Психологическая коррекция средствами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая коррекция средствами



МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Глава 1

МуЗЬЩОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Практический опыт психокоррекционной работы средствами искусства показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в разви­тии. Особое место среди арттерапевтических методик, используе­мых в коррекционной работе с дошкольниками с проблемами в специальном образовательном учреждении, занимает музыкотерапия, проводимая психологом.

Музыкотерапия является одним из видов арттерапии. Как психокоррекционная методика музыкотерапия отличается от музы­кального воспитания целями, способами, технологией.

Музыкальное воспитание — одно из направлений художествен­ного развития, формирования художественной культуры детей, обеспечивающее удовлетворение познавательных потребностей ребенка, расширение общего и музыкального кругозора, знаком­ство с музыкой как с искусством, развитие музыкально-практи­ческих навыков в восприятии, пении, движении, игре на музы­кальных инструментах.

Музыкотерапия — один из видов арттерапии (терапии искусством), направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на катарсис, регу­ляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных про­цессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.

По организации и способу воздействия музыкотерапия под­разделяется на рецептивную, активную и интегративную.

Коррекционное воздействие музыкотерапии может реализовываться в нескольких направлениях: коррекции психосоматических нарушений (функций сердечно-сосудистой деятельности, психомоторики, вегетативной системы, дыхания и т.д.);

коррекции отклонений в психоэмоциональной сфере;

помощи в преодолении сложностей в социально-адаптационных проявлениях (коммуникативно-рефлексивных процессах);

активизации творческих процессов, повышения художествен­но-эстетических потребностей ребенка как пути самореализации.

Профилактический, лечебный и коррекционный эффект музыкотерапии заключается в возможности невербального реконструирования психотравмирующей для ребенка ситуации, моделирования его положительного эмоционального состояния, настрояния, «поднятия» над своими переживаниями, страхами, трудностями общения, помощи в преодолении этих проблем.

Основная цель музыкотерапии применительно к ребенку с проблемами в развитии состоит в гармонизации личности через развитие способности самопознания, самовыражения, и связано с продуктивным характером искусства вообще и музыки вчастности.

В качестве коррекционного механизма рассматривается процесс творчества, познание его новых сторон, создание продукта как источника новых позитивных переживаний ребенка, связанных» изучением и реализацией возможностей в творческой экспреся сии, рождение новых художественно-эстетических, креативных потребностей и способов их удовлетворения и через это познание своего Я.

Одной из принципиальных особенностей процесса музыкотея рапии выступают последовательное развитие аффекта и изменен ние его.психологического содержания: от актуализации негатшИ ного проявления через эмоциональное отреагирование к формия рованию позитивного переживания, связанного с получением удв вольствия, удовлетворения, с интересом ребенка к эксперимент тированию с формой выражения. Особенно ярко это выражается в активных видах музыкотерапии (вокал отерапии, инструменталш ной терапии).

Использование музыкотерапии в работе с дошкольниками Я проблемами определяется предварительным обследованием пси холога, дефектолога, а также врача-психиатра, невропатолога или психотерапевта, работающего в специальном образовательном учреждении. Результаты диагностики показывают необходимость и рациональность применения музыкотерапии и других видов арттерапевтических методик в работе с тем или иным ребенком.

Музыкотерапия всегда предполагает катарсис, который осуществляется в процессе музыкального восприятия, представляющего сложнейшую работу чувств, мыслей ребенка, слушающего музыку. И, естественно, что не нее дети с проблемами подготовлены к осуществлению такой работы. Применение той или иной формы музыкотерапии как психокоррекционной методики определяется прежде всего вариантом и характером имеющегося у дошкольников нарушения, коррекционными задачами и воз­можностями ребенка. Неадекватное использование музыкотера­пии может оказать не коррекционное, а психотравмирующее воз­действие.

Музыкотерапия основывается прежде всего на восприятии му­зыки, которое у детей с разными проблемами имеет свои особен­ности. Поэтому анализ возможностей дошкольников в восприя­тии музыки, умение эмоционально откликаться на музыку явля­ется важным диагностическим показателем, определяющим эф­фективность применения музыкотерапии в коррекционной рабо­те с дошкольниками с нарушением речи, зрения, с задержкой психического развития, умственно отсталыми детьми, страдаю­щими РДА, ДЦП. Музыкотерапия, особенно рецептивная, связа­на с развитием наглядно-образного мышления, воображения, спо­собности мысленно действовать, чувствовать в условно вообража­емой ситуации, осознавать себя, давать оценку своему состоянию. А эти процессы формируются у ребенка с проблемами при усло­вии общей коррекционной работы только к концу старшего воз­раста.

