Основные единицы общения: речевое взаимодействие, речевое событие, речевая ситуация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные единицы общения: речевое взаимодействие, речевое событие, речевая ситуация.



 

Проблема общения включает в себя определение содержания, структуры

общения, его роли в жизни общества. Мы рассмотрим основные составляющие речевого общения: речевое взаимодействие, речевое событие, речевая ситуация.

Необходимо отметить, что эти части относятся друг к другу по возрастающей, одна включает в себя другую. Самое обширное явление – это речевое взаимодействие, оно занимает все сферы человеческой жизни и включает в себя событие и ситуацию.

Более подробно мы рассмотрим каждую из этих трёх составляющих.

Речевое взаимодействие открывает роль слова в человеческом обществе, оно – необходимое условие жизни общества. Не случайно люди всегда ценили слово, верили в его силу. Приведём несколько примеров. Уже в глубокой древности люди высоко ценили воздействующую силу слова. Более 2500 лет тому назад в древней Греции шла борьба между спартанцами и мессенцами. Оказавшись в затруднительном положении, спартанцы обратились за помощью к оракулу.

Жрец сообщил, что пришлёт человека, которого спартанцы должны поставить во главе войска. Велико было удивление спартанцев, когда перед ними предстал тщедушный и хромой поэт-лирик Тиртей. Оракул не обманул

ожиданий спартанцев: оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих

орудий, каким могут пользоваться люди, - силой зажигательного слова. Тиртей пел пламенные гимны доблестным войнам и клеймил позором предателей и трусов. Воодушевлённые спартанцы воспрянули духом и разбили врага.

На заре существования человечества вера в силу слова проявлялась в

магических заклинаниях, заговорах, в наличии различных запретов на

произношение тех или иных слов, чтобы произнесённое вслух слово не

навредило человеку (табу). В Библии отражена божественная природа слова:

«В начале было слово, и слово было Бог». Библия рассматривает слово как

важнейшее средство человеческого общения. В «Книге притчей Соломоновых» завещано: «Приложи сердце своё к учению и уши твои – к умным словам». В «Книге Екклесиаста» (проповедника) подчёркивается: «Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди, и составители их от единого пастыря». Эти слова имеют такое толкование: «Слова мудрых, подобно палке погонщика, будят людей от нравственного равнодушия и лени, поскольку здесь имеются в виду те острия, которые находятся на палке пастуха и погонщиков». (Толковая Библия или комментарии к тексту священного писания, 1987, с. 35-36).

Искусство слова, умение говорить высоко ценится Библией. Какие же

требования предъявляет Библия к речам человека? Прежде всего – это умение говорить по существу. В ней порицаются праздные, необдуманные слова.

Слово должно быть обдуманным и твёрдым. Человеку необходимо уметь

слушать и обдуманно давать ответ. Особенности речи Библия тесно связывает с нравственным, интеллектуальным уровнем человека. В Библии на эту тему очень много изречений, например, «Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен». «В речах - слава и бесчестие, и язык глупого бывает падением ему». Библия запрещает нам злоречие, клевету, использование слова во вред человеку. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». «Дурное слово на ветер молвится – часто говорят в народе, но Библия предостерегает нас от легкомысленного отношения к гнилым, дурным словам, чтобы не оскорблять слушающих, а приносить духовную пользу. «А теперь отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших».

Надо уметь обуздать язык свой, это уже является признаком высокого

нравственного совершенства. Общечеловеческая греховность особенно

проявляется в связи с неправильным употреблением дара слова. Кто может

обуздать язык, тот может обуздать своё существо. «Видал ли ты человека

опрометчивого в словах своих? На глупого больше надежды, нежели на него».

