Экскурсии в музеи. Создание домашнего музея 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экскурсии в музеи. Создание домашнего музея



Посещение любого музея — событие для ребенка яркое и запоминается надолго. Почти в каждом городе есть музей: краеведческий, исторический, художественный, этнографический и др. Хорошо, если есть возможность сводить ребенка в музей, расширяющий его представления о художественной, музыкальной культуре.

Например, в Москве находится Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки с уникальной коллекцией музыкальных инструментов разных стран. В музее регулярно проводятся экскурсии и лекции-беседы, рассчитанные и на детей. Здесь дети могут не только увидеть, но и услышать звучание редких музыкальных инструментов, увидеть эскизы декораций и костюмов к театральным постановкам, познакомиться с произведениями скульптуры, графики, предметами прикладного искусства.

В Клину находится Дом-музей П. И. Чайковского, где композитор провел последние годы своей жизни. В процессе экскурсии по музею и взрослые, и дети смогут узнать много интересного о

жизни и творчестве великого русского композитора, послушать фрагменты из его произведений.

Но не всегда и не в каждой семье есть возможность устроить подобную экскурсию для своих детей, учитывая особенности их развития и те проблемы, которые возникают в связи с состоянием их здоровья. Поэтому своеобразный домашний музей можно организовать и дома, стараясь увлечь ребенка полезным делом. Тут все зависит от творчества и увлеченности самих родителей, а главное — от их желания помочь своим детям развить их способности, расширить кругозор, сделать их жизнь интересной.

В этом случае сами родители, используя соответствующую литературу, фонозаписи, могут на время стать для своих детей экскурсоводами и рассказать им о разнообразных музыкальных инструментах, показывая их изображение на картинках или, что еще лучше, использовать магнитофонные записи звучания этих инструментов.

Родители сами могут познакомить ребенка с творчеством разных композиторов, собрав предварительно информацию с доступными для ребенка сведениями из истории их жизни, а также предложив послушать отдельные музыкальные произведения этих композиторов или фрагменты из них.

Так, музей П.И.Чайковского или любого другого композитора родители могут создать сами, постепенно собирая для него книги о композиторе, интересную информацию, портреты, аудиозаписи с музыкой этого композитора. Если это современный композитор — видеозаписи с его выступлениями, концертами, концертные программки, вырезки из газет и журналов со статьями о нем и фотографиями и т.д.

Домашний музей может быть создан, например, на основе коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных инструментов промышленного изготовления. Но это недешево, и не каждая семья может осуществить эту идею. Поэтому можно начать с музея самодельных музыкальных инструментов, постепенно расширяя его экспозицию и привлекая ребенка к посильным действиям по изготовлению «музыкальных инструментов» из самых разнообразных подсобных материалов — деревянных брусочков, пуговиц и ореховых скорлупок, прикрепленных на ниточки; пластиковых контейнеров из-под чипсов, киндерсюрпризов, жестяных баночек, коробочек из-под конфет и печенья и многого другого. Все эти емкости можно наполнить крупой, мелкими камешками, песком, и тогда они будут по-разному звучать. Жестяные коробочки разного размера можно превратить в барабанчики, если найти или сделать самим подходящие палочки. Стеклянные баночки или ненужные стаканы можно тоже превратить в музыкальные инструменты, наполнив их водой до определенного уровня, чтобы они по-разному звучали при ударе палочкой. Домашний музей можно пополнить детскими погремушками, которые тоже звучат по-разному и достаточно ярки и привлекательны на вид.

Взрослые могут использовать подобные инструменты, например, сопровождая их звучанием рассказ, сказку. Впоследствии дети, подражая родителям, сами смогут делать то же самое и даже сочинять свои маленькие сказки, изображая, например, маленькую мышку с помощью шуршащего звука, издаваемого коробочкой из-под киндерсюрприза, наполненной сыпучим материалом, или прыгающего зайчика с помощью ударов пальцами или палочками по «барабанчику» (коробочке из-под чипсов).

