И практикум по психодиагностике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И практикум по психодиагностике



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

И ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Предисловие

Одним из основных видов деятельности психолога является диагностическая деятельность. Формирование диагностической компетентности специалиста обеспечивается рядом дисциплин, фундаментальной из которых является психодиагностика.

Психодиагностика –– это направление практической психологии, которое имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека, а также со способами и средствами их измерения.

Теоретическая психодиагностика опирается на данные общей психологии и ее отраслей (предметных областей психологии), данные психометрики.

Результатом работы психолога в области теоретической психодиагностики являются методика или метод получения психологической информации. Психодиагностическая методика является в свернутом виде решенной психологической задачей, где есть способ получения психологической информации, возможные ее варианты и интерпретация этих вариантов с точки зрения автора методики. Поэтому многие методики в психологии носят имена их авторов, например, тест Кеттелла, Амтхауэра, Лири и т.п.

Практическая психодиагностика используется в реальных жизненных условиях и конкретных обстоятельствах в виде методов и методик.

Как и всякая работа со сложными приборами, работа психодиагноста требует в первую очередь знания правил эксплуатации этих приборов –– методик и методов.

Для корректного взаимодействия с человеком при решении психодиагностических задач психолог должен точно представлять содержание и назначение методик, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности, достоверности.

Данное пособие предназначено для обеспечения подготовки студентов к диагностической деятельности и ориентировано на такие формы учебной работы, как практические занятия и самостоятельная работа. Цель пособия — сформировать умения адекватного выбора и использования некоторого минимума психодиагностических средств, которые должны быть в арсенале каждого педагога-психолога.


ТЕМА первАЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК И ПРОЦЕДУР

Цели занятия: 1. Знакомство с классификацией

психодиагностических методик

2. Характеристика основных методов

 

 

Психодиагностика, метод, методика Классификация методов психодиагностики Характеристика основных методов

Характеристика основных методов психодиагностики

К основным методам психодиагностики относятся тесты, стандартизированные самоотчеты (опросники), проективные методы.

Тесты

Тест — стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий. Это основной инструмент психодиагностического обследования.

Различают следующие виды тестов:

1) вербальные и невербальные (по речевому признаку),

2) групповые и индивидуальные (по форме процедуры),

3) интеллектуальные и личностные (по направленности),

4) тесты скорости и тесты результативности (по временным ограничениям).

Характеристика основных тестов

Тесты аппаратурные –– тип методик, требующих применения специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Используются для оценки психофизиологических свойств. Достоинства этих тестов — высокая точность и объективность результатов, возможность автоматизации сбора данных, высокая валидность; недостатки ––высокая стоимость оборудования, ограниченные возможности качественного анализа, отсутствие контакта с испытуемым. Аппаратурные тесты часто используются в школьной и групповой психодиагностике при групповых обследованиях уровня подготовки, достижений, профессиональных навыков, знаний.

Примеры: 1) приборы для измерения времени реакции (реактометры и рефлексометры);

2) приборы для измерения типологических особенностей

высшей нервной деятельности (прибор Хильченко).

Тестовая батарея — совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта.

Примеры: 1) тест интеллекта Векслера;

2) тест структуры интеллекта Амтхауэра;

3) батарея тестов общих способностей.

Тесты бланковые («тесты карандаша и бумаги») — тип методик, предусматривающих самостоятельную работу испытуемых. Структура бланковой методики: инструкция, пример решения задачи, рабочие задания, ответный лист. Бланковая процедура используется также в тестах достижений, тестах способностей, тестах интересов. Практически все личностные опросники, диагностические анкеты, большинство групповых тестов являются бланковыми методиками.

Примеры: 1) корректурная проба;

2) методика незаконченных предложений;

3) исследование самооценки.

Тесты вербальные — тип методик, в которых материал заданий представлен в вербальной, т. е. языковой форме. Основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме. Результаты вербальных тестов зависят: от общей и языковой культуры, осведомленности, академической успеваемости, профессиональной деятельности.

Примеры: 1) тесты интеллекта;

2) тесты специальных способностей;

3) тесты достижений.