Библия в сильных образных выражениях рисует гибельные действия

необузданности языка. Пожар зла и гибели, зажигаемый языком, воспламеняет и сжигает огнём страстей весь круг жизни человеческой. Так и язык – небольшой член, а много делает. Им благославляем Бога и отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Эта же мысль выражается в других словах: «Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживает язык свой от лукавых речей». Библия наставляет: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы». Дар языков ставится на уровень с даром пророчества. Состояние же говорящего языками, но не способного разъяснить свою речь – состояние несовершенное, и прекрасная сама по себе речь говорящего останется бесполезной для слушателей, в таком случае владение языками становится даром бесплодным.

В Библии уделяется внимание ораторским способностям апостолов и

пророков. Особенности речей пророков, их смысл и форма изучаются

апостолами: «Мудрые слова были в учении их: они изобрели музыкальные

строи, и гимны предали писанию». Не случайно наиболее почитаемы

христианские святые Иоанн Златоуст, апостол Иоанн Богослов, Апостол Пётр, которые славились умением говорить. Речи апостолов обычно воодушевлённые, форма изложения мыслей афористическая. Сила речей такова, что многих они обращали в свою веру. Говоря о проповеднической деятельности апостолов, Библия обращает внимание на то, в чём заключается сила проповедей. Одна из главных черт речей пророков – уверенность в своей правоте. Не менее важным качеством апостольских речей является их смелость. Выступающий человек открыто говорит слушателям истину и свою веру, открывая им глаза на правду и обличая ложь. Жар своего сердца передаёт он людям. Библия свидетельствует, что слушателя следует готовить к восприятию речи оратора, эта же мысль принята и в современной риторике. Только подготовленные к речи слушатели, настроенные на восприятие, понимают речь оратора. Мы перечислим некоторые изречения, открывающие ценность речи, слова, обращённого к человеку:

Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да

будет на устах твоих.

Будь твёрд в твоём убеждении, и одно да будет твоё слово.

Сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь.

Ласковое обращение и доброречивая речь помогают жить в мире.

Расспроси друга, ибо часто бывает клевета.

В речах - слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему.

Не только в богослужебной литературе раскрыто значение речи и слова в жизни человеческого общества. Социальное и политическое значение слову

придавалось в разные эпохи. Подтверждением тому являются следующие

факты:

- первые академии (во Франции, Испании) были созданы с целью

 

совершенствования языка;

- первые звания академиков были присвоены лингвистам (16 в.)

- первые школы были созданы для обучения литературному языку, и в

этом смысле историю литературного языка можно рассматривать ещё и как

историю просвещения, образования и культуры. (см. Введенская Л.А.,

Червинский П.П., 1997, с. 216-217).

В поэтических текстах выражена правда о роли слова в жизни общества.

Например, В. Шефнер писал: «Словом можно убить, словом можно спасти,

словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать и

купить, слово можно в разящий свинец перелить».

Понимание роли слова в жизни людей послужило причиной того, что уже в античности, в Греции сложилось учение об искусстве речи, и появился сам термин риторика. Основы древней риторики находятся и в современном учении о красноречии.

Таким образом, роль словесного общения в жизни общества

прослеживается, прежде всего, в духовной жизни, социальной, политической.

Однако только ими не ограничивается влияние слова на жизнь человека и его

деятельность. Речь охватывает все сферы человеческой жизни. Общение носит разносторонний характер. Имеет сложную структуру. Её основные части мы уже назвали в самом начале и рассмотрим подробнее теперь.

Речевое событие – это основная единица коммуникации. Оно

представляет собой законченное целое и состоит из двух частей: 1) то, о чём

сообщается; то, чем речь сопровождается – мимика, жесты. В целом это

составляет речевое поведение. 2) условия, обстановка, в которой происходит речевое общение, сами участники общения, то есть речевая ситуация. Для эффективного речевого взаимодействия важны оба компонента речевого события. При этом особенности речи, мимики, жестов будут описаны далее, здесь же подробнее рассмотрим речевую ситуацию.

