Президент республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Президент республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства.



В ежегодных посланиях Главы государства к Парламенту изложена концепция идеологии белорусской государственности. В них, в частности, обращается внимание на необходимость раскрытия общеметодологических проблем выработки и функционирования идеологии государственности и общественного развития страны, построения соответствующего идеологического механизма; представить государство и государственность и в качестве главных объектов идеологического осмысления; высветить исторические аспекты, главные традиции, заложенные в основу становления и развития белорусской государственности, неотложные задачи ее последовательного укрепления; на основе глубокого осмысления имеющихся проблем и сложностей политического процесса обозначить пути, формы и методы поступательного развития государства и общества; сформировать требования к процессу обеспечения перехода страны на рельсы политической демократии, дальнейшего решения проблем построения правового государства, гражданского общества, развития демократических основ управления всеми сферами жизни общества; определить пути децентрализации процесса государственного управления, становления, развития и реформирования местного самоуправления, обеспечивающего решение жизненных задач через человека и во имя человека; нацелить на необходимость качественного изменения правовой системы государства, совершенствования законодательства во всех сферах его деятельности, обеспечения на деле принципа верховенства права; конкретизировать главные направления и требования повышения роли эффективно действующего государства, совершенствования деятельности всех звеньев и уровней государственной власти и управления и т.д.

Без уяснения основных идеологических принципов сегодня трудно надлежащим образом ответить на вызов современности в таких определенных областях, как экономика, экология, социология, культура, нравственность. Идеологические основы составляют фундамент единства, внутренней целостности и одновременно содержат целенаправленную программу социальной жизнедеятельности народа, общества, государства.

В Республике Беларусь идет активный процесс выработки и утверждения самостоятельной точки зрения на происходящие в мире процессы. Несмотря на все трудности переходного периода заложены фундаментальные основы поступательного общественно–политического развития страны. Принятием Конституции утверждены демократические принципы народовластия независимого государства, а также определены перспективы и основные направления общественного развития.

В Конституции Республики Беларусь закреплены основные положения белорусского общества: государственный суверенитет страны; унитарный характер белорусского государства; социально ориентированная направленность экономики; обеспечение реальных гарантий прав и свобод граждан; принцип верховенства права; народовластие; справедливость; солидарность и партнерство в отношениях между различными социальными силами; веротерпимость и свобода совести.

В Конституции Республики Беларусь (ст. 6), как и в конституциях многих стран мира, закреплен принцип разделения власти, разработанный Ш.–Л. Монтескье. Революционная буржуазия 18 в. рассматривала его как важнейший инструмент обеспечения свободы и демократии. С конституционно–правовой точки зрения идеи Монтескье заключаются в том. что он предложил схему организации и функционирования государственных институтов, которая призвана ограничить возможности злоупотребления властью, обеспечивая демократический характер правления. За основу взяты две посылки. С одной стороны, необходимо разделить законодательную (избираемый населением представительный орган – парламент), исполнительную (тогда речь шла о монархе, ныне в большинстве стран его заменил избираемый президент) и судебную (независимые суды, подчиняющиеся только закону) власть, не допуская ее концентрации в одних руках. Он считал, что соединение законодательной и исполнительной власти приведет к ликвидации свободы, ибо «монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их» (Монтескье. Избр. произв. М., 1955, с.289). При соединении судебной власти с законодательной «жизнь и свободы граждан окажутся во власти произвола, ибо судья получает стать угнетателем» (См., там же). Ключевое значение в этой схеме имеет четкое разграничение прерогатив между законодательной и исполнительной властью, т.к. судебные органы самостоятельной политической властью не является.

С другой стороны, указывает Монтескье, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга» (там же, с. 290), т.е. фактически речь идет о системе сдержек и противовесов.

Впервые концепция разделения властей нашла свое отражение в действующей и поныне Конституции США, принятой в 1787 г. В практическом преломлении этот принцип сводится к созданию гармонично функционирующего государственного механизма на демократической основе при последовательном распределении ролей между центральными государственными органами.

