Тема 2. Теория поведения потребителя (ординалистская теория). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Теория поведения потребителя (ординалистская теория).



 

Практические трудности точного количественного измерения такого субъективного ощущения как удовлетворенность, полезность привели к тому, что ряд ученых предложили описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования. Наибольший вклад в разработку одиналистской (порядковой) полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Дж. Хикс, Р. Аллен. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтения потребителя или ранг потребительского блага (ординалистская или порядковая теория).

Для потребителя достаточно только упорядочить все возможные товарные наборы по «предпочтительности». На основе определения иерархии предпочтений для потребителя составляется карта кривых безразличия. Каждая кривая безразличия – это линия, объединяющая все наборы двух товаров, равноценные для потребителя по полезности.

При порядковом подходе снижение спроса по мере роста количества товара и его цены объясняется с помощью «эффекта замены» и «эффекта дохода». Эффект замены гласит: если цена на какой-либо товар возрастает, то потребители будут покупать его меньше, но зато станут покупать больше товаров заменителей. Предельной нормой замены благом Х блага У (MRSXY) называют количество блага У, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества Х на единицу, так, чтобы уровень удовлетвореня считался неизменным (т.е. сохранение той же кривой безразличия):

.

Возможности потребления человека ограничиваются его доходом (бюджетом). Бюджетное ограничение потребителя I = PXX + PYY +... + PNN;

Где I – доход (бюджет) потребителя; PN - цены на товары; X, Y,..., N – товары.

Бюджетная линия (для двух товаров) или иначе линия цен - это линия, все наборы которой обладают суммарным денежным равенством. Оптимальным для потребителя (равновесным) будет такой набор двух товаров, когда бюджетная линия касается какой-либо кривой безразличия (точка оптимума Е). Готовность замещать один товар другим определяется соотношением цен на оба товара

Товары, спрос на которые (при неизменных ценах) увеличивается с ростом дохода, принято называть нормальными. Товары, спрос на которые уменьшается при увеличении дохода, принято называть некачественными или неполноценными. Для нормальных товаров «эффект замены» и «эффект дохода» действует всегда в одном направлении: при снижении цены спрос на него увеличивается. Для неполноценных товаров «эффект дохода» действует в противоположном направлении, но, как правило, «эффект замены» оказывается большим, чем «эффект дохода», и спрос на него все же растет.

Уже в 19 в. было замечено, что с ростом реального дохода потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости. Первым исследователем, занимавшийся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнест Энгель. Кривая Энгеля показывает зависимость между денежным доходом потребителя и количеством приобретаемого товара.

Идея разложения общего эффекта изменения цены на «эффект замены» и «эффект дохода» принадлежит российскому экономисту и математику Е.Е. Слуцкому, но только благодаря работам Хикса и Аллена мир ознакомился с решением этой проблемы. Версии Хикса и Слуцкого отличаются разными подходами к определению реального дохода потребителя.

 

Контрольные вопросы

1. На каких аксиомах базируется порядковый (ординалистский) подход?

2. Что представляет собой кривая безразличия?

3. Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя?

4. Как графически и аналитически интерпретируется «оптимум потребителя» в ординалистском подходе?

5. Чем отличается порядковый подход от количественного при анализе полезности и спроса?

6. Как реагирует потребитель на изменение цены товара на рынке?

7. Что показывает кривая Энгеля?

8. Опишите эффект замещения и дохода по Е. Слуцкому.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.006 с.)