В процессе пополнения домашнего «музея» новыми «экспонатами» ребенок все больше вовлекается в интересную для него деятельность и, когда в дом приходят гости, становится «экскурсоводом», демонстрируя то, что находится в экспозиции музея, и увлеченно рассказывая о том, какие инструменты из чего и как сделаны, демонстрируя их звуковые возможности.

Домашний театр

Заботясь о музыкально-эстетическом развитии ребенка, родители обязательно должны продумать возможность посещения театров (драматического, музыкального, кукольного), концертных залов, цирковых представлений и т.д. Конечно, речь идет о детях дошкольного возраста. Начиная с 4 — 5 лет, детей уже можно постепенно приобщать к различным театрализованным зрелищам. Старших дошкольников следует приобщать к восприятию музыкально-сценических произведений — оперы, балета, мюзикла, в основе которых лежат сюжеты доступных детям этого возраста художественных произведений. Во многих городах нашей страны созданы профессиональные музыкальные, драматические, кукольные театры, в которых ставятся интересные спектакли для детей. Огромную радость, удовольствие испытывают дети и от посещения цирковых представлений.

Посещение театра дает огромный запас ярких, незабываемых впечатлений, которые накапливаются у ребенка и дают ему возможность, опираясь на них, передавать свое собственное отношение к окружающему в самостоятельной музыкально-театрализованной деятельности. Домашний театр помогает в удовлетворении потребности ребенка в самовыражении, позволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный опыт. Поэтому важной задачей семейного воспитания является создание родителями домашнего театра — кукольного, драматического, в котором актерами сначала могут быть взрослые члены семьи, но постепенно в это волшебное действо нужно вовлекать и детей. Домашний театр — это не только средство развлечения. Он может быть и коррекционным, и терапевтическим средством для многих детей, |нуждающихся в снятии напряжения, стресса, в разрешении конфликтной ситуации, приобретении навыков поведения в социуме и т.п.

Родители могут организовать кукольный театр, используя для этой цели имеющиеся в доме игрушки (зайца, кошку, медведя, петушка, белочку, кукол и др.) или изготовив кукол своими руками, например, из папье-маше, из картона (плоскостные изображения для настольного театра), сшить из ткани, сделать из соломы, связать из ниток и др. Можно сделать перчаточные куклы би-ба-бо, которые надеваются на руку ребенка или взрослого, и тогда он, двигая руками, пальцами, создает определенный сценический образ.

Когда это возможно, полезно привлекать к такой работе детей. Сделанные собственными руками куклы, декорации для кукольного театра доставят ребенку много радости, удовлетворения от того, что он смог это сделать, справился с этим, и в дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок или сочиняя свои сказки. Кукольные персонажи могут двигаться под соответствующую музыку: бегать, прыгать, плясать и т.д.

Спектакли могут быть не только кукольными. Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей и т.д. И в этом родители могут помочь им, поддерживая их инициативу, изготавливая импровизированные костюмы, участвуя в этих мини-спектаклях в качестве рассказчика или в качестве одного или даже нескольких персонажей.

Вместе с родителями дети могут заранее подготовить такие маленькие представления, а затем показать своим гостям во время семейных праздников.

Развлечения с использованием музыки

Родители могут стать инициаторами в организации в домашней обстановке разнообразной музыкальной деятельности детей, такой как совместное пение или пение взрослым доступных для ребенка песен, игры-забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», игры-драматизации, в которых дети совместно с родителями представляют с помощью простых движений сюжеты знакомых песен, различные пантомимы под музыку, слушание музыкальных композиций, сказок, записанных на аудиокассетах, радио- и телепередач и др.

Правильно организованные развлечения могут сыграть большую роль в создании особой, дружеской, доверительной и творческой атмосферы в семье, что несомненно значимо для ребенка

с проблемами в развитии. Это важно и для укрепления семейных отношений.

