Понятие и сущность монополии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность монополии



Общеизвестно, что есть два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика по отношению к естественным монополиям и антимонопольная политика по отношению к искусственным монополиям. Для того чтобы понять вопросы, связанные с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в Российской Федерации, нужно в общих чертах понимать сущность самой монополии.

Есть большое число определений монополии, поскольку это многоаспектное понятие. Следующее понятие выступает настолько важным, что в мировой теории экономики есть даже такое понятие, как теория монополии. Итак, монополия это сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении нужно использовать комплексный подход. Как правило, применяется троякое определение монополии, а именно монополию рассматривают как:

 

1. рыночную структуру или рыночную ситуацию, когда есть только один продавец товара (если отсутствует заменитель данного товара) и много покупателей;

2. факт исключительных прав каких-либо субъектов на что-либо (на производство или продажу товаров, на те или другие действия и т.д.);

3. непосредственно крупное предприятие (фирму) или объединение предприятий (фирм), контролирующих большую часть производства и продажи каких-либо товаров и контролирующих в этой связи ситуации в определенных сферах деятельности.

Итак, можно выделить следующие признаки монополии:

 

1. На монополистическом рынке есть один продавец и множество покупателей;

2. Производимая продукция уникальна (т.е. нет товаров-заменителей);

3. Вход новых компаний на рынок по факту невозможен из-за барьеров. Есть различные причины существования этих барьеров, заключающиеся в:

4. крупных размерах предприятий и экономии от масштабов производства;

5. системе лицензий на исполнение отдельных работ, выборочно выдаваемых государством;

6. монопольном праве собственности на применение определённых ресурсов, связанном с производством редких благ (например, бриллианты);

7. при естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага;

8. нечестной конкуренции, т.е. воздействии на покупателей нечестными по отношению к конкурентам методами при помощи большого бюджета и масштаба компании в целом;

9. Сложности в получении полных данных обо всём рынке.

 

Важно отметить, что эффективным институтом в современной экономике признают конкурентный рынок. Однако функционирование ряда рынков на конкурентных основах невозможно или неэффективно, и для них естественен высокий уровень монополизации. Это естественные монополии, существующие тогда, когда эффекты масштаба настолько велики, что одна компания может обеспечивать товарами весь рынок, имея более низкие затраты, чем имели бы конкурирующие фирмы. Монопольную организацию данных рынков вызывают технологические особенности.

Отличительная особенность такой формы монополии, как естественная – это наличие сетевых структур (трубопроводный транспорт, линии электропередач, системы по водоснабжению, железнодорожные пути), что нормально для отраслей, реализующих услуги коммуникационного характера. Как правило, в них высоки постоянные расходы, что может обеспечить возможности экономии на масштабе, т.е. уменьшения удельных (на единицу продукции) издержек по мере роста объема производства. Именно это объясняет эффективность по сосредоточению производства продукции у единственного производителя. Причем конкуренция в данном случае невозможна из-за исключительно высоких невозвратных расходов.

Следует отметить, что монопольное положение желанно для любого предпринимателя или предприятия, поскольку оно позволяет, во-первых, избегать конкурентных рисков; во-вторых, занимать привилегированное место на рынке, концентрируя в своих руках определенную власть. И, наконец, у монополистов есть возможность с позиций силы воздействовать на других участников рынка, навязывать им свои условия. 1.2 Виды и механизмы функционирования монополии

Есть разнообразные виды монополий, которые можно классифицировать на три основные: естественную, административную и экономическую.

Как уже упоминалось, естественная монополия появляется из-за объективных причин. Она показывает ситуацию, когда спрос на данные товары в лучшей степени может быть удовлетворен одной или несколькими предприятиями. Она основана на особенностях технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примерами могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В данных отраслях есть ограниченное число, если не единственное национальное предприятие, и поэтому они занимают монопольное положение.

Административная монополия появляется из-за действий госорганов. С одной стороны, это предоставление отдельным предприятиям исключительных прав на исполнение конкретного рода деятельности. С другой стороны, это оргструктуры для государственных компаний, когда они объединяются и могут подчиняться разным министерствам и ассоциациям. Здесь, как правило, могут группироваться предприятия одной отрасли. Они действуют на рынке как один хозяйственный субъект и между ними нет конкуренции.

Экономическая монополия наиболее распространена. Ее появление объясняется экономическими причинами, она развивается на базе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые смогли завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключен в успешном развитии компании, постоянном росте ее масштабов посредством концентрации капиталов. Второй (более быстрый) основан на процессе централизации капиталов, т.е. на добровольных объединениях или поглощениях победителями банкротов. Тем или иным путем, компания достигает такого масштаба, когда начинает доминировать на рынке.

Механизмы функционирования монополии, как правило, рассматривают с двух сторон. В первую очередь, монополизм трактуют как случайный и не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой позиции, то монополистические образования определяют, как закономерные. Один из последователей данных взглядов английский экономист А. Пигу. Он уверен в том, что «монополистическая власть не возникает случайно», она выступает логическим завершением стратегий предприятия. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды сподвигает предприятия непрерывно искать возможности роста своей прибыли. Одной из них, самой надежной, является формирование или достижение монопольной позиции. Таким образом, можно сделать выводы, что монополистические тенденции в экономике следуют из закона по максимизации прибыли.

Иным механизмом действий предпринимателей в данном направлении выступает закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдают на всех этапах развития рыночных отношений. Его двигателем выступает конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить наибольшие прибыли, предпринимателям приходится внедрять новую технику, увеличивать масштаб производства. Причем из средних и малых предприятий выделяют несколько наиболее крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей появляется альтернатива: или продолжить убыточную конкурентную борьбу, или заключить соглашение относительно масштаба производства, цен, рынков сбыта и т.п. Как правило, они предпочитают второй вариант, приводящий к возникновению сговоров между ними, что является одним из главных признаков монополизации экономики. Таким образом, следует вывод, что появление предприятий-монополистов объясняется прогрессом производительных сил, реализацией преимущества крупной компании над малой.

Следует подчеркнуть, что монополии, монополизировав определенные отрасли и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику в развитии и эффективности. Объясняется это тем, что преимущество крупного производства не является абсолютным, оно приносит рост прибыльности только до определенного времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.005 с.)