Тюргешский каганат: политическая история,хоз-во,культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тюргешский каганат: политическая история,хоз-во,культура



Тюргеши – многочисленное племя, занимавшее западную часть Западнотюркского каганата на территории Чу-Илийского междуречья. Главная ставка тюргешей находилась в г.Суябе, а затем была перенесена в г.Тараз. Тюргешский каганат продолжил государственно-административные, военные и социально-культурные традиции Западнотюркского каганата.

Хозяйство тюргешешей в основном было основано на кочевом и полукочевом скотоводстве. Некоторая часть тюргешей вела оседлый образ жизни, занималась торговлей, ремеслами. Охота на диких животных для представителей знати была развлечением, а для бедных источником существования.

Тюргешском каганате заметное развитие получила торговля. Основной причиной этого было то, что через каган проходил Великий Шелковый путь. Центрами торговли являлись такие города, как Суяб, Баласагун, Тараз, Испиджаб. Судя по находкам, обнаруженных в ходе археологических раскопок, в каганате чиканели свои монеты (на монетах имеются надписи “деньги Тюргеш-кагана” или “деньги тюркского кок-хана”, они были выполнены согдийскими письменными знаками). Несмотря на недолгое существование, каганат мог организовать выпуск собственных монет и активно наладить международные связи, что благоприятно сказывалось на экономическом и культурном развитии каганата.

24. Государство карлуков: политическая история, хозяйство, культура. Карлуки, расселявшиеся на
Ответ:
Карлуки, расселявшиеся на склонах Алтая, входили в состав Западного каганата и имели правителя с титулом ельтебер. После падения Западного-Тюркского каганата карлуки попадают под влияние Китая. С начала 8века начинается постепенное переселение карлуков на территорию Жетысу. Именно, вмешательство карлукских отрядов позволило арабам победить в Таласской битве в 751 году. После победы над туркешами и восточными тюрками карлукский правитель – джабгу был признан «царём Алтая». Укрепление карлуков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов, правитель Самарканда в 840 году объявил «священную войну» против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространение ислама в Южном Казахстане. Основная часть каруков приняла ислам в 960шоду. В 940 году столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана – чигилями и ягма и Карлукский каганат перестал существовать. Карлуки состояли из многочисленных родоплеменных групп – 9 племён. Население не было этнически однородным. В 8-10 веке шёл процесс тюркизации осёдло-земледельческих жителей. Общество пронизывало социальное и сословное неравенство. В стране насчитывались окло 25 городов и поселений. Государство раздирали усобицы.

25. Государство огузов и кимаков.

Ответ:
Кимаки – тюркский кочевой народ, занимавший терр. вост. и центр. Каз-на. В конце 9 века в состав кимакского гос-ва входило 7 племенных групп шик, ланиказ, аджлад, эймур, баяндур, татар, кыпчак. Гос-во кимаков прекратило своё существование в рез-те миграции кочевых племён в 30-х годах 11 века, когда кимаки оказались в зависимости от кыпчаков. Согласно некоторым источникам предполагают, что кимаки – представляют собой тюрок, которые пришли на Иртыш после падения тюркского каганата. В 10 веке союзниками кимаков были огузы, у них были даже совместные пастбища к северу от Аральского моря. В 11-10 веках в бассейне ср. и ниж. течения Сырдарьи и примыкающих к ней степях Зап. Каз-на сложилось полит. объединение огузов. Кочевавшие по Сырдарье племена кангаров вынуждены были войти в состав огузов. Государство огузов не было монолитным. Главой был верховный правитель «джабгу», его власть ограничивалась советом крупной военно-племенной аристократии. Огузские племена, участвовали в формировании многих современных тюркских народов. В середине 11 века в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кыпчакской державы.

26. Караханидское ханство: политическая история, хозяйство, культура.
Ответ:
После распада в 10 веке Карлук. каг-та на терр. Вост. Турк. и Семиречья возникло новое гос-во – караханидов (942-1210 гг.). Родонач. династии был Сатун-Богра-хан (915-955гг.), который подчинил Тараз и Кашгар. В 942 году Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени нач. история гос-ва караханидов, в состав которого входили тюркские племена (ягма, чигили, карлуки). Власть в ханстве передавалась не по наследству, а по «лестничной системе» от старшего к младшему. В 960 году в гос-ве караханидов ислам был объявлен гос-венной религией. Главным занятием населения было экстен. кочевое и полукочевое скотоводство. В 11-12 веках часть тюркских племён перешла к земледелию и приобщалось к городской культуре. В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали религиозные древнетюркские представления. Проникновение мусульманской религии привели к вытеснению древнетюрк. рун. письм. и сложению письменности на арабской графике.

