Школа и педагогика в западной Европе и США ВО второй половине ХХ века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа и педагогика в западной Европе и США ВО второй половине ХХ века



- Со второй половины 20 века, при переходе человечества к постиндустриальному (информационному) этапу развития, система образования вступила в противоречие с новой ситуацией в обществе.

- Общество вынуждено было все больше учитывать «человеческий фактор», сознавая ограниченные возможности технического прогресса.

- 20 веке произошел количественный «взрыв» числа учащихся за счет женского образования, доступности его для социальных меньшинств. Особенно это было заметно в средней и высшей школе.

- Идея непрерывного образования стала теоретической основой обновления систем образования.

- Общие принципы системы непрерывного образования сводились к следующему:

- ориентация образования на неповторимую индивидуальность и потребности человека;

- доступность любого вида образования каждому;

-гибкость системы образования;

- разнообразие образовательных услуг, которые предлагаются учащимся и обеспечивают им в дальнейшем возможность выбора своей стратегии образования.

- Особая роль отводится при этом альтернативным школам, к которым относятся:

1) двуязычные школы для детей иммигрантов, где преподавание ведется на родном и государственном языках;

2) школы для детей, испытывающих затруднения в учебе и нуждающихся в щадящих дидактических условиях;

3) авторские школы, где обучение и воспитание ведется по оригинальной педагогической системе;

4) школы, деятельность которых основана на идеях педагогов прошлого (М.Монтессори, Д.Дьюи и др.).

В конце 20 в. во многих странах установлено обязательное школьное обучение в течение 12 лет, введены обязательные государственные стандарты образования, на основе которых разрабатываются конкретные программы обучения.

Среди важных позитивных тенденций развития мировой педагогики и школы этого времени:

· - курс на демократизацию школьных систем;

· - дифференциация образования;

· - гуманистическая направленность воспитания;

· - использование форм и методов, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся;

· - педагогизация новейших технических средств;

· - модернизация классно-урочной системы;

· - опытно-экспериментальная деятельность;

· - интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования.

Педагогическая наука в странах Запада и США

Во второй половине 20 в. на Западе в условиях европейского образовательного пространства формируется новая образовательная парадигма. В качестве основных положений новой образовательной парадигмы выступают:

· - ориентация учебных планов и программ, содержание обучения на формирование современной функциональной грамотности, развитие умений к поиску новых знаний, их критическому анализу и интеграции;

· - изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний, умений и навыков к посреднику между обучающимся и учебным предметом как элементом культуры, консультанту, помощнику в самостоятельном активном освоении нового содержания образования);

· - ориентация образования на развитие у обучающихся способностей осуществлять мыследеятельность – способностей аналитических, рефлексивных, самоопределения;

· - установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса на утверждение в обществе идеологии самобытности и самоценности детства (ребенок – ключ к познанию человека, отношение к ребенку в социуме – показатель культуры общества).

Разработка стандартов

в области содержания школьного образования

В последние двадцать лет одной из главных тенденций развития образования в мире является повышение его качества. В связи с этим конец ХХ века ознаменовался выдвижением на первый план проблемы содержания образования и создания образовательных стандартов.

В централизованных государствах, таких как Франция, Италия, Япония, Китай, бывший СССР, стандарты существовали всегда в виде государственных учебных планов и программ, обязательных для всей страны. В последнее десятилетие создается новое поколение учебных программ или стандартов, которые имеют несколько иной состав, структуру и форму.

Такие страны, как США, Великобритания, Канада, имеют крайне децентрализованные системы образования, хотя степень их децентрализации различна.

· В США решения по созданию учебных планов и программ принимаются на уровне штатов и школьных округов, несмотря на то, что в стране существует Министерство (Департамент) образования.

· Канаде отсутствует федеральное министерство образования, существуют только министерства провинций, которые и руководят развитием содержания образования в них.

· Великобритании разработка учебных планов и программ долгое время проводилась в самих школах, однако в последнее время положение изменилась.

