Политические партии Беларуси в контексте идейно–политических процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические партии Беларуси в контексте идейно–политических процессов



Процесс формирования современных политических партий в Беларуси начавшийся во второй половине 80 –нач. 90–х гг. ХХ в. был обусловлен несколькими обстоятельствами:

· свою роль сыграл кризис экономической и политической систем советского общества, который способствовал поляризации социально–политических сил, их оформлению первоначально в виде неформальных политических объединений и клубов;

· трудности и противоречия в осуществлении реформ, кризис власти и ухудшение материальных условий жизни населения;

· происходили изменения в социальной структуре общества – в конце 80–х гг начинается процесс формирования нового социального пространство общества, в котором наряду с традиционными социальными слоями и группами, появляются новые группы (предприниматели, безработные, наемные работники в частном секторе, маргинальные группы и т.д.) со своими ценностями, идейно–политическими ориентирами и моделями поведения;

· наметилась либерализация общественно–политической жизни, в частности, на официальном уровне был провозглашен курс на демократизацию советского общества, развитие плюрализма и правового государства, начали внедряться идеи гласности, свободы слова, отменены статьи уголовного кодекса об антисоветской деятельности;

· актуализировалось внимание к проблемам национального строительства, национального вопроса, а впоследствии и к вопросам выбора путей общественного–политического развития суверенной Беларуси.

В процессе становления и развития политических партий в Беларуси можно выделить несколько основных этапов:

1 этап – 1985–1988 гг. – в этот период происходит зарождение современного национально–культурного движения, представленного различного рода неформальными объединениями и клубами. В 1986–1987 гг. в республике возникла семь тысяч подобных объединений различного профиля. Так, в Минске в 1987 г. из 566 объединений 97 носили общественно–политический характер. В целом в Беларуси клубы и объединения включали около 1 млн. человек.

Социальную базу клубов составляла творческая интеллигенция, ученые и студенчество. Самодеятельные объединения занимались вопросами национальной самобытности, сохранения памятников истории и культуры, интересовались проблемами исторического прошлого белорусского народа («Талака”, “Тутэйшыя” (Минск), “Паходня” (Гродно), “Край” (Брест), “Беларуская хатка” (Молодечно)).

2 этап – 1988–1991 гг. – характеризуется появлением первых политизированных объединений, происходит переход ряда национально–культурных клубов к политической деятельности. При этом большое влияние на характер их деятельности оказали события в Прибалтике, где местные Народные фронты выступили с радикальными лозунгами.

3 этап – 1991–1994 гг. – происходит расширение субъектов политической системы, прежде всего, под влиянием внешнеполитических факторов (августовские события 1991 г. в Москве), а также процессов, протекавших в самой республики. Была приостановлена деятельность КПБ (25 августа 1991 г.), и начался интенсивный процесс возникновения политических партий, их организационного оформленияВ этот период партии разрабатывают свои концепции, программные положения; включаются в функционирование политической системы общества; делаются попытки консолидации близких по целям и программа партий.

4 этап – 1995–2003 гг. – специфика данного этапа связана с перегруппировкой сил правящей политической элиты, а также изменением самой политической системы Беларуси. В результате референдума 1996 г. изменилась специфики партийных взаимоотношений. Так, если до лета 1996 г. их основу составлял антагонизм двух ведущих партий – ПКБ и БНФ, то с осени 1996 г. ситуация резко изменилась – партии–антагонисты объединились в единую оппозицию действующей власти.

Существенная черта данного периода – уменьшение общего числа партий (в 1997 г. их было 35, в начале 1999 – 27). Свою роль здесь сыграл Декрет президента от 26 января 1999 г. «О перерегистрации политических партий и общественных объединений». Согласно Декрету для создания политической партии было установлена численность учредителей в количестве одной тысячи человек от большинства областей и г. Минска. В результате перерегистрацию смогли пройти только 18 политических партий.

Таким образом, процессы формирования и развития многопартийности в нашей республике носят сложный, противоречивый характер. Его специфику определяют несколько обстоятельств:

Ø белорусское общество слабо структурировано в социально–политическом плане. Процессы приватизации и разгосударствления находятся на начальной стадии своего развития. Большинство собственности все еще находиться в руках государства, а в социальной структуре общества доминируют зависимые от государства работники. Следовательно, отсутствует широкая социальная база многопартийности. Только со становлением рыночной экономики будет происходить более четкое структурирование социальных интересов, организационно оформятся представляющие их структуры, в том числе и политические партии;