Основными признаками речевой ситуации можно назвать три момента. Это оратор, предмет речи и лицо, слушающее его. Помимо говорящего и адресата, к которому обращена речь, в речевой ситуации часто участвуют другие, кто является свидетелем происходящего. Для речевой ситуации важны отношения между участниками общения, и, прежде всего, – учёт социальной роли участников общения. Непонимание своей социальной речи приводит к непониманию и конфликтам между участниками общения. Для речевой ситуации чрезвычайно важной оказывается цель речи. Ещё в античной риторике выделяется несколько типов речей по цели. Эпидейктическая речь – порицание или похвала, она произносится по случаю. Современная риторика считает целью речи тот результат, ради которого человек произносит речь.

Говоря, человек совершает поступок (речевое действие), поскольку, как уже говорилось, сила воздействия слова велика. Типы речевых поступков в

современной риторике классифицируются исходя из целей говорящего. Какие же цели может иметь говорящий? И какие речевые поступки он может

совершать? Назовём основные. Они различаются по трём признакам: цель

говорящего, тип речевого акта (речевого действия, тип речи). В связи с этим

различают такие виды речевых поступков: 1) сообщить, информировать -

сообщение информации - информирующий. 2) высказать и доказать своё

мнение – убеждение – аргументирующий. 3) побудить к действию –

побуждение – агитирующий. 4) обсудить проблему с помощью партнёра,

найти вместе с ним истину – поиски смысла – эврический. 5) выразить своё

видение (понимание) добра и зла, прекрасного и постыдного – оценка –

эпидейктический. 6) доставить удовольствие себе и партнёру самим процессом речевого общения как таковым – игровые речевые акты – гедонистический (от греч.- радуюсь) 7) выразить и возбудить эмоции - эмотив- художественный.

Такие виды речевых поступков выделены в книге Михальской А.К. Основы

риторики.- М., 2001.

Безусловно, в реальной жизни, в живом общении можно встретить другие, многочисленные цели речи и речевые поступки, например, завоевание расположения слушателя, завоевание сострадания, просьба, разъяснение, объяснение и другие. Какой бы ни была речь, её эффективность зависит от речевой ситуации. Пословицы гласят: На великое слово – великое дело. Умей вовремя сказать, умей и смолчать. В ситуации обязательно должны присутствовать: 1) принцип гармонии речевого события, то есть то, о чём говорят, должно соответствовать условиям речи; 2) поведение говорящего. На этот счёт в риторике есть правило: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». В античной риторике существовало изречение: «Если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком».

Для исполнения этой рекомендации потребуется длительное время.

Однако есть и более конкретные методы сделать свою речь эффективной,

убедительной. Несмотря на национальные различия в речевом идеале, есть

нечто общее, что обусловливает успех речи:

- вы говорите со слушателями как с равноправным партнёром

- вы уважаете мнение слушателей

- вы заинтересованы во взаимодействии со слушателем

- речь является успешной, если слушатели готовы к её восприятию.

Необходимо перечислить и тот перечень качеств, который делает оратора

успешным человеком: обаяние, артистизм, уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлечённость. Также важно отметить

соблюдение следующих принципов речевого поведения:

- не навязывайся, - выслушай собеседника, - будь дружелюбен.

Мы видим, и эти рекомендации носят, прежде всего, этический характер,

как и приведённые выше. Соблюдение этических правил, правил речевого

этикета имеет важнейшее значение в речевом взаимодействии людей.

К вопросам речевого этикета относятся следующие советы:

- выполняйте обещания – держите слово;

- говорите с людьми, а не о них;

- признавайте свои ошибки, не пытайтесь найти им оправдания или

свалить их на других;

- не участвуйте в распространении сплетен, интригах, политиканстве;

- не говорите дурно об отсутствующих;

- не отзывайтесь дурно о конкурентах;

- не делайте никому замечаний в присутствии посторонних;

- берите на себя долю ответственности за ошибки ваших подчинённых, коллег.