· В Австралии определяются следующие цели разработки стандартов:

— определение содержания образования, которым должны овладеть все у чащиеся, главным образом учащиеся обязательной ступени обучения;

— совершенствование и повышение уровня образования в стране;

— создание основы для оценки и измерения достижений учащихся;

— информирование учителей, учащихся, их родителей и общественности об ожиданиях в отношении достижений учащихся.

· В централизованных странах — Франции, Италии, Японии и ряде других — стандартизация проходит на уровне учебного плана. Распределение учебного времени по предметам или предметным областям является в этих странах прерогативой государства. В последнее время в этой группе стран, которые часто называют энциклопедическими по причине стремления включить в содержание образования как можно большее количество учебного материала, наблюдается тенденция к снижению нагрузки учащихся.

· Созданная во Франции комиссия по пересмотру школьных программ в докладе 1989 года особо подчеркнула необходимость сокращения и дифференциации содержания образования: Постоянное увеличение объема знаний делает бессмысленным амбициозное стремление к энциклопедизму. В содержании образования необходимо выделить обязательную часть, представляющую собой сумму знаний, абсолютно необходимых каждому человеку, дополнительную часть программ, позволяющую учитывать индивидуальные способности учащихся, а также факультативную, подлежащую усвоению самостоятельно, но находящуюся в сфере профессиональной компетенции учителя.

25. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в конце ХХ –начале ХХ1 века

1. В ходе распада СССР в начале 90-х школа в Беларуси, как и в других странах бывшего Советского Союза школа, образование приходило во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями.

В образовательной системе "детский сад - школа - вуз", несоответствие между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания выражалось в следующих недостатках:

· невостребованность в практической жизни знаний, навыков и умений, получаемых в школе;

· отсутствие у выпускников школы умений и готовности к быстрой адаптации к изменяющимся социально- экономическим условиям развития общества;

· завышенные требования учебных программ, отсутствие учета индивидуальных запросов и возможностей личности;

· чрезмерная учебная нагрузка со всеми вытекающими негативными последствиями для развития и здоровья школьников;

· устаревшие технологии обучения школьников, построенные на принципах авторитарной педагогики;

· неэффективная система оценки знаний, развития способов деятельности и качеств личности.

2. Назрела необходимость устранения недостатков, реформирования общеобразовательной системы.

· В 1991г. РБ принимается Закон " Об образовании в Республике Беларусь" В нем четко формулируются принципы государственной политики в области образования, цель и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся и студентов, финансирование системы образования

· В соответствии с Концепцией реформы общеобразовательной средней школы (1996г.) разработана программа ее реализации. Она содержит основные этапы реформирования общеобразовательной школы, организационно- управленческое и ресурсное обеспечение реформы, основные направления развития ступеней общего среднего образования.

Структура Программы, ее содержание обусловлены основной целью реформы:

· перевод общеобразовательной школы на качественно новый уровень,

· личностно-гуманистическая ориентация образования при сохранении лучших достижений советской школы,

· творческом использовании мирового опыта.

Осуществление реформы связано с реализацией задач национальной системы образования:

- сохранение и развитие лучших традиций национальной системы образования;

- интеграция системы образования с наукой и культурой;

- формирование обучающей и воспитательной системы, отвечающей задачам нового этапа развития общества;

- разработка принципов совершенствования системы образования в РБ.

Реализация реформы обусловлена так же необходимостью решения следующих практических задач:

- переход на 12-летний срок обучения, что предполагает обучение детей с 6-летнего возраста и введение новой структуры общеобразовательной средней школы;

- разработка и внедрение нового учебного плана, обеспечивающего высокий уровень образования при снижении учебной нагрузки школьников;

- трансформация содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и практической направленности учебного материала;

- обеспечение разноуровневого, вариативного обучения учащихся учетом их индивидуальных возможностей и способностей;

- обеспечение широкой дифференциации обучения на 3 (старшей) ступени средней школы;

- разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся;

- создание системы воспитания, основой которой является воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма и гражданственности.