В связи с этим наиболее сенситивным периодом для использо­вания музыкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с проблемами оказывается возраст 6 —7 лет, а в отдельных случа­ях 5—6 лет. Это определяется также и тем, что в это время у ре­бенка уже сформированы основные речевые, двигательные навы­ки, а также навыки, связанные с художественной, музыкальной деятельностью, которые могут быть использованы в сеансах ре­цептивной, активной и интегративной музыкотерапии. В этом воз­расте с помощью психолога ребенок может вербализовать свои эмоциональные состояния, настроения, что является важным мо­ментом и в диагностике, и в коррекционной работе средствами музыкотерапии.

Психотерапевтические сеансы по рецептивной, активной и интегративной музыкотерапии в специальном дошкольном обра­зовательном учреждении могут проводиться как в индивидуаль­ной, так и (при активных видах) в подгрупповой форме. Вариант организации определяется характером имеющегося нарушения в Развитии ребенка. В том случае, когда проблема ребенка лежит в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития (эмоциональной депривации, переживания эмоционального отвержения, чувства одиночества, повышенной тревожности, стра­не, импульсивности эмоциональных реакций), то более эффек­тивно на начальном этапе использование индивидуальных форм Музыкотерапии. А когда сложности ребенка концентрируются вокруг социального приспособления (сложности коммуникативное рефлексивной деятельности, наличие психотравмирующих меж-d личностных внутрисемейных отношений, дисгармоничная, искаженная самооценка, негативная «Я-концепция»), то предпочтительнее применение подгрупповых форм музыкотерапии.

Рецептивная музыкотерапия

Такая форма направлена на регуляцию вегетативных процес­сов, моделирование положительного психоэмоционального состояния, релаксацию, катарсис, она проводится только индивиду­ально с ребенком. Посредством терапевтически направленного' восприятия музыки психолог помогает ребенку преодолеть про­блемы в эмоциональном развитии. Сеансы рецептивной музыко-) терапии с дошкольниками с проблемами в развитии могут про­водиться в различных вариантах, которые условно можно объединить в три модели.

«Музыкальные картинки» — в таком сеансе восприятие музыки осуществляется ребенком совместно с психологом, который в процессе слушания помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на «музыкальной картинке» и в течение 10—15 мин побывать в мире музыкальных звуков, мелодий, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка.

Для проведения таких сеансов могут использоваться классические инструментальные музыкальные произведения, но только те, которые не применяются в учебно-воспитательном процессе на музыкальных занятиях. Положительный эффект в таких сеансах также дают музыкальные миниатюры в аудиозаписи из серии «Зву­ки живой природы», «Морской прибой», «Рассвет в лесу», «Шум дождя», «Звенящий ручей» и др.

Звуки морских просторов, шум прибоя, крики чаек или пения птиц, шелест листвы создают в воображении ребенка музыкальную картинку, которую с эмоционально-вербальной поддержкой психолога ребенок начинает представлять. Спокойным мягким голосом, направляя слушание музыки, психолог усиливает музыкальное восприятие. После восприятия музыки в беседе с ребенком психолог выясняет, что малыш «видел», чувствовал, пережи­вал, делал в воображаемом музыкальном путешествии, предлага­ет словесно описать воображаемую картинку или нарисовать ее красками или карандашами.

Такое восприятие музыки с момента выхода за пределы реаль­ной ситуации приводит к разрядке внутреннего психоэмоциональ­ного напряжения, очищает от наслоившихся переживаний ребен­ка. Исследования показывают, что 10—12 целенаправленных музыкотерапевтических сеансов позволяют обеспечить стабилизацию положительного эмоционального состояния ребенка, позитивно­го настроения.

«Музыкальное моделирование» — этот вариант рецептивной музыкотерапии направлен на моделирование положительного пси­хоэмоционального состояния (повышения эмоционального тону­са или снятия чрезмерного возбуждения, тревожности). Положи­тельный коррекционный эффект в данном варианте музыкотера­пии может быть достигнут, если составлена мини-программа из фрагментов классических музыкальных произведений; если пер­воначальный музыкальный отрывок соответствует душевному, эмоциональному состоянию, настроению ребенка, которое он испытывает в данный момент, и если последующие два отрывка создают комбинацию произведений, слушание которых посте­пенно выводит ребенка из неблагоприятного для него состоя­ния, переключает на противоположное и желаемое эмоциональ­ное состояние.

