Цели, методы и направления антимонопольной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели, методы и направления антимонопольной политики



В случае искусственного монополизма главное направление регулирования противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже действующих.

Для этого государство может применять санкции, заключающиеся в:

 

1. предупредительных мерах (запрете слияния крупных компаний);

2. штрафах за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытки сговоров с конкурентом);

3. прямой демонополизации, т.е. принудительном раздроблении монополистов на несколько независимых компаний.

 

Следует отметить, что административно-правовые методы являются наиболее важной и динамичной составляющей в механизме антимонопольного регулирования. В них проявляются особенности компетенции и характер деятельности антимонопольных органов. По своим юридическим свойствам административно-правовые методы антимонопольного регулирования делят на:

 

1. методы нормативного воздействия (внешне выражаются посредством издания (принятия) нормативных правовых актов и нормативных публичных договоров, действующих в отношении неопределенного круга лиц);

2. методы индивидуального воздействия (внешне выражаются посредством совершения различных административно-правовых действий в отношении конкретных субъектов и издания (принятия) индивидуальных правовых актов (предписания в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям)).

 

Традиционным является подразделение методов по характеру воздействия на убеждение и принуждение. Убеждение в сфере антимонопольного регулирования направлено на предупреждение нарушений и в основном реализуется через механизмы адвокатирования конкуренции.

Административное принуждение в сфере антимонопольного регулирования осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений. Применение мер административного принуждения в деятельности антимонопольных органов ограничивается преимущественно защитой обязательных правил поведения. Такую деятельность предлагается именовать антимонопольным принуждением.

Основаниями применения антимонопольного принуждения являются, во-первых, совершение административного правонарушения; во-вторых, совершение иного действия (бездействия), нарушающего антимонопольные требования, но не являющегося административным правонарушением согласно КоАП РФ; в-третьих, наступление особых условий, предусмотренных административно-правовой нормой, при которых меры антимонопольного принуждения применяются в отсутствие правонарушения в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий для конкурентной среды в экономической сфере.

Исследование антимонопольного законодательства позволяет выделить в структуре антимонопольного принуждения следующие однородные виды административно-правовых мер:

 

- административно-предупредительные меры;

- административно-восстановительные меры;

- меры административной ответственности.

 

К иным административно-правовым методам относится прежде всего метод административного наблюдения. Применение данного метода опосредует специфическую деятельность антимонопольных органов по систематическому наблюдению за деятельностью хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти и местного самоуправления с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности. Соответственно, результатом применения метода административного наблюдения будет являться вскрытие нарушений антимонопольного законодательства.

Также в результате опроса некоторых сотрудников ФАС России и анализа специализированных средств массовой информации установлено, что антимонопольные органы осуществляют ежемесячный мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары.

Нельзя не отметить применяемые в сфере антимонопольного регулирования вспомогательные методы, которые служат цели обеспечения применения других административно-правовых методов. К вспомогательным административно-правовым методам следует относить следующие методы:

 

1. установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов;

2. формирование реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

 

В целом, система мер антимонопольного регулирования представлена на рисунке

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.004 с.)