Принципы национальной системы образования:

- гуманизация и демократизация образования;

- доступность

- равенство прав граждан на получение образования;

- единство образовательных и воспитательных задач;

- обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- преемственность между уровнями и ступенями образования;

- опора на отечественные традиции и международный опыт развития образования.

3. Преемственность ступеней школьного образования

Новая мо дель общеобразовательной школы включает в себя 3 ступени

1-4 годы обучения (подготовительный-1-3 классы) — начальное общее образование;

5-10 годы обучения (4-9 классы) — основное (базовое) общее образование;

11-12 годы обучения (10-11 классы) — полное среднее общее образование.

Цели и содержание деятельности на каждой из ступеней школы отражают как организационно-структурную, так и содержательную основу системности построения образования в стране.

Содержание, объем учебной нагрузки, уровень и качество подготовки обучающихся на ступенях дошкольного, начального, основного (базового) и полного общего среднего образования будут определяться системой преемственно связанных государственных стандартов и образовательных программ.

Белорусская школа 90-х, современная образовательная система руководствуется в учебно-воспитательном процессе следующими основополагающими документами: Закон "Об образовании в Республике Беларусь", "О языках в Белорусской ССР" (1990), "Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь" (Программа), Закон " О правах ребенка", "Концепция развития детского движения в Республике Беларусь", "Рекомендации по организации воспитательной работы", "Состояние и пути развития школьного образования в Республике Беларусь", "Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь" (2006-2011 гг., 2012-2015 гг.), "Конституция Республики Беларусь".

 

26. Модернизация системы образования в мире

в начале ХХI века

· Причины, побуждающие к эволюции системы образования в западном мире,

1. Усложнение производства и необходимость более высокой профессиональной квалификации, научно-техническая революция и быстрота изменений во всех областях жизни предъявляет каждому человеку и обществу в целом новые требования.

2. Общество вынуждено было все больше учитывать «человеческий фактор», сознавая ограниченные возможности технического прогресса.

Постепенно необходимость и полезность разностороннего развития личности для общества, готовой адекватно реагировать на быстро меняющийся мир, стала осознаваться как условие дальнейшего выживания человечества.

3. Система образования вынуждена была ориентироваться на изменившиеся образовательные потребности общества.

4. Все эти процессы проходили на фоне возрастающей доступности (демократизации) школьного образования и в ситуации, когда полноценное образование стало непременным атрибутом успешной карьеры и материального благосостояния.

· В 20 веке произошел количественный «взрыв» числа учащихся за счет женского образования, доступности его для социальных меньшинств.

· Как результат, во второй половине 20 в. на Западе в условиях европейского образовательного пространства формируются новые образовательная тенденции:

- демократизация образования – то есть рост доступности

- ориентация учебных планов и программ, содержание обучения на формирование современной функциональной грамотности то есть формирование знаний, умений и навыков адаптации к конкретной культурной среде, к социальны отношениям;

- формирование способности и стремления к самообразованию

- приоритет «человеческого фактора»

- изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний, умений и навыков к посреднику между обучающимся и учебным предметом как элементом культуры, консультанту, помощнику в самостоятельном активном освоении нового содержания образования);

- ориентация образования на развитие у обучающихся способностей осуществлять мыследеятельность – способностей аналитических, рефлексивных;

- установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса на утверждение в обществе идеи самоценности детства (отношение к ребенку в социуме – показатель культуры общества).

· Особая роль отводится возникающим в этот период альтернативным школам, к которым относятся:

1) двуязычные школы для детей иммигрантов;

2) школы для детей, испытывающих затруднения в учебе и нуждающихся в щадящих дидактических условиях;

3) авторские школы, где обучение и воспитание ведется по оригинальной педагогической системе;

4) школы, деятельность которых основана на идеях педагогов прошлого (М.Монтессори, Д.Дьюи и др.).

· Дидактические концепции западной педагогики:

Традиционная: Образование рассматривается как передача молодым поколениям универсальных элементов культуры прошлого. Представители традиционализма намерены дать новую жизнь систематическому академическому образованию. Такие идеи развивают Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капеля (Франция), Г. Кэвелти (США) и др

Рационалистическая концепция образования: П. Блум, Р. Ганье, Б. Скинер концентрировали усилия, прежде всего на проблеме усвоения знаний и практической адаптации молодежи через образования к существующему обществу.