- защищайте других от несправедливых нападок;

- говорите только то, что думаете, за что вы готовы ответить в любое

время или повторить;

- не выдавайте чужие идеи за свои;

- стройте свой успех на собственных достижениях;

- давайте честные и откровенные объяснения, не преувеличивайте, не

лгите, ничего не скрывайте, не делайте из ничего тайны;

- не откладывайте неприятных решений, взысканий и печальных

известий, от которых всё равно никуда не уйти;

- если вы сомневаетесь, что Вам следует сделать, задайте себе вопросы:

это законно? Как я буду после этого себя чувствовать? Смогу ли я рассказать

об этом своей семье и друзьям?

Другие полезные советы охватывают как культуру речевого поведения,

так и этические нормы общения: держать слово, быть людьми типа

сделал / проверил, брать на себя ответственность быть жизнерадостным, быть справедливым, быть лояльным, уметь благодарить, быть терпимым, вести себя этично.

В течение веков выработаны и речевые формы этикета, характерные и для повседневного, и для официального общения, и люди обычно нетерпимо

относятся к несоблюдению этикета. Воспитание в себе навыков речевого

поведения дело трудное, требующее много времени. Один из древних поэтов

писал, что если человек готов примириться с трудностями, то через некоторое время он получит желаемый результат.

Важнейшим признаком культурного речевого общения является умение

слушать. В своё время Плутарх говорил: «Научись слушать, и ты сможешь

извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо». Потребность во

внимательном слушателе является природной. Человек решает многие свои

проблемы, одолевает недуги только благодаря внимательному слушанию

своей речи. Недаром говорят, чтобы быть интересным, будьте

интересующимся. Задавайте такие вопросы, на которые собеседник ответит с

удовольствием. Поощряйте его на разговор о нём самом, о его успехах и

достижениях. Правило гласит: «Будьте хорошим слушателем, поощряйте

других рассказывать вам о себе». Эффективность слушания имеет высокую

ценность в практике общения. Преходящий характер звучащего слова – вот,

что определяет возможность умения слушать. Слушающий, в отличие от

читающего, не может отвлечься даже на короткое время, поскольку слово

умирает в тот самый момент, когда оно слетает с уст говорящего. Поэтому

умение слушать надо тренировать в себе, чтобы всегда быть в форме. У

большинства людей укоренились отрицательные привычки, мешающие им

слушать: - повышенное внимание к наружности и недостатком говорящего;

- привычка слушать, не глядя на человека;

- реакция на любое отвлекающее действие;

- поспешная оценка и выводы по ещё недослушанному материалу;

- быстрый отказ от усилий слушать говорящего;

- неумение сдерживать отрицательные эмоции;

- проявление показного внимания, в то время как голова занята

личными заботами;

- попытка подробно конспектировать речь собеседника, что мешает

её внимательно прослушать.

Важность внимательного прослушивания речи подчёркивается в таких

изречениях: речь красна слушанием; кто передаёт тебе о других, тот передаёт

другим о тебе; не принимай решения, выслушав только одну сторону; один

любит редьку, другой – дыни; сколько людей – столько умов.

Внимательное слушание чужой речи обогащает человека опытом и

мудростью. Умение сделать правильный вывод и принять верное решение

приобретается в слушании, т. к. народные пословицы гласят: Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот пожинает. Бог дал два уха и один язык. Доброе молчанье лучше худого ворчанья.

Сделать правильный вывод о качестве речи, о её авторе, помогает только внимательное слушание. По этому поводу существуют такие изречения: начал с кувшина, кончил о бочке; родился раньше отца и пас дедовский табун; лиса знает сто сказок и все про курицу.

Умение внимательно слушать достигается длительными тренировками, во время которых следует забыть о личных предубеждениях, не торопиться с

выводами и заключениями. Одна из американских методик рекомендует:

слушай со вниманием, слушай – не болтай, слушай, что человек может

сказать, не может сказать, не хочет сказать. Сейчас в мировой практике

применяется несколько методик, рекомендующих, как быстро научиться

эффективно слушать. Вот некоторые из них:

- принять активную позу. Специалисты считают, сто правильная

осанка помогает создать нам умственную сосредоточенность и, наоборот,

когда мы расслабляемся, то же самое испытывает наш мозг.