Тесты групповые — тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы, испытуемых. Их нельзя смешивать со средствами диагностики социально-психологических особенностей групп. Групповые тесты в основном бланковые. Особенности применения: 1)жесткая регламентация процедуры; 2) краткая инструкция, не требующая дополнительного объяснения; 3) строгое соблюдение самостоятельности работы испытуемого; 4) количество испытуемых — 20-25 человек. Достоинства групповых тестов: простота применения; необязательна профессиональная подготовка человека, который проводит обследование. К числу недостатков относятся отсутствие контакта с испытуемым, невозможность качественного анализа информации, низкие надежность и валидность. В связи с этим групповые тесты относятся к разряду вспомогательных средств.

Примеры: 1)Общих способностей батарея тестов;

2) тесты интеллекта;

3) тесты достижений;

4) личностные тесты.

Тесты достижений — тип методик, направленных на оценку достигнутого уровня развития способностей, навыков и знаний.

Отличия от тестов интеллекта: 1) отражают влияние специальных программ обучения, а не уровня общих способностей; 2) измеряют достижения (знания) на момент обследования, а не прогнозируют будущее развитие.

Это самая многочисленная группа тестов, так как достижения могут проявляться в различных видах деятельности, при изучении разных дисциплин и разных программ.

Примеры: 1) тест понимания научных принципов;

2) тест достижения в математике;

3) тест восприятия литературы.

Тесты интеллекта. Интеллект — это интегральная характеристика личности, которая проявляется в активизации всех психических функций, процессов (мышление, память, воображение), которые обеспечивают познание окружающего мира. Интеллект — те проявления индивидуальности, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.

Тесты строятся в зависимости от теории интеллекта.

Примеры: 1) тест Векслера,

2) тест Амтхауэра,

3) тест Равена,

4) Школьный тест умственного развития (ШТУР).

Тесты креативности — группа методик для измерения творческих способностей личности.

Примеры: 1) тест креативности Дж. Гилфорда;

2) тест креативности Е. Торранса;

3) методика «креативного поля» Д.Б. Богоявленской.

Тесты критериально-ориентированные — тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия, в качестве которого рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для решения той или иной задачи. Это отличие от традиционных психометрических тестов, оценка в которых осуществляется на основе соотнесения индивидуальных результатов с групповыми (ориентация на статистическую норму).

Тесты личности — группа методик, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности.

Примеры: 1)личностные опросники,

2)любые другие методики, направленные на диагностику эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивида.

Тесты практические — тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен невербальными заданиями.

Пример: прогрессивные матрицы Равена.

Тесты результативности (power-tests) — тип методик, ориентированных на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания. Скорость не учитывается, либо имеет вспомогательный характер.

Примеры: методики исследования личности.

Тесты скорости (speed-tests) — тип методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) тестовых задач.

Примеры: 1) корректурная проба;

2) большинство тестов интеллекта, достижений.

Тесты специальных способностей — группа методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. Используются при профотборе и профориентации.

Примеры: тесты музыкальных, математических, психомоторных способностей.

В последние десятилетия в связи с развитием компьютерной техники и технологий возникла и такая категория тестов как тесты компьютеризированные, использование которых предусматривает как компьютерный, так и бланковый вариант; а также тесты компьютерные, изначально конструируемые для компьютерной среды.

Проективные методики

Их существенный признак-использование неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.

Проективная гипотеза: каждое эмоциональное проявление человека, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток его личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации ¾ стимулы, побуждающие ее к активности.

Л. Франк выдвигает три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:

1. Направленность на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур, личность рассматривается как целостная система взаимосвязанных процессов, а не перечень или набор способностей и черт.

2. Личность в проективно подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

3. Система основных динамических процессов постоянно активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида».

Таким образом, специфика проективного подхода к диагностике проявляется в том, что стимул приобретает смысл прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым. Поэтому общими для всех проективных методик являются следующие признаки:

· неоднозначность используемых стимулов;

· отсутствие ограничений в выборе ответа;

· отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных/ошибочных».

Характеристика проективных методик

Конститутивные методики — структурирование, оформление стимулов, придание им смысла.

Пример: тест Роршаха.

Конструктивные методики — создание из оформленных деталей осмысленного целого.

Пример: тест мира.