Для осуществления всей этой интересной работы в семье должна быть создана соответствующая музыкальная среда, которая предполагает: наличие музыкальной фонотеки, музыкальных инструментов, организацию музыкального общения взрослых с ребенком в процессе слушания музыки, совместную с ребенком музыкально-творческую деятельность в различных формах (музицирование с помощью элементарных музыкальных инструментов, пение, игры, танцы, хороводы, драматизации и др.).

Каждая семья, особенно та, в которой есть дети с проблемами в развитии, должна позаботиться о наличии хотя бы скромной фонотеки, состоящей из подборки грампластинок, аудио- и видеокассет с записью музыки для детей. Само собой разумеется, что это должна быть музыка, ценная в художественном отношении, воспитывающая у детей нравственно-эстетические чувства, способствующая первоначальному формированию основ музыкального вкуса и доступная для восприятия ребенка.

В последние годы в нашей стране появились готовые комплекты аудиокассет с записями музыкальных произведений для детей. В основном это классическая музыка, предназначенная для слушания, музыка для движений, детские песни, сказки с музы- < кальным сопровождением.

Основной совет, который можно дать родителям: побольше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие правилом, семейной традицией. Если родители сами любят и часто слушают музыку, то и для их ребенка слушание музыки постепенно станет потребностью.

Для общения ребенка с музыкой следует отвести удобное время в режиме дня. Взрослый в этом процессе выполняет ведущую роль. Он выбирает музыкальное произведение в соответствии с желанием, настроением ребенка или ориентируется на развитие 1 его познавательной сферы, расширение музыкальных впечатлений и т.д. Во время слушания музыки ребенок может сидеть на своем любимом стульчике, на диване, на ковре в свободной, непринужденной позе и лучше вместе с кем-либо из взрослых. В этот момент его ничего не должно отвлекать. Вместе с тем важно и не переусердствовать. Слушание музыки не должно занимать много времени. Следует отвести для этого примерно 5—10 мин в зависимости от возраста детей, иначе ребенок начнет отвлекаться, потеряет интерес к воспринимаемому произведению.

Перед слушанием взрослый должен настроить ребенка, заинтересовать, направить его внимание на особенности звучания музыкального произведения. После прослушивания или перед ним можно побеседовать с ребенком о музыке, о характере ее звучания, о тех чувствах, которые в ней переданы. Например, можно задать ребенку вопросы: понравилась ли тебе музыка? Как она звучала (нежно, ласково или бодро, решительно, как марш, или похожа на танец; быстро или медленно, тихо или громко и т.д.)? Что она напомнила тебе?

Чтобы ребенок лучше почувствовал характерные особенности музыкального произведения, можно предложить ему подвигаться под музыку, подбирая при этом движения, соответствующие ее характеру.

Если детям с проблемами в развитии бывает сразу сложно попять содержание музыкального произведения и адекватно отреагировать на него, то родители могут заранее продумать, как, с помощью каких дополнительных средств можно сделать более дступным восприятие музыкального произведения. Например, использование картинки, книжной иллюстрации, близкой по содержанию музыке, игрушки, мимических и пантонимических движений и др. может не только привлечь внимание ребенка, но и помочь ему почувствовать и понять музыку.

Необходимо исполнять детям несложные песенки про птичку, мишку, кошечку и др., поощряя ребенка к подпеванию взрослому, а затем и к самостоятельному их исполнению. Такие песенки можно сопровождать несложными игровыми движениями, что очень нравится детям. Дети приучаются выполнять движения в ритме песен, двигаться свободно, нескованно. У детей накапливается перноначальный музыкальный опыт, что дает им возможность в даль-11ейшем действовать более уверенно и самостоятельно. Так, например, родители могут, показав 2 — 3 несложных движения, предложить ребенку поплясать под музыку, а в следующий раз попросить придумать свой маленький танец. Можно предложить ребенку поиграть, например, инсценируя хорошо знакомую песенку.