- сосредоточить взгляд на говорящем. В этом случае легче слушать,

сохранить внимание. Если же смотреть в сторону или на пол, появляется

опасность того, что ваши мысли будут следовать за вашими глазами.

- поддерживать устойчивое внимание к говорящему. Любое

отвлекающее действие – взгляд на стол, на бумаги – заставляет распределять

внимание между говорящим и посторонними предметами.

- логически планировать процесс слушания. Всё запомнить, что нам

говорят, трудно, но главные мысли – необходимо. Иногда опытный оратор

или собеседник в своей речи выделяет основные положения и разъясняет их,

но чаще это приходится делать самому слушателю. Для понимания общего

хода мысли собеседника особое значение имеют вводные фразы. Желательно

в процессе беседы или выступления два раза быстро проанализировать и

обобщить высказанные суждения. Наиболее удобный момент для этого –

паузы.

Слушая интересное выступление, мы нередко стараемся предугадать, что будет сказано далее. Мысленное опережение речи собеседника или оратора является хорошим методом настройки на одну с ним волну, но и хорошим методом запоминания речи.

- преждевременно не оценивать беседу или выступление. Всегда

подавляйте в себе соблазн оценивать беседу или выступление сразу после

первых услышанных слов вашего собеседника или докладчика. Это надо

делать в конце. Любая речь должна быть выслушана полностью.

Умение прислушиваться к другим формирует у человека мощное

средство влияния. Для этого существует несколько рекомендаций:

- направлять своё внимание: посмотрите на человека и почувствуйте

интерес к тому, что он говорит, не позволяйте себе отвлекаться.

- следить за невербальными знаками: наблюдайте за выражением лица и

движениями человека, выражающими невысказанные, но важные отношения и чувства.

- не оценивать человека преждевременно

- не позволять себе перебивать другого человека

- проверять своё понимание: повторить сказанное своими словами.

- выявляйте логику высказываний.

- поддерживайте свободные высказывания людей.

А.И. Куприн в одном из своих рассказов писал, что среди современников

исчезает мало-помалу простое и милое искусство вести беседу… Совершенно

пропало умение и желание слушать, исчез куда-то прежний внимательный, но молчаливый собеседник, который раньше в душе переживал все извивы и

настроение рассказа… Теперь всякий думает только о себе. Он почти не

слушает, стучит пальцами и двигает ногами от нетерпения и ждёт не дождётся конца повествования, чтобы, перехватив изо рта последнее слово, поспешно выпалить: «Подождите, это что! А вот со мной какой случай случился. Не только писательские наблюдения над этикетом общения достаточно полно отражают его содержание. Он также отмечен в фольклорных правилах: Сведущий не говорит, невежда не даёт говорить. Все беды от языка. Слово ранит сильнее, чем топор. В доме повешенного не говорят о верёвке. Эти и другие рекомендации подчёркивают влияющую силу слова, говорят о его направляющей и организующей роли.

Присутствие внимательного слушателя украшает беседу, делает её более

содержательной. Навыки слушания и произнесения речи входят в проблемы

речевого этикета. Приобретение знаний из этой области помогает человеку в

профессиональной деятельности, в повседневной жизни. Положительный

настрой речи, правильное отношение к себе и собеседнику, добропорядочность, искренность во многом определяют успех общения. Именно эти навыки прослеживаются в речевом взаимодействии, событии и ситуации.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Балакай А. А., Балакай А. Г. Русские пословицы и поговорки о языке, культуре речи и правилах речевого поведения // Фразеологизм и слово в языке и речи. Великий Новгород, 2007.

2. Власов. Умеете ли вы слушать // Кроссворды для руководителя. М., 1992.

3. Введенская Л.А., Червинский П.П. Основы риторики. М., 1997

4. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М., 1994

5. Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996

6. Раскрепощённый менеджер. М., 1991

7. Толковая Библия или тексты к комментарию священного писания. Стокгольм, 1987, т. 2

8. Энциклопедия этикета. С-Пб., 1996

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каково содержание понятий речевое взаимодействие, событие, ситуация?

