Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Борьба за проект Конституции
После ликвидации СССР требовалось принять конституцию суверенного, независимого Российского государства. Первым крупным шагом конституционной реформы в России стало подписание 31 марта 1992г. в Москве Федеративного договора, который определил основы взаимоотношений между субъектами Российской Федерации (республика, край, область, округ) и федеральным центром. Договор предотвратил угрозу распада суверенной России вслед за СССР. В процессе «парада суверенитетов» российских автономий подобная угроза к концу 1991 г. стала реальной. Договор не подписали Татарстан (присоединился в 1994 г.) и не признанная российским руководством Чечня, которая заявила о выходе из РФ и образовании независимой республики Ичкерия. Конституционная реформа проходила в условиях острой политической борьбы. Она велась вокруг вопроса о том, какой республикой — парламентской или президентской — должна стать Россия. В действовавшей Конституции России с внесенными в нею поправками и изменениями не было четкого разграничения функций и компетенций между законодательной и исполнительной властями. Представители законодательной власти – Съезд народный депутатов – требовал пересмотра реформ, их корректировки и решения социальных проблем. Президент, как глава исполнительной власти, настаивал на укрепление своей власти и дальнейшей радикализации реформ. Такая ситуация привела к противостоянию законодательной и исполнительной власти. Первое острое противостоянием законодательной и исполнительной ветвей власти произошло на VI съезде народных депутатов России в апреле 1992 г. В центре дебатов стояли два вопроса— о ходе экономической реформы и о проекте новой Конституции. Депутаты требовали смены состава правительства и принятия парламентского проекта конституции. Президент Б.Ельцин решительно выступил против смены «кабинета реформ» и принятия конституции, ориентированной на парламентский тип республики. Он считал, что это ввергнет Россию «в хаос междоусобицы». В свою очередь, Председатель Верховного Совета Р.Хасбулатов заявил, что вопрос о том, президентской или парламентской будет Россия — второстепенный, главное, чтобы она была демократической. По его докладу съезд одобрил проект новой Конституции, созданный на основе концепции парламентско-президентской республики. VI Съезд стал своего рода компромиссом между ветвями власти? Президент добился одобрения проводимого его правительством курса реформ, пожертвовав при этом Бурбулисом и Шахраем— их съезд отстранил с вице-премьерских постов, а парламент укрепил свои политические позиции.
В декабре 1992 г. состоялся VII съезд народных депутатов России. Съезд обвинил правительство реформаторов в «шоковой терапии» и отстранил Е.Т.Гайдара от исполнения обязанностей премьера. Председателем правительства был избран В.С.Черномырдин. Съезд принял Конституционное соглашение в форме «Заявления» президента и съезда о решении спорных вопросов между ветвями власти исключительно конституционными методами (за подписью Б.Ельцина и Р.Хасбулатова). Съезд принял также постановление «О стабилизации конституционного строя Российской федерации». Оно предусматривало проведение 11 апреля 1993 г. референдума по основным положениям новой Конституции. В январе 1993 г. председатель Верховного Совета Р.Хасбулатов и председатель Конституционного суда В.Зорькин объявили предстоящий референдум ненужной и опасной затеей. Президент, в свою очередь, выразил готовность, в случае противодействия народных депутатов, призвать россиян на референдум, минуя съезд и Верховный Совет. Таким образом, референдум стал «паролем войны» между ветвями власти весной 1993 г. Прошедшие в течение одного марта месяца два съезда народных депутатов и ответные действия президента во многом определили ход последующих событий. VIII съезд народных депутатов (8-12 марта 1993 г.) наложил мораторий на проведение любых референдумов. Кроме того, делегаты потребовали от главы правительства В.Черномырдина снять с работы А.Чубайса (председателя Госкомимущества, идеолога и организатора приватизации), В.Шумейко (первого заместителя премьер-министра), А.Козырева (министра иностранных дел). Б.Ельцин предпринял ответный ход. Он считал, что корень проблем не в конфликте между законодательной и исполнительной властью, между съездом и президентом, а глубже — в противоречии между народом и прежней большевистской системой. VIII съезд он расценил как «генеральную репетицию реванша бывшей партноменклатуры». Поэтому 20 марта, минуя съезд и Верховный съезд, президент по телевидению обратился непосредственно к народу и объявил о подписании им Указа об особом порядке управления страной. Согласно Указу, в стране фактически вводилось президентское правление, работа съезда и Верховного Совета приостанавливалась, на 25 апреля назначался референдум о доверии президенту и правительству, а также по вопросу о проекте новой Конституции и выборах нового парламента.
Несмотря на то, что Указ президента не был опубликован, Конституционный суд и Верховный Совет РФ расценили его как попытку государственного переворота. 26-30 марта 1993 г. в Москве состоялся IX внеочередной и чрезвычайный съезд народных депутатов, на котором Р.Хасбулатов обвинил президента в стремлении монополизировать всю власть — и исполнительную, и законодательную. Народные депутаты решили отстранить президента от власти за попытку антиконституционного переворота. Голосование было намечено на 28 марта. Однако съезд, во многом путем нажима с президентской стороны, не смог набрать квалифицированного большинства (две трети) для отрешения президента от должности. После неудачи с отрешением съезд был вынужден согласиться на референдум. Он, однако, предложил вынести на референдум свои четыре вопроса: 1) доверяете ли вы президенту РФ Б.Н.Ельцину?; 2) одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом РФ и правительством РФ с 1992 года?; 3) считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента РФ?; 4) считаете ли необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ? Активисты движения "Демократическая Россия", а также известные писатели, режиссеры, актеры, певцы пропагандировали один вариант ответа: "да", "да", "нет", "да". Референдум состоялся 25 апреля. Подготовка к референдуму шла под жестким прессингом СМИ относительно депутатского корпуса. СМИ представляло народных избранников как консерваторов, сдерживающих развитие реформ, некорректно их изображая в газетах и на телевидении, тем самым нарушая элементарные нормы и законы о выборах. В нем приняло участие 107 млн. граждан (около 64% избирателей). Большинство ответило: "да", "да", "нет", "нет". За досрочные перевыборы президента высказалось 34 млн. чел., парламента — 46,2 млн. чел. Итоги референдума президент расценил как свою победу и закрепил ее Конституционным совещанием, созванным в Кремле в июне 1993 г. Оно обсудило и одобрило подготовленный помимо Конституционной комиссии (создана 1 Съездом народных депутатов РСФСР в июне-1990 г.) проект новой Конституции РФ, исключавший из политической системы страны институт съезда народных депутатов. В подготовке проекта ведущую роль сыграл С.Шахрай, активный сторонник президентской формы правления, считавший, что "Советы и парламентаризм несовместимы".
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.006 с.) |