Бегазы-Дандыбаевская культура поздней бронзы. Переход от пастушеского к кочевому скотоводству. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бегазы-Дандыбаевская культура поздней бронзы. Переход от пастушеского к кочевому скотоводству.



На смену андроновской культуре пришла Бегазы-дандыбаевская (кочевое хозяйство). Климат становится значительно суше, зима суровее, а лето короче и жарче. Соответственно развивается кочевое и полукочевое скотоводство, для которого характерны 4 сезонных пастбища (жайляу, кыстау, коктеу, кузеу). Для кочёвок характерны длительные переходы с летовок на зимовки. Переход к кочевому скотоводству обуславливает появление тебенёвки (в X-IX вв. преобладало коневодство). В Западном Казахстане было развито верблюдоводство.

Земледелие было развито только на юге Казахстана (оседлые земледельцы). Использовали, в основном, каменные мотыги, медные и бронзовые серпы. Также были зернотёрки.

В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В это время в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитает довольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой. Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно, скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы падает на начало первого тысячелетия до н.э.(Х-VIII вв. до н.э.), на период поздней бронзы по евразийской периодизации. Археологические комплексы этого времени и образуют бегазы-дандыбаевскую культуру.

Это культура, в облике которой сохраняются ведущие характеристики бронзового века и одновременно проступают, формируются черты следующей археологической эпохи - раннего железного века. В погребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченно на боку, единично появляются захоронения вытянуто на спине. В могильных ямах рядом с сосудами с богатым геометрическим декором обнаружена грубо сформованная неорнаментированная посуда Предтасмолинского облика. В мавзолее Бегазы обнаружены бронзовые черешковые наконечники стрел, определившие верхнюю дату культуры. Фиксируются новшества и в архитектуре жилищ.

7. Политическая история саков

В 530 году до н.э. против саков выступил царь Кир. Киру удалось обманом захватить в плен сына Томирис – Спаргаписа, который, боясь позора, покончил с собой. Получив весть о гибели сына, Томирис с большим войском двинулась навстречу Киру. В 529 году до н.э. на Сырдарье разыгралась кровопролитная битва, в которой персы потерпели страшное поражение, а сам царь Кир был убит.

В 519—518 годах до нашей эры поход против саков предпринял Дарий I. В безводной пустыне войско едва не погибло. По сведениям Полиена, во время похода сак по имени Ширак вошел в доверие к персам и завел их в безводную пустыню, где большинство участников похода погибло. В конечном счете, Дарий подчинил саков, заставил их платить дань и посылать своих воинов для участия в персидских войнах.

Саки в составе войска Кира участвовали в войне с царем Крезом. При Дарий I саки входили в его гвардию, сражались на стороне персов в греко-персидских воинах, в битве при Марафоне в 490г днэ сражались на стороне персов, в битве при Фермопилах в 480г днэ они в составе войска Ксеркса сражались против спартанцев царя Леонида.

Другая страница истории саков связана с борьбой против завоеваний Александра Македонского. На завоевание территории саков ему понадобилось 3 г. Вождь саков – Спитамен три года вел партизанскую войну с македонянами.

По приказу Александра на Сырдарье был построен город - Александрия Асхата.

8. социальное устройство, хозяйство и быт саков

Во главе союза саков стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, заключавший союзы, возглавлявший войска, регулирующий отношения между племенами. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки, устанавливал порядок использования этих земель. Источники упоминают о царских сатрапах – наместниках в какой-либо местности или племени. Опорой царской власти была военно-племенная аристократия. Далее были жрецы – служители религии. Затем стояла основная масса народа – рядовые воины-общинники (земледельцы, скотоводы) и далее рабы. Предполагают, что существовали маргинальные слои населения, объединявшиеся для грабежа и не подчинявшиеся царям и народному собранию.

В сакском обществе можно выделить три группы населения: воинов; сословие жрецов, атрибутами которых была жертвенная чаша и особый головной убор, и сословие саков-общинников. Каждому из названных сословий соответствовали свои традиционные цвета. Воинам подбирали цвета красные и золотисто-красные, жрецам — белый, общинникам — желтый и синий.

