Культура предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура предпринимательства



альные характеристики (возраст, пол, занятость, этнос и т.д.), но и социальные ценности, а также индивидуальные образы жизни потребителей.

Хотя в прежние времена социология была склонна считать куль­туру массового потребления манипулируемой и стадиально управ­ляемой, сегодня очевидно, что ни модель культурного манипули­рования, ни модель индивидуального "потребительского суверени­тета", предпочитаемая экономистами, сами по себе не могут адек­ватно отразить обозначаемые процессы. Как показал Фитерстоун (1990), в капиталистических обществах потребление (а) непрерыв­но поощряется с тем, чтобы поддерживалось производство и обес­печивался стимул к труду; (б) стало важным признаком статусного дифференцирования всех социальных групп; (в) является главным источником наших удовольствий и грез.

Все эти аспекты, надо полагать, включают сложные, подчас противоречивые отношения. С одной стороны, несомненно, новое манипулирование потребностями, например, элементами фиктив­ной "ностальгии" и "попурри", порожденными туризмом и про­мышленностью "наследия" (см. Роджек, 1993). С другой стороны, в соответствии с теориями постфордизма производство все более ори­ентируется на нужды специалистов, расширяя культурное разно­образие, индивидуальный выбор и самовыражение. Таким образом, интерес к культуре массового потребления выдвинул "культурные вопросы на передний план" и стремится выйти за пределы чисто негативных оценок удовольствий потребления в прежних теориях массовой культуры. См. также Реклама; Бодрияр; Постмодернизм.

 

КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (enterprise culture) - набор ценностей, символов и практических действий, включаю­щих следующие обязательства: создание прибыли, владение пред­приятием, разработка новшеств, обладание инициативой, уверен­ностью в себе, творческим потенциалом и конкурентоспособнос­тью. В 1980-х гг. правительство Великобритании учредило схему "пред­принимательской инициативы", направленной на выпуск дипло­мированных специалистов, обладающих необходимыми промыш­ленности мастерством и опытом, на финансирование инициатив в высшем образовании, поддерживающих ценности предприниматель­ства. Популярная критика социологии часто занимает негативную позицию в отношении предпринимательства, прибыли и индиви­дуализма. Социологическое исследование по культуре предприни­мательства проведено по темам Организационная культура, Государ­ство всеобщего благоденствия, Социальная политика. См. также "Но­вые правые ".

Культурная область

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (США) (cultural anthropology) - антропология культуры человечества. Отличается от социальной ант­ропологии сосредоточенностью не столько на структурах, сколько на деятельности определенных народов, хотя такое различие мож­но легко преувеличить. На практике подчеркивается материальная основа культуры, хотя идеальные ее значения также важны и изу­чаются когнитивной и символической антропологией.

КУЛЬТУРНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ (cultural assimilation) - см. Ассимиляция.

КУЛЬТУРНАЯ ГЕГЕМОНИЯ (cultural hegemony) - см. Гегемония.

КУЛЬТУРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ (cultural deprivation) - отсут­ствие соответствующих культурных ресурсов, например, языка и знания. Понятие использовалось для объяснения ограничений в образовании рабочего класса и детей этнических меньшинств. Оно имело особое влияние в конце 1960-х — начале 70-х гг. в США и Великобритании. Проекты "Хедстарт" (США) и "Приоритетные сфе­ры образования" (Великобритания) были разработаны для детей из рабочих семей ввиду отсутствия родительского внимания, не­удачной семьи и соседей, а также неадекватного обеспечения соот­ветствующим культурным опытом. Эта теория дефицита несостоя­тельности в образовании подверглась сильной критике, потому что предполагает личное несоответствие. Некоторые социологи счита­ют данную проблему относящейся к культурным различиям, ибо школа включает социальные ценности, отличающиеся от ценнос­тей и идей представителей рабочего класса.

КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ (cultural diffusion) - см. Диффузия.

КУЛЬТУРНАЯ ИНКОРПОРАЦИЯ (cultural incorporation) - см. Инкорпорация.

КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (cultural integration) - см. Ин­теграция.

 

КУЛЬТУРНАЯ ОБЛАСТЬ (cultural area) (Антропология) — гео­графическая область, в которой общества имеют одинаковые куль­турные особенности (включая тип языка и социальные организа­ционные формы), обычно связываемые с фундаментальными от­личиями экологии данной области. Однако всякое предположение об экологическом детерминизме легко оспорит большинство тео­ретиков.

Культурная революция

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (Cultural Revolution) - см. Мао Цзедун.

КУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ (cultural theory) - см. Литературная и культурная теория.

КУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (cultural evolution) — см. Эволюци­онная теория; Социокультурная эволюция.

КУЛЬТУРНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО (cultural reproduction) - увековечивание существующих культурных форм, ценностей и идей. Для Бурдъе это означает воспроизводство и увековечивание культу­ры господствующих классов в обеспечении их непрерывного гос­подства. См. также Культурный капитал.

КУЛЬТУРНОЕ ЗАПАЗДЫВАНИЕ (cultural lag) - гипотеза, со­гласно которой социальные проблемы и конфликты возникают из- за неспособности социальных институтов шагать в ногу с техноло­гическими изменениями. Гипотеза основана на предположении о технологическом детерминизме и связана с неоэволюционными те­ориями социального изменения. Термин впервые использован Ог- борном (1964). См. также Модернизация; Технология; Функционализм; Неоэволюционизм.

КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (cultural studies) - особое направление междисциплинарных подходов к изучению культуры и общества. В социологии этим активно занимается Центр совре­менных культурных исследований (ЦСКИ) Бирмингемского уни­верситета, учрежденный в 1964 г. под руководством Ричарда Хог- гарта. Центр черпал вдохновение из его широко известной книги "Использование грамотности" (1958) и направлял свою деятель­ность на поддержку и поощрение исследований в области совре­менной культуры — форм, учреждений, проявлений — и их связи с более широкими моделями социального изменения. После отъез­да Хоггарта в ЮНЕСКО в 1968 г. директором центра стал социолог Стюарт Холл, руководивший им вплоть до своего перехода в От­крытый университет в 1979 г.

Интересами центра и основного социологического потока куль­турных исследований в Великобритании были:

• социальное создание условий культурного производства и сим­волических форм;

 

• "жизненный опыт" культуры и ее формирование классами, возрастом, полом и этническими отношениями;

Культурный капитал

• отношения между экономическими, а также политическими учреждениями и процессами, с одной стороны, и культур­ными формами — с другой.

Сюда относятся работы социалистического литературного кри­тика Раймонда Уильямса (особенно "Культура и общество", 1958; "Долгая революция", 1960). Под влиянием Уильямса и Холла в ана­логичных работах многие понятия заимствованы из марксизма, но их авторы всегда избегали "редукционизма", подчеркивая взамен идею о том, что культура — продукт борьбы за власть между раз­личными социальными группами, основанными на возрасте, роде и этносе, равно как и на экономических делениях (классах). Напри­мер, в 70-х гг. несколько "Рабочих статей в культурных исследова­ниях", написанных исследователями ЦСКИ (Холл и Джефферсон, 1976) и посвященных молодежным субкультурам, привлекли ши­рокое внимание (см. Сопротивление через ритуал). Позже под влия­нием идей Грамши и алътюссерианского марксизма члены Бирмин­гемской школы изучали культурные значения Тэтчеризма. См. так­же Массовая культура; Литературная и культурная теория.

В последнее время, особенно с приобретением "индустрии куль­туры" важного значения в экономике, появились работы ЦСКИ по анализу "культурных форм" — см. Культура массового потребления; Постмодерн и постмодернизм; Социология искусства.

КУЛЬТУРНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ КАПИТАЛИЗМА (cultural contradictions of capitalism) — тезис (БЕЛЛ, 1976) о том, что в современных капиталистических обществах существуют неразре­шимые конфликты между тремя основными "осевыми принципа­ми", то есть экономическим (технико-экономической эффектив­ностью), политическим (политическим и социальным равенством) и культурным (индивидуальным самовыражением и гедонистским выполнением), и что главные их проблемы порождаются самими этими обществами. Ср. Финансовый кризис в капиталистическом го­сударстве. См. также Справедливость.

КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ (cultural capital) — богатство в фор­ме знания или идей, которое узаконивает обладание статусом и властью.

 

Как предложил, в частности, Бурдье, данное понятие расширя­ет марксистскую идею об экономическом капитале, ибо его обла­датели оказывают значительное влияние на другие группы, исполь­зуя знания для достижения привилегированного профессиональ­ного положения и узаконивают своих претензий на большую долю экономического капитала. Поэтому господствующий класс имеет

Культурный материализм

символы (язык, культуру и механизмы), посредством которых мо­жет устанавливать гегемонию. Бурдье доказывает, что школа путем присуждения удостоверений и дипломов — главное учреждение, служащее поддержанию установленного порядка. Язык, ценности, суждения, модели успеха и неудач, принятые в школе, принадле­жат господствующей группе. Следовательно, успех личности в об­разовании в значительной степени продиктован той мерой, в ка­кой она усвоила господствующую культуру, и тем, каким культур­ным капиталом обладает господствующая группа.

