Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 30 баллов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 30 баллов.



Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 30 баллов.

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное собеседование с преподавателем по проблемам пропущенных практических занятий, обязательное выполнение внеаудиторных контрольных и письменных работ.

ФИО преподавателей: Т. С. Егорова

Утверждено на заседании кафедры журналистики 2012 г. Протокол № 6

Зав. кафедрой __________________/ М.Г.Боровик/

 

1. Задания по дисциплине «Основы теории литературы» для студентов заочного отделения

Литературоведческий анализ
художественного текста

Это задание входит в число базовых, поэтому его выполнение обязательно.

Выполненная работа подается не позднее, чем за две недели до начала сессии.

Критерии оценок работы

Отлично – работа должна содержать развернутый последовательный литературоведческий анализ произведения, не ограничивающийся простым перечислением отдельных свойств произведения. Теоретические положения должны быть проиллюстрированы примерами из текста художественного произведения. В работе студент должен продемонстрировать владение понятийным аппаратом дисциплины, знание специфики художественного текста. Представленная работа должна быть выполнена самостоятельно, соответствовать техническим требованиям к оформлению.

Хорошо – работа должна содержать достаточно полный и последовательный литературоведческий анализ произведения, демонстрировать владение понятийным аппаратом дисциплины, знание специфики художественного текста. Представленная работа должна быть выполнена самостоятельно, может содержать незначительные отступления от технических требований к оформлению.

Удовлетворительно – работа может содержать недостаточно полный и последовательный литературоведческий анализ произведения, ограничивающийся простым перечислением отдельных свойств произведения. При этом работа демонстрирует неполные знания студента в рамках основных понятий дисциплины, неумение проиллюстрировать теоретические положения примерами, незнание основного специфики художественного произведения. Представленная работа должна быть по возможности выполнена самостоятельно, может содержать существенные отступления от технических требований к оформлению.

 

Неудовлетворительно – в работе отсутствует большая часть элементов литературоведческого анализа, или работа выявляет неверное понимание их, что свидетельствует о незнании основных теоретических положений дисциплины или специфики художественного текста. Существенные нарушения в оформлении работы.

 

Литературоведческий анализ включает рассмотрение идейно-эстетического содержания художественного произведения, его проблематики, жанровой специфики, системы образов литературного произведения, определение его места в творчестве автора, в контексте культурно-исторической эпохи и литературном процессе, а также лингвостилистический аспект, который предполагает обращение к образному строю произведения в его динамике и речевым средствам выражения.

 

2. Контрольная работа по дисциплине «Основы теории литературы» для студентов заочного отделения

 