В процессе музыкального моделирования, направленного на сня­тие эмоционального возбуждения, можно использовать «музыкаль­ный сюжетный рассказ», логика которого должна отвечать основ­ной цели сеанса. Примерами расслабляющего воздействия могут быть такие произведения, как «Баркаролла», «Осенняя песня», «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского, «Лебедь» К.Сен-Санса, Ноктюрн (фа-мажор, ре-бемоль мажор) Ф. Шопена. А сня­тие подавленного, угнетенного состояния может обеспечиваться такими пьесами, как «Аве Мария» Ф. Шуберта, «К радости» Л. Бет­ховена, «Мелодия» Глюка. Радостное, бодрое настроение возни­кает от слушания «Праздничной увертюры» Д.Б.Шостаковича, «Чардаша» В.Монти, «Финала венгерских рапсодий (6, 10, 11, 12)» Ф. Листа и других произведений.

«Живая музыка» — такая модель рецептивной музыкотерапии предполагает свободное владение психолога музыкальным инст­рументом. В этом варианте психолог помогает ребенку как бы вой­ти в образ исполнителя и представить, что он сам играет на инст­рументе (скрипке, фортепиано) или дирижирует оркестром. Важ­но, чтобы разрядка внутреннего переживания выражалась во внеш­нем движении (от легкого покачивания рук, тела, дирижирова­ния до «игры» пальцами на воображаемых клавишах, а в отдель­ных случаях даже внезапного плача).

Варианты использования рецептивной музыкотерапии с дошкольниками с проблемами в развитии могут быть различны. По­мимо специальных занятий положительный эффект дают мини-Релаксации под музыку в режиме дня в конце активных занятий. Они направлены на оптимизацию мышечного тонуса ребенка, что является очень важным моментом в коррекционной работе. Любое отклонение от оптимального тонуса может быть как причиной, так и следствием возникающих изменений в психической и двигательной активности ребенка и негативно сказывается на общем ходе его развития.

В мини-релаксациях, проводимых в режиме дня, важно дать peбенку почувствовать свое тело, его собственный тонус, показать возможности им управлять, научить расслабляться при напряжении. И в этом процессе детям помогает музыка, ее образное начало, средства выразительности (динамика, метроритм, темп). Мини-релаксации могут проводиться в конце занятий, требующих от ребенка большого напряжения и таким образом снимать его, или в начале занятия, когда после двигательной активности от детей требуется определенный настрой на занятие. Музыкальное сопро­вождение для мини-релаксаций используется в аудиозаписи, про-) изведения подбираются в соответствии и с образом, и с задачей релаксации.

Другим вариантом релаксации под музыку (в аудиозаписи) мо жет быть мини-сценарий, условно обозначенный как «музыкаль­ный сон». Такая релаксация может проводиться лежа (на ковре, кровати, кушетке) после активной деятельности детей, прогулки. Продолжительность музыкального сна 5 — 7 мин. Его тематика мо­жет быть различна: «На лесной лужайке», «Малыш на берегу моря», «На волшебном облаке». После одно-двухминутного дыхания в ин-| дивидуальном для ребенка темпе детям предлагается один из ва­риантов рассказа на фоне звучащей музыки в аудиозаписи — «Док­тор сон», «Волшебство леса», «Морской бриз» и др. После релак­сации сеанс завершается разными движениями (потягиванием с| открытыми глазами, хлопками в ладоши, глубоким вдохом и вы-| дохом и т.п.).

Активная музыкотерапия

К данному варианту музыкотерапии относятся вокалотерапия, инструментальная терапия. Характерной особенностью такого вида музыкотерапии является активное исполнительское участие ре­бенка в музыкотерапевтическом процессе: в пении или игре на простом музыкальном инструменте. Эффективность данного вида музыкотерапии определяется большими возможностями через му­зыкально-исполнительскую деятельность корректировать не только отклонения в психоэмоциональном развитии (эмоциональную лабильность, сниженный эмоциональный тонус, чувство одино­чества), но и дисгармоническую самооценку, низкую степень са­моприятия, проблемы в развитии коммуникативной сферы ре­бенка с проблемами.

Занятия во ка лоте pan ней проводятся как в индивидуальной, тай и в подгрупповой форме. Они направлены не на овладение в°" кально-хоровыми навыками, а на формирование с помощью П^ ния оптимистического настроения, умения радоваться жизНЙ

 

выработку психологической устойчивости, расслабления и успо­коения. С этой целью могут использоваться очень коротенькие песенки-формулы, которые способствуют гармонизации внутрен­него мира ребенка посредством активной вокальной деятельно­сти. Адаптированные песенки-формулы (из методики В.И.Петру-шина) — «Формула радости», «Я хороший, ты хороший», «Ко­лыбельная самому себе», основанные на самовнушении положи­тельных установок, результативны в работе с дошкольниками с проблемами.