27. Особенности общественно-политического строя Караханидского государства.
Ответ:
Государство караханидов не было простым повторением прежних государственных образований. В отличии от политических устройств кочевых обществ на территории Казахстана военное управление караханидов было отделено от административного. Государственно – административная структура основывалась на иерархическом принципе. Важнейшим социально политичиским институтом в государстве Караханидов была военно – ленная система. Каноны жаловали своим родственникам права на получении с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икты», а держатель икты называется иктадар или мукта. В последствии икта превращается в наследственное право феодалов т.е. собственников земли. Наряду с иктой существует и другие формы земледелия. Крупным земледельцем было мусульманское духовенство, доходом с которых не облагались налогом.

28. Государство кипчаков: образование, политическая история.
Ответ:
Кипчакское гос-во появилось в 9 веке, объед.

многочисленные племена от Алтая до Сырдарьи. Полит. ядро этого гос-ва, племя кимак, в середине 7 века заняло терр. Вост. Каз-на. После падения Зап.-Тюрк. каг-та в 656 году кимаки получили независимость находясь между карлуками и тюргешами, кимаки не только сумели сохранить независимость, но и повлияли на многочисленные кангарские роды, кочевавшие в Центр. К середине 10 века территория Кимакского каганата делится на 4 части – области. 1) Йагсун – Йасу – запад Оби. 2) Кыркырхан – Восточный и Центральный Казахстан. 3) Андар аз-хифчак – Центральный Казахстан (внутренние кыпчаки). 4) «Внешние кыпчаки» - предгорья Южного Урала и Торгайкие степи. Правители уделов (их в стране было 12) были военные вожди, стремились к самостоятельности, что привело к ослаблению центр власти и распаду государства. К концу 10 века Кипчакское государство перестало существовать. Зарождение удельно-племенной системы говорило об элементах административного деления в кипчакском союзе. В гос-ве существовала система налогов, многие кочевники из-за своей бедности переходили к оседлости и занимались ремеслом, рыболовством, земледелием

29. Территория Дешт-и-Кипчака, общественный строй и хозяйство кипчаков.
Ответ:
Дешт-и-Кипчак, Кипчакская степь 11-15 веков, степей и пустынь, простиравшихся от низовья Сырдарьи и озера Балхаш до устья Дуная. Впервые Дешт-и-Кипчак встречается у персидского автора Насира Хосрова, в 11 веке, когда кипчаки, или половцы, придя с берегов Иртыша, стали соседями Хорезма и заняли территории современного Казахстана. В 13веке Дешт-и-Кипчак завоевали татаро-монголы. Кипчак делился на Западный и Восточный. Территория Западного известна в русских летописях под названием Половецкая земля. Кипчаки (половцы), большой и сильный союз тюркоязычных племён. Кипчаки кочевые племена. Они создали богатую для того времени культуру. В 1183 года войска русских княжеств разбили западных кипчаков, предводительствуемых ханом Кобяков. В ответна это правитель восстанавливает объединения хан Копчак выступил против Руси, разгромил войско Июря. Эти события ярко отражены военные успехи и развитие хозяйства, кипчакам из-за внутренних междоусобиц так и не удалось создать единого сильного государства. В 20 годы 13 века в связи с появлением монгольской угрозы, кипчака – половцы вступали в контакт с русскими. В 1223году объединённое войско кипчаков и русских встретилось на реке Калке с монгольской армией. Кипчаки и русские были наголову разбиты.

30. Половецко-русские, кипчако-хорезмийские взаимоотношения. Кипчаки в Евразии.
Ответ:
Половцы – тюрко язычный кочевой народ, западная группа кыпчаков. В 11 веке заселили степи Вост. Европы до Дуная зап. часть Дешт-и-Кыпчак. Находились в сложных отношениях с Русью. К 1055 году относится их первое появление у русских границ. В 1061 году Всеволод Ярославич потерпел поражение от хана Искала. Переяславская земля подверглась разорению. В 1068 году произошло первое нашествие половцев на Русь. Со 2-ой половины 11 века половцы производили постоянные набеги – опустошали земли, грабили имущество, Уводили пленных, которых держали у себя в качестве рабов. Хорезм в начале 13 века представлял собой крупное ирано-мусульманское гос-во. В 1219 году Чингистан выступил в поход на Самарканд. После пятимесячной осады монголы взяли город Ургенчу – столицу Хоризма, а жителей увели в плен. Но перед нашествием монголов отношения между кипчаками и хорезм шахскими правителями стали портиться. Причиной были противоречия внешнего и внутреннего порядка. Из-за этого произошло несколько больших конфликтов, приведших к кровопролитию – к походам кипчаков на хорезм. Эти конфликты ослабили бывших союзников и они оказались разделёнными перед монгольским нашествием. Кипчаки вели не только военные столкновения с русскими, но и миролюбивые отношения.

