основного понятия исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

основного понятия исследования



 
 


а) Структурный анализ

б) Факторный анализ

 

Приложение 4

Логическая структура анкеты

По изучению организации учебного процесса

(фрагмент)

№№ пп Операциональные понятия Индикаторы Тип шкалы измерения
Условия быта и проведения досуга студентов
  Количество человек, проживающих в комнате общежития число человек интервальная
  Наличие бытовых удобств в общежитии виды удобств номинальная
  Условия проживания в общежитии степень удовлетворенности ранговая
  Организация питания студентов в вузе степень удовлетворенности ранговая
  Недостатки в работе столовой виды недостатков номинальная
  Участие студентов в работе кружков, спортивных секций виды кружков, секций; факт участия номинальная;   номинальная
  Необходимость организации других форм проведения досуга индивидуальная оценка необходимости; виды форм досуга ранговая;     номинальная
           

Приложение 5

Пример некоторых документов для фиксации результатов наблюдения в торговой точке

1.Карточка клиента

№ п/п Пол Возрастная категория Тип клиента
  муж жен дети взрослые пожилые        
                   
                   
                 
n                  

 

Типология клиентов

Покупательская активность Взаимодействие с продавцом
Консультация по поводу товара (свойств, наличия, цены и т.д.) Отсутствие консультации
Покупка товара 1(активный покупатель) 2(покупатель)
Отсутствие покупки 3(активный посетитель) 4(посетитель)

2.Карточка продавца

Действия Продолжительность
Посторонние разговоры  
   
   
 
п  
Занятия посторонними делами  
   
   
 
п  
Грубость, агрессивность по отношению к покупателю Количество раз

 


Приложение 6

Фрагмент сценария проведения фокус-группы

Цель: Исследование мотивации труда рабочих различных предприятий

Состав: Рабочие–мужчины (7 человек)

Вступление: – 7– 10 минут

Вступительное слово: «Здравствуйте! Меня зовут… Я представляю Читинский институт Иркутской государственной экономической академии. Мы собрались для того, чтобы обсудить некоторые вопросы, связанные с формированием трудовой мотивации. Порядок нашей работы такой: каждый может свободно высказаться по любому аспекту обсуждаемой проблемы. Замечу, что нет правильных или неправильных точек зрения, каждое мнение имеет право на существование. В настоящее время ведется видеозапись нашей беседы. Это не должно вас смущать, сковывать, видеозапись предназначена для научных целей. Наша дискуссия будет продолжаться около двух часов. Вопросы есть?.. Тогда приступаем к работе. Прежде всего, попрошу представиться: назовите, пожалуйста, свое имя, профессию, разряд».

Основная часть ( Выявление основных мотивов и стимулов к труду – 45 минут).

§ Что является основным импульсом к трудовой деятельности? Как Вы определите понятие «потребность»? Можно ли выделить какие-либо группы потребностей? А еще какие?

§ Теперь давайте выделим основные потребности, оказывающие существенное влияние на Ваше трудовое поведение. Каким образом можно удовлетворить материальную потребность и потребность в интересной работе?

§ Исходя из того, что мотив является внутренним побудителем к трудовой деятельности, что можно к нему отнести? (Собрать спонтанные ответы.)

§ Исходя из того, что стимул является внешним побудителем к трудовой деятельности, что можно к нему отнести? (Собрать спонтанные ответы. Модератор делит лист ватмана на 2 колонки: в одной записывает все то, что по мнению рабочих можно отнести к мотивам, в другую – к стимулам.)

2. Влияние мотивации труда на поведение работника – 30 минут.

§ Считаете ли Вы, что тот или иной уровень мотивации труда оказывает влияние на производительность труда? Каким образом проявляется это влияние?

§ Какие из выделенных Вами мотивов, на Ваш взгляд, оказывают наибольшее влияние на производительность труда? Какие из выделенных Вами стимулов оказывают наибольшее влияние на производительность труда?

§ В какой ситуации, на ваш взгляд, работник будет трудиться более производительно: когда работник мотивируется содержанием труда или когда стимулируется заработной платой? На чем основывается Ваш ответ?

3. Проверка основной гипотезы исследования – 15 минут.

§ Какие характеристики самого работника влияют на уровень трудовой мотивации?

§ Какие работники имеют самую низкую потребность в самореализации?

§ Почему потребность в самореализации и осознании значимости своего труда наиболее высока у мужчин?

Заключение – 10 минут.

§ Что, по Вашему мнению, очень важное мы не сказали и не обсудили сегодня?

§ Что Вам показалось самым интересным и самым важным?

Спасибо Вам за участие!

 

 

Приложение 7

План проведения исследования методом фокус-групп

 

№ п/п Мероприятие Исполнители Трудоемкость (дни)
1. Подготовка программы исследования; определение числа фокус-групп, состава участников; степени формализованности фокус-группы Все участники исследования и представитель заказчика 1-3
2. Проведение тренинга для участников исследования Руководитель проекта  
3. Написание гайда и его обсуждение Специалист по проблеме и модератор (ы) 1-3
4. Рекрутирование участников Специалист-психолог Зависит от количества групп
5. Проведение пилотажного исследования Модератор  
6. Анализ результатов пилотажного исследования и корректировка гайда Все участники исследования  
7. Проведение фокус-групп Модератор Зависит от количества групп
8. Расшифровка информации и подготовка на бумажном носителе результатов фокус-групп Лаборант 4-7
9. Анализ результатов исследования и подготовка промежуточного отчета Все участники исследования 4-7
10. Обсуждение полученных выводов и рекомендаций с экспертами, представителями заказчика Руководитель проекта 1-2
11. Подготовка и презентация окончательного отчета Руководитель проекта 3-4

 


 

Приложение 8

Примерный перечень вопросов

для проведения исследования биографическим методом [1]

1. Личные сведения.