Интерпретативные методики — истолкование какого-либо события, ситуации.

Пример: тест тематической апперцепции (ТАТ).

Катартические методики (катарсис-состояние наивысшего духовного переживания) — осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

Пример: психодрама.

Экспрессивные методики (экспрессия-выражение) — рисование на свободную или заданную тему.

Пример: «Дом-дерево-человек».

Импрессивные методики (импрессия-впечатление) — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Пример: цветовой тест Люшера.

Аддитивные методики (add-добавлять) — завершение предложения, рассказа, истории.

Пример: методика незаконченных предложений.

Необходимо соотнесение «проективного материала» с результатами, полученными в других исследованиях, информацией о жизненном пути обследуемого. Слепое следование различным интерпретационным схемам безотносительно личности обследуемого ведет к ложным диагностическим результатам и к дискредитации методик. Для того чтобы успешно пользоваться проективными методами, необходимо знать их теоретическое обоснование.

Резюме

Психодиагностические методики могут классифицироваться по различным основаниям: ответу (предполагающие правильный ответ и не предполагающие такового); речевому признаку (вербальные и невербальные); направленности; форме процедуры; методическому принципу, лежащему в основе методики; степени вовлеченности психодиагноста в диагностическую процедуру.

К числу основных методов психодиагностики относятся тесты, стандартизированные самоотчеты (опросники) и проективные техники. Тест — основной инструмент психодиагностического обследования — это стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Основная характеристика, объединяющая различные опросники — отсутствие правильного ответа, здесь играет роль лишь частота и направленность ответа. Существенный признак проективных методик — использование слабоструктурированного материала, с которым работает испытуемый.

Каждая группа методик, имея свои достоинства и недостатки, применяется в определенных условиях и с определенными целями. Для получения объективной психологической информации необходимо знание теоретической основы используемой методики.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные методы психодиагностики.

2. Какие типы тестов, опросников, проективных методик Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.

Задания для самостоятельной работы

1. Классифицируйте известные вам тесты по пяти нижеуказанным основаниям. Заполните таблицу и прокомментируйте свой вариант заполнения.

Влияние психодиагноста на результат обследования Предмет диагностики
  Способности и психические функции Личностные черты Когнитивная организация и другие индивидуальные характеристики субъективного опыта Мотивация, отношение Характеристика общения, взаимодействия  
Минимальное          
Среднее          
Максимальное          

Литература

Анастази А. Дифференциальная психология. М., 2001.

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб, 2001.

Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб., 2002.

Бурлачук Л.Ф.. Савченко Е.П. Психодиагностика (психодиагностический инструментарий и его применение в условиях социальных служб). Киев, 1995.

Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. Л., 1982.

Лаак Ян Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М.-Воронеж, 1996.

Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). М., 1999.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. СПб, 2000.

Основы психодиагностики/ Под ред. А.Г. Шмелева. М., 1996.

Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. М., 1984.

Словарь-справочник по психодиагностике / Сост. Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. СПб, 1999.

Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

Шванцара Й. Диагностика психического развития (Пер. с чешск.; Общ. ред. Г.А.Овсянникова. Прага, 1978.

Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. Ростов-на-Дону, 1996.

 

 


ТЕМА вторАЯ

ПсихоДиагностика черт личности

Цели занятия: 1. Знакомство с методами

исследования и диагностики черт личности

2. Диагностика черт личности с помощью 16-факторного личностного опросника Кеттелла (16PF)

Предмет диагностики — черты личности

 

Личность Черты личности Методики психодиагностики личности

Личность

Проблема исследования личности очень сложна. Здесь исследователь сталкивается с множеством различных теоретических подходов и определений личности. Принятые исследователем теоретические позиции обусловливают как разработку методов, так и интерпретацию результатов.

Личность –– определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении1.

Черты личности

Черта — это описательная переменная, фиксирующая интегральную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социально-нормативного и личностного уровней регуляции. В отечественной и зарубежной психодиагностике до настоящего времени интенсивно обсуждается вопрос об оптимальном количестве черт, позволяющих максимально полно описать структуру личности. Исследователи высказывают различные точки зрения, обобщив которые, можно сделать вывод об основных теориях в этой области: Д. Кеттелл считает, что оптимальное количество черт –– 16, авторы концепции «Big Five» –– 5; Г. Айзенк говорит о трех измерениях личности.

