Индукция и индуктивная логика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индукция и индуктивная логика



действиях и делах. Эпистемологический индивидуализм стремился поместить основы познания в индивидуальные восприятия, самосоз­нание или опыт (см. также Эмпиризм). Исторически индивидуализм был важным элементом в противопоставлении власти государства (см. также права граждан), в оправдании частной собственности и свободы конъ­юнктуры на рынке. Религиозный индивидуализм, определяющий, что Человек стоит следующим за Богом и не требует никаких посредни­ков, характерен для протестантства. В социальных науках методоло­гический индивидуализм способствует объяснению социальных явле­ний с точки зрения фактов о личностях.

Критики указанных форм индивидуализма обращают внимание на выделение индивидуального человека и даже отрицание суще­ствования "общества". Полярно противоположный подход "струк­турного определения" (см. Структурализм) многими считается оди­наково проблематичным. В поиске решения дуализма индивидуума и общества многие социологи приняли теории, подчеркивающие взаимодействие индивидуумов и общества (см. Структура и воля). Эта потребность не подрывает концепции индивидуальной воли и "моральной ответственности", например, потенции человеческих целей "как причины" и способности нравственного убеждения и социальных санкций воздействовать на них (см. также Свободная воля). Конкурирующие оценки индивидуума и социальных интере­сов сохраняются, но больше не зависят от концепций абсолютной автономии индивидуума (ср. Децентрированное "Я"). См. также Ав­тономный человек и пластичный человек.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО или ЧАСТНОЕ ИМУЩЕ­СТВО (individual goods or private goods) — см. Государственное иму­щество.

ИНДИКАТОР (indicator) — см. Социальные индикаторы.

ИНДУИЗМ (Hinduism) — ведущая религия Индии и древней­шая из крупных мировых. Индуизм основан на доктрине перевоп­лощения и связан с понятием касты. Это — политеистическая ре­лигия, имеющая много богов и разных культов, в то время как юдаизм, христианство и ислам — монотеистические религии.

 

ИНДУКЦИЯ И ИНДУКТИВНАЯ ЛОГИКА (induction and induc­tive logic) — процесс, в котором общее утверждение, предполагаю­щее регулярную связь между двумя или более переменными, осно­вано на ряде эмпирических наблюдений. В отличие от "дедуктив­ных" аргументов, в которых вывод логически вытекает из началь-

Индустриализация

ных предпосылок (логический вывод — см. Логика), в данном про­цессе нет строгой логической потребности, даже если, следуя фор­мулировке Милая (см. Сравнительный метод), она иногда упомина­ется как индуктивная логика. Причина заключается в том, что ин­дуктивный аргумент зависит от обобщения ряда известных случаев: "А1 есть b, А2 — Ь, A3 — b и т.д.". Следовательно, А, вероятнее всего, есть Ь. В таком контексте научные утверждения оправданы только при соблюдении последующей процедуры фальсификации или применении "реалистичных" критериев (см. Реализм). См. также Эмпиризм; Поппер.

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ (industrialization) — общий процесс превращения экономик и обществ с преобладанием сельского хо­зяйства и производства изделий кустарного промысла в экономики и общества, в которых основными являются обрабатывающие и связанные с ними добывающие отрасли промышленности. Начав­шись в Великобритании в ходе промышленной революции, процесс вскоре произошел в других западноевропейских обществах за счет глубоких изменений в организации производства и распределения, особенно разделения труда между индивидуумами и профессиональ­ными группами, а также промышленными и непромышленными нациями. Подобные изменения ведут к преобразованию методов и социальной организации сельского хозяйства (см. сельскохозяйствен­ная революция) и добывающей и обрабатывающей отраслей про­мышленности (см. Фабричная система; Массовое производство).