Распределение заданий для самостоятельной работы

ФИО студентов Задание
  Абакумова Анастасия Александровна   Вопросы и задания 1. Прочитайте рассказ Е.Замятина «Пещера». Выделите повторяющиеся элементы в его тексте. Определите типы повторов. Какие позиции занимают повторы в тексте? 2. С какими рядами повторов связано заглавие рассказа — «Пещера»? Определите смысл заглавия. 3. Выделите сквозные образы рассказа. Покажите, как они взаимодействуют друг с другом в тексте. Определите, в чем проявляется вариативность и устойчивость этих образов. 4. Выделите ключевые оппозиции текста рассказа, в которых участвуют повторы. 5. Определите основные функции повторов в тексте рассказа. В чем своеобразие композиции и речевой организации рассказа Е.Замятина?
  Береснева Марина Владимировна   1. Прочитайте рассказ И.А. Бунина «Часовня», входящий в сборник «Темные аллеи». 2. Определите основные речевые средства, организующие текст. Найдите ключевые слова (встречающиеся в тексте чаще других и содержащие основные смыслы текста). 3. Проанализируйте семантику (значение) ключевых слов. Покажите их многозначность. Определите, какие символические смыслы они выражают. 4. Проанализируйте соотнесенность ключевых слов рассказа «Часовня» с сильными позициями текста (заглавие, начало рассказа, его конец). 5. Связаны ли, с вашей точки зрения, ключевые слова рассказа «Часовня» со словами, вынесенными в заглавие цикла — «Темные аллеи»?
  Бут Наталия Владимировна   1. Прочитайте пьесу Л. Петрушевской «Три девушки в голубом». 2. Выделите основные пространственные образы драмы, определите их связи в тексте. 3. Укажите языковые средства, которые выражают в тексте пьесы пространственные отношения. Какие из этих средств, с вашей точки зрения, особенно значимы для создания художественного пространства драмы Л. Петрушевской? 4. Определите роль образа дома в образной системе драмы. Какие смыслы он выражает? В чем проявляется динамика этого образа? 5. Дайте обобщающую характеристику пространства драмы. Как моделируется пространство в тексте этой пьесы?
  Буторина Татьяна Валерьевна   1. Прочитайте рассказ И. А. Бунина «В одной знакомой улице». 2. На какие композиционные части членят текст повторяющиеся в нем цитаты из стихотворения Я. П. Полонского? 3. Какие временные отрезки отображены в тексте? Как они соотносятся друг с другом? 4. Как соотносятся в тексте рассказа планы прошлого, настоящего и будущего? 5. Какая концепция времени отражена в рассказе «В одной знакомой улице»?
5. Журавлева Елена Игоревна 1. Прочитайте рассказ А. П.Чехова «Студент». 2. Какие временные планы сопоставляются в этом тексте? 3. Рассмотрите речевые средства выражения временных отношений. Какую роль они играют в создании художественного времени текста? 4. Какие проявления (формы) времени представлены в тексте рассказа «Студент»? 5. Как связаны в этом тексте время и пространство?
  Клишкова Анна Владимировна 1. Прочтите рассказ А. П. Чехова «Ионыч». 2. Сопоставьте описания семьи Туркиных в главах I, IV и V. Выделит повторы, встречающиеся в этих описаниях, определите их функцию тексте. 3. Чем различаются данные описания? С чем связаны эти различия? 4. Выделите другие типы повторов, определите их функции. 5. Докажите, что в рассказе Туркины увидены повествователем и Ионычем по-разному. Какие речевые средства указывают на позиции героя, как выражается при этом точка зрения автора?
  Колядина Валерия Андреевна   1. Прочтите рассказ А. П. Чехова «Ионыч». 2. Найдите в рассказе контексты, содержащие внутреннюю речь героя. Какими средствами она передается, как она организована? 3. Выделите несобственно-прямую речь героя. Какие средства несобственно-прямой речи используются в рассказе? 4. Проанализируйте текст главы II. Какие описания в ней даны с точки зрения главного героя? Выделите речевые средства, указывающие на угол зрения Ионыча. Как средства выражения точки зрения героя взаимодействуют с авторской речью? 5. В тексте рассказа представлены разные формы передачи субъектно-речевого плана героя (прямая, косвенная, внутренняя, несобственно-прямая речь). Как распределяются они в тексте произведения? Каково соотношение этих форм и их развитие в рассказе?
  Колядина Регина Андреевна 1. Прочитайте рассказ Л. Петрушевской «Смысл жизни», входящий в цикл «Реквием». В чем особенность его архитектоники? 2. Выделите смысловые части в тексте рассказа. Объясните отсутствие композиционно-синтаксического членения текста (деления его на абзацы). 3. Проанализируйте композицию рассказа. В чем ее особенности? 4. Рассмотрите контекстуально-вариативное членение текста. Как сочетаются контексты, содержащие речь повествователя и «чужую» речь? 5. Как соотносятся объемно-прагматическое и концептуально-вариативное членение текста?