Помимо жизнеутверждающих песен-формул в сеанс с дошколь­никами могут быть включены знакомые оптимистические по со­держанию детские песенки, которые ребенок или ансамбль (2 — 5 детей) Vjoryr исполнять под «живое» музыкальное сопровожде­ние или щ>д фонограмму. Такой вариант является коррекционной поддержкой, дающей возможность ребенку почувствовать уверен­ность в себе во время пения, наполниться положительными эмо­циями от коллективного пения.

Сеансы инструментальной музыкотерапии основаны на процес­се музыкального творчества, где акцент делается на уникальной роли «живой» музыки как средства коммуникации. Они требуют от психолога способности к музицированию в сочетании с вы­полнением задач коррекции средствами инструментальной имп­ровизации. Для этого выбираются инструменты, которые, будучи достаточно выразительными по звучанию, могут должным обра­зом вознаградить усилия ребенка и не требуют специальной под­готовки для игры на них. Это, например, барабан, бубен, ложки, колокольчик, треугольник — такие музыкальные инструменты, которые обладают большой ритмической силой, но в то же время передают эмоциональные нюансы.

Музыкальная импровизация с дошкольниками может прово­диться на фоне звучания музыкального произведения в аудиоза­писи. Это облегчает психологу руководство процессом импрови­зации.

Активное участие в музыкально-терапевтическом процессе са­мого ребенка, получающего возможность выразить непосредствен­но свое эмоциональное состояние и игрой на музыкальном инст­рументе, и пением, приводит к разрушению имеющегося внут­реннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмо­ционального состояния и коррекции трудностей в коммуникации со взрослыми и сверстниками.

Активная музыкотерапия во всех вариантах помогает форми­ровать у ребенка оптимистическое, жизнеутверждающее миро­ощущение, с которым он мог бы жить, побеждая и радуясь. Ак­тивная музыкальная деятельность (пение, движения, игра на ин­струментах) обеспечивает возможность выстроить «Я-концепцию» в музыкально-творческом проявлении. С точки зрения гуманистической направленности коррекцион-ные возможности музыкотерапии связаны с предоставлением ре-, бенку практически неограниченных возможностей для самовыра­жения и самореализации, что помогает утверждать и познавать свое Я, является источником новых позитивных переживаний, обеспечивает рождение новых художественно-эстетических потреб­ностей и способов их удовлетворения.

Интегративная музыкотерапия

В психокоррекционной работе с детьми с нарушениями речи, слуха, зрения, задержкой психического развития, с умственной отсталостью может использоваться интегративная музыкотера­пия. Она построена на синтезе музыкального и наглядно-зри­тельного восприятия. Сеансы строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром ярких картин природы (на картине, слайде, видеозаписи). При этом психолог предлагает ребенку как бы «шагнуть» в глубь изображения, к звенящему ручью или на солнечную лужайку, мысленно вместе с психологом собрать большой букет полевых цветов, коснуться руками прохладной воды в ручье, расслабиться лежа на зеленой мягкой траве.

Слушание музыки и просмотр слайдов проводятся в удобной для ребенка позе в мягком уютном кресле. Наибольший эффект в интегративном музыкотерапевтическом сеансе дает сочетание музыки П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, И.Гайдна, В.Мо­царта с показом картин природы, просторов лугов, покрытых цветами, с порхающими над ними бабочками. Органическое со­четание зрительного и слухового восприятия усиливает психо-коррекционный эффект в работе с дошкольниками с проблема­ми в развитии.

Музыкотерапия, применяемая в игровой, доступной форме в психокоррекционной работе дошкольников с проблемами в раз­витии, помогает им сформировать осознанное отношение к сво­им проблемам, вместе со взрослыми преодолеть их и адаптиро­ваться к окружающей среде.

Музыкотерапия во всех ее вариантах является составной час­тью общей коррекционной работы с детьми, она не подменяет музыкального воспитания, которое выполняет свои конкретные задачи. Она проводится психологом наряду с другими психотера­певтическими методиками (телесной терапией, игровой, пове­денческой, семейной и др.). Все арттехнологии (в том числе и музыкотерапия), используемые в системе коррекционной помощи ребенку с проблемами в дошкольном учреждении, должны способствовать гармонизации личности такого ребенка и его со­циальной адаптации.

 

Глава 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.017 с.)