2. Что входит в речевой этикет?

3. Назовите основные правила для слушающего и говорящего.

 

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.

Культура общения включает в себя такие качества хорошей речи как

правильность, точность, богатство, логичность, уместность, чистота. Содержание этих сторон складывается из умения владеть письменной и устной формой речи, стилями современного русского языка, из приобретённого богатого словарного запаса, умения использовать в своей речи выразительные средства языка. Мы рассмотрим вопросы культуры общения именно с точки зрения качеств хорошей речи, так как язык – это первое и главное начало в процессе взаимодействия людей.

Важным признаком хорошей речи является её правильность, т. е.

соответствие литературной норме, о чём уже говорилось ранее. Нормативный аспект культуры речи – один из важнейших, но не единственный. Можно привести большое количество самых разнообразных по содержанию текстов, безупречных, с точки зрения соблюдения литературной нормы, но не достигающих цели. Таковы, например, технические инструкции. Поэтому важным признаком хорошей речи является её уместность, то есть соответствие речи теме, условиям, аудитории. Уже в античной риторике уместность речи и такт, умение найти верный тон считались одной из важнейших сторон хорошей речи и предпосылок успеха оратора. Оратор не может поступаться правилами речевого поведения. Уместность выбора необходимых речевых средств, то есть таких, которые наиболее эффективно служат целям общения, важна не только для оратора. Вспомните формулы приветствия в русском языке (Привет! Здравствуйте! Добрый день! и другие).

Необходимое требование к хорошей речи – её логичность. Она имеет

место там, где в речи есть общепонятная, доступная логика изложения, ясная

последовательность. Отсутствие логики сразу чувствуется на уровне целого

текста, отдельного предложения. Существенным признаком хорошей речи

является её точность. Точность речи понимается как употребление слов в

полном соответствии с их языковым значением, строгое соответствие слов

обозначаемым явлениям действительности. Неточное употребление

обусловлено часто смешением близких по значению, сфере употребления, но

всё-таки разных по значению слов, например, давать употребляется вместо

продавать, брать вместо покупать и т. д. встречается множество неточных словоупотреблений, вносящих неясность в высказывание. Например, Когда-то развлекательные фильмы собирали зрителей, равных прекрасному залу Дворца съездов. Студент Белов занял первое место по английскому языку. Живописца поразила поза её лица. Всё царское барахло ненавидело Пушкина.

В русском языке многообразны однокоренные слова, близкие по

образованию, но различные, по значению и употреблению. Их смешение

наблюдается даже в официальной речи. Подобными однокоренными

образованиями являются, например, глаголы представить и предоставить.

Примеры из газет, журналов подтверждают неточное употребление этих

глаголов. Так, в предложении: Как только предоставится возможность, нынче буду коров пасти на ржи. Неверно употреблён глагол (нужно: представится).

Так же и в предложении: Предоставляются рукописи под девизом. (нужно: представляются). Для различения этих слов нужно знать, что глагол

предоставить имеет значение дать возможность воспользоваться чем-либо, а

представить – передать, дать, предъявить что-либо, кому-либо. Часто

ошибочно употребляются слова героизм и героика. Существительное героизм

сочетается преимущественно с существительным одушевлённым: героизм

советских людей. Слово героизм имеет значение способность к совершению

подвига. Слово героика употребляется с неодушевлённым существительным, имеет значение героическое содержание героическая сторона чего-либо: героика революции, героика коммунизма, героика труда, борьбы и т. д. Поэтому ошибочным будет такое употребление слова героика: Пламенный патриотизм и высокая героика (нужно: высокий героизм) спасателей. Слова героизм и геройство употребляются как синонимичные обозначая смелость храбрость: геройство защитников города. Слова одного корня и разных суффиксов и приставок называются паронимами. Они различаются оттенками значения, например, дружеский, дружественный; романтический, романтичный; поступок, проступок; костяной, костный; лобовой, лобный.