  Коржова Екатерина Максимовна 1. Прочитайте повесть Ф.М. Достоевского «Кроткая». 2. Объясните авторское определение жанра произведения — «фантастический рассказ». 3. Охарактеризуйте композиционное членение текста. 4. Определите принципы выделения глав и подглавок в структуре текста. Проанализируйте их заглавия. Образуют ли они систему? 5. Выделите сквозные образы текста, определяющие его цельность.
  Крестьянинова Александра Игоревна 1. Прочтите повесть А. С. Пушкина «Метель». 2. В чем отличие сюжета повести от ее фабулы? 3. Определите принципы построения сюжета. Какое событие в повести можно считать главным? Когда мы узнаем его подробности? Как связаны другие элементы сюжета (события) с главным событием? 4. Как связано построение такое построение сюжета с авторским замыслом и темой судьбы, игры случая в повести. 5. Каким образом в них находит воплощение тема судьбы, игры случая?
  Кувшинов Андрей Владимирович 1. Прочитайте рассказ В.В. Набокова «Адмиралтейская игла». 2. Определите, какая жанровая форма используется автором. 3. Назовите сигналы этой жанровой формы, представленные в тексте- 4. В какой роли выступает адресант, отправляющий письмо автору прочитанного им «романа»? Как текстовые «роли» персонажей соотносятся с историей их отношений, отраженной в письме («романе»)? 5. В чем, с вашей точки зрения, своеобразие структуры рассказа? Как преобразуется в нем исходная жанровая форма?
  Куницкий Роман Юрьевич 1. Прочитайте цикл А. Солженицина «Крохотки». 2. Предложите свою интерпретацию жанрового своеобразия текстов, объединенных в цикл. 3.Ваделите лейтмотив цикла. 4. Какие вечные темы разрабатывает Солженицин? 5. Можно ли говорить с ценностными предпочтениями автора? Если – да, каковы они.
  Лбов Михаил Вадимович 1. Перечитайте рассказ И. А. Бунина «Холодная осень». 2. Какие композиционные части в нем можно выделить? 3. Какие временные отрезки отображены в тексте? Как они соотносятся друг с другом? 4. Как соотносятся в тексте рассказа планы прошлого, настоящего и будущего? 5. Какая концепция времени отражена в рассказе «Холодная осень»?
  Мокробородов Иван Александрович 1. Перечитайте рассказ А. П. Чехова «В овраге». 2. Какими чертами характеризуется пространство в рассказе? 3. Почему рассказ называется в овраге? 4. Какие временные отрезки отображены в тексте? Как они соотносятся друг с другом? 5. Как соотносятся в тексте рассказа время и пространство?
  Мульма Кристина Вацлавовна 1. Перечитайте повесть Т. Толстой «Кысь». 2. Взяв за точку отсчета Взрыв, опишите структуру художественного времени. 3. Как эта структура соотносится с проблематикой и образами персонажей? 4. Покажите, что, как Взрыв структурирует образы персонажей? 5. Какая концепция времени отражена в повести?
  Руднева Дарья Дмитриева 1. Перечитайте рассказ Л. Петрушевской «Лавина». 2. Опишите систему персонажей в рассказе. Обладают ли глубинный смысл фамилии Безухов, Ростов? 3. Как взаимодействует семейно-бытовая, нравственная и национальная проблематика? 4. С помощью толкового словаря опишите значения слова «лавина» и на этом фоне охарактеризуйте динамический смысл метафоры «лавина» в тексте рассказа. 5. В чем специфика структуры повествования? Какие типы повествования и как сменяют друг друга в рассказе?
  Снегов Юрий Сергеевич 1. Перечитайте рассказ Л. Улицкой «Цю-Юрих». 2. Что вы знаете об авторе рассказа? Какие произведения Л. Улицкой вы читали? Какой роман Улицкой удостоен Букеровской премии? 3. Выделите пространства, с которыми связана жизнь героини. Какую последовательность они имеют? 4. Выделите доминирующую в структуре повествования точку зрения. Кому она принадлежит? 5. Определите функции заглавия и мотивируйте его выбор.
  Тошев Тимур Холмудорович 1. Прочтите стихотворение И. Северянина «Классические розы». 2. Определите, к каким классическим текстам отсылает стихотворение. 3. Проанализируйте семантику (значение) слова «розы»? 4. Сопоставьте образ розы в стихотворении И. Северянина и в текстах-источниках. 5.Объясните смысл заглавия стихотворения.
  Трофимова Юлия Игоревна 1. Прочтите рассказ А. П. Чехова «Спать хочется». 2. Охарактеризуйте особенности пространственно-временной организации текста. Какие временные планы выделяются в произведении? 3. Какими способами вводится план прошлого героини 4. Что можно сказать о пространствах, с которыми связана героиня? Какова их последовательность в тексте? 5. Какой тип пространства (открытое или замкнутое) доминирует в рассказе.