Совокупность черт составляет профиль личности.

Лабораторная работа № 1

Цель диагностика черт личности студента с помощью шестнадцати факторного опросника Р. Кеттелла.

Оснащение: текст опросника (форма С)1, лист ответов, ключи, таблица перевода сырых баллов в стены, графическое отображение полученных результатов, интерпретация полученных данных.

Порядок выполнения работы

Эксперимент проводится в группе. Экспериментатор (педагог) знакомит испытуемых (студентов) с инструкцией:

Инструкция: «Это исследование имеет целью определить некоторые свойства Вашей личности. Вам будет предложен ряд вопросов и три варианта ответов на каждый из них (а, в, с). Отвечать следует так:

· сначала прочтите вопрос и варианты ответов к нему;

· затем выберите один из 3-х вариантов ответов, отражающий Ваше мнение;

· отметьте индекс выбранного Вами ответа в бланке ответов.

Вы должны работать самостоятельно, а теперь можете приступить к работе.

Текст опросника

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.

а) да в) трудно сказать с) нет

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.

а) да в) иногда с) нет

3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать пре­ступника:

а) бандитом в) святым с) тучей

4. Когда я ложусь спать, я засыпаю:

а) быстро в) нечто среднее с) с трудом

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:

а) пропустить вперед большинство машин

в) не знаю

с) обогнать все идущие впереди машины

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории.

а) да в) иногда с) нет

7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.

а) верно в) трудно сказать с) неверно

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компа­ниях, несомненно рады меня видеть.

а) да в) иногда с) нет

9. Я бы скорее занимался:

а) фехтованием и танцами

в) затрудняюсь ответить

с) борьбой и баскетболом

10.Меня забавляет, что то что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом.

а) да в) иногда с) нет

11. Читая о каком-либо происшествии, я интере­суюсь всеми подробностями.

а) да в) иногда с) нет

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь.

а) верно в) не знаю с) неверно

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом.

а) верно в) не знаю с) неверно

14. Мне больше нравятся новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов.

а) верно в) не знаю с) неверно

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю де­лать это самостоятельно, без чьей-либо помощи.

а) верно в) иногда с) неверно

16. Я думаю, что я человек менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство других лю­дей.

а) верно в) затрудняюсь ответить с) неверно

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

а) верно в) не знаю с) неверно

18. Иногда, хоть и кратковременно, у меня воз­никало чувство раздражения к моим родителям.

а) да в) не знаю с) нет

19. Я скорее рассказал бы свои сокровенные мысли:

а) моим хорошим друзьям

в) не знаю

с) в своем дневнике

20. Я думаю, что противоположным по значению словом по отношению к противоположности слова «неточный» будет:

а) небрежный в) тщательный с) приблизительный.

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо.

а) да в) трудно сказать с) нет

22. Меня больше разражают люди, которые:

а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску

в) затрудняюсь ответить

с) создают неудобства для меня, опаздывая на уловленную встречу

23. Мне очень нравится приглашать людей и развлекать их.

а) верно в)не знаю с) неверно

24. Я думаю, что:

а) не все надо делать одинаково тщательно

в) затрудняюсь ответить

с) любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись

25. Мне всегда приходится преодолевать смущение.

а) да в) иногда с) нет

26. Мои друзья чаще:

а) советуются со мной

в) делают то и другое поровну

с) дают советы

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не за­метил этого, чем разоблачать его.

а) да в) иногда с) нет

28. Мне нравится друг:

а) интересы которого имеют деловой и практический характер

в) не знаю

с) который отличается глубоко продуманным взглядами на жизнь

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в кото­рые я твердо верю.

а) верно в) затрудняюсь ответить с) неверно

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.

а) да в) не знаю с) нет

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то, и другое, то ябы предпочел:

а) играть в шахматы

в) трудно сказать

с) играть в городки

32. Мне не нравятся общительные, компанейские люди.

а) да в) не знаю с) нет

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми.

а) да в) трудно сказать с) нет

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.

а) да в) иногда с) нет

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав.

