Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством продукции



Введение.

В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.

Поэтому, чтобы продукция была конкурентоспособной необходима постоянная, целенаправленная, кропотливая работа товаропроизводителей по повышению качества, систематически осуществляемый контроль качества, другими словами можно сказать, что любое предприятие желающее укрепить свои позиции в жесткой конкуренции и максимизировать свою прибыль должно уделять большое внимание процессу управления качеством. Все вышесказанное и обуславливает актуальность изучения темы «управление качеством на предприятии» в современных условиях.

Цель данной работы заключается в изучении управления качеством продукции на примере предприятия ОАО «Кандалакшский опытный машиностроительный завод».

В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы управления качества продукции на предприятии.

2. Провести анализ организации ОАО «Кандалакшский опытный машиностроительный завод», дать общую характеристику предприятия.

3. Сделать выводы и привести рекомендации по улучшению управления качеством на предприятии ОАО «Кандалакшский опытный машиностроительный завод».

Объектом исследования в данной работе является управление качеством продукции на предприятии. Предмет исследования – управление качеством продукции на предприятии ОАО «Кандалакшский опытный машиностроительный завод».

Теоретической основой курсовой работы являются учебная и научная литература, сборники статей и справочных материалов, периодические издания.


Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством продукции

Основные понятия о качестве продукции

Фундаментальное определение качества как философской категории, данное Гегелем в его Энциклопедии философских наук, гласит: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность…». «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть…» [1]. Иначе говоря, качество — это присущие какому-либо объекту свойства и характеристики, которые определяют объект как таковой и отличают его от другого. Потеря свойств и характеристик приводит к исчезновению того объекта, которому они принадлежали. Так, например, вода при нагревании теряет свои характеристики и перестает быть водой, превращаясь в пар, который имеет уже другие, свои собственные свойства и характеристики (качество).

В соответствии с одним из основных положений терминоведения об образовании и определении терминов, определение термина в прикладном значении (качество продукции), исходя из иерархической связи между понятиями, не должно противоречить фундаментальному определению качества как категории. Например, в словаре Вебстера [3] термин качество определен следующим образом:

· особенные и существенные свойства: «природа» вещи;

· неотъемлемая черта: «свойство» вещи (прочность как качество стали).

В нарушение указанного положения науки терминологии приведенные в требованиях о стандартах[4] определения термина качество в прикладном значении не соответствуют фундаментальному, так как качество в них определяется не только как совокупность объективно присущих продукции свойств и характеристик, но и как удовлетворение потребностей (соответствие требованиям). А как указывали авторы источников по терминологии (Д. С. Лотте и Г. П. Мельников), такое несоответствие неизбежно приведёт к путанице, что и случилось в данном случае с термином «качество продукции».

Дело в том, что в науке уже есть понятие, которое означает способность товара или услуги соответствовать предъявляемым требованиям (удовлетворять потребности):

· в экономике это понятие названо термином полезность (англ. Utility)[6];

· в политической экономии это понятие названо потребительной стоимостью, которая также определена как полезность[7];

· в энциклопедическом словаре Вебстера качество, подходящее для применения, также определено как полезность[3].

Иначе говоря, способность качества предмета удовлетворять потребности называется не качеством, а полезностью. В этом понятии выражаются не сами по себе свойства вещей, а отношения людей к этим свойствам. Наглядным примером понятия «полезность» может быть наше отношение к лекарственным препаратам, каждый из которых, обладая своим собственным качеством (свойствами и характеристиками), может быть полезен одному и бесполезен или, более того, вреден другому. В связи с принятыми в науке определениями качества и полезности, соотношение между этими понятиями можно выразить следующей формулой:

полезность = качество + удовлетворение потребностей

Такое понимание качества и его соотношения с полезностью прослеживается и в повседневной жизни, когда мы говорим: «Такое качество мне даром не нужно», или наоборот: «Вот это — качество!». Здесь мы определяем своё отношение не к качеству вообще, а к определенному уровню качества, который выражен в словах «такое», «это».