· Фамилия, имя, отчество.

· Дата рождения.

· Национальность.

· Вероисповедание.

· Семейное положение, наличие детей.

· Место рождения (подробно, с указанием региона, области, района, населенного пункта, в крупных городах – с указанием части или района города).

· Место жительства (так же подробно).

· Изменялось ли Ваше место жительства, и в связи с чем?

· Какие у Вас жилищные и бытовые условия?

· Ваше материальное положение (имеете ли в собственности недвижимость, машину, персональный компьютер и др.)?

· Как Вы оцениваете свой уровень дохода?

· На какие доходы Вы существуете?

 

2. Детство, школьные годы.

· В честь кого Вы были названы, какими качествами обладает этот человек?

· Как бы Вы могли охарактеризовать себя самого в детстве?

· Какое представление о Вас самом в детстве внушали Вам Ваши родители?

· Какие познания о жизни передал Вам отец?

· Какие познания о жизни передала Вам мать?

· Как складывались Ваши отношения с братьями, сестрами?

· Если Вы посещали детский сад, то какие воспоминания о нем у Вас остались (отношения с воспитателями, детьми)?

· Когда и где Вы поступили в школу, когда и где ее окончили?

· Наиболее яркие воспоминания о школе (об учителях, друзьях и одноклассниках, школьных случаях и ситуациях, любимые и нелюбимые предметы).

· Какие любимые сказки, книги, кинофильмы, телепередачи были у Вас в детстве?

· В каких кружках, школах вы занимались (музыка, спорт и др.)?

 

3. Профессиональное образование (для тех, кто сейчас учится)

· В каком учебном заведении Вы сейчас учитесь, по какой специальности?

· Почему Вы выбрали эту специальность, кто повлиял на Ваш выбор?

· Считаете ли Вы престижной Вашу будущую специальность?

· Как складываются Ваши отношения в студенческом коллективе, с преподавателями?

· Связываете ли Вы свою будущую работу с полученной специальностью?

· Совмещаете ли Вы учебу с работой, где и кем Вы работаете?

 

4. Профессиональная деятельность (для тех, кто работает)

· Какое учебное заведение, когда и по какой специальности Вы окончили?

· Кем и где Вы сейчас работаете, меняли ли Вы место работы?

· Что Вам нравится и что не нравится в Вашей нынешней работе?

· Ваши профессиональные планы (собираетесь ли Вы менять место работы, специальность, и др.).

 

5. Ваши родители (бабушки, дедушки).

· Фамилия, имя, отчество отца и матери.

· Дата рождения родителей.

· Место рождения (подробно).

· Когда Ваши родители поженились, в каком возрасте?

· Сколько братьев и сестер у каждого из родителей?

· Сколько детей имеют Ваши родители, их имена и даты рождения.

· Место жительства родителей (подробно), были ли ранее переезды и с чем они были связаны.

· Какие жилищные и бытовые условия у Ваших родителей?

· Образование (какое учебное заведение окончили, когда, какую профессию получили).

· Характеристика трудового пути отца и матери, их нынешнее место работы.

· Успехи и достижения в работе.

· Материальное положение (какую недвижимость имеют в собственности).

· Уровень доходов (низкий, средний, высокий).

 

6. Оценка личных качеств

· Какими качествами, на Ваш взгляд, Вы обладаете?

· Какие личные качества, на Ваш взгляд, важны для современной жизни?

· Какие качества Вы хотели бы в себе воспитать?

· Какие жизненные ценности для Вас являются приоритетными?

 

7. Ваши жизненные цели

· Какой Вы видите свою будущую семью (кто должен быть главой семьи, какого типа отношения между супругами должны преобладать, сколько детей хотите иметь)?

· Какие цели Вы ставите в Вашей профессиональной деятельности?

· Какой социальный статус Вам хотелось бы иметь, к какому социальному слою принадлежать, насколько достижимы эти цели и через какое время их можно достигнуть?

· В чем Вы видите смысл жизни?

 

 


 

СОЦИОЛОГИЯ

Методические указания по выполнению практической работы

 

 

Составители: Борис Леонидович Токарский

Татьяна Георгиевна Бахматова

Ирина Серафимовна Карпикова

 

Компьютерная верстка: Ю.С. Макарова

 

 

ИД № 06318 от 26.11.01

Подписано в печать 5.11.02. Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная.

Печать трафаретная. Усл. печ. л. 3,0. Уч.-изд. л.2,93. Тираж 500.

Заказ № 2246. ИПО БГУЭП.

 

Издательство Байкальского государственного университета экономики и права.

664015, Иркутск, ул. Ленина, 11

 

Отпечатано в ИПО БГУЭП

 


[1] См.: Губина С.А. Автобиография как метод самоанализа и познания общества (социологический практикум и методические рекомендации к курсовой работе): Учебное пособие. – М.: РХТУ им. Д.И. М енделеева, 1996. С. 14-24.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.048 с.)