31. Улусы Найманов, Керейтов и Жалайров.
Ответ:
Найманы и керенты впервые появились на исторической арене около середины 12 века. Найманы были известны под названием «сегиз огуз» т.е. восьми племён и находились под властью Уйгурского каганата. После 840 года начинается складываться процесс кочевников Центральной Азии, известных в источниках под названием «цзубу» - кочевники. Северными цзубу называют кереитов, а западными – найманов. Вели вражду с Китаем. Около 1007 или 1008 годах хан кереитов ища способы укрепления своей власти, обращается к одной из мировых религий – христианству. Вместе с кереитами христианство принимают найманы, часть монгольских племён. В 1092 году кереиты и найманы были включены в состав империи ЛЯО. Найманы, кереиты, жолайры – племена кочевников, монголы.

32. Развитие культуры и науки на территории Казахстана в 6-12 века.
Ответ:
Кроме литературы и устного творчества в средневековом Казахстане широкое распространение получают научные знания. Знания кочевников по астрономии, географии и других естественным наукам получают новое оформление в виде научных трактатов. Нам известны уроженцы Каз-на Абу Насыр и Аль – Фараби. Аль-Фараби был учёным-энциклопедистом внесшим значительный вклад почти во все отрасли научных знаний. Его перу принадлежат множество трактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии. Особое место в списке учёных людей принадлежит прекрасному лингвисту и географу Махмуду Ал-Калигари, автору «Диуани мугат-ат-тюрк» (словарь тюркских языков) – единственный источник из которого можно почерпнуть сведения о культуре, хозяйство тюрок, народном календаре. От сюда можно заменить, что средневековый Каз-н был

одним из научных центров тогдашнего мира. И хотя Баласагун и Отрар уступали Дамаску и Багдаду их значение в развитии научных знаний очень велико. К сожалению немногое сохранилось, погибла знаменитая библиотека, где хранились труды казахских учёных, но и дошедшее до нас свидетельствует о подменном расцвете науки среди тюркоязычных народов Казахстана.

 

33. Великий Шелковый Путь и развитие торговли.
Ответ:
Великий Шёлковый Путь как торговая магистраль возник в 6 веке до н.э. и просуществовал до 16 века и являлся одним из значительных достижений в истории мировой цивилизации. Караванные дороги пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. По торговым путям провозились не только товары, на протяжении веков дороги становились проводниками культур, наук, технологий и религий. Значительная роль в развитии торговли играли кочевники – скотоводы. Они сопровождали караваны, предоставляли скот для питания и в качестве транспортного средства. Существовали специальные купцы, которые брали на себя перевозку товаров, т.е. организацию транспорта. Вьючных животных обслуживали прислуги и проводники. Так международная торговля способствовала росту материального могущества государств и укреплению взаимной заинтересованности оседлого и кочевого населения, выделению значительных средств на содержание государственного аппарата и вооружённых сил. Развитие международной торговли стимулировало рост городов и ремесленного производства, появилось большое число собственных умельцев, изделия которых высоко ценились во всех уголках Востока.

34. Великий Шелковый Путь как отражение дипломатии и политики средневековья
Ответ:
Дипломатия периода Великого шелкового пути известна с третьего тысячелетия до нашей эры. Все страны лежащие вдоль Шелкового Пути были звеньями одной цепи, дипломатические отношения были систематическими. Из живописи Афрамаба, названной верительной, грамотной, мы смогли узнать о цели древних посольств и о требованиях, предъявляемых к дипломатам. Так «… для дипломата было обязательно знание истории, религии, обычаев богов и письменности той страны, куда он прибывает. Дипломат обязан был давать клятву не нарушать обычаев и не вмешиваться во внутренние дела страны пребывания». Начиная с 3-го до н.э. дипломатия древнего Китая взяла на вооружение подписание договоров о разрешении спорных вопросов путём переговоров и заключения соглашений о ненападении друг на друга. Это был первый известный науке в истории дипломатии случай подписания такого рода договора.