Игнорирование этого принципа приводит к созданию тоталитарных политических режимов. Период коренной ломки государственных структур тоталитарного режима и создание гражданского общества и правового государства заставляет нас все чаще обращаться к изучению мирового опыта функционирования высших органов власти.

 

Идеология белорусского государства рождается в достаточно сложных условиях формирования белорусской государственности. После 1991 г. начался отсчет времени, когда стала формироваться та система, которую мы называем идеологией белорусского государства. Следует отметить, что одним из важнейших принципов идеологии белорусского государства является суверенитет. Однако необходимо учитывать, что мы живем в стремительно глобализирующемся мире, где понятия абсолютного суверенитета не существует. Еще одним компонентом идеологии нашего государства следует считать белорусскую модель социально–экономического развития в важнейших ее составляющих: сильная президентская власть, присутствие государства в экономике, связанное с объективными причинами, которые определяют этот подход, и сильная социальная политика.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Согласно ст. 79 Конституции он является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Таким образом, Конституция Республики Беларусь возлагает на Главу государства важнейшие функции и задачи.

Возложение на Президента Республики Беларусь обязанности быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина обусловлено задачей обеспечения стабильности конституционного строя безусловным гарантированием прав и свобод человека и гражданина. В этих же целях на Президента возлагаются функции арбитра между властями.

У Президента есть исключительно единоличные полномочия, когда не требуется какое–либо участие другого государственного органа (например, внесение предложения, согласование и т.д.). Президент обладает обширными полномочиями в нормотворческой сфере: издает декреты, указы и распоряжение, подписывает законы, налагает вето (то есть высказывает письменное возражение) в случае несогласия с содержанием и процедурой принятия законов. Он наделен важными правами по назначению на высокие государственные должности, обладает рядом властных полномочий по обеспечению внутреннего порядка и безопасности государства.

Основные права, обязанности и ответственность белорусского Президента белорусского Президента преимущественно закреплены в ст. 84 Конституции и Законе о Президенте Республики Беларусь. Президент не только подписывает законы, но и сам может инициировать рассмотрение Парламентом законопроекта, то есть обладает правом законодательной инициативы.

Президент Республики Беларусь назначает республиканские референдумы, очередные и внеочередные выборы в палату Представителей и Совет Республики, местные представительные органы (имеются в виду областные, городские, районные, поселковые сельские Советы. Он вправе в соответствии с Конституцией распустить палаты Парламента. Обращается с посланиями к народу и Парламенту Республики Беларусь, устанавливает государственные праздники и праздничные дни, присуждает государственные награды, присваивает классные чины и звания, осуществляет помилование осужденных.

Президент Республики Беларусь обладает рядом властных полномочий при решении кадровых вопросов. Он определяет структуру Правительства, с согласия Палаты Представителей назначает на должность премьер–министра, назначает и освобождает от должности других челнов Правительства, назначает в установленном порядке руководителей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов, судей этих судов (в Конституционный суд назначает 6 судей из 12).

Президент Республики Беларусь в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны групп лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства вводит на территории Беларуси или в отдельных местностях чрезвычайное положение. Он может отложить проведение забастовки или приостановить ее проведение, но не более чем на трехмесячный срок.

Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, назначает и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил. Вввожит на территории Беларуси в случае военной угрозы или нападения военное положение; объявляет полную или частичную мобилизацию.

Очень широки полномочия Президент в международных делах. В Конституции Республики Беларусь записано, что Президент «ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях» (ст. 84.20), «принимает верительные грамоты и отзываные грамоты аккредитированных при нем дипломатических представителей иностранных государств» (ст.84.21).

Президент не может занимать какую–либо должность, быть депутатом какого–либо представительного органа. В случае совершения преступления должен быть освобожден от своей должности (при соблюдении определенной процедуры). Его деятельность контролируется правительством.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.006 с.)