Критерии отнесения стран к промышленным или становящим­ся таковыми различаются. Наиболее часто используются следую­щие показатели: (а) процент рабочей силы, занятой в промышлен­ном секторе и секторе услуг по сравнению с первичным производ­ством; (б) выпуск промышленной продукции относительно вало­вого национального продукта (ВНП). Однако уровень капиталовло­жения (см. Экономический взлет), грамотности, масштабы урбани­зации и т.д. также применяются в качестве более общих показателей индустриализации, модернизации и развития. Таким образом, Но­вая Зеландия — в основном экспортер первичной продукции, но с модернизированным сельским хозяйством, высокой грамотностью и т.д. — может оцениваться как промышленная страна в самом об­щем смысле термина.

 

Процесс индустриализации тесно связан с полной модерниза­цией общества, особенно с урбанизацией, развитием науки и тех­ники, политической модернизацией. Каждое из этих изменений счи­тается либо предпосылкой индустриализации, либо ее прямым след­ствием, либо тем и другим.

Индустриальная демократия

Во всех моделях индустриализации первой волны в европейских промышленных обществах существует сходство, но есть и важные различия (например, в роли государства в поощрении индустриа­лизации, которая была ограниченной в Великобритании и более обширной в Германии). Они имеются и между странами первой волны индустриализации и теми, в которых данный процесс про­исходит позднее (хотя последние могут получать преимущества, учась на ошибках других, им часто трудно конкурировать с более устояв­шимися индустриальными экономиками, что иногда ограничивает их отношениями экономической зависимости (см. также Империа­лизм; Неэквивалентный обмен). Кроме временных отличий существуют и важные региональные.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ (industrial democracy) - участие наемных работников в принятии решений по организации труда. Процесс может быть полным или разделенным с интересами собственности и управления, а принятие решений — касаться орга­низации в целом или только подгрупп внутри него. Основные типы: рабочее самоуправление (например, бывшая Югославия), производ­ственные кооперативы (как в Баскской области Испании), совмес­тное принятие решений (например, Германия). На профсоюзном уровне (то есть подгруппы) примерами индустриальной демокра­тии частичного вида являются создание автономных рабочих групп и разработка программ качества трудовой жизни (Пул, 1986).

Данное понятие критиковалось как плюралистскими, так и мар­ксистскими авторами. Аргументация первых заключается в том, что участие в управлении ослабляет способность профсоюзов действи­тельно представлять своих членов в коллективном торге (Клег, 1960), поэтому определение индустриальной демократии должно быть ос­новано скорее на оппозиции (через коллективный торг), чем на участии (см. также Балансирующая власть; Плюрализм). С точки зре­ния марксистов в капиталистическом обществе невозможно доби­ваться постоянно растущего рабочего управления в делах предпри­ятий (Хаймен, 1984).

 

Корни индустриальной демократии находятся во французском синдикализме, повлиявшем на социалистическое мышление, а так­же профсоюзное движение в США и Великобритании в первые десятилетия нынешнего столетия. В Великобритании это движение превратилось в межвоенные годы в цеховой социализм (Прибиче- вич, 1959) и вновь появилось как заметная сила в 60-е гг. в значи­тельной степени вследствие агитации Института рабочего управле­ния (Коутс и Тоуфэм, 1972), активно поддерживающего учрежде­ние кооперативов и назначение директоров из рабочих на предпри­
ятиях национализированных отраслей промышленности. Однако наи­больший стимул к осуществлению широкой индустриальной де­мократии был дан в 70-е гг. публикацией проекта "Пяти Директив" Комиссии ЕЭС. Ответом британского правительства стало учрежде­ние Следственной комиссии Бюллока по индустриальной демокра­тии. По ее рекомендации рабочие должны представлять себя через профсоюзы на всех компаниях, где трудятся свыше 2000 человек. Однако это почти полностью игнорировалось, поскольку ни одна из заинтересованных сторон (правительство, предприниматели, профсоюзы) не сочла рекомендации подходящими для себя. В 80-е гг. проявился (управленческий) интерес к участию на условиях уп­равления (то есть групп качества) и к некоторому расширению собственности через совместные схемы.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (industrial sociology) - изучение труда как оплачиваемой занятости, а также промышлен­ности. Главные интересы этой поддисциплины: разделение труда — социальное и техническое (см. также Профессиональная структура); опыт работы; роль и последствия технологии в промышленности; индустриальная бюрократия и индустриальные отношения (см. Берне, 1962). См. также Теория организации.

