившись самому

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать.

а) да в) иногда с) нет

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы хотел больше встретиться с:

а) Колумбом

в) не знаю

с) Шекспиром

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.

а) да в) иногда с) нет

79. Работая в магазине, я предпочел бы

а) оформлять витрины

в) не знаю

с) быть кассиром.

80. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным.

а) да в) иногда с) нет

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

а) сразу же думаю: «У него плохое настроение"

в) не знаю

с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил

82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести из­менения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов.

а) да в) иногда с) нет

83. Я получаю большее удовольствие, рассказывая местные новости.

а) да в) иногда с) нет

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.

а) верно в) иногда с) неверно

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей.

а) верно в) не знаю с) неверно

86. Мне легче не считаться с другими людь­ми, чем им со мной.

а) верно в) иногда с) неверно

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.

а) часто в) иногда с) никогда

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каж­дые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

а) отстают в) идут правильно с) спешат.

89. Мне бывает скучно:

а) часто в) иногда с) редко

90. Люди говорят, что мне нравится все делать своим способом.

а) верно в) иногда с) неверно

91. Я считаю, что нужно избегать лишних волнений, потому что они утомляют.

а) да в) не знаю с) нет

92. Дома в свободное время я:

а) болтаю и отдыхаю

в) затрудняюсь ответить

с) занимаюсь интересующимися меня делами

93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми.

а) да в) иногда с) нет

94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также выразить прозой.

а) да в) иногда с) нет

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спи­ной.

а) да, в большинстве случаев в) иногда с) нет

96. Я думаю, что даже самые драматические события уже через год не оставят в моей душе никаких следов.

а) да в) иногда с) нет

97. Я думаю, что было бы интереснее быть:

а) натуралистом и работать с растениями

в) не знаю

с) страховым агентом

98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, к определенным животным, местам и т. д.

а) да в) иногда с) нет

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир.

а) да в) трудно сказать с) нет

100. Я предпочитаю игры:

а) где надо играть в команде или иметь партнера

в) не знаю

с) где каждый играет сам за себя

101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны.

а) да в) иногда с) нет

102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх.

а) да в) иногда с) нет

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся.

а) да в) иногда с) нет

104. Какое слово менее связано с двумя другими:

а) думать в) видеть с) слышать

105. Если мать Марии является сестрой отца Александ­ра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии:

а) кузеном (двоюродным братом)

в) племянни­ком

с) дядей

Обработка результатов

Шаг 1. С помощью ключа подсчитайте количество сырых баллов и занесите в лист ответов (рабочая тетрадь, лабораторная работа № 1).

Примечание. Для фактора В начисляется по 1 баллу за каждое совпадение с ключом. Для всех остальных факторов начисляется по 2 балла за каждое совпадение с ключом и по 1 баллу, если испытуемым выбран вариант «в» (средний вариант ответа).

Ключ

1) A: 2c, 19a, 36c, 53a, 70a, 87c

2) B: 3в, 20в, 37в, 54c, 71a, 88в, 104a, 105в

3) C: 4a, 21a, 38c, 55a, 72c, 89c

4) E: 5c, 22c, 39a, 56a, 73c, 90a

5) F: 6c, 23a, 40c, 57a, 74a, 91c

6) G: 7a, 24c, 41a, 58c, 75a, 92c

7) H: 8a, 25c, 42c, 59a, 76a, 93c

8) I: 9a, 26a, 43c, 60a, 77c, 94c

9) L: 10a, 27c, 44c, 61c, 78a, 95a

10) M: 11c, 28c, 45c, 62a, 79a, 96c

11) N: 12c, 29a, 46a, 63a, 80c, 97c

12) O: 13c, 30a, 47c, 64a, 81c, 98a

13) Q1: 14a, 31a, 48c, 65c, 82c, 99a

14) Q2: 15a, 32c, 49a, 66a, 83c, 100c

15) Q3: 16a, 33a, 50a, 67c, 84c, 101c

16) Q4: 17a, 34c, 51c, 68a, 85c, 102a

17) Md: 1a, 18c, 35c, 52a, 69c, 86c, 103c

Используя табл.3, сырые баллы переведите в стены.

Далее с помощью следующих формул производите подсчет вторичных факторов:

F1= (38 + 2´L + 3´O + 4´Q4-2´C-2´H -2´Q3) /10;

F2= (2´A + 3´E + 4´F + 5´H-2´Q2-I) /10;

F3= (7´L + 2´C + 2´E + 2´F + 2´N-4´A-6´I-2´M) /10;

F4= (4´E + 3´M + 4´Q4 + 4´Q2-3´A-2´G) /10.

 


Таблица 3

Перевод сырых баллов в стены

Факторы       Стены            
Номер Обозначение                    
  A 0-4         -        
  B 0-2 -   -   -     - 7-8
  C 0-3                  
  E 0-1                 10-12
  F 0-2 -               10-12
  G 0-3                  
  H 0-3                  
  I 0-3                  
  L 0-1   -     -       8-12
  M 0-3 -               11-12
  N 0-1                 10-12
  O 0-1                 10-12
  Q1 0-4     -            
  Q2 0-2   -             10-12
  Q3 0-2                 11-12
  Q4 0-1         6-7       11-12
  Мd 0-2                 11-14

Уровни выраженности фактора:

1,2-й стены –– низкий уровень;

3,4-й стены –– уровень ниже среднего;

5,6-й стены –– средний уровень;

7,8-й стены –– уровень выше среднего

9,10-й стены –– высокий уровень.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.179 с.)