Лидеры гуманистической психологической школы –А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс – высказывали озабоченность процессом дегуманизации воспитания. Они настаивают на учёте интересов, психики, индивидуальных особенностей школьников, на бережном отношении к личности ребёнка, предлагают педагогам отказаться от традиций быть господами по отношению к своим подопечным.

· В содержание образования вводятся новые школьные предметы: экология, информатика, семейные отношения, экономика, половое воспитание.

Реформа высшего образования в Европе (90–е годы XX века–2010г.) 1. Новые альтернативные формы: дистанционное обучение, «открытые университеты (Нидерланды)

2. Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Предпосылки создания Б. проекта:

· Экономические основания

· Высокая конкуренция в наукоемком производстве требует высокую квалификацию профессиональных кадров

· Разрыв между академическим образованием и рынком труда

· Отставание научного потенциала Европы от США (в 2 раза меньше докторов наук)

· Как следствие создания ЕЭС

· Стремление стран к признанию на мировом пространстве отечественных дипломов

Положения Болонской декларации:

· Создание единого приложения к диплому о ВО

· Единый механизм учета (измерения) полученного объема знаний студентом – в кредитных единицах - ECTS

· Создать условия для мобильности студентов, преподавателей, научных работников

· Введение 2-уровневой системы ВО: бакалавр и магистр (+доктор наук)

· Повышение качества ВО

· Развитие непрерывного образования открытость стран в науке и образовании

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Рекомендации

студентам по подготовке к семинарским занятиям

 

Семинарское занятие - важная и обязательная форма учебного процесса, которая является дополнением к лекционной форме обучения и ее углублением.

На семинары выносятся наиболее важные и сложные вопросы курса, для обсуждения которых требуется специальная подготовка студента с использованием рекомендуемой учебной литературы и лекций. Специфика семинаров по данному курсу состоит в том, что они включают две основные формы работы:

1) теоретическую в виде устного или письменного обсуждения поставленных вопросов;

2) выполнение практических заданий.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара по заданной теме: вначале с основными вопросами, затем - с вопросами для обсуждения и выполнения расчетно-графических работ, оценив для себя объем задания.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая материал, необходимый для изучения поставленных вопросов.

3. Обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме: в первую очередь - к основной, при необходимости углубленного изучения - к дополнительной.

4. Уделить особое внимание основным понятиям изучаемой темы, владение которыми способствует эффективному усвоению курса.

5. Осмыслить имеющиеся в данной теме формулы, которые используются для выполнения необходимых расчетов.

6. Освоить приемы построения графических моделей, если они применяются в изучаемой теме.

7. В процессе изучения темы следует подготовить тезисы или мини-конспект в тетради для семинарских занятий. Особенно это касается вопросов, предназначенных для самостоятельного изучения. Эти записи могут быть использованы на семинаре как подсказка при публичном выступлении, а также при подготовке к зачету и экзамену.

 

Требования к качеству подготовки студентов

К семинарским занятиям

 

1. Подготовка к семинару является обязательной частью работы студента и производится по всем вопросам темы, указанным в плане занятия, а не выборочно по отдельным вопросам. Сплошная подготовка способствует полноценному освоению темы и эффективной работе семинара.

2. Работа студента на семинаре предполагает его высокую активность и соответствие следующим требованиям при публичном выступлении:

а) свободное устное воспроизведение подготовленного выступления по вопросам с использованием мини-конспектов в качестве вспомогательного средства;

б) готовность и умение отвечать на вопросы и делать выводы из сказанного;

в) владение терминологией курса конфликтологии;

г) временной регламент выступления 7+ 10 минут.

3. После завершения изучения курса студент должен владеть основными концепциями курса и использовать их для обсуждения моделей поведения в конфликтных ситуациях и конфликтах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.055 с.)