Для инсценировок следует приготовить различные атрибуты, >лементы костюмов (шапочки зайчика, мишки, пушистый хвосгик кошки, лисы и др.), которые дети с удовольствием будут начевать. Так им легче перевоплощаться в соответствующий образ.

Создание домашнего оркестра является частью музыкальной среды. Хорошо, если кто-либо из взрослых в семье владеет каким-1ибо музыкальным инструментом. Свои умения надо как можно чаще демонстрировать детям, исполняя на баяне, аккордеоне, i и таре, скрипке и любом другом инструменте музыкальный репертуар, доступный для их восприятия.

Но даже если в доме нет настоящих музыкальных инструментов и взрослые не владеют игрой на них, любой современный родитель хотя бы немного знаком с элементами нотной грамоты, поэтому может приобщать своих детей к игре на простейших муыкальных инструментах, представляющих ударную группу, — барабанчиках, бубнах, колокольчиках, треугольнике, металлофоне, ксилофоне, губной гармонике и др. или на инструментах-самоделках, используя для этой цели некоторые предметы дома и него обихода, например деревянные или металлические ложки коробочки, детские погремушки, пластиковые бутылки, футлры от киндерсюрпризов и т.д. (см. выше). Необходимо позволят самому ребенку экспериментировать с разными предметами, чая их возможности, в том числе звуковые.

Используя эти простейшие инструменты или самоделки, взрослые могут организовать своеобразный домашний «оркестр», привлекая детей к музицированию и сопровождая звучанием инстрментов исполнение знакомых песен или музыкальных ироизвсний в записи на пластинке или аудиокассете.

Все эти инструменты — ударные. Они не передают точной высоты звучания, но с их помощью можно развивать у детей чувст ритма, предлагая ребенку выполнять очень простые ритмического упражнения: отстучать палочками, брусочками свое имя или ил отца, матери, брата и т.д.; отстучать ритм слов, например, м| ма, ма-моч-ка, па-па, па-поч-ка, пал-ка, па-лоч-ка; ритм знак< мых несложных попевок: Со-ро-ка, со-ро-ка, где бы-ла? Да-л(ко!... и т.д. Затем сопровождать звучанием музыкальных инстр; ментов собственное исполнение песенки или музыки, 3amicat ной на аудиокассете.

Одним из компонентов музыкальной среды в доме и одноврменно еще одной формой музыкального воспитания в семье являются слушание и просмотр детских радио- и телепередач, форма сегодня доступна практически для каждой семьи, однак необходимо соблюдать умеренность, чтобы не навредить здоровью ребенка. Кроме того, необходимо, чтобы такие передачи ребенок слушал и смотрел не в одиночестве, а с кем-либо из родителей, чтобы взрослый мог объяснить что-то ребенку, привлеч его внимание к тем или иным важным моментам, используя как средство для воспитания ребенка или для расширения по навательной сферы, накопления разнообразных впечатлений.

В таких передачах часто звучат музыка, песни, исполняемые любимыми персонажами, поэтому дети с удовольствием подражая им, быстро запоминая и затем исполняя эти песни самостоятельно

Радио и телепередачи являются для детей источником новой информации, разнообразных впечатлений, которые дети отражают в своих играх, в музыкальной деятельности. Они предлапи ребенку различные модели поведения, что важно для социали:зации детей, для развития их взаимоотношений с окружающими Эти впечатления — мощный стимул и для творческих проявлвлений ребенка.

