Взаимодействия взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействия взаимодействия



           
     


Анализировать можно: фрагмент урока, отдельный урок, систему уроков, работу по отдельному учебному предмету, педагогическую деятельность в течении четверти, учебного года и т.д. Чаще всего анализируются неудачи (98 раз из 100) и намного реже удачи. Хотя гораздо важнее выявить закономерности удачного урока.

Виды педагогического анализа. В зависимости от объема анализируемых аспектов учебно-воспитательного процесса и акцентов в нем выделяют: общий и тематический педагогический анализ. Общий анализ представляет собой многоаспектный, целостный взгляд на педагогический процесс. В педагогике разработан системный подход к изучению урока. Суть его состоит в следующем: выделяют два основных компонента взаимодействия (учитель и учащиеся) и три системообразующих фактора (цель-результат, содержание и способы деятельности). Исходя из этого, определяются критерии анализа и оценки урока: личные качества учителя (показатели), особенности учебной деятельности учащихся, содержание изучаемого материала, эффективность преподавания, цели и результаты проведенного урока. Тематический анализ (посвящен какой-то теме) представляет собой моноаспектный взгляд на педагогический процесс, вычленение кокой-то одной его стороны: анализ содержания урока, анализ коррекционной направленности урока, анализ с точки зрения реализации принципов обучения и т.д.

Уровни (этапы) педагогического анализа урока. Анализ может быть соотнесен с различными формами деятельности учителя: подготовкой к уроку, проведением урока, его аналитическим разбором. Соответственно выделяют три уровня анализа урока: предворяющий, текущий, ретроспективный. Предворяющий анализ урока соотносится с этапом подготовки учителя к уроку. У учителя возникает образ-замысел будущего урока, который подвергается разностороннему анализу (м.б. общий и тематический). Анализируется учебный материал, предусмотренный программой, выдвигаемые цели и задачи, избираемые методы и приемы обучения, условия проведения урока и т.д. В процессе такого анализа учитель готовит план или конспект уже вполне конкретного урока. Текущий анализ урока проводится в конкретной педагогической ситуации его реализации. Успех урока во многом зависит не только от тщательной подготовки, но и от быстроты реакции педагога, умения быстро соориентироваться в сложившейся обстановке, гибко изменить план урока. Текущий анализ предполагает: фиксацию соответствия или рассогласования «образа-замысла» и «образа-исполнения», корректировку программы действий и ее реализацию. Это сложный аспект педагогической деятельности, только 17 учителей из 100 способны к такому анализу. Ретроспективный анализ урока соотносится с последним, завершающим этапом деятельности учителя по организации и проведению урока. Он предполагает сопоставление плана (замысла) урока с результатами его реализации. Этот анализ позволяет учителю оценить правильность выбранных им для обоснования урока теоретических посылок, выявить его достоинства и недостатки, наметить пути устранения слабых сторон при сохранении и улучшении сильных, выявить отклонения от плана урока и установить их причины. Ретроспективный анализ с одной стороны, соединяет в себе результаты предворяющего и текущего педагогического анализа, а с другой – является стартом к следующему уроку. Ретроспективный анализ не ограничен дефицитом времени, позволяет учесть больший объем информации.

Научно-практические конференции и педагогические чтения. Проводятся 1 раз в год и представляют собой своеобразный отчет учителей об итогах своих поисков.

Практикумы. Учителя получают в начале учебного года план работы практикума (районного, школьного) с указанием тем по классам и заданий по темам (какие прорешать задачи, какие провести опыты, какую прочитать литературу и т.п.). Заседание практикума проходит один раз в месяц, здесь методист-мастер читает небольшую лекцию, затем решается 2-3 сложные задачи, обсуждаются планы и методика работы, могут быть организованы открытые уроки по теме. Задача заключается не в том, чтобы подготовить учителей по той или иной теме, а в том, чтобы развивать способность к творческому поиску, расширять научно-педагогический кругозор.

Школы передового опыта. К учителю-мастеру, руководителю такой школы прикрепляются по желанию 2-4 учителя, нуждающихся в помощи. В процессе наблюдения они знакомятся с опытом работы своего руководителя, выделяя все ценное, что способствует повышению эффективности обучения. Такие проблемные группы занимаются выявлением, систематизацией и обобщением передового опыта.

Самообразование учителей. Коллективные формы работы по повышению квалификации необходимо сочетать с индивидуальными или самообразованием. Важнейшие направления работы по самообразованию:

- изучение новых программ и учебников, уяснение их особенностей и требований

- изучение дополнительного научного материала

- освоение технических средств обучения.

Полезно составить индивидуальный план самообразования и выделять на это 7-9 часов в неделю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.004 с.)