 

 

Примерные вопросы для экзамена

Контрольные вопросы по дисциплине

«Основы теории литературы»

  1. Художественная литература как вид искусства.
  2. Виды искусства и специфика литературы.
  3. Теория литературы как литературоведческая дисциплина.
  4. Эпос как литературный род: определение, проблема границ, стихотворная и прозаическая формы.
  5. Теория А.Н.Веселовского о происхождении эпоса, драмы и лирики.
  6. Лирика как литературный род.
  7. Драма как литературный род. Общее и особенное в драматических и эпических структурах.
  8. Межродовые (лиро-эпическая поэма, баллада, лирическая проза) формы.
  9. Внеродовые (очерки, литература, потока сознания, эссеистика) формы.
  10. Литературные жанры.
  11. Понятие «памяти жанра».
  12. Принципы выделения и классификации эпических, лирических и драматических жанров.
  13. Основные эпические жанры: поэма, роман, повесть, рассказ, новелла.
  14. Основные лирические жанры: ода, элегия, сатира, послание, сонет. Понятие о лирическом стихотворении.
  15. Драматические жанры: трагедия, комедия, фарс, водевиль, мелодрама, драма, мистерия, моралей. Новейшие драматические жанры.
  16. Типы художественного содержания.
  17. Понятие о «литературном течении», «литературном направлении», «литературной группе», «литературном стиле».
  18. Стиховедение в системе литературоведческих дисциплин.
  19. Проза и стих.
  20. Системы стихосложения.
  21. Классические стихотворные размеры.
  22. Неклассические стихотворные размеры.
  23. Фоника. Звукопись. Звуковые повторы. Ассонанс. Аллитерация.
  24. Рифма. Виды рифмы. Способы рифмовки.
  25. Строфика. Типы строф.
  26. Устойчивые строфические формы.
  27. Твердые строфические формы.
  28. Народный стих.
  29. Художественный мир произведения.
  30. Сюжет, фабула и мотив художественного произведения.
  31. Художественное пространство и время.
  32. Композиция художественного произведения.
  33. Автор, повествователь, персонаж.
  34. Художественная речь и ее элементы.
  35. Тропы как средства предметной изобразительности и как принципы построения художественного мира. Основные тропы.
  36. Структура литературного процесса.
  37. Надвременные и статичные структуры в литературе.
  38. Архетип. «Коллективное бессознательное» и теория архетипов К. Юнга.
  39. Мифологема.
  40. Художественный метод, направление. Литературное направление и культурная эпоха. Течение, направление, литературная группа, стиль.
  41. Универсальные художественные системы.
  42. Героическое как тип художественного содержания, его происхождение и эволюция.
  43. Сентиментальность и сентиментальное как художественного содержания. Романтическое как тип художественного содержания Романтика – разновидность романтического.
  44. Трагическое как тип художественного содержания, его происхождение и эволюция.
  45. Комическое как тип художественного содержания, его происхождение и эволюция. Разновидности комического (юмор, сатира, ирония, сарказм). Интеллектуальность как тип художественного содержания.
  46. Понятие «научной школы» в литературоведении.
  47. Мифологическая школа.
  48. Историческая шклола.
  49. Культурно-историческая школа.
  50. Сравнительно-историческая школа. А.Н.Веселовский.
  51. Теоретическое наследие А.Н.Веселовского.
  52. Учение А.А.Потебни о внутренней форме слова и художественном образе. Психологическая школа.
  53. Формальная школа.
  54. Теоретическое наследие М.М.Бахтина.
  55. Основные направления в литературоведении второй половины ХХ в.
  56. Татурско-московская школа. Структуральная поэтика Ю.М.Лотмана.
  57. Принципы рассмотрения литературного произведения.
  58. Текст и контекст. Интертекст.
  59. Литература и средства массовой информации. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.

Методические рекомендации по выполнению заданий.

Л. Андреев

Рассказ «Ангелочек»

I

Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью: не умываться по утрам холодной водой, в которой плавают тоненькие пластинки льда, не ходить в гимназию, не слушать там, как все его ругают, и не испытывать боли в пояснице и во всем теле, когда мать ставит его на целый вечер на колени. Но так как ему было тринадцать лет и он не знал всех способов, какими люди перестают жить, когда захотят этого, то он продолжал ходить в гимназию и стоять на коленках, и ему показалось, что жизнь никогда не кончится. Пройдет год, и еще год, и еще год, а он будет ходить в гимназию и стоять дома на коленках. И так как Сашка обладал непокорной и смелой душой, то он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери, не лгал он только одному отцу. Когда в драке ему расшибали нос, он нарочно расковыривал его еще больше и орал без слез, но так громко, что все испытывали неприятное ощущение, морщились и затыкали уши. Проорав сколько нужно, он сразу умолкал, показывал язык и рисовал в черновой тетрадке карикатуру на себя, как орет, на надзирателя, заткнувшего уши, и на дрожащего от страха победителя. Вся тетрадка заполнена была карикатурами, и чаще всех повторялась такая: толстая и низенькая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика. Внизу крупными и неровными буквами чернела подпись: "Проси прощенья, щенок", - и ответ: "Не попрошу, хоть тресни". Перед рождеством Сашку выгнали из гимназии, и, когда мать стала бить его, он укусил ее за палец. Это дало ему свободу, и он бросил умываться по утрам, бегал целый день с ребятами и бил их, и боялся одного голода, так как мать перестала совсем кормить его, и только отец прятал для него хлеб и картошку. При этих условиях Сашка находил существование возможным.