Ø особенности правой и политической культуры населения. Белорусские граждане в своем большинстве ориентируются не на закон, правовые процедуры, а на силу власти. Люде чаще всего психологически не готовы к восприятию партий как средств защиты и выражения своих интересов. В обществе отсутствуют традиции политического диалога, цивилизованных отношений между властью и гражданами, властью и гражданами. Социологические опросы не случайно свидетельствуют о низком уровне поддержки гражданами политических партий. Согласно данным на конец 2001 г. рейтинг партий выглядел следующим образом: КПБ–5,7%, ПКБ–2,5%, БПЖ «Н»– 6,4%, РПТС–1,8%, ОГП–2,1%;

Ø многие из белорусских партий представляют собой скорее протопартии, чем партии в собственном смысле данного понятия. Они характеризуются малочисленностью (по состоянию на март 2002 г. партии имели в своих рядах: ЛДП–17,6 тыс., Республиканская партия– 9 тыс., ПКБ–7,8 тыс., ОГП – 3,1 тыс., БСДП (НГ)– 4 тыс., СДП НС – 2900, остальные партии – от 1 до 1,6 тыс. членов), организационной слабостью, аморфностью программ. Партии нередко возникали как результат организационного объединения сторонников определенных идейно–политических течений, а не как следствие политической институализации реальных социально–экономических интересов;

Ø в функционировании представительных и исполнительных органов власти партии значительной роли не играют. Состав Национального собрания 2000г. созыва по партийному признаку не дифференцирован. В результате выборов в парламент прошли 16 представителей различных партий (КПБ–6, Аграрная партия – 5, Республиканская партия труда и справедливости–2, ПТС – 2, Белорусская социально–спортивная партия – 1, Социал–демократическая партия народного согласия –1, ЛДП –1);

Ø ошибки допускают сами партии и их руководство (мелочная борьба друг с другом за укрепление собственных позиций, неумение анализировать политическую ситуацию, внутренние противоречия, отсутствие системной работы с электоратом и т.д.).

В настоящее время возросло внимание к идеологическим доктринам политических партий, что связано с процессами становления и развития самих партий, и необходимостью определения идейно–политических основ деятельности, поиском своего места в партийном спектре Беларуси. Свое влияние оказывает и переходное состояние белорусского общества, в условиях которого остро встала проблема формулирования собственной позиции в отношении перспектив развития социума. Вместе с тем, процесс обретения идеологической идентичности белорусскими партиями протекает достаточно сложно и пока не получил своего завершения. При этом следует учитывать тот факт, что содержание идеологических доктрин не только практически не известно широкой общественности, но часто слабо представляется и рядовыми членами партии. Идеологические ориентации формулируются, прежде всего, партийным руководством, проявляясь затем в программах и практической политической деятельности партий.

В партийно–политическом спектре современной Беларуси можно выделить несколько наиболее общих идеологических течений. Во–первых, это сторонники социалистической идеи, среди которых выделяются, прежде всего, коммунистические партии.

Программа Партии коммунистов Белорусской (принята 5–м /36/ съездом ПКБ в 1999 г.) сохраняет традиционную для коммунистов фразеологию. ПКБ провозглашает своей конечной целью «построение коммунистического общества», базирующегося на власти Советов депутатов трудящихся, социалистическом способе производства и плановой системе народного хозяйства. Учитывая реалии современного белорусского общества, партия «допускает существование частной собственности на средства производства на переходный от капитализма к социализму период и преимущественно на среднее и мелкое производство и сферу услуг». В области международной политики ПКБ «выступает за денонсацию Беловежского договора, восстановление Союзного государства на социалистической основе».

Белорусские политологи рассматривают ПКБ как партию, находящуюся на самом левом фланге партий социал–демократического направления, близкую по своей практической деятельности еврокоммунизму.

Коммунистическая партия Белоруссии, по сравнению с ПКБ, занимает более левые позиции в партийном спектре республики. Партия добивается «переориентации общества на социалистический путь развития», выступает против частной собственности, добивается «национализации торгово–посреднических и финансовых предприятий компрадорской буржуазии» и укрепления «роли государства в промышленности, сельском хозяйстве, финансово–кредитной сфере». Как и ПКБ, КПБ поддерживает развитие интеграционных процессов с Россией.

Крайне левые позиции характерны и для Белорусской патриотической партии, основанной в 1994 г. по инициативе членов групп поддержки А.Г. Лукашенко на президентских выборах. БПП выступила за необходимость «утверждения сильной государственной власти, пользующейся поддержкой большинства народа», «создания экономического, военного и политического союза трех славянских государств – Белоруссии, Украины и России». В социально–экономической области, являясь сторонницей «социально справедливого пути экономического развития» Беларуси, партия поддерживает активную роль государства в регулировании экономики, его гибкое сочетание с хозяйственной самостоятельностью предприятий, широкую социальную политику и гарантии. Однако социологические опросы свидетельствуют о достаточно низком уровне поддержки населением БПП и ее программных положений. Рейтинг популярности партии практически на всем протяжении ее истории составляет 0,6 – 0,7 % населения.