В стандартах из-за несоответствия между прикладным и фундаментальным определением термина «качество» произошла подмена понятий: вместо определения качества (внутреннего свойства продукции) дано определение её внешнего свойства — полезности[8]. Более того, приведенные определения не просто вносят путаницу в понимании сущности качества продукции, а таят в себе настоящую логическую бомбу. Формально, согласно логике, из таких определений следует: если качество — это степень соответствия характеристик требованиям, то продукция, которая не соответствует нашим требованиям, не обладает качеством. Но в природе нет вещей без качества, без каких-либо свойств и характеристик.

Тогда что же такое качество? Объективно присущие продукции свойства и характеристики, или ещё и удовлетворение наших требований, то есть наша субъективная оценка этих свойств, наши ощущения и чувства? И как быть с качеством в том случае, когда какая-либо продукция нас удовлетворяет, а других нет? Соглашаясь с приведенными в стандартах определениями качества, мы должны будем признать, что один и тот же предмет в одно и то же время может и обладать качеством, и не иметь его вовсе в зависимости от удовлетворения потребителей. Наглядно это показано на рисунке 1.

Рисунок 1. Качество и полезность продукции.

В результате качество становится абсолютно неопределённым понятием. Здесь также налицо противоречие со здравым смыслом, ибо если продукция существует, то у нее есть вполне определённые характеристики, независимо от удовлетворения чьих-то потребностей. Дело в том, что качество, взятое само по себе, без контекста, является нейтральным понятием. Оно не характеризует вещь ни с плохой, ни с хорошей стороны. Говорим же мы о плохом (низком) или хорошем (высоком) качестве. Положительное или отрицательное отношение к качеству продукции проявляется у потребителей и зависит от уровня качества этой продукции, от того, какие у нее свойства и характеристики. Весьма определенно по этому поводу высказался еще Шекспир в «Гамлете»: «…сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни плохими, а только в нашей оценке». Допущенная в стандартах ошибочная связь качества с удовлетворением потребностей понятна и объясняется тем, что в определении термина качество продукции для производителей важно было подчеркнуть, чтобы качество соответствовало требованиям заказчиков или рынков сбыта. Но тогда соответствие требованиям (удовлетворение потребностей) нужно было связывать не с сущностью качества, а с его уровнем, или набором требуемых характеристик. В этом случае прикладное определение качества соответствовало бы фундаментальному, как это и сформулировано в последнем из приведенных определений.

Заключение.

Качество продукции – это важнейший показатель деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, как на национальном рынке, так и на международном. Организация работ по управлению качеством продукции на предприятиях предполагает создание или улучшение работы системы качества и принятие необходимых мер по обеспечению их эффективного функционирования.

На предприятии ОАО «КОМЗ» в 2013 году в связи с нехваткой квалифицированных кадров значительно понизилось качество продукции, увеличился процент брака и, соответственно, упали экономические показатели. Так как состояние рынка труда не позволяет обойтись простой заменой существующих кадров на более опытных профессионалов, было предложено автоматизировать производство в литейном цехе, в котором и зарождалась наибольшая часть брака из-за практически полного перенайма сотрудников пенсионного возраста, уже неспособных к труду, на молодых специалистов. Наиболее выгодным из всех предложений было признано использование автоматической машина FBO-III в литейном производстве, кроме того повышению качества продукции и производительности труда поспособствует обучение сотрудников предприятия основам бережливого производства.

Выгода данных мероприятий была проанализирована с помощью расчёта экономической эффективности. Его значение доказывает целесообразность применения предложенных методов управления качеством.

Управляя качеством продукции на предприятии, руководитель всегда должен помнить, что технологический прогресс и научная мысль не стоят на месте, поэтому за одним шагом по повышению качества всегда должен идти следующий, постепенно, но неизбежно выводя предприятие всё на новый и новый уровень.

 

Список литературы.