Индустриальная социология имеет корни в анализе индустриа­лизации, осуществленным Марксом, Вебером и Дюркгеймом, и вклю­чает сравнительные изучения развитых индустриальных обществ. Однако многое сконцентрировано на исследовании рабочего места путем кросс-культурного анализа североамериканских авторов (на­пример, Блоунера, 1964), а также на сравнительном анализе эко­номической социологии или сравнительной социологии. Как следствие, поддисциплина особенно связана с воздействием индустриализа­ции на положение и мотивации рабочих с учетом научного управле­ния, человеческих отношений, отчуждения и отношений власти в области промышленности.

Эта озабоченность социальными отношениями и моралью рабо­чих на фабриках возникла под давлением разработки постиндуст­риального тезиса (см. Постиндустриальное общество) в 60-е гг. и с появлением сектора услуг как главной сферы занятости. Серьез­ная критика ее воздействия на целостность поддисциплины нача­лась в 70-е гг., после, во-первых, открытия заново процесса труда (П.Б. Томпсон, 1989) и, во-вторых, развития феминистской тео­рии, сводясь к тому, что она была ограничена работой фабрик. Од­нако заметно выделялись два подхода. Критический анализ процес­са труда больше касался политэкономии и связей между, с одной стороны, организацией и контролем над трудом, а с другой — при-


Индустриальное общество

своением и реализацией прибавочной стоимости, а феминистский пытался охватить взаимосвязь между оплаченной и неоплаченной работой; проблемы тендера; отношение между работой и обществом. В результате этой критики фокус индустриальной социологии в пос­леднее время сместился с "промышленности" к "работе" (см. Со­циология труда).

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (industrial society) - 1. Фор­ма общества или какое-либо определенное общество, в котором произошли индустриализация и модернизация.

Термин принадлежит Сен-Симону, выбравшему его для отраже­ния усиливающейся роли обрабатывающей промышленности в Ев­ропе 18-го столетия, в отличие от предшествовавшего доиндустри- алъного общества и аграрного общества.

Как базисная форма современного общества, термин "индуст­риальное общество" охватывает и капиталистическое общество, так как оба имеют общие черты: фабричное производство; снижающа­яся пропорция населения, занятого в сельском хозяйстве; отделе­ние домашнего хозяйства от производства; повышение уровня про­изводства и его модернизация; урбанизация; улучшение потребле­ния и социального благосостояния; обеспечение массового образо­вания и достижение широкого распространения грамотности. Сре­ди других, более спорных, находятся тенденции расширения семьи и снижения роли отношений родства как основы социальной орга­низации (см. Семья; Родство), а также религии вследствие секуля­ризации. 2. Модель современного общества, предложенная в каче­стве альтернативы либо "капиталистическому", либо "социалисти­ческому". Для более ограниченного значения термина разработан ряд суждений:

(а) скорее индустриализация, чем капитализм или социализм, — решающий фактор формирования современного общества;

(б) происходящее разделение на классы и статусы отражает не столько классовые конфликты (по Марксу), сколько просто разде­ление внутри профессиональной структуры всех индустриальных обществ. Хотя это выливается во множество классовых и статусных конфликтов (включая секториалъные расхождения), не подрывает­ся базисная эффективность или непрерывность обществ (см. также Класс; Дарендорф);

 

(в) имеются четкие признаки окончательной конвергенции меж­ду капиталистическими и социалистическими обществами (вклю­чая господство техноструктуры менеджеров и технических экспер­тов — см. также Революция менеджеров), и общества в конечном счете становятся и не классически капиталистическими, и не тра-

Индустриальные отношения

диционно социалистическими по социальной и экономической форме. См. также Государственный социализм; Государственный ка­питализм и государственно-монополистический капитализм; Пост­капиталистическое общество; Постиндустриальное общество.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (industrial relations) - отношения между наемными работниками и предпринимателями, изучение этих отношений.