Левоцентристских позиций в политическом пространстве нашей республики придерживается ряд социал–демократических и социалистических партий, в их числе – Белорусская социал–демократическая партия «Народная громада», Белорусская социал–демократическая громада, Белорусская партия труда, Белорусская партия женщина «Надзея», Аграрная партия. Эти партии объединяет поддержка принципов демократии, социальной справедливости, прав и свобод человека; провозглашается необходимость развития правового социального государства, социально ориентированной многоукладной экономики. Большое внимание в программах указанных партий уделяется вопросам социальной политики, социальной защиты населения, в первую очередь, наиболее уязвимых групп населения (инвалидов, молодежи, детей и т.д.).

В целом потенциал социалистической идеологии в ее различных вариантах в белорусском обществе далеко не исчерпан. Значительная часть населения республики продолжает ориентироваться на ценности социальной справедливости, равенства, социальной поддержки, являющиеся традиционными компонентами восточнославянской ментальности.

Либерализм – одна из влиятельнейших политических идеологий в современном мире – представлен в Беларуси партиями правоцентристского направления – Объединенной гражданской партией и Либерально–демократической партией.

В программе ОГП провозглашается приверженность партии базовым принципам либеральной доктрины – правам и свободам человека, частной собственности как их гаранту, свободному и конкурентному предпринимательству, являющемуся «лучшей созидательной силой, раскрывающей творческий потенциал человека». В области экономической политики партия выступает за «создание эффективной и динамичной социально–рыночной экономики на основе частной собственности», что предполагает проведение приватизации, стимулирование развития частного сектора и роста инвестиций, формирование законодательной базы реформирования экономики. Вместе с тем, на сегодняшний день у либерализма в целом и ОГП в частности отсутствует широкая социальная база (социологические опросы фиксируют поддержку ОГП в среднем 1,5–2,0% населения). Либеральные ценности находят в белорусском обществе слабый отклик, что связано с влиянием на массовое сознание традиционных коллективистских ориентаций, негативной оценки либеральных моделей экономического реформирования. В условиях системного кризиса в общественном сознании начинают доминировать ориентации на сильную государственную власть, широкое государственное регулирование экономических и социальных процессов.

Либерально–демократическая партия, созданная в 1994 г., ставит своей целью построение парламентскими методами социально ориентированного правого государства с многоукладной экономикой, опирающегося на принципы либерализма и демократии, многопартийность и политический плюрализм. В своей программе ЛДП заявила о следовании идеалам либерализма (предполагающим свободное развитие граждан, политических партий и общественных организаций, свободу выбора экономической, политической, культурной и иной деятельности, свободу мнений и идейных воззрений, терпимость к другим взглядам), демократии (как народовластию, демократическому устройству государства, свободным выборам, многопартийной системе, уважению к правам граждан), справедливости (как созданию равных условий для реализации личностью своих творческих способностей), правопорядка (как осуществление принципа верховенства закона и Конституции) и патриотизма (как любви к своей Родине, нарду, его прошлому, стремление к защите национальных интересов Беларуси и интересов ее граждан).

В области внешнеполитической деятельности партия считает необходимым приоритетное развитие «равноправных отношений прежде всего с ближайшими соседями – Российской Федерацией, Украиной, странами Прибалтики и Польшей», при этом «восточный и западный вектора должны быть сбалансированными и отвечать практическим интересам Республики Беларусь».

Национальная идея представляет собой еще одно течение в идейно–политическом пространстве нашей республики. Национальная идеология в постсоциалистических государствах, сыграв важную роль в разрушении коммунистических режимов, консолидации различных политических сил, в дальнейшем дифференцировалась на ряд идейных направлений (национал–демократизм, национал–радикализм, национал–фундаментализм и т.д.).

В Беларуси национальная идея, как отмечают исследователи, «формировалась в контексте борьбы и противостояния – первоначально против коммунистического режима», а позже – против нынешней власти «ориентированной на союз с Россией». «Национальная идея в Беларуси – это всегда идея суверенитета», который продолжает оставаться в центре общественных дискуссий. И как основную угрозу суверенитету республики сторонники национальной идеи рассматривают реализацию различного рода интеграционных инициатив.

