Тема № 16. Генетика пола. Сцепленное С полом наследование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 16. Генетика пола. Сцепленное С полом наследование.



«Генетика – наука, объясняющая, почему ты похож на своего отца, если похож, и почему не похож на него, если так получилось». Станислав Ежи Лец.

1. Что обозначают, изображенные на рисунке символы?

_________________________________________________

_________________________________________________.

2. Гаметы - ______________________________________

_____________________________________________________________________________.

3. Зигота - ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

4. Число хромосом у человека? ________________________________________________.

1. Рассмотрите кариотипы двух разных людей, используя текст учебника и объяснения преподавателя, ответьте на вопросы:

 

1.1. Дайте определение и ответьте на вопросы:

Кариотип - ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

 

В чем заключается сходство этих двух кариотипов? ________________________________.

1.2. Аутосомы - _______________________________________________________________.

 

В чем заключается различие этих двух кариотипов? ________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

1.3. Половые хромосомы -_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

 

1.4. Т. Морган - _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

1.6. Гомогаметный пол - _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

 

1.7. Гетерогаметный пол - _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

 

2. Рассмотрите рисунок, заполните схему, ответьте на вопросы. Сделайте вывод о том, как формируется пол будущего ребенка и от кого он зависит.

2.1. Какие типы гамет образуются в

женском организме? ___________________

_____________________________________.

2.2. Какие типы гамет образуются в

мужском организме? ___________________

_____________________________________.

2.3. Какой характер носит процесс оплодот-

ворения? _____________________________.

2.4. Какой пол будет у ребенка, если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Y-хромосому? ________________________________________________________.

 

2.5. Какой пол будет у ребенка, если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим X-хромосому? ________________________________________________________.

Вывод: ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

3. Рассмотрите рисунок строения Y-хромосомы, используя текст учебника и объяснения преподавателя, ответьте на вопросы:

О собенности строения: ________________________________________________

_____________________________________________________________________.

О собенности наследования признаков: _________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________.

 

4. Рассмотрите рисунок строения X-хромосомы, используя текст учебника и объяснения преподавателя, ответьте на вопросы:

Особенности строения: ______________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________.

Особенности наследования признаков: _______________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

Дайте определение:

Признаки, сцепленные с полом - _______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

5. Рассмотрите генеалогическое дерево английской королевской семьи, начиная с XIX века и заканчивая XXI. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, ответьте на вопросы:

 

5.1. Носителем гена какого заболевания являлась английская королева Виктория? _______

___________________________.

5.2. Гемофилия -_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

5.3. В какой хромосоме локализуется ген гемофилии? ______________________________.

5.4. В какой форме локализуется ген гемофилии? __________________________________.

5.5. Почему женщины являются только носительницами гена гемофилии, а само заболевание у них не проявляется? _______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

5.6. Почемумужчиныболеют гемофилией, но не могут быть носителями генов гемофилии? ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

5.7. По какой линии осуществляется наследование генов гемофилии? _________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

5.8. Почему именно такой тип наследования? ______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

6. Рассмотрите фотографии семьи последнего российского императора Николая II. Используя текст учебника и объяснения преподавателя, ответьте на вопросы:

6.1. Кем приходилась английской королеве Виктории императрица Александра Фёдоровна Романова?

_____________________________.

6.2. Страдала ли императрица гемофилией? __________________

______________________________

_____________________________.

 

6.3. Здоровы ли были дочери данных родителей – Великие Княжны: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия? ___________________________________________________________.

6.4. Здоров ли былнаследник Алексей Николаевич Романов? ________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

6.5. С помощью преподавателя решите генетическую задачу, используя в качестве примера императорскую семью Николая II. Докажите решением, что наследование гена гемофилии идет по материнской линии: от матери к сыну.

 

Дано: Решение:

 

 

7. Рассмотрите рисунок, который отражает восприятие цветов у человека с нормальным зрением и у человека, страдающего дальтонизмом.

7.1 Дальтонизм - ______________________________

_____________________________________________

_____________________________________________.

Локализация гена дальтонизма и тип наследования: ________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________________________________________.

7.2. С помощью преподавателя решите генетическую задачу:

От родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик-дальтоник. Как это можно объяснить. Определите генотипы родителей и детей.

 

Дано: Решение:

 

 

 

 

Задания для самопроверки:

Уважаемый студент, данные задания предназначены для самостоятельного выполнения.

 

 

1. Выберите верный вариант ответа:

1.1. Понятие сцепленного с полом наследования в генетику ввел:

А) Г. Мендель

Б) Т. Морган

В) Ч. Дарвин

Г) К. Линней.

1.2. Гены, локализованные в X-хромосоме, передаются:

А) от отца к дочерям

Б) от матери к сыновьям

В) от отца ко всем детям

Г) от матери ко всем детям.

1.3. Гены, локализованные в Y-хромосоме, передаются:

А) от матери к дочерям

Б) от отца к сыновьям

В) от отца к дочерям

Г) от отца ко всем детям.

2. Решите генетическую задачу:

 

2.1. Женщина, имеющая гипоплазию (истончение) эмали зубов, выходит замуж за мужчину, у которого такой же дефект. От этого брака рождается мальчик, не страдающий данной болезнью. Какова была вероятность появления в этой семье здорового мальчика, в отличие от своих родителей не страдающего гипоплазией эмали? Какова вероятность появления в этой семье здоровой девочки? Известно, что ген, ответственный за развитие гипоплазии эмали, — доминантный ген, локализованный в Х-хромосоме; ген, контролирующий отсутствие рассматриваемого заболевания, — рецессивный ген Х-хромосомы.

 

Дано: Решение:

 

3. Решите ситуационную задачу

За последние 20 лет эту процедуру в России прошли 12 тысяч спортсменов. После проведения процедуры были сняты с соревнований 16 человек. Дело в том, что в спортивных состязаниях отдельные мужчины пытаются выиграть у женщин, перевоплощаясь в женское обличье. Предположите способ определения пола, который бы исключал любые ошибки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание для домашней работы: Выучить тему «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование».

Решить задачу:

1. Склонность к облысению наследуется как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. В семье, где мужчина склонен к облысению, родился мальчик, так же склонный к облысению. Определите генотипы родителей и потомства.

2. Ген, определяющий черную и рыжую окраску шерсти у кошек, находится в Х-хромосоме, причем черная окраска имеет неполное доминирование над рыжей, гетерозиготные особи имеют черепаховую окраску. Скрестили черепаховую кошку и черного кота. В потомстве среди черных и черепаховых котят оказался один рыжий. Определите пол рыжего котенка, а так же окраску и пол других котят.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.017 с.)