Социология — не единственная дисциплина, внесшая вклад в исследование данной сферы. Дебаты между конкурирующими тео­риями привели Фокса (1965) к выделению унитаристской и плю- ралистской перспектив. В первой кооперация является нормальной и обладает организационной эффективностью, а рациональность покоится на прерогативе менеджеров; конфликт рассматривается как иррациональный, возникающий из-за проблем общения, аги­таторов и т.д. Плюралисты, напротив, считают конфликты между законными группами интересов обычными, но разрешимыми пу­тем взаимовыгодных процедур коллективного торга. Последний под­ход, отраженный комиссией Доноуана (1968), подкреплен рядом реформ в Великобритании в 70-е гг., но был подвергнут критике, ибо:

(а) сосредоточив внимание на неудаче учреждений индустри­альных отношений в регулировании конфликта, плюрализм пренебрег неравенством власти и преимуществами, порождаемыми конфлик­том (Голдторп, 1974);

(б) "корпоратистские" или марксистские теории обеспечивают лучшее осмысление индустриальных отношений (см. Корпоративизм).

Таким образом, теоретики сосредоточились на попытках каждо­го из послевоенных правительств иметь дело с проблемами индус­триальных отношений через формы государственного вмешатель­ства, которые предполагали трехсторонние меры (профсоюзы, пред­приниматели и государство). На последователей Маркса попытки радикализировать плюрализм не произвели впечатления (Вуд и Эллиот, 1977). В рамках марксизма отношения найма характеризу­ются классовой эксплуатацией и не предполагают честной оплаты. Конфликт является эндемическим, и предприниматели постоянно нуждаются в легитимации своего контроля. Кроме того, плюралис­те кие и корпоратистские представления о государстве считаются наивными, поскольку капитал — основной получатель выгод от государственного вмешательства.

 

Марксисты выработали ценное понимание индустриальных от­ношений, выделив отношения найма в развитии капиталистичес­кого общества, ключевой особенностью которого является способ

Индустриальный конфликт

выражения конфликта между капиталом и трудом в классовых от­ношениях и государственной деятельности. Однако эта перспектива также вызвала критику. Крауч (1982), например, доказывает недо­оценку марксистами выбора целей и средств наемных работников и неубедительность попыток приписывать индустриальный конф­ликт классовым отношениям. Неолиберальная политика, проводи­мая правительствами консерваторов в Великобритании с 80-х гг. и теоретически подкрепленная трудами Хайека и Фридмэна, основа­на на заметном недоверии и к корпоратистским учреждениям, и к профсоюзам, выражая унитаристское представление о том, что многие проблемы индустриальных отношений происходят от чрез­мерного использования власти представителями профсоюзов (Мэ- шинз, 1987).

В целом, как и большинство сфер социологического исследова­ния, в данной области много теоретических противоречий. Выше­упомянутые перспективы иллюстрируют одну суть: восприятия и рекомендации в решении "проблемы" индустриальных отношений неразрывно связаны с определенными теориями.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ (industrial conflict) - кон­фликты, как открытые, так и скрытые, в результате отношений найма и проявляющиеся во множестве разных форм — от забасто­вок и локаутов до потери времени. Изучение индустриального кон­фликта предполагает:

(а) классификацию различных форм, например, очевидных и организованных в виде забастовок, или более скрытых и нефор­мальных в виде "рабочего управления";

(б) выявление источников и следствий;

(в) рассмотрение социальных процессов, посредством которых действия фактически становятся определяемыми или называемы­ми "конфликтом" (включая представление их в средства массовой информации — например, см. Группа Глазго по средствам коммуни­кации).