Итак, главной задачей музыкального воспитания в семье ребсч ка с проблемами в развитии являются накопление и обогащен средствами музыки опыта эмоциональных переживаний, развиги музыкальных способностей, приобщение к музыкальной культур

и житие интереса к разнообразной музыкальной деятельности и способностей к самостоятельному музицированию, коррекция средними музыки имеющихся у ребенка нарушений в развитии, со-1.шие условий для личностного развития, для социализации. Для того чтобы эта работа велась успешно, необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада. С одной стороны, знание итогами ДОУ особенностей и традиций семьи, стилей общепозволяет им дифференцированно подходить к воспитанию ребенка в детском саду, с другой — родители имеют возможность

наблюдать в условиях дошкольного учреждения, как ведет себя их

снок, чем он занимается, как общается со сверстниками, как

осуществляется его музыкально-эстетическое развитие.

работа детского сада и семьи должна строиться на принципах имодействия и взаимодополнения. Благодаря взаимодействию, сотрудничеству с педагогами дошкольного учреждения родители иащают свои собственные знания и представления о том, как, ими средствами и методами, в каких формах возможно осугце-1ять музыкально-эстетическое развитие ребенка в домашних

условиях

,детский сад должен быть открытой системой — родители должи меть возможность прийти в детский сад, чтобы понаблюдать своим ребенком, а педагоги дошкольного учреждения должны и. готовы к позитивному взаимодействию с родителями, оказывать им необходимую консультативную и другую помощь. Важно, чтобы родители, педагоги располагали как можно более полной формацией о ребенке, об особенностях его развития и поведения, учитывая, что только при условии такого взаимодействия возжен успех в осуществлении задач, связанных с коррекцией на пений в развитии средствами музыкального искусства.

Задания для самостоятельной работы

I. Раскройте содержание коррекционно-развивающего направления по музыкальному воспитанию в ДОУ компенсирующего вида. Охарактеризуйте виды музыкальной деятельности, используемые в коррекционной работе вне занятий с детьми с проблемами.

Дайте характеристику формам музыкально-досуговой деятельности 1ОУ компенсирующего вида.

I. Какое значение для развития личности ребенка с проблемами имеет различные формы музыкального досуга в семье?

Литература

; Алферова Т.Н., Воронова И.Н., Зарин А. П., Полутина Т.И. Музыка и [димжение в коррекционно-воспитательной работе в специальных дет-их садах для детей с нарушениями интеллекта. — СПб., 1994. Пасов М. Я. Движение под музыку // Избранные психологические про-я. — М., 1975.

Бочарова Н.И., Тихонова О. Г. Организация досуга детей в семье. — ML, 2001.

Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л. И. Музыкальные занятия в детском саду. — М., 1984.

Выготская И. Г., Пелингер Е. Л., Успенская А. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. — М., 1993.

Зверева О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 2000.

Играем и танцуем / Сост. С.И.Бекина, Э.В.Соболева. — М., 1984.

Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1979.

Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М., 1986.

Комиссарова Л. Н. Формирование музыкальных знаний и активизации музыкального восприятия у старших дошкольников // Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. — М., 1985.

Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 1999.

Кульбуш Е.А. Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников. — Л., 1988.

Медведева Е.А. Изучение особенностей развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. — 1998. — № 4.

Носкова Л. П., Соколова Я. Д., Гаврилушкина О. П. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993.

Озерецкий Н. И. Шкала исследования моторной одаренности по методу профессора Н. И. Озерецкого. — М., 1938.

Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М., 1980.

Трофимова Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушением слуха. — М., 1979.

Шершнева Е. Ф. Музыкально-двигательные занятия с коллективом заикающихся детей младшего возраста // Из опыта логопедической работы. — М., 1955.

Яшунская Г. И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. — M.J 1977.

 

Раздел V КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА

Глава 1

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Логопедическая ритмика — один из видов кинезитерапии, средство коррекции речевых нарушений с помощью движений, жмузыки и слова. Логопедическая ритмика в работе с детьми с нарушением речи — составная часть системы коррекционной помощи в дошкольном образовательном учреждении.

