Личностные качества профессиональные качества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностные качества профессиональные качества



 

Профессиональная пригодность к педагогической деятельности связана с наличием у человека физического и психического здоровья, хороших речевых данных, уравновешенности нервной системы, способности выдерживать воздействия сильных раздражителей, проявлять выдержку и т.д. К числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности относятся: склонность к работе с детьми, коммуникабельность (стремление и умение общаться с другими людьми), тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе, трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, настойчивость. Все это поддается психолого-педагогической диагностике. Профессиональные качества приобретаются в процессе профессиональной подготовки и связаны с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, владение технологиями педагогического труда, педагогический такт, педагогическая техника (комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом; владение педагогической техникой является составной частью педагогического мастерства, требует глубоких специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки). Значение имеют не изолированные качества педагога, а их комплекс, целостная система.

Как в любой профессии педагога можно оценивать как человека, работника и специалиста. Педагогическая деятельность имеет сложную структуру и состоит из целого ряда взаимосвязанных деятельностей: 1) диагностическая; 2) ориентационно-прогностическая; 3) конструктивно-проектировочная; 4) организаторская; информационно-объяснительная; 5) коммуникативно-стимулирующая; 6) аналетико-оценочная; 7) исследовательско-творческая.

Диагностическая связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, готовности, обученности, обучаемости, воспитанности. Ориентационно-прогностическая выражается в умении учителя-дефектолога определять направления коррекционно-педагогической деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе работы, прогнозировать ее результаты. Конструктивно-проектировочная связана с ориентационно-прогностической и предполагает в соответствии с поставленными целями и задачами проектирование, конструирование содержания коррекционно-педагогической работы, придание ей увлекательных форм. Организаторская связана с вовлечением учащихся в намеченную работу и стимулированием их активности. Информационно-объяснительная деятельность. Здесь учитель-дефектолог выступает как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Коммуникативно-стимулирующая предполагает умение устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с учениками, побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической деятельности. Эта деятельность включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту, заботу. Аналетико-оценочная деятельность. Учитель-дефектолог, осуществляя педагогический процесс анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались. А также сопоставляет свою работу с опытом коллег. Эта деятельность помогает учителю-дефектологу поддерживать обратную связь в своей работе. Исследовательско-творческая деятельность имеет две стороны. Во-первых, применение педагогической теории требует от учителя-дефектолога известного творчества. Во-вторых, осмысления и творческого развития того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее (И.П. Подласый).

Кодекс учителя-дефектолога:

Обязан:

- бытьпредельно внимательным, осуществлять контакт с ребенком: глазами, тактильный, речевой;

- обеспечивать речевое сопровождение взаимодействия с использованием простых понятных ребенку слов и речевых конструкций;

- осуществлять продвижение по образовательному маршруту малыми порциями (завышенные требования могут привести к регрессу);

- индивидуализировать условия обучения и воспитания с учетом потребеностей и возможностей ребенка;

- проводить дидактическую дифференциацию передачи опыта (знаний и умений)

· дифференциация временных требований

· дифференциация уровня сложности требований

· дифференциация методического подхода (последовательность, использование специфических приемов и материалов)

- обеспечивать позитивную мотивацию и радость (на примере собственного отношения показать, что это интересно и есть повод для радости, создание ситуаций успеха);

- обеспечивать комплексность педагогического взаимодействия (содействие развитию ребенка осуществляются без отрыва от его повседневной жизнедеятельности: самообслуживания, быта, прогулок, досуговых мероприятий), при этом затрагиваются все аспекты личности (моторика, восприятие всеми чувствами, речь, мышление, эмоции);

- обеспечивать активное осознание учащимися своего «Я», собственной значимости, формирование адекватной самооценки;

- содействовать персоналу учреждения образования во взаимодействии с ребенком, обеспечивать координацию его деятельности и деятельности семьи.

Не имеет права:

- унижать достоинство ребенка

- не знать и не учитывать индивидуальные психофизические особенности ребенка

- быть инициатором конфликта с учеником

- ставить перед учащимися не корректные и не выполнимые задачи

- перегружать учащихся

- забывать о возрасте ребенка

- быть нетребовательным к себе

2. Мастерство учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Овладение педагогической деятельностью может иметь различные уровни: педагогическая умелость, педагогическое мастерство, педагогическое творчество, педагогическое новаторство.

Педагогическая умелость – это такой уровень профессионализма учителя-дефектолога, который включает в себя хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.

Педагогическое мастерство – это доведенная до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. В педагогической теории исторически сложились два подхода к пониманию учительского мастерства. Первый связывает педагогическое мастерство с уровнем владения методикой, второй – с личностью педагога. Наверное, эти вещи нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Педагогическое мастерство может содержать определенные творческие элементы, но они не обязательны. Главное – совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта работы.

Педагогическое творчество связано с выдвижением новых идей в сфере обучения и воспитания, но чаще речь идет не о создании чего-то нового, а модернизации (видоизменении имеющегося). В этом плане педагогическое творчество сходно с рационализаторством. Творчество характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией приемов, методов обучения и воспитания без какой-либо ломки учебного процесса.

Педагогическое новаторство – высший уровень профессиональной деятельности учителя. Оно включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания, тем самым значительно изменяет и повышает их качество. Понятие передовой опыт – более широкое понятие, чем новаторство. Передовой опыт – это то, что можно передать, использовать в работе других учителей. Передовой опыт – это воспроизводимые методы, приемы и способы обучения и воспитания, практически осуществленные в деятельности отдельных учителей и обеспечившие высокие результаты без дополнительных затрат времени. Новаторство – составная часть передового опыта, его изюминка. Новаторство не всегда можно передать, есть и индивидуальное творчество, которое дает блестящие результаты у данного учителя, но другие учителя так работать не смогут. Выявление, изучение и обобщение передового опыта (П.И. Пидкасистый).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.104.177 (0.008 с.)