 

Социология — одна из многих дисциплин, связанных с источ­никами, формами и последствиями конфликта в рабочих органи­зациях, с одной стороны, и сотрудничества — с другой. В частно­сти, было предложено помещать изучение индустриального конф­ликта в рамки широкого понимания природы индустриальных об­ществ. В этом отношении попытки Маркса, Вебера и Дюркгейма имели особое влияние и все еще питают дискуссии по данной проблеме. Социологи, например, сосредоточившись на том, каким образом формально свободный наемный труд и поддержанные демократи­ческие ценности капиталистических обществ противоречат иерар-

Индустрия культуры

хическому характеру отношений на работе, высказали сомнение относительно объяснений, имеющих тенденцию основываться на грубых психологических подходах либо на "иррациональности" кон­фликтов. В целом можно выделить четыре школы (см. также Индуст­риальные отношения):

(а) "унитарии", считающие конфликт в значительной степени иррациональным отклонением;

(б) "плюралисты", признающие организации неотъемлемо кон­фликтными, а противоречивые интересы внутри них подвержен­ными взаимному приспособлению и извлекающими из этого пользу;

(в) "радикальные плюралисты", которые объясняют постоян­ство конфликтов результатом фундаментального неравенства влас­ти и преимуществ;

(г) марксисты, основывающие свой анализ на предположениях, происходящих от концепций эксплуатации и конфликта Маркса.

См. также Теория конфликта.

ИНДУСТРИЯ КУЛЬТУРЫ (culture industries) - см. Популярная культура.

ИНКОРПОРАЦИЯ (incorporation) — 1. Процесс приспособле­ния профессиональных и политических организаций рабочего класса к капиталистическому обществу. 2. Аргумент, согласно которому сознание рабочего класса было сформировано ценностями и инте­ресами правящих классов.

Значение понятия используется в аргументах о рабочем классо­вом сознании и классовых представлениях. Первое словоупотребле­ние, например, — ответ на доводы об отдельной статусной группе внутри рабочего класса, особенно в 19-м столетии, — рабочей ари­стократии. Второе можно обнаружить в дискуссиях о гегемонии. Ча­сто различие между смыслом 1 и смыслом 2 является аналитичес­ким; на практике организация и сознание рассматриваются в един­стве, в сосуществовании.

 

Инкорпорация — это одно из множества понятий, предложен­ных для объяснения преимущественно реформистских позиций ра­бочего класса капиталистических обществ. Оно было особенно вли­ятельно в Великобритании. Расширение прав граждан, усиление социального обеспечения, учреждение "представительного", про­фессионального, мужского тред-юнионизма после 1850 г. представ­ляли собой продукт борьбы рабочего класса и средство институци- ализирования, а тем самым и снижения уровня индустриально- политического конфликта. Парламентская лейбористская партия также способствовала вхождению рабочего класса в существующие

Инстинкт

структуры. В 1960-е гг. предложенное и действовавшее профсоюзное законодательство отводило государству постоянную роль в контро­ле и регулировании отношений между предпринимателями и проф­союзами, толковалось с точки зрения инкорпорации членов проф­союзов в стабильные, стандартные государственные структуры (см. также Корпоративизм). Участие профсоюзных лидеров в правитель­ственных комиссиях и готовность членов профсоюзов к сотрудниче­ству в выдвигаемых государством инициативах, подобных ACAS, — примеры инкорпорации, то есть сведения воинствующего конф­ликта к формам, которые могут быть приспособлены к статус-кво.

ИНСПЕКЦИОННАЯ СЛУЖБА (probation service) - давно уч­режденная в Великобритании форма социально-патронажной служ­бы (под эгидой Министерства внутренних дел), первоначально со­средоточенная на преступниках, но с недавнего времени интересу­ющаяся семьями преступников и вопросами благосостояния детей разведенных пар. Основная задача ее инспекторов состоит в подго­товке материалов о выявленных преступниках для судов, в помощи чиновникам и судьям в вынесении приговоров. В отношении тех, кто отбывает заключение, обязанностью инспекторов является за­бота об их благосостоянии как в течение изоляции, так и по воз­вращении в общество. Эта профессия связана также с системой испытательного срока, поддержанием порядка в кварталах и фор­мами промежуточной профилактики. В обучение сотрудников инс­пекционной службы входит курс социологии, включая социоло­гию преступления и девиации.