Однако в белорусском обществе национальная идеология не смогла стать значительным политическим явлением, прежде всего, в силу слабого осознания населением национальной идентичности, отрицательного отношения к радикальным методам политической деятельности. Данные особенности предопределили падение популярности БНФ на протяжении 90–х гг. (если в конце 1990г. социологические опросы зафиксировали поддержку БНФ 10,2 % опрошенных, в 1991 г. – 18%, то в 2001 г. рейтинг популярности Консервативно–Христианской партии БНФ составил –0,5 %, партии БНФ – 1,3 %).

Консервативно–христианская партии БНФ (КХП–БНФ) рассматривается политологами как сверхправая партия радикального толка, непримиримо настроенная в отношении существующей в Беларуси власти. Декларированные руководством партии в качестве ее мировоззренческой основы христианско–демократические, консервативные и другие ценности европейских центристских партий не получили в деятельности КХП– БНФ реального воплощения.

В программных документах партии большое внимание уделяется проблемам национальной политики, которая должна быть подчинена идеям возрождения национального самосознания белорусского народа, консолидации белорусской нации, развития белорусского национального государства. КХП–БНФ считает, что белорусы являются коренной нацией в государстве, поскольку живут на своей исторической и этнической родине. Только здесь может реализоваться культурный и духовный потенциал белорусского народа. КХП–БНФ выступает за государственную политику развития белорусского языка и культуры при помощи соответствующих законов, директивный контроль за их исполнением, приоритете белорусского языка в государственной и общественной жизни.

Национально–демократические ориентации характерны для Партии БНФ, оформившейся после раскола единого фронта. Она занимает правоцентристские позиции в партийно–политическом спектре Беларуси. Партия БНФ провозгласила своей целью реализация принципов «Свободы» (предполагает создание гражданского общества, обеспечение прав человека и самоопределение народа), «Независимости» (укрепление и защиту государственности Беларуси) и «Возрождения» (консолидация белорусской нации посредством ее национально–культурного и духовного возрождения).

В деятельности данной партии наметились тенденции трансформации белорусского этнокультурного национализма (исходил из этнокультурных признаков при определении принадлежности к белорусской нации– белорус – это представитель титульной нации, который говорит по–белорусски, принимает традиции белорусской культуры) в гражданский национализм. Последний определяет белоруса как любого гражданина Беларуси, осознающего ее национально–государственные интересы, проявляет активный интерес к сохранению и развитию белорусского государства и культуры вне зависимости от этнического происхождения, родного языка.

Таким образом, несмотря на всю сложность процессов обретения идеологической идентичности, идейно–политическое размежевание в белорусском обществе и его отражение в партийном спектре республики, стало свершившемся фактом. Идейные ориентации белорусских партий с той или иной степенью проявляются в партийных программах, практической деятельности. Дальнейший ход идеологических процессов в значительной мере будет определяться интенсивностью межпартийных взаимодействий, учетом партийным руководством расстановки социально–политических сил, а также традиционных ценностей, стереотипов ментальности белорусского народа.

 

Литература

1. Беларусь на мяжы тысячагоддзяу. – Мн., 2000.

2. Бобков В.А. и др. Политические партии Беларуси. – Мн., 1997.

3. Божанов В.А. Политическая система общества. Мн., 2001.

4. Божанов В.А. Конституция РБ 1994 г. и ее новая редакция 1996 г.: сравнительный анализ института президенства// Веснік БДУ сер. 3. 2001 №2.

5. Василевич Г.А. Референдумы в Беларуси и ее путь к независимости в конце ХХ столетия. – Мн., 2001.

6. Егоров А.Н. Политическая система Республики Беларусь// Веснік Беларускага дзяржаунага эканамічнага універсітэта 1998 №2.

7. Кирилкина И.Л. Состояние и основные тенденции развития белорусской партийной системы// Полис 2001 №4.

8. Конституция Республики Беларусь. – Мн., 1994.

9. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Мн., 1997.

10. Котляров И.В. Политические партии Беларуси: между прошлым и будущим. Мн., 2003.

11. Мельник В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология. Мн., 2000.

12. Паречіна С.Г. Влияние президента на деятельность исполнительной власти: сравнительный анализ// Веснік БДУ сер.3. 2000 №3.

13. Политические партии: Беларусь и современный мир. – Мн, 2002.

14. Правовой статус политических партий в европейских странах. Сб. научных трудов.– Мн., 2003.

15. Ясев В.В. Либеральные партии в Республике Беларусь: призвание или дело случая // Материалы регионального семинара преподавателей гуманитарных дисциплин Могилевской области.– Могилев, 2001.

 


Базыленок А.В.

Лекция 8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.024 с.)