Например, дружеский взгляд, дружественный визит; романтический вечер, романтичный человек; смелый поступок, злостный проступок. Очень часто в речи встречается ошибочное употребление слова факт и фактор.

Следует усвоить значение сопоставляемых слов: факт – то, что реально существует, действительное событие, явление, случай и т. д.; фактор – это то, что способствует развитию, существованию чего-либо, движущая сила, стимул.

Например, факт экономического развития – наличие, существование

экономического развития; фактор экономического развития – явление,

способствующее экономическому развитию, стимулирующее его.

Часто смешивают слова приёмник и преемник. При употреблении этих слов следует помнить, что преемник – существительное одушевлённое, это, тот, кто получил преемственно от кого-либо какие-либо права, общественное положение, обязанности; продолжатель чьей-либо деятельности, каких-либо традиций. Приёмник – это существительное неодушевлённое – устройство для приёма, собирания чего-либо. Ошибочным является следующее употребление слова приёмни. Ошибочным является следующее употребление слова приёмник: Это позволяет новичкам быстро найти своё место в коллективе, полюбить его, стать достойным приёмником (нужно: преемником) его хороших традиций.

В русском языке богатейшая синонимия. Знание языка позволяет выбрать нужное слово из синонимического ряда и тем самым достичь точности выражения, строгого соответствия речи передаваемому содержанию. Например, близки по значению слова кино и фильм. Но слово кино в современном русском языке имеет значение театр, в котором показывают фильмы, т. е. кинотеатр, отсюда: ходить в кино; кино – кинематография как вид искусства, отсюда: работники кино. Нередко говорят так: Я это кино ещё не видел. Мне это кино не нравится. В литературной речи не рекомендуется употреблять слово кино в значении: фильм, картина.

Очень важно стилистически правильно употреблять синонимичные слова. Из нарушений стилистических норм чаще всего встречаются случаи неуместного употребления стилистически окрашенных слов в нейтральных контекстах.

Например, вряд ли кто в разговорной речи будет говорить: мы с супругой поели. Ведь супруг, супруга – слова официально-книжные, и место им в официальной, торжественной речи. Торжественно звучит слово супруга в литературных, поэтических текстах. Стилистическая окраска этих слов сохраняется и в современной речи. В газетных сообщениях, в деловых документах используются слова супруг, супруга, а в разговорной речи: жена, муж.

В. В. Колесов в своей книге «Культура речи - культура поведения»

рассматривает многочисленные неточности устной речи, обусловленные

неправильным употреблением слов. Например, сколько время, сколько времени, который час. Среди этих трёх вариантов автор называет наиболее точным третий, так как первые два называют время как категорию философскую, что не имеет отношения к содержанию вопроса. Когда человек хочет узнать конкретное количество часов и минут в данный момент, он должен говорить который час. Также являются не совсем правильными сочетания: кто последний, кто крайний, в сравнении с сочетанием кто следующий (последующий). Они содержат неуважительное, унижающее человека наименование. Последний вариант вопроса является более точным и уважительным.

Русские писатели призывали к борьбе за точность речи. Л.Н. Толстой

писал: «Если бы я был царь, то издал бы закон, что писатель, который

употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права

писать и получает сто ударов розг». (Русские писатели о языке, 1955, с. 663).

Требования к точности речи возрастают, когда имеют в виду официальную, то есть деловую речь, научную, публицистическую речь. Точность в этих стилях связана, прежде всего, с точностью употребления терминов и общеупотребительных слов. Таким образом, точность речи – это, прежде всего, уместное употребление слов, в соответствии с их значением. Она основана на знании паронимов, синонимов языка и различий в их значении и употреблении.