9. Материальная и духовная культура сакских племен

Важнейшим источником материальной, духовной культуре саков являются археологические памятники — могильники. Они встречаются в Западном, Северном, Восточном и Южном регионах Казахстана. Часть памятников древних саков – это захоронения сакских вождей.

Город Чирик – Рабат был столицей апасиаков. Чирик- Рабат находился в 300 км от нынешнего областного центра – города Кызылорды. В центре города на площади в 12 га была расположена четырехугольная крепость – цитадель.

Бабиш – Молда – город, расположенный в Аральском регионе с мощными оборонительными сооружениями и рвом.

Одним из замечательных памятников древней жытсуйских саков является найденный в Иссыкском кургане «Золотой человек». Курган был раскопан в 1969 – 1970гг. Предположительно, здесь захоронен сакский царь. Ему было примерно 17-18 лет. В захоронении было свыше 4000 различных золотых красиво выполненных пластин, застежек и украшений.

Искусство «звериного стиля» сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран (7-8 века до нашей эры). Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-грифона, «древа жизни». Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Они изображали их на посуде, одежде.

Наряду с резьбой по дереву развивалось ремесло, связанное с обработкой кости и производством костяных поделок — застежек, пряжек, пуговиц.

Оседлые саки обожествляли землю. По их представлениям земля – мать наделена священной силой. Кочевые саки поклонялись божествам солнца, огня и войны. Они верили в духов умерших, верили, что мертвые оживают вновь. Саки хоронили умерших в парадной одежде, вместе с оружием, едой, необходимыми предметами обихода. Иногда хоронили вместе с хозяином и его лошадь.

Саки больше всего поклонялись огню и солнцу как очищающим силам.

У саков мнение об окружающем мире было следующим – весь мир состоит из трех миров: нижний – подземный, средний – земной и высший – мир голубого неба. Мир имеет четыре угла: правый, левый, передний, задний. Понятие саков о космосе выражено в головном уборе сакского принца, найденного в Иссыкском кургане.

10. письменные источники о саках

В Авесте кочевые племена населявшие степные просторы Казахстана именовались туры с быстрыми конями

В древнеперсидских текстах племена периода раннего железа кочевавшие к востоку от Волги назывались именем сака. Например, в 2500 лет назад была сделана Бехистунская надпись иранского царя Дария 1-го, где народы жившие к к северу от Сырдарьи названы саки.

Сведения о древних жителях Казахстана содержится в античных трудах древнегреческих и римских летописцев. И прежде всего в «Истории» отца истории Геродота, состоявший из 9 книг, где 4 выделялись племенам Евразии.Сведения по истории Казахстана можно найти и в работах Полибия, Плинея, Птоломея, Страбона.

Древнегреческие и латинские источники называли саков скифами, упоминали имена племен: массагеты – в междуречье Амударьи и Сырдарьи, савроматы – на Западе Казахстана, а также исседоны, аргиппейи, аримаспы и др.

Сведения о саках содержится в Библии.

Письменные источники о саках можно разделитьна три типа.

Первый – основанные на древнеперсидских надписях и сведениях Геродота.

Второй - источники периода походов Александра македонского.

Третий – сведения греческих и латинских ученых, основанных на сообщениях своих современников, так или иначе связанных с историей саков.

11. государство усуней и кангюй

ГОСУДАРСТВО УСУНЕЙ

Государственное устройство

Во главе государства стоял правитель, носивший титул гуньмо, передававший престол по наследству. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки куньбека, сбором налогов, исполнением законов и т.п.

Территория. Занимали территорию от реки Чу до Тянь-Шаня, от Балхаша до Иссык-куля. Столица – город Чугучен (город Красной долины). Китайские источники сообщают, что усуней 120 тыс. дворов, 630 тыс. человек, количество воинов 180 тыс.

 

 

Хозяйство.