а) да в) иногда с) нет

36. На предприятии мне было бы интереснее:

а) работать с машинами и механизмами, участвуя в основном производстве

в) трудно сказать

с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой

37. Какое слово не связано с двумя другими?

а) луна в) воздух с) солнце

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внима­ние:

а) раздражает меня

в) нечто средне

с) не беспокоит меня совершенно

39. Если бы у меня было много денег, то я:

а) жил бы, не стесняя себя ни в чем

в) не знаю

с) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти

40. Худшее наказание для меня:

а) тяжелая работа

в) не знаю

с) быть запертым в одиночестве

41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали.

а) да в) иногда с) нет

42. Мне говорили, что ребенком я был:

а) спокойным и любил оставаться один

в) не знаю

с) живым и подвижным

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами.

а) да в) не знаю с) нет

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко.

а) да в) трудно сказать с) нет

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.

а) верно в) затрудняюсь ответить с) неверно

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей.

а) верно в) не знаю с) неверно

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хо­чется плакать.

а) верон в) не знаю с) неверно

48. В музыке я наслаждаюсь:

а) маршами в исполнении военных оркестров

в) не знаю

с) скрипичными соло

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

а) в деревне с одним или двумя друзьями

в) затрудняюсь сказать

с) воз­главляя группу в туристском лагере

50. Усилия, затраченные на составление планов

а) никог­да не лишние

в) трудно сказать

с) не стоят того

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.

а) верно в) не знаю с) неверно

52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела мелкими.

а) всегда в) иногда с) редко

53. Я предпочел бы скорее работать:

а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них

в) затрудняюсь ответить

с) быть архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект.

54. Дом так относится к комнате, как дерево к:

а) лесу в) растению с) листу

55. То, что я делаю, у меня не получается:

а) редко в) иногда с) часто

56. В большинстве дел я:

а) предпочитаю рискнуть

в) не знаю

с) предпочитаю действовать наверняка

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слиш­ком много говорю.

а) скорее всего это так

в) не знаю

с) думаю, что нет

58. Мне больше нравится человек

а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен

в) трудно сказать

с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам

59. Я принимаю решения:

а) быстрее, чем многие люди

в) не знаю

с) медленнее, чем большинство людей.

60. На меня большее впечатление производят:

а) мастер­ство и изящество

в) трудно сказать

с) сила и мощь.

61. Я считаю, что я человек, склонный к со­трудничеству.

а) да в) нечто среднее с) нет

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными.

а) да в) не заню с) нет

63. Я предпочитаю:

а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам

в) затрудняюсь ответить

с) советоваться с моими друзьями

64. Если человек не отвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, дол­жно быть, сказал какую-нибудь глупость.

а) верно в) не знаю с) неверно

65. В школьные годы я больше всего получил знаний:

а) на уроках

в) трудно сказать

с) читая книги

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

а) верно в) иногда с) неверно

67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

а) заняться другим вопросом.

в) затрудняюсь ответить

с) еще раз плпытаться решить этот вопрос

68. Иногда у меня возникают такие сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д. без оп­ределенных причин.

а) да в) иногда с) нет

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.

а) верно в) не знаю с) неверно

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удоб­ное для него, даже если это немного неудобно для меня.

а) да в) иногда с) нет

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд: 1, 2, 3, 6, 5 будет:

a) 10 в) 5 с) 7

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной при­чины.

а) да в) не знаю с) нет

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство:

а) да в) иногда с) нет

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

а) верно в) трудно сказать с) неверно

75. На вечеринке мне больше нравится:

а) принимать уча­стие в интересной беседе

в) затрудняюсь ответить

с) смотреть, как люди отдыхают, и отдыхать, расслабившись самому

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать.

а) да в) иногда с) нет

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы хотел больше встретиться с:

а) Колумбом

в) не знаю

с) Шекспиром

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.

а) да в) иногда с) нет

79. Работая в магазине, я предпочел бы

а) оформлять витрины

в) не знаю

с) быть кассиром.

80. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным.

а) да в) иногда с) нет

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

а) сразу же думаю: «У него плохое настроение"

в) не знаю

с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил

82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести из­менения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов.

а) да в) иногда с) нет

83. Я получаю большее удовольствие, рассказывая местные новости.