Одно из главных качеств хорошей речи – её богатство, или разнообразие, прежде всего лексическое. Словарный запас представляет основу для богатства речи. Известно, что люди разных занятий и профессий имеют различный словарный запас, язык писателей-классиков, несомненно, богаче и разнообразнее языка читателей их произведений. Вместе с богатством словарного запаса необходимо учесть и синтаксическое разнообразие речи, то есть умение включать в текст сложные предложения разных типов и простые.

Богатство речи проявляется в употреблении синонимов, антонимов, в

соблюдении некоторых правил, например, следует избегать повторения в тексте однокоренных слов или одного и того же слова. Например, изображаемый образ, наряду с успехами отмечен ряд недостатков, бойцы объединились воедино. Устранение лишних слов - также необходимое качество богатой речи. Избыточными являются сочетания: контактный телефон, сообщение в докладе, незаконное разбазаривание и другие.

Одним из качеств хорошей речи является её чистота. Чистота речи

предполагает отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Что

же нарушает чистоту речи? Есть несколько неуместных в литературном языке

типов слов. Прежде всего, к ним относятся диалектизмы, слова-паразиты,

просторечье, жаргон.

Диалектизмы засоряют речь, когда появляются в письменных, устных

текстах, рассчитанных на общее восприятие. В литературных стилях речи:

деловом, публицистическом, научном – диалект не может употребляться

оправданно.

В этом отношении удобно вспомнить слова М. Горького о том, что писать надо не по-вятски, не по-балахонски, писать надо по-русски. (см. Горький М., 1953). Мы говорим, что диалектизмы нарушают чистоту литературной речи, особенно речи официальной, однако, следует знать, что диалектизмы – слова, свойственные определённой среде. В народном языке определённой территории они не являются неправильными.

Народный язык говоров очень экспрессивен, он отражает культуру народа. Не случайно диалектные слова умело используются в художественных произведениях М.А. Шолохова, С. Есенина, В.М. Шукшина и других, так, для характеристики неаккуратного человека в литературном языке существуют слова: неряха, грязнуля; а в говорах есть другие более эмоциональные и выразительные: охредь, растрепай (окающие говоры) или для вялого, нерасторопного человека существуют слова: лемзя, пентюх, пыхтун, потихоня, охря, а значение сильно наработаться, устать передаётся такими словами как напластаться, утенькаться, ухамзаться, ухряпаться, ухлябаться и другие. В новгородских говорах есть масса слов, называющих бытовые предметы, например, заступ – лопата, корец – ковш и т. п., поэтичность народной речи передаётся не только в отдельных словах, но и в устойчивых словосочетаниях.

Например, есть поленья – О хорошем аппетите, где пыхало, там и дыхало – О маленьком человеке. (НОС, 1992, с. 118, 112).

О народном языке говорил Н.В. Гоголь, что выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света… Произнесённое метко, всё равно что писанное, не вырубливается топором. (см. Русские писатели о языке.).

Диалект нельзя считать абсолютным злом для литературного языка, т. к. это факт народной речи, источник живой мысли и чувства. Он не уместен только в официальной публичной речи.

Засоряют речь также слова-паразиты. Это слова, которые сами по себе не могут вызвать никакого осуждения, однако часто и без места употребляемые в

тексте, они становятся лишними и засоряют речь. Они употребляются для

заполнения пауз, без необходимости. Такими словами чаще всего являются

слова: значит, вот, видите ли, собственно говоря, так сказать и т. п.

В литературной речи не допускаются просторечные слова. Обычно это

грубоватые слова отрицательно-оценочного содержания, свойственные простой, непринуждённой речи, распространённой в быту. В толковых словарях есть

помета (простореч., разг.), то есть просторечное слово. К просторечным словам близки слова с пометой (вульг.), то есть вульгарные, что означает: данное слово из-за своей грубости не должно употребляться в литературной речи. Например, н е христь – разг.-сниж. Жестокий, бессовестный, несправедливый человек. (СТСРЯ, 2004, с. 412) или низ о к- разг. Магазин, пивная в нижнем подвальном этаже здания. (там же, с. 413).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.19 с.)