В пятницу, накануне рождества, Сашка играл с ребятами, пока они не разошлись по домам и не проскрипела ржавым, морозным скрипом калитка за последним из них. Уже темнело, и с поля, куда выходил одним концом глухой переулок, надвигалась серая снежная мгла; в низеньком черном строении, стоявшем поперек улицы, на выезде, зажегся красноватый, немигающий огонек. Мороз усилился, и, когда Сашка проходил в светлом круге, который образовался от зажженного фонаря, он видел медленно реявшие в воздухе маленькие сухие снежинки. Приходилось идти домой.

- Где полуночничаешь, щенок? - крикнула на него мать, замахнулась

кулаком, но не ударила. Рукава у нее были засучены, обнажая белые, толстые руки, и на безбровом, плоском лице выступали капли пота. Когда Сашка проходил мимо нее, он почувствовал знакомый запах водки. Мать почесала в голове толстым указательным пальцем с коротким и грязным ногтем и, так как

браниться было некогда, только плюнула и крикнула:

- Статистики, одно слово!

Сашка презрительно шморгнул носом и прошел за перегородку, где слышалось тяжелое дыханье отца, Ивана Саввича. Ему всегда было холодно, и он старался согреться, сидя на раскаленной лежанке и подкладывая под себя руки ладонями книзу.

- Сашка! А тебя Свечниковы на елку звали. Горничная приходила, - прошептал он.

- Врешь? - спросил с недоверием Сашка.

- Ей-богу. Эта ведьма нарочно ничего не говорит, а уж и куртку приготовила.

- Врешь? - все больше удивлялся Сашка.

Богачи Свечниковы, определившие его в гимназию, не велели после его исключения показываться к ним. Отец еще раз побожился, и Сашка задумался.

- Ну-ка подвинься, расселся! - сказал он отцу, прыгая на коротенькую лежанку, и добавил: - А к этим чертям я не пойду. Жирны больно станут, если еще я к ним пойду. "Испорченный мальчик", - протянул Сашка в нос. - Сами хороши, антипы толсторожие.

- Ах, Сашка, Сашка! - поежился от холода отец. - Не сносить тебе головы.

- А ты-то сносил? - грубо возразил Сашка. - Молчал бы уж: бабы боится. Эх, тюря!

Отец сидел молча и ежился. Слабый свет проникал через широкую щель вверху, где перегородка на четверть не доходила до потолка, и светлым пятном ложился на его высокий лоб, под которым чернели глубокие глазные впадины. Когда-то Иван Саввич сильно пил водку, и тогда жена боялась и ненавидела его. Но когда он начал харкать кровью и не мог больше пить, стала пить она, постепенно привыкая к водке. И тогда она выместила все, что ей пришлось выстрадать от высокого узкогрудого человека, который говорил непонятные слова, выгонялся за строптивость и пьянство со службы и наводил к себе таких же длинноволосых безобразников и гордецов, как и он сам. В противоположность мужу она здоровела по мере того, как пила, и кулаки ее все тяжелели. Теперь она говорила, что хотела, теперь она водила к себе мужчин и женщин, каких хотела, и громко пела с ними веселые песни. А он лежал за перегородкой, молчаливый, съежившийся от постоянного озноба, и думал о несправедливости и ужасе человеческой жизни. И всем, с кем ни приходилось говорить жене Ивана Саввича, она жаловалась, что нет у нее на свете таких врагов, как муж и сын: оба гордецы и статистики.

Через час мать говорила Сашке:

- А я тебе говорю, что ты пойдешь! - И при каждом слове Феоктиста Петровна ударяла кулаком по столу, на котором вымытые стаканы прыгали и звякали друг о друга.

