Просвещение и школа в Русском централизованном государстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Просвещение и школа в Русском централизованном государстве



 

В XVII веке в России развивается просвещение:

· появляется много литературных произведений, в том числе ряд светских и сатирических повестей, биографий различных деятелей,

· распространяются рукописные азбуковники ( азбуковник – это список непонятных иностранных слов с их кратким объяснением; рукописные, анонимные; появились в России с 13 в., особенно распространены в 17 в.; прообразы первых энциклопедий; первые не богослужебные, а светские книги).

Славянские цифры - это алфавитное обозначение чисел. Считается, что оно было введено одним из составителей славянского алфавита — Кириллом (умер в 869 г.).

В России славянская нумерация сохранилась до конца XVII в. При Петре I возобладала так называемая арабская нумерация, которой мы пользуемся и сейчас. Славянская нумерация сохранялась только в богослужебных книгах.

· Число начальных школ при церквах и в монастырях, где обучали чтению и письму, возросло.

· Обучение чтению велось во второй половине XVII века по печатным букварям:

Развитие высшего образования в России.

В истории развития образовательных учреждений в рассматриваемый период в России предпринимаются попытки создания высшей школы. Инициативу создания высшей - или промежуточной между средней и высшей - школы взяло на себя по традиции – духовенство.

Киево-Могилянская академия

1. В Киеве при Киево-Печерском монастыре в 1615 году создается киевское православное братство и при нем - братская школа, предшественница Киево-Могилянской коллегии, впоследствии академии.

2. Затем к школе братства была присоединена школа Киево-Печерской лавры, Лаврская школа, основанная митрополитом Петром Могилой. Новое учебное заведение получило название Киево-Братской коллегии.

3. Средством к овладению знаниями являлся латинский язык.

4. Но студенты воспитывались в православном духе. - А это период истории Речи Посполитой.

5. В коллегии изучался широчайший набор наук.

6. Воспитанники каждую субботу упражнялись в диспутах.

7. В коллегию принимали детей всех сословий.

Славяно-греко-латинская академия.

1. Возникает мысль о создании в Москве академии по образцу Киево-Могилянской.

2. Инициатором создания такой академии был прибывший в Москву из Белоруссии известный писатель и педагог Симеон Полоцкий. Он в 1682 году составил «Привилею» (учредительную грамоту) академии, но она сначала не была утверждена царем.

3. По этому проекту в академию должны были приниматься только православные люди.

4. Академия имела целью подготовку образованных людей, необходимых государству и церкви.

5. Основными преподавателями академии были два ученых греческих монаха — братья Ионикий и Софроний Лихуды, доктора наук Падуанского университета

6. В Славяно-греко-латинской академии обучались М. В. Ломоносов, известный писатель А. Д. Кантемир, архитектор В. И. Баженов и другие известные деятели культуры, науки и просвещения XVIII века.

7. С открытием в 1755 году Московского университета академия потеряла свое значение как высшее учебное заведение филологического и философского характера и превратилась в духовную академию.

М. В. Ломоносов и его значение для развития русской педагогики и школы.

Деятельность М. В. Ломоносова вдохновлялась его страстным патриотическим стремлением сделать свою любимую родину могучей, богатой и просвещенной.

Русский Леонардо да Винчи (разработал летательный аппарат вертикального взлёта — первый прототип вертолёта, получил ртуть, поэзия, мозаика…).

1. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), сын крестьянина-помора, учился сначала у себя в селе близ Холмогор у домашних учителей по учебникам Смотрицкого и Магницкого.

2. В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

3. В начале 1736 года как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской Академии наук,

4. а осенью того же 1736 года - в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам.

5. В 1739 году отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии.

6. В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию.

7. В 1745 - профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Сразу повел борьбу против "неприятелей наук российских" из числа иностранцев.

8. В 1748 году он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которые использовал для своих мозаик.

9. В 1755 году по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, "открытый для всех лиц, способных к наукам", а не только для дворян, школы, затем создана при университете гимназия.

10. Возглавляя с 1758 года эти учебные заведения, Ломоносов определил общие правила работы гимназии и университета, разработал учебный план гимназии и распорядок учебной работы университета, установил принципы и методы обучения в этих учебных заведениях.

 

13. Политика просвещенного абсолютизма в области образования и воспитания


Закрытые сословно-дворянские учебные заведения.

После смерти Птреа1 идея бессословного образования была забыта.

Дворянство превращается в правящее сословие, оно пользуется большими привилегиями. Для дворянства открываются специальные закрытые учебные заведения.

· Военные школы (кадетские корпуса): Сухопутный шляхетский корпус; Морской кадетский корпус; Артиллерийский корпус; Инженерный корпус.

· Женские школы:

Смольный институт благородных девиц.

В кадетском корпусе было четыре класса. В каждом из них обучение продолжалось от двух до четырех лет. Общий срок обучения составлял в среднем 10-12 лет.

В 1782 году была создана в Петербурге Комиссия народных училищ. Самым деятельным членом этой комиссии стал серб Федор Иванович Янкович (1741-1814), приглашенный из Австро-Венгрии по рекомендации австрийского императора. Янкович был крупным дидактом, последователем идей Коменского.

В 1786 году правительством был опубликован подготовленный комиссией «Устав народным училищам в Российской империи», согласно которому:

в городах разрешалось открывать

- малые народные училища (с двухлетним курсом)

- главные народные училища (с пятилетним курсом обучения в составе четырех классов, последний класс был двухгодичным)

Главные училища открывались в губернских городах.

Включались большое количество предметов. Это: чтение, письмо, счет, история, чистописание, рисование, арифметика, история (всеобщая и русская), география, грамматика, геометрия, механика, физика, архитектура. При главных училищах рекомендовалось открывать библиотеки, а также учебные кабинеты, в которых должны быть наглядные пособия по естественной истории, математике, физике.

В уездных городах открывались малые училища, в которых изучались учебные предметы первых классов главных училищ.


К концу XVIII века в России открылось 315 малых и главных училищ с общим количеством учащихся около 20000 человек; в них работало 790 учителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.50 (0.007 с.)