Нарушения речи и двигательных функций (мимической, артикуляционной, общей моторики) выявляются в диагностическом обследовании дошкольников с нарушением речи с помощью тестов Озерецкого — Гельнитца и Л.А.Квинта, а также приемов, общепринятых в логопедии. Обследование состояния произвольной моторики включает такие моменты, как обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лица, глаз, щек); речевой моторики (силы, точности, объема, перключаемости движений губ, языка, щек); состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики (статичесзсой и динамической координации, одновременности, отчетливости движений); тонкой моторики пальцев рук (качества и степени диф-ференцированности движений, возможности действий с предметами).

Практика использования логопедической ритмики показилвает положительную динамику в коррекции речи у детей с разшыми речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, фогнетико-фонематическими отклонениями, заиканием и др. При каждом варианте нарушения содержание и организация логоритмических занятий выстраиваются в соответствии со структурой данного нарушения, только в этом случае они дают коррекциогнный эффект.

Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).

В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, темп, регистр).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи.

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовывать речь. Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале. Занятия проводятся логопедом, владеющим музыкальным инструментом, музыкальное сопровождение также может осуществлять музыкальный руководитель. Продолжительность занятий зависит от возраста детей и колеблется от 20 до 35 мин. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные навыки и умения, а затем на этой основе строится речевая работа.

Организация логоритмических занятий в группе для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи

(ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. Коррекционная работа в дошкольном учреждении с детьми с ФФНР проводится в двух направлениях: постановка и автоматизация звуков и развитие фонематических процессов. В подготовительной к школе группе вводятся элементы обучения грамоте. У детей с фонетико-фонематической недостаточностью наблюдается некоторое несовершенство двигательных функций, коррекция которого способствует более эффективному и быстрому преодолению основного речевого расстройства. Занятия логопедической ритмикой с дошкольниками с данной патологией развития речи проводятся 2 раза в неделю. Они включают такие средства, как упражнения на различные виды ходьбы и бега; на развитие речевого дыхания; на регуляцию мышечного тонуса голоса, дикции, артикуляции, статической и динамической координации движений, мелкой и мимической моторики; упражнения на переключаемость движений.

План-конспект логоритмического занятия для дошкольников с фонетико-фонематическими нарушениями речи

Тема: Звук [с]

Организационный момент. Загадка.

Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что такое... {Самолет.)

1. Ходьба в обход зала в колонне по одному под тихую музыку на

носочках, руки за головой и под громкую музыку полуприседом, руки

на поясе (музыка Э.Парлова «Марш»).

2. Чередование медленной и быстрой ходьбы парами, бег (музыка

Ф. Надененко «В темпе марша»).

3. Гимнастика «активного вдоха», упражнения «Наклоны головы»,

«Обними плечи», «Повороты», «Маятник», «Насос» (музыка — латышская народная мелодия в обработке А.Донас).

4. Развитие фонематического восприятия. Произнесение логопедом ряда

слов со звуком [с] или без него: мак, сом, кот, сад, салат, заяц, слон,

пила, шишка, жук, звон, собака, насос. Если звука [с] в слове нет, то

дети сидят на ковре по всему залу, если звук [с] в слове слышится, то

лети двигаются по залу, произнося звук [с] с имитацией движений крыльев самолета.

5. Упражнение на развитие дикции и артикуляции — проговаривание

последнего слога с имитацией движений рукой, как при игре в бадминтон.

Укусила в нос оса — са, са, са, са. Стал мой нос как колесо — со, со, со, со. Не боюсь я злой осы — сы, сы, сы, сы. Я осу в руке несу — су, су, су, су.

6. «Звук заблудился» — замена слов по смыслу, определение позиции

шука [с] в слове, придумывание детьми движений и выполнение их под

текст.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом).

1 Использованы материалы книг: Шашкина Г. Р., Лопухина И. С. Логопедия, шуки, буквы и слова. — СПб., 1998; Большакова С. С. Работа логопеда с дошкольниками. — М., 1966.