- А я тебе говорю, что не пойду, - хладнокровно отвечал Сашка, и углы губ его подергивались от желания оскалить зубы. В гимназии за эту привычку его звали волчонком.

- Изобью я тебя, ох как изобью! - кричала мать.

- Что же, избей!

Феоктиста Петровна знала, что бить сына, который стал кусаться, она уже не может, а если выгнать на улицу, то он отправится шататься и скорей замерзнет, чем пойдет к Свечниковым; поэтому она прибегала к авторитету

мужа.

- А еще отец называется: не может мать от оскорблений оберечь.

- Правда, Сашка, ступай, что ломаешься? - отозвался тот с лежанки. -

Они, может быть, опять тебя устроят. Они люди добрые.

Сашка оскорбительно усмехнулся. Отец давно, до Сашкина еще рождения, был учителем у Свечниковых и с тех пор думал, что они самые хорошие люди. Тогда он еще служил в земской статистике и ничего не пил. Разошелся он с ними после того, как женился на забеременевшей от него дочери квартирной хозяйки, стал пить и опустился до такой степени, что его пьяного поднимали на улице и отвозили в участок. Но Свечниковы продолжали помогать ему деньгами, и Феоктиста Петровна, хотя ненавидела их, как книги и все, что связывалось с прошлым ее мужа, дорожила знакомством и хвалилась им.

- Может быть, и мне что-нибудь с елки принесешь, - продолжал отец.

Он хитрил - Сашка понимал это и презирал отца за слабость и ложь, но ему действительно захотелось что-нибудь принести больному и жалкому человеку. Он давно уже сидит без хорошего табаку.

- Ну, ладно! - буркнул он. - Давай, что ли, куртку. Пуговицы пришила? А

то ведь я тебя знаю!

 

II

 

Детей еще не пускали в залу, где находилась елка, и они сидели в детской и болтали. Сашка с презрительным высокомерием прислушивался к их наивным речам и ощупывал в кармане брюк уже переломавшиеся папиросы, которые удалось ему стащить из кабинета хозяина. Тут подошел к нему самый маленький Свечников, Коля, и остановился неподвижно и с видом изумления, составив ноги носками внутрь и положив палец на угол пухлых губ. Месяцев шесть тому назад он бросил, по настоянию родственников, скверную привычку класть палец в рот, но совершенно отказаться от этого жеста еще не мог. У него были белые волосы, подрезанные на лбу и завитками спадавшие на плечи, и голубые удивленные глаза, и по всему своему виду он принадлежал к мальчикам, которых особенно преследовал Сашка.

- Ты неблагодалный мальчик? - спросил он Сашку. - Мне мисс сказала. А я холосой.

- Уж на что же лучше! - ответил тот, осматривая коротенькие бархатные штанишки и большой откладной воротничок.

- Хочешь лузье? На! - протянул мальчик ружье с привязанной к нему пробкой.

Волчонок взвел пружину и, прицелившись в нос ничего не подозревавшего Коли, дернул собачку. Пробка ударилась по носу и отскочила, болтаясь на нитке. Голубые глаза Коли раскрылись еще шире, и в них показались слезы. Передвинув палец от губ к покрасневшему носику, Коля часто заморгал длинными ресницами и зашептал:

- Злой... Злой мальчик.

В детскую вошла молодая, красивая женщина с гладко зачесанными волосами, скрывавшими часть ушей. Это была сестра хозяйки, та самая, с которой занимался когда-то Сашкин отец.

- Вот этот, - сказала она, показывая на Сашку сопровождавшему ее лысому господину. - Поклонись же, Саша, нехорошо быть таким невежливым.

Но Сашка не поклонился ни ей, ни лысому господину. Красивая дама не подозревала, что он знает многое. Знает, что жалкий отец его любил ее, а она вышла за другого, и хотя это случилось после того, как он женился сам, Сашка не мог простить измены.

- Дурная кровь, - вздохнула Софья Дмитриевна. - Вот не можете ли, Платон Михайлович, устроить его? Муж говорит, что ремесленное ему больше подходит, чем гимназия. Саша, хочешь в ремесленное?

- Не хочу, - коротко ответил Сашка, слышавший слово "муж".

- Что же, братец, в пастухи хочешь? - спросил господин.

- Нет, не в пастухи, - обиделся Сашка.

- Так куда же?

Сашка не знал, куда он хочет.

- Мне все равно, - ответил он, подумав, - хоть и в пастухи.