1. Brett E. Trusko, Carolyn Pexton, Jim Harrington, Praveen Gupta Improving Healthcare Quality and Cost with Six Sigma; Portland House, New York, 2010;

2. J.A. Wagner III, J.M. Bartunek, K.D. Elsbach Advances in Qualitative Organization Research, Volume 4; Portland House, New York, 2013;

3. Webster N. Encyclopedic Unabridged Dictionary of the English Language. — Portland House, New York, 1989;

4. Steve Sleight Strategic Thinking; Дорлинг Киндерсли - Москва, 2013;

5. Walter Allan CIMA Official Exam Practice Kit Fundamentals of Business Economics; Impact Publications - Москва, 2010;

6. Быстрая переналадка для рабочих; Институт комплексных стратегических исследований - Москва, 2010;

7. Кайдзен для рабочих; Институт комплексных стратегических исследований - Москва, 2010;

8. Бернс Грегори Разрушители стереотипов. Когда и как можно нарушать общепринятые правила и выходить победителем; Альпина Паблишер - Москва, 2010;

9. Грейзинг Дэвид Я хотел, чтобы весь мир покупал Coca-Cola. Судьба лидера Роберто Гисуэта; Красивая страна - Москва, 2012;

10. С. Коэн Суть перемен. Путеводитель. Инструменты и тактика руководства преобразованиями в компании; Олимп-Бизнес - Москва, 2012;

11. Кандалинцев В. Г. Инновационный бизнес. Применение сбалансированной системы показателей; Дело АНХ - Москва, 2010;

12. Коллисон Крис, Парселл Джефф Учитесь летать; Институт комплексных стратегических исследований - Москва,2013;

13. Международные стандарты. «Управление качеством продукции». ИСО 9000-9004, ИСО 8402. — Изд-во стандартов - Москва, 2007;

14. Меерович Марк, Шрагина Лариса Технология творческого мышления; Альпина Паблишер - Москва, 2013;

15. Миллер Уильям, Шенк Вики Просто и доступно об управлении качеством; Альпина Паблишер - Москва, 2010;

16. О'Коннор Джозеф, Макдермотт Иан Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем; Альпина Паблишер - Москва, 2013;

17. Седдон Дж. Свобода от приказов и контроля. Путь к эффективному сервису; Стандарты и качество - Москва, 2010;

18. Тейлор Уильям, Лабарр Полли Маверики в деле. Почему в бизнесе побеждают наиболее оригинальные умы; BestBusinessBooks - Москва, 2010;

19. Харрисон Алан, Ремко ван Хоук, Харрисон Алан Управление логистикой; Баланс Бизнес Букс - Москва, 2011.

 

Введение.

В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.

Поэтому, чтобы продукция была конкурентоспособной необходима постоянная, целенаправленная, кропотливая работа товаропроизводителей по повышению качества, систематически осуществляемый контроль качества, другими словами можно сказать, что любое предприятие желающее укрепить свои позиции в жесткой конкуренции и максимизировать свою прибыль должно уделять большое внимание процессу управления качеством. Все вышесказанное и обуславливает актуальность изучения темы «управление качеством на предприятии» в современных условиях.

Цель данной работы заключается в изучении управления качеством продукции на примере предприятия ОАО «Кандалакшский опытный машиностроительный завод».

В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы управления качества продукции на предприятии.

2. Провести анализ организации ОАО «Кандалакшский опытный машиностроительный завод», дать общую характеристику предприятия.

3. Сделать выводы и привести рекомендации по улучшению управления качеством на предприятии ОАО «Кандалакшский опытный машиностроительный завод».

Объектом исследования в данной работе является управление качеством продукции на предприятии. Предмет исследования – управление качеством продукции на предприятии ОАО «Кандалакшский опытный машиностроительный завод».

Теоретической основой курсовой работы являются учебная и научная литература, сборники статей и справочных материалов, периодические издания.


Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством продукции

Основные понятия о качестве продукции

Фундаментальное определение качества как философской категории, данное Гегелем в его Энциклопедии философских наук, гласит: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность…». «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть…» [1]. Иначе говоря, качество — это присущие какому-либо объекту свойства и характеристики, которые определяют объект как таковой и отличают его от другого. Потеря свойств и характеристик приводит к исчезновению того объекта, которому они принадлежали. Так, например, вода при нагревании теряет свои характеристики и перестает быть водой, превращаясь в пар, который имеет уже другие, свои собственные свойства и характеристики (качество).

В соответствии с одним из основных положений терминоведения об образовании и определении терминов, определение термина в прикладном значении (качество продукции), исходя из иерархической связи между понятиями, не должно противоречить фундаментальному определению качества как категории. Например, в словаре Вебстера [3] термин качество определен следующим образом:

· особенные и существенные свойства: «природа» вещи;

· неотъемлемая черта: «свойство» вещи (прочность как качество стали).