 

ИНСТИНКТ (instinct) — 1. (Этология) врожденные побудитель­ные стимулы, ведущие к определенным образцам поведения. Ин­стинктивное поведение обычно наблюдается у животных и вызыва­ется стереотипами ("фиксированным образом действия") — пост­роение гнезда или ухаживание. Некоторые виды человеческого пове­дения, например, материнского, обычно оцениваются как инстин­ктивные. Однако материнское поведение гораздо сложнее, даже у животных, и, конечно, поддается усвоению, хотя некоторые психо­логи считают его прежде всего усвоенным и поэтому не инстинктив­ным у людей. Хотя некоторые виды поведения могут основываться на унаследованных склонностях, развитие человеческого мозга пре­допределило, что они гораздо меньше зависят от "встроенных" ме­ханизмов и намного более управляемы, усваиваемы и выбираемы. Животные ниже филогенетической шкалы имеют сравнительно меньше участков мозга для усвоения и больше для инстинктивных, процес­сов, так что их поведение менее пластично и более предсказуемо, то

Инстинкт взаимодействия

есть управляется скорее инстинктом, чем усвоением. 2. (Психоана­лиз) в теории Фрейда унаследованная, побудительная сила или сти­мул, находящийся в подсознании. См. Эрос; Танатос.

ИНСТИНКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (instinct for combination) - см. Остатки и деривации.

ИНСТИТУТ (institute) — установленный порядок правил и стан­дартизированных моделей поведения. Термин используется разны­ми способами и, следовательно, часто бывает двусмысленным. Со­циальный институт относится к образованиям, охватывающим боль­шие массы людей, чье поведение управляется нормами и ролями. В функционалистской теории (см. Функционализм) понятие связано с условиями функциональных предпосылок или функциональных импе­ративов. Малиновский перечисляет семь социальных институтов, в которых соединяются биологические и социально-психологические потребности. Гофман применяет термин тотальное учреждение для обозначения бюрократически организованных институтов (см. Бю­рократия), члены которых имеют мало возможностей избегать норм и ролей административной структуры. Институционализация каса­ется процесса, посредством которого разрабатываются и реализу­ются предназначенные для различных социальных установок нор­мы и роли. Хотя она часто включает сверхсоциализированную концеп­цию человека, исследователи, испытывающие влияние феноменоло­гической социологии, подчеркивают творческие и адаптивные ас­пекты социальной жизни.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ (institutionalization) - 1. Процесс, а также результат процесса, в котором социальные действия стано­вятся упорядоченными в устойчивые социально-структурные осо­бенности. См. также Институт. 2. Процесс и возникающее из него состояние социальных акторов, заключаемых на длительный пери­од в тотальные учреждения, — тюрьмы или психиатрические боль­ницы — неспособности или неприспособленности к независимой социальной жизни вне учреждения.

 

ИНСТИТУЦИОННАЯ ПОЛИТЭКОНОМИЯ (institutional econo­mics) — подходы к экономическому анализу, подчеркивающие роль социально-экономических институтов и организаций в причинно­сти экономических событий. В узком смысле — это движение, про­тивопоставленное абстракциям и чрезмерному формализму многих ортодоксальных экономических анализов, особенно отраженное в творчестве Торстейна Веблена. В более широком значении подход


совместим с большинством социологических анализов экономи­ческой жизни, посвященных обоснованию теорий экономической жизни в поведенческом и институционном исследовании, а не по­литэкономии (см. Экономическая социология).

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (instrumental ra­tionality) — "подчинение деятельности критерию одной лишь эф­фективности" (Гелнер, 1988). Эта форма часто расценивается как сущность процесса рационализации, лежащего в основе преобразо­вания досовременных, доиндустриалъных обществ в современные индустриальные общества. См. также Типы социальной деятельности; Рациональность.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФ­ЛЕКСОВ (instrumental conditioning) — см. Образование условных реф­лексов.