35. Средневековые города Казахстана и их роль в социально-экономической жизни.
Ответ:
Больше тысячи лет назад на степных просторах Каз-на один за других возникали богатые города, возникшие на древнем караванном шёлковом пути, соединявшие две великие державы того времени – Рим и Китай. Понятие «город» в разное время имело различное содержание. Нередко городом называли населённый пункт, жители которого в отличии от деревни занимались ремеслом и торговлей. По письменным источникам к числу город, которые считаются развалинами крупных городищ, относятся Испиджаб, Отрар, Тараз, Кулан и др. Караваны шли из Шаша (Ташкент) на Тараз, Кулак, Мирки, Ашпару и Суяб и дальше – в оазисы Китайского Туркестана. Тараз был центром большого социально – экономического комплекса, в который входили десятки крупных городов, селений, отдельных усадеб и замков. Тараз был центром важного и высокоразвитого в культурно – экономическом отношении района. Об этом может свидетельствовать тот факт, что здесь начиная с 8 века чеканилась местная монета. Выделялось несколько особенностей городов средневековья в Каз-не. 1 часть населения занималась отгонно-пастбищным скотоводством, проводя лето вне городского округа, летних кочевьях. 2 города возникали как административно – торговые.

36. Тенгрианство-религия древних тюрков как отражение их мировоззрения.
Ответ:
Первобытная религия их почитания тенгри – голубого неба. Представленте о Тенгри было изначально у тюркских и монгольских народов. Суть тенгрианства, как религиозной системы заключалась в том, что, если в христианстве, мусульманстве, иудализме идея физического человеческого бессмертия трансформирована в идею бессмертия души, то в самой ранней религии – идея бессмертия человека сохранена, как в природе. Через смену времён года наступает обновление. Смерть в тенгрианстве воспринимается, как длительный сон – анабиоз, есть вера, что умерший человек – воскреснет. Поэтому рядом с ним в могиле помещались необходимые для будущей новой жизни предметы, доходило до изуверских форм когда вместе с умершим вождём хоронили умертвив рабов – солдат, любимых женщин, коней, собак.

37. Завоевание Чингисхана и создание монгольской империи.
Ответ:
В начале 13 века образовалось раннефеодальное гос-ва во главе с предводителем одного из монгольских племён Темучином. Став правителем государства в 1206 года он принял имя Чингисхан – это был выдающийся гос. деятель и талантливый полководец. Выдающийся ростом и физической силой, а также своим незаурядным умом, сначала набрал из своих соплеменников шайку удальцов и занялся разбоем и набегами на соседние племена. Постепенно число его приверженцев росло и в 1189 году Темучин встал во главе возрождённого

монгольского улуса. После этого он в союзе с кереитами понёс поражение татарам. В 1202 году татары были распространены по монгольским родам. Вслед за тем Темучин неожиданно начал на кереитов и разбил их, следующими противниками стали найманы. В 1204 году Темучин двинулся против найманов и нанёс им жесткое поражение. Затем пришла очередь меркитов. В 1206 году Темучин совершил поход на Алтай и окончательно победил Найманского хана Куялука и меркитского хана Тохтою. Т.о., Темучин стал повелителем монголов, объединив под своей властью все жившие там племена. В 1206 году он создал на реке Ононе великий курултай (совет) который провозгласил его повелителем всего монгольского народа. Так было образовано великое монгольское гос-во.

38. Монгольские улусы на территории Казахстана.
Ответ:
После завоевания территории Казахстана Чингизхан разделил его на улусы, и она вошла в состав трёх объединений. 1улус – сын Джучи (Большая часть от Игрыша до Волги, северная часть Семиречья, весь Восточный Дешт-и-Кыпчак до Нижнего ПоволжьяЮ Хорезм. 2 улус – сын Шагатай (Южный и Юго-Восточный Казахстан, Восточный Туркестан, северо-Восточная часть Семиречья, Монголия. 3 лус – сын Угедей (районы верхнего Иртыша и Тарбагатая. 4 улус – сын Тулуй (монгольские земли).

39. Золотая Орда: территории, система государственного и административного управления.
Ответ:
Золотая Орда - государство во главе с потомками Джуги, старшего сына Чингисхана. Образовано около 1224 года как владение в составе Монгольской империи. Политическим центром улуса было Нижнее поволжье. Основную массу кочевого населения Золотой Орды составляли кыпчаки. Оседлое население – волжские булгары, мордва, марийцы, хорезмийцы. С 1312 года – исламское государство. В административном отношении Золотая Орда была разделена на правое крыло – территория Западного Казахстана, Левое крыло занимало земли Центрального Казахстана и долину Сырдарьи. Столицей левого крыла был Сыгнак. Золотая Орда была многонациональным гос-вом. Во главе гос-ва стояли потомки Чингисхана – Чингизиды. В особо важных случаях полит. жизни созывались всенародные собрания – курултаи. Гос. делами руководил первый министр (беклербек – князь под князьями), которому подчинялись министры – везиры. В города и подчинённые им области посылались полномочные представители – даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов. Часто наряду с даругами назначались, военачальники – баскаки. Гос. устр. носило полувоенный характер, так как военачальник и админ. должности не разделялись.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.012 с.)