Наряду со скотоводством развивалось земледелие. Однако в усуньской экономике все же доминирующую роль играло скотоводство. На всех этапах развития хозяйство было скотоводческо-земледельческим.

Социальный строй усуней.

В усуньском обществе существо­вали имущественное и социальное расслоение, частная собствен­ность на скот. Каждая семья отмечала свои стада отличительным знаком - тамгой. Существование частного землевладения находит подтверждение в письменных источниках.

Политическая история. С начала образования усуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона. В 53 г. до н.э. Усуньское государство было разделено на две части Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые - на кангаров и хунну. Во II в. н.э. усуньские владения окончательно обособились от Китая. В начале IV в. Жетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV в. н.э. до середины VI в. н.э. гегемония в степях переходит к жужаням, центр империи которых был в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Жетысу, на Тянь-Шань. В 425 г. усуни направили в Китай посольство, а в 436 г. принимают ответное посольство империи Вэй. После этого усуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами.

ГОСУДАРСТВО КАНГАРОВ

Образование государства катаров.

На запад от усуней, в долинах Таласа. Сырдарьи и Центральном Казахстане обитали многочисленные племена кангаров. Китайцы называли эти земли «страной Кангюй». Говорили на иранских и тюркских языках. Источники говорят, что их насчитывалось 600 тыс. Могли выставить 120 тыс. войнов. Ими управлял царь, носивший титул «би» и «ябгуд». Кроме того, в государственный аппарат входили «заместитель» царя и три советника. Кангарам подчинялись пять владений, во главе которых стояли поставленные царем наместники. Столица государства- го­род Битянь - находился в среднем течении Сырдарьи. В первые века нашей эры кангары подчинили себе аланские племена северо­западного Приаралья. В Средней Азии кангарскому правителю подчинялись пять «малых- владений» - Сусе, Фуму, Юени, Ги, Юетянь. Кангары придерживались антикитайской политики. Впоследствии вошли в состав Тюркского каганата.

Хозяйство

Основным занятием кангаров было полукочевое скотоводство. Китайцы определенно называют Кангюй «кочевым владением». В долине Сырдарьи кангары занима­лись богарно лиманным земледелием, выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры, разводили овец, верблюдов, лоша­дей, оседлые кангары - коз, коров.

12. политическая история хунну

Образование державы хунну.

В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром -"высочайшим", и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Вначале были разбиты восточные соседи хунну- племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили себе юечжи и усуней на западе, племена лоуфань и байян на юге. Усиление хунну не осталось без внимания Китая. Война между хунну и Китаем закончилась в 188г. до н.э. поражением ханьских войск. Был заключен мир, по которому Китай обязался выплачивать ежегодную дань.

В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части - северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, ведя упорное сопротивление китайской агрессии, вынуждены были откочевать в страну кангар. Таким образом, на рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана.

Государство гуннов.

Аттила. Часть северных хунну в I в. н.э. проникли на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем.

В 375 г. гунны под предводительством Баламбера, кочевавшего тогда по степям нижнего Поволжья, переправились через Дон и разбили племенной союз остготов. Жившие к западу от остготов вестготы, спасаясь от гуннов, форсировали Дунай и поселились во Фракии, в пределах Восточно-Римской империи. Так началось "Великое переселение народов". Постепенно гунны проникали все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-римской империи. В 305 г. они подводили к стенам Константинополя, в том же году совершали набег на Закавказье и Мессопотамию. От неорганизованных грабительских набегов гунны переходят к крупным завоеваниям. В 434 г., после смерти Ругилы, власть переходит в руки его племянников, сыновей его брата Мундзука-Бледе и Аттиле. В 437 г. гунны разгромили Бургундское королевство. В 445 г. Аттила, убив своего брата Бледу, стал единоличным правителем.

Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготов и гепидов, начал войну против Западно-Римско.й империи, в союзе с которой выступили вестготы, аланы, бургунды, франки. Битва, произошедшая в 451 г. между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.026 с.)