Отчасти именно в результате культурного капитала рабочий класс нередко отодвигается на задний план в конкуренции за професси­ональные достижения. Ведь культурный капитал не только дает пре­имущества в обучении, но также является фактором, ведущим к недооценке квалификаций, умений и т.д., к предпочтению неко­торыми предпринимателями произвольно определенных "соци­альных характеристик", например, выпускников из среднего клас­са, заканчивающих элитные учреждения, даже если они обладают более низкой формальной квалификацией.

Это понятие предполагает иной взгляд на преимущества челове­ческого капитала, нежели в основной альтернативной теории чело­веческого капитала (см. также Интеллект), дополняя ее теорией конкурса, имеющей и сходства, и различия в подходах (см. Кон­курс). Ср. Функционалистская теория социальной стратификации.

КУЛЬТУРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ (cultural materialism) (Антропо­логия) — подход (например, работа Марвина Харриса, 1978), зак­лючающийся в том, что подходящими объяснениями многих ас­пектов человеческой культуры являются материальные факторы. В некоторых формах он аналогичен подходу Маркса, но в работе Хар­риса определяющие особенности объясняются демографией или окружающей средой. Хэмс, в частности, предложил рассматривать с этой точки зрения такие социальные явления, как каннибализм, табу и ограничения в пище. См. также Исторический материализм; Истощение окружающей среды; Географический детерминизм.

КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ (cultural pluralism) - 1. Докт­рины, подчеркивающие социальные преимущества культурного многообразия и создания культурного богатства. 2. Социальная си­туация, в которой преобладает культурное многообразие. См. также Мультикультурализм; Плюрализм; Глобализация культуры.

 

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ и ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ РЕ­ЛЯТИВИЗМ (cultural relativism and linguistic relativism) — доктри-

Кун Томас

на, согласно которой понятия и ценности одного общества или культурной области не могут в полной мере интерпретироваться или восприниматься в других языках, то есть истинно универсаль­ные понятия и ценности не доступны. См. также Релятивизм; Формы жизни; Несоизмеримость; Перевод; Гипотеза Сапира-Уорфа.

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК (culture shock) — разрушение нормаль­ных социальных перспектив (общества, субкультуры, групп) в ре­зультате столкновения с чуждой или иностранной культурой. Хотя культурный шок может психологически расстраивать, а также при­чинять неудобства индивидуумам (как в тех ситуациях, когда речь идет о насильственном отрыве от собственного общества или его подрыве вмешательством извне), он может и освобождать, ведя к новой глубине понимания социологически значимых связей. Имен­но благодаря последнему социология и антропология часто приме­няют культурный шок к новым студентам своих дисциплин. См. также Новичок.

КУН ТОМАС (Kuhn, Thomas) (1922—) — американский спе­циалист по истории науки, чьи социологические поиски много сде­лали для подрыва условных, "абстрактных", общих философских оценок, вроде эмпиризма и фальсификационизма. В представлении Куна нет универсального научного метода, с точки зрения которо­го достижения науки могут обеспечиваться в абстрактной общей форме (см. также Фейерабенд).

Главный тезис Куна — наука может правильно пониматься только как исторически и социально обусловленный продукт. Историк на­уки обязан учиться применять ее основные понятия так же, как любой другой ученый, работающий в своей области. Тогда это ста­новится ничем не отличающимся от изучения социологом или ан­тропологом группы либо общины. Кун обращает особое внимание на свойства его методов по сравнению с герменевтикой и значимы­ми пониманием и объяснением, а также на его понятие научной пара­дигмы и понятие Витгенштейна форм жизни.

В наиболее известной его работе — "Структура научных револю­ций" (1962) — Кун дает общую оценку науке, отмечая в ней пери­одические "революционные" изменения, в ходе которых установ­ленные прежде понятия оказываются опрокинутыми. Важнейшим является следующий тезис: эти перевороты таковы (например, не­соизмеримость научных концепций, которые господствуют прежде и после), что условные понятия накопленного "научного прогрес­са" сохраняться не могут (см. Нормальная и революционная наука).

 

Критики Куна отклоняют тенденцию к философскому реляти-

Куртозис

визму. Однако игнорирование общепринятых философских оценок научного рационализма, а также защита исторических, социологи­ческих и психологических оценок науки не должны предполагать поддержку доктрины полного философского релятивизма (см. так­же Наука). Правда, Кун сам был не однозначен в решении этих проблем.

КУРТОЗИС (kurtosis) — см. Меры дисперсии.