В нарушение указанного положения науки терминологии приведенные в требованиях о стандартах[4] определения термина качество в прикладном значении не соответствуют фундаментальному, так как качество в них определяется не только как совокупность объективно присущих продукции свойств и характеристик, но и как удовлетворение потребностей (соответствие требованиям). А как указывали авторы источников по терминологии (Д. С. Лотте и Г. П. Мельников), такое несоответствие неизбежно приведёт к путанице, что и случилось в данном случае с термином «качество продукции».

Дело в том, что в науке уже есть понятие, которое означает способность товара или услуги соответствовать предъявляемым требованиям (удовлетворять потребности):

· в экономике это понятие названо термином полезность (англ. Utility)[6];

· в политической экономии это понятие названо потребительной стоимостью, которая также определена как полезность[7];

· в энциклопедическом словаре Вебстера качество, подходящее для применения, также определено как полезность[3].

Иначе говоря, способность качества предмета удовлетворять потребности называется не качеством, а полезностью. В этом понятии выражаются не сами по себе свойства вещей, а отношения людей к этим свойствам. Наглядным примером понятия «полезность» может быть наше отношение к лекарственным препаратам, каждый из которых, обладая своим собственным качеством (свойствами и характеристиками), может быть полезен одному и бесполезен или, более того, вреден другому. В связи с принятыми в науке определениями качества и полезности, соотношение между этими понятиями можно выразить следующей формулой:

полезность = качество + удовлетворение потребностей

Такое понимание качества и его соотношения с полезностью прослеживается и в повседневной жизни, когда мы говорим: «Такое качество мне даром не нужно», или наоборот: «Вот это — качество!». Здесь мы определяем своё отношение не к качеству вообще, а к определенному уровню качества, который выражен в словах «такое», «это».

В стандартах из-за несоответствия между прикладным и фундаментальным определением термина «качество» произошла подмена понятий: вместо определения качества (внутреннего свойства продукции) дано определение её внешнего свойства — полезности[8]. Более того, приведенные определения не просто вносят путаницу в понимании сущности качества продукции, а таят в себе настоящую логическую бомбу. Формально, согласно логике, из таких определений следует: если качество — это степень соответствия характеристик требованиям, то продукция, которая не соответствует нашим требованиям, не обладает качеством. Но в природе нет вещей без качества, без каких-либо свойств и характеристик.

Тогда что же такое качество? Объективно присущие продукции свойства и характеристики, или ещё и удовлетворение наших требований, то есть наша субъективная оценка этих свойств, наши ощущения и чувства? И как быть с качеством в том случае, когда какая-либо продукция нас удовлетворяет, а других нет? Соглашаясь с приведенными в стандартах определениями качества, мы должны будем признать, что один и тот же предмет в одно и то же время может и обладать качеством, и не иметь его вовсе в зависимости от удовлетворения потребителей. Наглядно это показано на рисунке 1.

Рисунок 1. Качество и полезность продукции.

В результате качество становится абсолютно неопределённым понятием. Здесь также налицо противоречие со здравым смыслом, ибо если продукция существует, то у нее есть вполне определённые характеристики, независимо от удовлетворения чьих-то потребностей. Дело в том, что качество, взятое само по себе, без контекста, является нейтральным понятием. Оно не характеризует вещь ни с плохой, ни с хорошей стороны. Говорим же мы о плохом (низком) или хорошем (высоком) качестве. Положительное или отрицательное отношение к качеству продукции проявляется у потребителей и зависит от уровня качества этой продукции, от того, какие у нее свойства и характеристики. Весьма определенно по этому поводу высказался еще Шекспир в «Гамлете»: «…сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни плохими, а только в нашей оценке». Допущенная в стандартах ошибочная связь качества с удовлетворением потребностей понятна и объясняется тем, что в определении термина качество продукции для производителей важно было подчеркнуть, чтобы качество соответствовало требованиям заказчиков или рынков сбыта. Но тогда соответствие требованиям (удовлетворение потребностей) нужно было связывать не с сущностью качества, а с его уровнем, или набором требуемых характеристик. В этом случае прикладное определение качества соответствовало бы фундаментальному, как это и сформулировано в последнем из приведенных определений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.168 (0.047 с.)