 

На пожелтевшую траву Бросает лев (лес) свою листву.

Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

7. Упражнение на согласованность речи с движением с предметами.

Дети стоят полукругом напротив логопеда, который бросает мяч, произнося одновременно слово со звуком [с]. Ребенок, получивший мяч, возвращает его, изменяя это слово во множественном числе: сумка — сумки,

носок — носки, насос — насосы и т.п.

8. Упражнение на координацию речи с движением (музыка — чешекая народная мелодия «Отойди и подойди»).

Мы снежинки, мы пушинки, (Наклоны головы вправо-влево.)

Покружиться мы не прочь. (Поворот вокруг себя.)

Мы снежинки, балеринки, (Наклоны туловища в стороны.)

Мы танцуем день и ночь. (Приседание с поочередным

Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли.

выставлением ноги в сторону.) (Наклон вниз.)

(Приседание с разведением рук в стороны.)

В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он.

9. Упражнение для развития мелкой моторики «Слон».

(Разжимание и сжимание пальцев в кулаки.) (Поочередное выставление боль-

Головой своей кивает, Будто в гости приглашает.

ших пальцев, указательных пальцев потирание кистей.)

(Большие пальцы встречаются с другими пальцами рук, 4раза.)

(Кисти лицом к себе, зовущий жест, 4 раза.)

10. Диафрагмальная дыхательная гимнастика с игрушкой на животе (аудиозапись песни «Лесной олень» из серии «77 лучших песен для детей»).

Организация логоритмических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) (третий уровень речевого развития)

У детей с третьим уровнем речевого развития недостаточно' сформирована связная речь, отмечаются трудности согласования частей речи, неточное звуковое оформление слов и низкий уровень развития фонематических процессов. Основная задача логопеда — развитие всех компонентов речевой системы с акцентом на развитие связной речи. Развитие связной речи проводится по) периодам обучения от простого к сложному, от умений воспроизводить рассказы логопеда до самостоятельных рассказов по сю-

жетной картинке, по серии сюжетных картин и рассказов с элементами творчества.

На логопедических занятиях максимально включаются все речевые средства логоритмики: упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития голоса, упражнения на координацию моторики и речи, упражнения с предметами и речевым сопровождением, упражнения с элементами мелодекламации, игры-драматизации.

Примерная схема логоритмического занятия

для дошкольников с общим недоразвитием речи

(третий уровень речевого развития)

Вводная часть

Упражнения на различные виды ходьбы и бега. Упражнение для развития дыхания с речевым сопровождением.

Основная часть

Упражнение для развития дикции и артикуляции. Упражнение для развития мелкой моторики. Упражнение на развитие координации движений и речи. Упражнение с предметами и речевым сопровождением. Упражнение с элементами танца. Игра-драматизация.

Заключительная часть

Упражнение для развития мышечного тонуса.

Организация логоритмических занятий для дошкольников

с общим недоразвитием речи (второй уровень речевого развития)

У детей со вторым уровнем речевого развития отмечаются существенные отклонения в развитии моторной и эмоционально-нолевой сферы по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Это общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, слабый мышечный тонус, истощаемость движений, недостаточная двигательная память и снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий. У большинства детей с ОНР отмечается отсутствие чувства ритма и снижение звуковысотного слуха.

Содержание логоритмических занятий зависит от периода обучения и двигательно-речевых возможностей детей.

В первом периоде обучения детей с ОНР старшего возраста программа предусматривает формирование понимания устной речи, подготовку к диалогу, знания в области словообразования (уменьшительный суффикс и приставочные глаголы), употребление притяжательных местоимений с существительными и составление простых предложений. Данные задачи решаются на занятиях, посвященных следующим лексическим темам: «Овощи —

 

 

 

фрукты», «Осень», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы», «Животные».

