Тема 8. Кредитно-банковская система. Инструменты денежно-кредитной политики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Кредитно-банковская система. Инструменты денежно-кредитной политики.



 

Проводником той или иной монетарной политики служит кредитно-финансовая система страны. С помощью кредитно-финансовых учреждений изменения на денежном рынке трансформируются в перемены на товарном и ресурсном рынках.

Банковская система большинства стран, в том числе и России, является двухуровневой. Первый уровень представляет центральный банк (ЦБ) страны, обладающий исключительным правом эмиссии денег, а также правомочный напрямую сотрудничать с небанковскими институтами (промышленными, торговыми корпорациями, страховыми компаниями и т.д.). На втором уровне находятся иные банковские, важнейшими из которых являются коммерческие банки. Главной целью деятельности коммерческих банков является получение прибыли. Коммерческие банки подразделяются на универсальные и специализированные. Первые выполняют практически все виды банковских операций, вторые осуществляют свою деятельность в какой-то одной или нескольких, связанных между собой, сферах (например, сберегательные банки).

Коммерческие банки проводят три типа операций (активные, пассивные и комиссионные), которые связаны с оказанием двух типов услуг: посреднические и трансфертные. Первые связаны с депозитно-заемными операциями, вторые – с перемещением денежных ресурсов внутри национальной системы счетоводства. Услуги первого рода образуют банковскую маржу, а второго рода приносят комиссионные.

Главная задача ЦБ – это обеспечение стабильности денежного обращения в стране. Центральный банк призван выполнять в хозяйственном механизме страны ряд присущих только ему функций, таких как:

- способность выступать в роли «банка банков»;

- выступать официальным хранилищем золотовалютных резервов страны;

- ЦБ является эмиссионным центром государства;

- выполняет обязанности «банка правительства» и выступает в роли его фискального агента;

- является организатором национальной системы расчетов;

- ЦБ является центром регулирования кредитно-денежной сферы.

Главной целью кредитно-денежной политики является управление процентом, денежной массой и кредитами. Контроль над предложением денег ЦБ осуществляет при помощи следующих инструментов: операции на открытом рынке, изменение резервной нормы и учетная ставка.

Наиболее часто употребляемым инструментом денежной политики являются операции с государственными ценными бумагами (облигациями). Если возникает необходимость увеличить денежную массу в обращении, ЦБ скупает у населения государственные ценные бумаги, расплачиваясь наличными. Одновременно снижается процентная ставка – деньги дешевеют, кредит становится доступнее, деловая активность возрастает. Такую политику называю экспансионистской. Рестриктивная денежная политика предполагает изъятие излишней денежной массы из обращения.

Суть политики резервной нормы состоит в том, что каждый банк страны обязан в законодательном порядке хранить часть своих ликвидных ресурсов на спецсчетах ЦБ, который в свою очередь, может изменить их в соответствии с целями своей политики, что ограничивает возможности кредитования (и кредитной эмиссии) коммерческих банков.

Величина обратная резервной норме называется банковским мультипликатором. Последний обозначает максимальное количество новых денег, которое может быть создано 1 рублем избыточных резервов при данной величине резервной нормы.

Учетная ставка - это процент, под который ЦБ предоставляет кредиты другим банкам в целях спасения их от временных трудностей. Эти ссуды не должны использоваться банками для кредитования своих клиентов. Снижение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у ЦБ.

 

Контрольные вопросы

 

1. Чем отличается двухуровневая банковская система от одноуровневой?

2. Какие функции имеют банки?

3. Перечислите воздействия (цели) коммерческих банков на экономику.

4. Какие операции проводят коммерческие банки?

5. Какие функции выполняет Центральный банк?

6. Что такое политика денежной экспансии и когда она применяется?

7. Когда ЦБ необходимо уменьшать резервные требования, а когда увеличивать?

8. Что такое рестриктивная денежная политика?

 

 

Тема 9. Государственные финансы и налогово-бюджетное

Регулирование экономики.

