ТЕМА 7. Публичная речь, её особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 7. Публичная речь, её особенности



Виды и жанры публичной речи. Содержание публичной речи: выделение целей речи, создание плана выступления, подбор необходимой лексики, практика произнесения речи вслух.

Основные средства выражения публичной речи. Логические средства. Виды суждений. Понятия и термины публичной речи, правила применения определений, сравнений, примеров, статистических данных, наглядности. Соблюдение правил этикета публичной речи.

Методика подготовки публичной речи: самообразование, формирование личной библиотеки и личного архива; работа над техникой речи, соблюдение правил культуры речи; анализ будущего выступления.

Структура речи: композиция, план (предварительный, рабочий, основной).

Структура композиции выступления (Вступление. Основная часть. Заключение).

ТЕМА 8. Подготовка оратора к выступлению

Внешний облик, поза, манеры оратора, жестикуляция. Техника звучащей речи: голос (звучность, высота, тембр, артикуляция), темп речи (быстрота речи, длительность звучания, интервалы и длительность пауз). Типы речи: быстрая, торопливая, неуверенная речь. Пауза. Виды пауз. Дикция. Общая культура речи.

Основные приемы привлечения и удержания внимания слушающих (внесение элемента неформальности, диалогизация, аргументация выступления). Манера изложения материала, импровизация, юмор.

ТЕМА 9. Культура речи оратора

Нормативный, этический и коммуникативный аспекты культуры речи, их взаимосвязь. Соблюдение в речи норм современного русского литературного языка. Разновидности норм: произносительные, словообразовательные, лексические, грамматические, орфографические; текстовые и стилистические нормы. Акцентологические нормы и особенности ударения в русском языке. Словоупотребительные нормы в публичном выступлении оратора.

Ораторская речь и функциональные стили русского языка. Языковые и риторические особенности научного, официально-делового и публицистического стиля.

ТЕМА 10. Полемическое мастерство

Споркак диалогический риторический жанр. Условия возникновения спора. Структура спора: тезис – антитезис – пункты разногласия. Жанровые разновидности спора: дискуссия, диспут, дебаты, полемика, прения. Виды спора: простой и сложный; при слушателях и без слушателей; сосредоточенный и бесформенный и т.д. Виды спора с учетом целеполагания: спор ради выяснения истины, спор ради победы, спор ради спора, спор – спорт, спор – игра Стратегия и тактика спора.

Применение полемических приемов: опровержение ложного тезиса фактами, критика доводов оппонента, юмор, ирония, сарказм. Искусство отвечать на вопросы.

Способы убеждения собеседника (сильные, слабые и несостоятельные аргументы, встречные аргументы (контраргументы). «Рецепты поведения» во время спора.

 

ТЕМА 11. Деловая беседа

Беседа как риторический жанр. Виды беседы: деловая, светская, дружеская (характеристика по цели общения, ситуации общения, отношениям коммуникантов и т.д.). Стратегии поведения в беседе: открытая / закрытая стратегии. Способы активизации собеседника в беседе. Продуктивные и непродуктивные модели беседы.

Подготовка к беседе: предварительный анализ деловой ситуации; разработка речевой стратегии и тактики ведения беседы; сбор материала; составление подробного плана деловой беседы; мысленная репетиция деловой беседы.

Общие правила ведения беседы: профессионализм участников; ясность изложения; наглядность; постоянная направленность на достижение результата; заданный ритм.

ТЕМА 12. Риторика общения

Виды общения (непосредственное, опосредованное, прямое, косвенное, диалогическое, монологическое, межличностное).

Стили общения (авторитарный, демократический, общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, общение – дистанция).

Барьеры и ошибки в общении (недостатки произношения, плохая техника речи).

Антиэтикетное речевое поведение. Демонстрация пренебрежительного отношения к собеседнику. Манипулирование. Некомпетентность, неумение выражать свои мысли, неумение слушать, употребление в речи непонятных слов.

Принципы речевого поведения. Правила для говорящего и слушающего

Принципы речевого поведения:

Внимание к адресату.

Конкретность речи, ясность, понятность для адресата.

Правила для говорящего:

Доброжелательность, вежливость, корректность. Внимательное отношение к собеседнику.

Правила для слушающего:

Доброжелательность, вежливость, корректность. Стремление понять, осознать позицию говорящего, проанализировать ситуацию, сделать выводы. Поддерживание интереса собеседника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.208.206 (0.007 с.)