Лысый господин с недоумением рассматривал странного мальчика. Когда с заплатанных сапог он перевел глаза на лицо Сашки, последний высунул язык и опять спрятал его так быстро, что Софья Дмитриевна ничего не заметила, а пожилой господин пришел в непонятное ей раздражительное состояние.

- Я хочу и в ремесленное, - скромно сказал Сашка.

Красивая дама обрадовалась и подумала, вздохнув, о той силе, какую имеет над людьми старая любовь.

- Но едва ли вакансия найдется, - сухо заметил пожилой господин, избегая смотреть на Сашку и поглаживая поднявшиеся на затылке волосики. - Впрочем, мы еще посмотрим.

Дети волновались и шумели, нетерпеливо ожидая елки. Опыт с ружьем, проделанный мальчиком, внушавшим к себе уважение ростом и репутацией испорченного, нашел себе подражателей, и несколько кругленьких носиков уже покраснело. Девочки смеялись, прижимая обе руки к груди и перегибаясь, когда их рыцари, с презрением к страху и боли, но морщась от ожидания, получали удары пробкой. Но вот открылись двери и чей-то голос сказал:

- Дети, идите! Тише, тише!

Заранее вытаращив глазенки и затаив дыхание, дети чинно, по паре, входили в ярко освещенную залу и тихо обходили сверкающую елку. Она бросала сильный свет, без теней, на их лица с округлившимися глазами и губками. Минуту царила тишина глубокого очарования, сразу сменившаяся хором восторженных восклицаний. Одна из девочек не в силах была овладеть охватившим ее восторгом и упорно и молча прыгала на одном месте; маленькая косичка со вплетенной голубой ленточкой хлопала по ее плечам. Сашка был угрюм и печален - что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце. Елка ослепляла его своей красотой и крикливым, наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови. Забившись за рояль, Сашка сел там в углу, бессознательно доламывал в кармане последние папиросы и думал, что у него есть отец, мать, свой дом, а выходит так, как будто ничего этого нет и ему некуда идти. Он пытался представить себе перочинный ножичек, который он недавно выменял и очень сильно любил, но ножичек стал очень плохой, с тоненьким сточенным лезвием и только с половиной желтой костяшки. Завтра он сломает ножичек, и тогда у него уже ничего не останется.

Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности. На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Но было в ней другое, чего лишено было лицо Коли и все другие лица и вещи. Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала, на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, неопределяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца, чем все остальное. Полный недоумения, тревоги, непонятного восторга, Сашка сложил руки у груди и шептал:

- Милый... милый ангелочек!

И чем внимательнее он смотрел, тем значительнее, важнее становилось выражение ангелочка. Он был бесконечно далек и непохож на все, что его здесь окружало. Другие игрушки как будто гордились тем, что они висят, нарядные, красивые, на этой сверкающей елке, а он был грустен и боялся яркого назойливого света, и нарочно скрылся в темной зелени, чтобы никто не видел его. Было бы безумной жестокостью прикоснуться к его нежным крылышкам.

- Милый... милый! - шептал Сашка.

Голова Сашкина горела. Он заложил руки за спину и в полной готовности к смертельному бою за ангелочка прохаживался осторожными и крадущимися шагами; он не смотрел на ангелочка, чтобы не привлечь на него внимания других, но чувствовал, что он еще здесь, не улетел. В дверях показалась хозяйка - важная высокая дама с светлым ореолом седых, высоко зачесанных волос. Дети окружили ее с выражением своего восторга, а маленькая девочка, та, что прыгала, утомленно повисла у нее на руке и тяжело моргала сонными глазками. Подошел и Сашка. Горло его перехватывало.

- Тетя, а тетя, - сказал он, стараясь говорить ласково, но выходило еще более грубо, чем всегда. - Те... Тетечка. Она не слыхала, и Сашка нетерпеливо дернул ее за платье.

- Чего тебе? Зачем ты дергаешь меня за платье? удивилась седая дама - Это невежливо.

- Те... тетечка. Дай мне одну штуку с елки - ангелочка.

- Нельзя, - равнодушно ответила хозяйка. - Елку будем на Новый год разбирать. И ты уже не маленький и можешь звать меня по имени, Марией Дмитриевной.

Сашка чувствовал, что он падает в пропасть, и ухватился за последнее средство.