Во втором периоде основными задачами являются: формирование диалогических форм общения, употребление в речи относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, использование предлогов в, на, под, из, глаголов третьего лица единственного числа. Темы предлагаются в следующей последовательности: «Зима», «Новый год», «Семья», «Игрушки», «Зимующие птицы», «Мебель», «Профессии», «Транспорт».

Третий период коррекционной работы предполагает развитие фразовой речи, образование глаголов с помощью приставок, относительных прилагательных, притяжательных прилагательных, антонимов и синонимов, употребление предлогов к, с, от. Темы могут быть следующими: «Лето», «Дом», «Части тела, лица», «Школа», «Спорт».

Схема логоритмического занятия

для дошкольников с общим недоразвитием речи

(второй уровень речевого развития)

Вводная часть

1. Организационный момент: сообщение темы, построение.

2. Упражнения на различные виды ходьбы и бега: ходьба коррекцион-

ная, с изменением положений рук.

3. Диафрагмальная дыхательная гимнастика.

Основная часть

1. Упражнения для развития мышечного тонуса.

2. Упражнения для развития артикуляции и дикции.

3. Упражнения для развития мимической моторики.

4. Речевая игра с мячом.

5. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

6. Упражнение на координацию движений с речью.

Заключительная часть

1. Упражнение для развития речевого внимания.

2. Упражнения с элементами релаксации.

План-конспект логоритмического занятия

для дошкольников с общим недоразвитием речи

(первый уровень речевого развития)1

Тема: «Птицы»

Цель занятия: развивать координацию движений, ориентацию в про-]

странстве, переключаемость движений, мелкую моторику пальцев рук,

артикуляционный праксис; формировать понимание обращенной

вызывать естественные речевые реакции.

Составитель Г. Р. Шашкина.

 

В водная часть Организационный момент. Загадка.

1. Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой! (Кто это? — Дятел).

2. Упражнения на различные виды ходьбы: по кругу, в колонне по

одному (по узкой тропинке), ходьба на пятках (по кочкам), ходьба на

носках (по лужам).

3. Упражнение на передачу разного темпа в движении. Чередование

легкого бега и спокойной ходьбы (музыка Т.Ломовой «На прогулке»).

Основная часть

Цып-цып-цып, цыплятки, Есть водица в кадке.

Кто меня боится, Тем не дам водицы. Вот бегут цыплятки, Не боятся кадки. Возле кадки блюдце, Все они напьются.

1. Упражнения для развития дыхания (по методике Т.Стрельниковой) «Ладошки», «Обними плечи», «Кошка», «Наездники».

2. Упражнение для развития голоса. Подражание птичьим голосам:

кукушка, ворона, воробей, журавль, дятел (с имитацией двигательной

активности — сидит, летает, стучит, прыгает, кружится).

3. Упражнение на согласованность речи с движением «Цыплята».

(Дети поднимают и опускают корпус с пола.) (Логопед-«курочка» ходит вокруг

и проговаривает стихотворение.) (Дети, лежа на полу, выполняют движение «велосипед».)

(Поднимаются и бегут к логопеду.)

4. Упражнение с мячом и речевым сопровождением «Поймай и повтори». Дети стоят в кругу, логопед в центре с мячом. Бросая мяч по кругу, называет птиц. Ребенок, поймав мяч, возвращает его и повторяет название птицы.

Заключительная часть

1. Упражнение на воображение. Рисование в воздухе кистью руки ту-

ювища, головы, клюва, крыльев, хвоста птицы.

2. Спокойная ходьба (музыка Е.Тиличеевой «Марш»).

Организация логоритмических занятий с заикающимися дошкольниками

У детей с заиканием имеются выраженные нарушения моторной сферы: напряжение мышечного тонуса перед началом речи, искоординация движений, в том числе и речевых, наличие двигательных уловок, нарушение темпа и ритма движений.

По уровню развития моторной сферы всех детей с заиканием можно разделить на две подгруппы: с низким уровнем, куда вхо-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.16 с.)