а) да в) иногда с) нет

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.

а) верно в) иногда с) неверно

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей.

а) верно в) не знаю с) неверно

86. Мне легче не считаться с другими людь­ми, чем им со мной.

а) верно в) иногда с) неверно

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.

а) часто в) иногда с) никогда

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каж­дые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

а) отстают в) идут правильно с) спешат.

89. Мне бывает скучно:

а) часто в) иногда с) редко

90. Люди говорят, что мне нравится все делать своим способом.

а) верно в) иногда с) неверно

91. Я считаю, что нужно избегать лишних волнений, потому что они утомляют.

а) да в) не знаю с) нет

92. Дома в свободное время я:

а) болтаю и отдыхаю

в) затрудняюсь ответить

с) занимаюсь интересующимися меня делами

93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми.

а) да в) иногда с) нет

94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также выразить прозой.

а) да в) иногда с) нет

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спи­ной.

а) да, в большинстве случаев в) иногда с) нет

96. Я думаю, что даже самые драматические события уже через год не оставят в моей душе никаких следов.

а) да в) иногда с) нет

97. Я думаю, что было бы интереснее быть:

а) натуралистом и работать с растениями

в) не знаю

с) страховым агентом

98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, к определенным животным, местам и т. д.

а) да в) иногда с) нет

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир.

а) да в) трудно сказать с) нет

100. Я предпочитаю игры:

а) где надо играть в команде или иметь партнера

в) не знаю

с) где каждый играет сам за себя

101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны.

а) да в) иногда с) нет

102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх.

а) да в) иногда с) нет

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся.

а) да в) иногда с) нет

104. Какое слово менее связано с двумя другими:

а) думать в) видеть с) слышать

105. Если мать Марии является сестрой отца Александ­ра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии:

а) кузеном (двоюродным братом)

в) племянни­ком

с) дядей

Обработка результатов

Шаг 1. С помощью ключа подсчитайте количество сырых баллов и занесите в лист ответов (рабочая тетрадь, лабораторная работа № 1).

Примечание. Для фактора В начисляется по 1 баллу за каждое совпадение с ключом. Для всех остальных факторов начисляется по 2 балла за каждое совпадение с ключом и по 1 баллу, если испытуемым выбран вариант «в» (средний вариант ответа).

Ключ

1) A: 2c, 19a, 36c, 53a, 70a, 87c

2) B: 3в, 20в, 37в, 54c, 71a, 88в, 104a, 105в

3) C: 4a, 21a, 38c, 55a, 72c, 89c

4) E: 5c, 22c, 39a, 56a, 73c, 90a

5) F: 6c, 23a, 40c, 57a, 74a, 91c

6) G: 7a, 24c, 41a, 58c, 75a, 92c

7) H: 8a, 25c, 42c, 59a, 76a, 93c

8) I: 9a, 26a, 43c, 60a, 77c, 94c

9) L: 10a, 27c, 44c, 61c, 78a, 95a

10) M: 11c, 28c, 45c, 62a, 79a, 96c

11) N: 12c, 29a, 46a, 63a, 80c, 97c

12) O: 13c, 30a, 47c, 64a, 81c, 98a

13) Q1: 14a, 31a, 48c, 65c, 82c, 99a

14) Q2: 15a, 32c, 49a, 66a, 83c, 100c

15) Q3: 16a, 33a, 50a, 67c, 84c, 101c

16) Q4: 17a, 34c, 51c, 68a, 85c, 102a

17) Md: 1a, 18c, 35c, 52a, 69c, 86c, 103c

Используя табл.3, сырые баллы переведите в стены.

Далее с помощью следующих формул производите подсчет вторичных факторов:

F1= (38 + 2´L + 3´O + 4´Q4-2´C-2´H -2´Q3) /10;

F2= (2´A + 3´E + 4´F + 5´H-2´Q2-I) /10;

F3= (7´L + 2´C + 2´E + 2´F + 2´N-4´A-6´I-2´M) /10;

F4= (4´E + 3´M + 4´Q4 + 4´Q2-3´A-2´G) /10.

 


Таблица 3

Перевод сырых баллов в стены



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.18.83 (0.338 с.)