 

Государственные расходы - это процесс, связанный с использованием доходов государства для выполнения определенных целей своей фискальной политики. Это денежные отношения, складывающиеся между государством и обществом при распределении и потреблении части совокупного общественного продукта, аккумулированного государством. Государственные расходы - индикатор достаточности государственной деятельности.

Госбюджет есть ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства. Манипулируя бюджетом страны, государство способно оказывать значительное воздействие на макроэкономическое равновесие, подталкивая его к более высокому уровню производства, занятости и доходов.

Государственные расходы можно классифицировать несколькими способами. С одной стороны, их можно подразделить по типам расходов (закупки, платежи, субвенции), а с другой стороны, они различаются по видовой структуре (затраты на социальные нужды, финансирование производственной и социальной инфраструктуры, расходы на оборону и т.д.).

Исходя из типа государственных расходов, их можно подразделить на государственные закупки и трансфертные платежи. Критерием деления служит участие государства в создании совокупного общественного дохода.

Чем больше размеры государственного вмешательства в экономику, т.е. чем больше объем объем госрасходов, тем большими доходами должно располагать государство. Государственные доходы в первую очередь формируются из налоговых платежей. Совокупность взимаемых в государстве налогов, пошлин и других платежей, формы и методы их построения, а также организационные центры, осуществляющие сбор налогов, образуют налоговую систему.

Под эффективной налоговой системой понимается такая система, которая будучи способной полностью покрыть расходы государства, причиняет наименьший ущерб экономике этой страны и согласуется с этическими нормами принятыми в этом обществе. Она должна отвечать ряду требований. К ним относится простота, нейтральность, справедливость и продуктивность.

Исходя из положений теории экономики предложения более низкие ставки налогов вполне совместимы с прежними и даже растущими объемами налоговых поступлений (кривая Лаффера).

Одной из важнейших задач макроэкономического анализа является оценка воздействия дефицита госбюджета на национальную экономику. Бюджет может балансироваться на ежегодной основе или по итогам промышленного цикла. Как альтернатива обоим подходам возникла концепция так называемых функциональных финансов. Ее сторонники считают, что вопрос балансирования бюджета (на ежегодной или на циклической основе) – второстепенный. Главной же целью федеральных финансов должна быть сбалансированность национальной экономики.

Государственный внутренний долг - это сумма финансовых обязательств государства перед своими гражданами и юридическими лицами. Величина государственного долга, динамика его роста, возможные негативные последствия для экономики - эти и другие проблемы служат предметом дискуссий среди экономистов разных направлений.

Проблема государственного долга выражается также в так называемом «эффекте вытеснения». Он проявляется, когда государство осуществляет покрытие своих расходов через заимствование денежных средств у частных лиц и фирм под свои казначейские обязательства. Выпуская свои ценные бумаги, правительство выходит на денежный рынок, где начинает конкурировать с частным бизнесом на получение денежных средств из того же источника - сбережений семей и накоплений предпринимателей.

Повышенный спрос на деньги увеличит размер процентной ставки, что будет означать отказ от некоторых частных инвестиций. В итоге правительство может и не добиться того результата, на который рассчитывает. Некоторая часть часть частных инвестиций будет вытеснена стимулирующей фискальной политикой. Из за такого воздействия на инвестиции, приводящего к снижению деловой активности частного сектора, многие экономисты выступают против бюджетного дефицита и данного способа его покрытия.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы суть, задачи и инструменты фискальной политики?

2. Как в кейнсианской модели дохода и занятости учитывается экономическая политика государства?

3. Как действуют механизмы автоматического регулирования налоговых поступлений и бюджетных расходов?

4. Какие элементы образуют налоговую систему?

5. Что такое эффективная налоговая система?

6. Какие новые подходы к решению фискальных проблем предложили сторонники теории экономики предложения?

7. Как можно достичь сбалансированности государственного бюджета?

8. На сколько серьезна проблема государственного долга?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.22.163 (0.011 с.)