 

КЬЮ (Q) ЮЛА — мера ассоциации (корреляции), изобретенная математиком Дж.В. Юлом и применяемая для вычисления ассоци­ации между двумя переменными, которые могут иметь только два возможных значения.


л

ЛАГЕРЬ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА (forced labour camp) - см. Концентрационный лагерь.

ЛАЗАРСФЕЛЬД ПАУЛЬ (Lazarsfeld, Paul) (1901-1976) - ро­дившийся в Австрии и впоследствии обосновавшийся в США со­циальный исследователь и социолог, внесший выдающийся вклад в развитие обзорного исследования и методики количественного анализа данных в социологии (см. Лазарсфельд и Розенберг "Язык социального исследования", 1955). После ранних работ в Австрии, посвященных классам и безработице, в 1933 г. он эмигрировал в США, занимаясь изучением средств информации до перехода в Колумбийский университет, где он учредил один из ведущих цен­тров эмпирических социологических исследований — Бюро при­кладных социальных исследований. Среди наиболее известных на­правлений были исследования электорального поведения, включая "Народный выбор" (1944), написанный совместно с Берельсоном и Годе, и "Голосование" (1954), изданное вместе с Берельсоном и Макфи (см. также Электоральное поведение). Критика его произве­дений, например, К. Райтом Миллсом за их значение только для абстрактного эмпиризма, не справедлива, поскольку именно Ла­зарсфельд может претендовать на первенство в установлении сис­тематического социального обзора в качестве аналитического социо­логического инструмента, а не просто средства сбора фактов или мнений. Его систематизация методов гипотезы, проверяющая ис­пользование перекрестного табулирования, продолжает занимать главное место в социологии. Он внес большой вклад и в развитие исследовательских методов в других сферах, в том числе в постро-


Лакан Жак

ении показателей, а его содействие математической социологии было весьма полезно для ее выделения в особую подсекцию дисциплины. Он сам заявлял, что его целью всегда был поиск теорий среднего уровня. Сохраняющееся влияние множества его идей в изучении средств массовой коммуникации (см. Лидеры, формирующие мнение; Двухступенчатый поток массовой информации) тому свидетельство.

ЛАКАН ЖАК (Lacan, Jacques) (1901 —1981) — французский пси­хоаналитик, чье творчество в основном направлено на постструк­турализм и на пересмотр трудов Фрейда с помощью понятий струк­турной лингвистики. Фрейдовское понимание "Я" с точки зрения сущности, созданной определенными условиями, и внутренне раз­двоенного в своем создании противопоставляется единству, целос­тности и творческому потенциалу субъекта. Начав с приверженно­сти гуманистской феноменологии, Лакан испытал влияние струк­турной лингвистики, особенно ее подхода к выявлению неизвест­ных порядков, лежащих в основе прозрачности сознания. Перечи­тывание Фрейда позволило сопоставить совокупность структур, включающих сферы распознавания и сознания (включая защитные механизмы) на основе трансформированной "страсти". Сознатель­ный субъект — это семиотический продукт, вовлеченный в дискур­сы, которыми он не управляет и которые не могут с легкостью проникать в сознание. Положение "Я" в социальных (в том числе тендерных) позициях создает пространства для семиотической ра­боты и роли, не поддающихся застою. Вклад Лакана был чрезвы­чайно важным, например, в феминистскую идею об образовании гевдерной идентичности. Его ранние работы собраны в "Экритах" (1977). Другие книги включают: "Язык "Я"" (1953), "Четыре фун­даментальных понятия психоанализа" (1977). См. также Психоана­лиз; Децентрированное "Я" и децентрированный субъект; Идентич­ность; Деконструкция.

 

ЛАМАРК ЖАН (Lamarck, Jean) (1744—1829) - французский биолог, известный своей ныне дискредитированной теорией о на­следственности черт, приобретаемых организмом на протяжении всей жизни. Теория была опровергнута главным образом Чарльзом Дарвином (1809—1882), доказывавшим органическую эволюцию путем случайных изменений и естественного отбора. Влияние Ла- марка на 20-е столетие и на политическую стратегию состоит в том, что СССР при Иосифе Сталине исповедовал скорее его прин­ципы, чем Дарвина. Проект построения нового социалистического государства и социалистической личности опирался на теорию раз­вития и изменения за счет наследственности приобретенных харак-

Jle Пле Фредерик

теристик. Мичурин (1855—1935) — русский садовод — был одним из первых, кто удостоился почестей Советского правительства за попытки доказать принципы Ламарка. Печально известный биолог и агроном Лысенко продолжил его работы. При поддержке Сталина он навязал теоретическое единообразие научному сообществу в качестве директора Института генетики Академии наук СССР (1940—1965) и президента Всесоюзной академии сельскохозяйствен­ных наук. Его пагубное влияние на советскую науку сохранялось до середины 1960-х гг.. См. также Эволюционная теория.