- Я раскаиваюсь. Я буду учиться, - отрывисто говорил он.

Но эта формула, оказывавшая благотворное влияние на учителей, на седую даму не произвела впечатления.

- И хорошо сделаешь, мой друг, - ответила она так же равнодушно.

Сашка грубо сказал:

- Дай ангелочка.

- Да нельзя же! - говорила хозяйка. - Как ты этого не понимаешь?

Но Сашка не понимал, и когда дама повернулась к выходу, Сашка последовал за ней, бессмысленно глядя на ее черное, шелестящее платье. В его горячечно работавшем мозгу мелькнуло воспоминание, как один гимназист его класса просил учителя поставить тройку, а когда получил отказ, стал перед учителем на колени, сложил руки ладонь к ладони, как на молитве, и заплакал. Тогда учитель рассердился, но тройку все-таки поставил. Своевременно Сашка увековечил эпизод в карикатуре, но теперь иного средства не оставалось. Сашка дернул тетку за платье и, когда она обернулась, упал со стуком на колени и сложил руки вышеупомянутым способом. Но заплакать не мог.

- Да ты с ума сошел! - воскликнула седая дама и оглянулась; по счастью, в кабинете никого не было. - Что с тобой?

Стоя на коленях, со сложенными руками, Сашка с ненавистью посмотрел на нее и грубо потребовал:

- Дай ангелочка!

Глаза Сашкины, впившиеся в седую даму и ловившие на ее губах первое слово, которое они произнесут, были очень нехороши, и хозяйка поспешила ответить:

- Ну, дам, дам. Ах, какой ты глупый! Конечно, я дам тебе, что ты просишь, но почему ты не хочешь подождать до Нового года? Да вставай же! И никогда, - поучительно добавила седая дама, - не становись на колени: это унижает человека. На колени можно становиться только перед богом.

"Толкуй там", - думал Сашка, стараясь опередить тетку и наступая ей на платье.

Когда она сняла игрушку, Сашка впился в нее глазами, болезненно сморщил нос и растопырил пальцы. Ему казалось, что высокая дама сломает ангелочка.

- Красивая вещь, - сказала дама, которой стало жаль изящной и, по-видимому, дорогой игрушки. - Кто это повесил ее сюда? Ну, послушай, зачем эта игрушка тебе? Ведь ты такой большой, что будешь ты с ним делать?.. Вон там книги есть, с рисунками. А это я обещала Коле отдать, он так просил, - солгала она.

Терзания Сашки становились невыносимыми. Он судорожно стиснул зубы и, показалось, даже скрипнул ими. Седая дама больше всего боялась сцен и потому медленно протянула к Сашке ангелочка.

- Ну, на уж, на, - с неудовольствием сказала она. - Какой настойчивый!

Обе руки Сашки, которыми он взял ангелочка, казались цепкими и напряженными, как две стальные пружины, но такими мягкими и осторожными, что ангелочек мог вообразить себя летящим по воздуху.

- А-ах! - вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди Сашки, и на глазах его сверкнули две маленькие слезинки и остановились там, непривычные к свету. Медленно приближая ангелочка к своей груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая в чувстве неземной радости. Казалось, что когда нежные крылышки ангелочка прикоснутся к впалой груди Сашки, то случится что-то такое радостное, такое светлое, какого никогда еще не происходило на печальной, грешной и страдающей земле.

- А-ах! - пронесся тот же замирающий стон, когда крылышки ангелочка коснулись Сашки. И перед сиянием его лица словно потухла сама нелепо разукрашенная, нагло горящая елка, - и радостно улыбнулась седая, важная дама, и дрогнул сухим лицом лысый господин, и замерли в живом молчании дети, которых коснулось веяние человеческого счастья. И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка.

Но в следующую минуту картина резко изменилась. Съежившись, как готовящаяся к прыжку пантера, Сашка мрачным взглядом обводил окружающих, ища того, кто осмелится отнять у него ангелочка.

- Я домой пойду, - глухо сказал Сашка, намечая путь в толпе. - К отцу.

 

III

 

 

Мать спала, обессилев от целого дня работы и выпитой водки. В маленькой комнатке, за перегородкой, горела на столе кухонная лампочка, и слабый желтоватый свет ее с трудом проникал через закопченное стекло, бросая странные тени на лицо Сашки и его отца.

- Хорош? - спрашивал шепотом Сашка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.127 с.)