ЛАТЕНТНАЯ ФУНКЦИЯ (latent function) - см. Явные и латент­ные функции.

ЛАТИФУНДИЯ (latifundia) — родовое понятие, охватывающее крупные земельные поместья в некапиталистических обществах. Это латинское слово обозначало крупные рабовладельческие поместья, имевшиеся в Римской империи и сохранившиеся в различных фор­мах в Южной Европе в период феодализма. В испанских и порту­гальских регионах Латинской Америки термин, а в определенной мере и формы латифундий стали известными под названием асъен- да и плантация. Комплекс латифундий в Латинской Америке часто сосуществовал с минифундиями — мелкими земельными владения­ми внутри или вблизи крупных поместий, часто вовлеченными в жесткие соглашения о владении, которые поставляли рабочую силу крупному поместью.

 

ЛЕ ПЛЕ ФРЕДЕРИК (Le Play, Frederic) (1806-1882) - фран­цузский горный инженер, профессор металлургии, а позже неза­висимый исследователь, чьи труды по социологии, а также участие в промышленном менеджменте и общественной жизни (например, в организации крупных международных выставок) позволили ему сделать огромный вклад в раннее развитие эмпирической социоло­гии. В частности, он использовал данные, собранные с помощью интервью для изучения жизни и домашнего хозяйства рабочих се­мей ("Les ouvriers Europeens", 1855). Он рассматривал семью как важнейшую социальную единицу, а ее здоровье и стабильность — как индикатор состояния всего общества. Он также предложил бо­лее общую классификацию видов семьи, полагая, что в современ­ных условиях она все более соответствует "непостоянному" типу в результате нерегулируемых городских и индустриальных изменений, плохих жилищных условий и занятости женщин в промышленнос­ти. Будучи консерватором в политике, Ле Пле подчеркивал важ­ность традиционных ценностей, включая "первородный грех". Од-

Леви-Стросс Клод

нако он считал необходимым устанавливать социальные факты, свидетельствующие о взаимосвязи взаимозависимых частей обще­ства, хотя собственные предрассудки пронизывали его работы.

 

ЛЕВИ-СТРОСС КЛОД (Levi-Strauss, Claude) (1908-) - ро­дившийся в Бельгии французский социальный антрополог, интел­лектуальный наследник Дюркгейма и Масса, хотя и испытавший сильное влияние Маркса, Фрейда, Якобсона. Будучи главной фигу­рой в современном структурализме, Леви-Стросс утверждал, что Маркс и Фрейд развили структуралистский метод анализа, стре­мясь постичь поверхностную действительность посредством обра­щения к более глубоким структурным уровням. Главное место в его творчестве занимает созданная им классификация родства и мифо­логий в племенных обществах (см. также Тотемизм). Его труды вклю­чают: "Структурную антропологию" (1963), "Элементарные струк­туры родства" (1969), "Дикий разум" (1969), "Тотемизм" (1963) и "Мифологии" (в 4-х т.) (1969—1978). Отличительной особенностью его работ является попытка раскрыть универсальные правила, ле­жащие в основе повседневных действий и обычаев. Культура при­звана воплотить принципы, отражающие существенные особенно­сти человеческого разума — "двоичные классификационные систе­мы". Влияние лингвистики, особенно фонологии, привело Леви- Стросса к формулировке основной задачи антропологии, состоя­щей в открытии семиотических и, следовательно, когнитивных структур, находящихся в глубине социальной деятельности. Имен­но с этой точки зрения он размещает чистые системы "контрасти­рующих классов", на базе которых существуют системы брака и мифов. Эти структуры наслоены, но одни и те же могут быть в основании различных поверхностных структур в обществах, так что одна может освещать другую. Это — самые глубокие уровни, кото­рые Леви-Стросс рассматривает как "когнитивные" и которые де­лают возможной реконструкцию универсалий человеческого мне­ния. Хотя пласты структуры систематичны и упорядочении, непос­редственно они не доступны сознанию; они — подсознательные структуры, воссоздаваемые в научной логике. Наличие подобных логических систем было недавно оспорено постструктуралистами, настаивающими на фрагментарном, открытом, неуловимом и ус­кользающем характере семиотических доказательств (см. Деконст­рукция). Но в ходе анализа рационального сознания и "децентриро- вания" субъекта такие исследователи продолжают критиковать про­зрачность деятельности, коммуникации, институтов и истории, чем социология обязана Леви-Сгроссу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.036 с.)