ИНТЕГРАЦИЯ (integration) — 1. Степень, в которой индивиду­ум испытывает чувство принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убежде­ний и т.д. Это — ключевое понятие в социологии Эмиля Дюркгейма и одна из двух основных переменных, применяемых им в объясне­нии самоубийства. 2. Степень, в которой деятельность или функция различных институтов, подсистем в обществе скорее дополняют друг друга, чем противоречат друг другу. Например, семья интегрирова­на в экономическую систему развитого индустриального общества в той мере, в какой она сохраняет и воспроизводит рабочую силу (но не другой товар), действуя в то же время как потребительская (а не производственная) единица. 3. Наличие специфических уч­реждений, поддерживающих дополнительную и координированную деятельность других подсистем общества. Развитие институтов ин­теграции этого вида (письменный язык, формально-правовые сис­темы) — одна из функциональных предпосылок или функциональных императивов всех социальных систем, ключ к социальному разви­тию в неоэволюционной теории (см. Неоэволюционизм).

Использование понятия интеграции во всех трех смыслах харак­терно для функционализма и особенно для творчества Толкотга Пар- сонса. Неинтегрированность просто подразумевает недостаток или отсутствие интеграции либо соответствующих механизмов. Напри­мер, эгоистическое самоубийство, по Дюркгейму, — результат не- интегрированности индивидуума внутри группы; экономический рост может пострадать, если система образования неспособна ин­тегрировать свою деятельность и цели с деятельностью и целями экономики; важный эволюционный шаг (см. Эволюционная теория) отделения власти от ведомства, представляемого демократической ассоциацией, не способен произойти без верховенства интеграци­онного механизма, представляемого властью закона. См. также Со­циальная солидарность; Механическая и органическая солидарность; Социальная интеграция и системная интеграция.

ИНТЕЛЛЕКТ (intelligence) — умственная способность человека или потенциал рациональной мысли и поведения. Природа и изме­рение интеллекта — одна из наиболее дискуссионных тем в соци­альных науках. Основной вопрос касается того, что мы обозначаем данным понятием. Ранние теории принимали очень узкий диапазон когнитивных способностей — абстрактное рассуждение, понима­ние и память — хотя и делали акцент на существовании общего фактора интеллекта, присущего всем видам мастерства (например, Спирмен), противопоставляя его множеству различных первичных умственных способностей (например, Терстоун). Современные уче­ные склоняются к расширению понятия, чтобы охватить практи­ческие решения проблем и творческий потенциал.

Второй вопрос — то, в какой мере интеллект наследуется био­логически или приобретается в результате опыта среды и социали­зации (см. Споры о природе и воспитании). Для его прояснения было изобретено множество методов, включая изучение идентичных близ­нецов и приемных детей, но соотношение воздействия наследствен­ности и окружающей среды остается невыявленным.

Важное значение для образовательных процессов имеют модели характера интеллекта. Одна из них находит выражение в когнитив­ных теориях развития, подчеркивающих роль интеракции между унаследованным потенциалом и влиянием среды. Этот подход ил­люстрируется в работах Пиаже (1932) и Брунера (1968), где оба автора идентифицируют качественно разные стадии умственного развития и усвоения. Они оказали значительное влияние на струк­туру образования в последние десятилетия.


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ (intellectuals) — как правило, образован­ные люди, использующие свой интеллект в работе, которая, по их убеждению, имеет культурное значение. По-английски существи­тельное "интеллигент" впервые появилось в начале 19-го столетия и часто использовалось в уничижительном смысле. Социологичес­кий интерес в значительной степени сосредоточен на интеллектуа­лах как на особой социальной группе (см. Интеллигенция). Кроме того, заслуживают внимания три эпизода французской школы. Во- первых, социальный ученый Сен-Симон ввел в начале 19-го столе­тия военное понятие "авангард", или avant-garde, хотя относил его не к интеллектуалам как таковым, а скорее к ученым, чьи знания дадут возможность успешно направлять развитие Франции и других индустриальных обществ. Во-вторых, в 1896 г. политический дея­тель Клемансо повесил ярлык "интеллектуалы" на защитников Дрейфуса (см. Дело Дрейфуса), положив тем самым начало совре­менному употреблению термина. Он сразу же был воспринят Дюр­кгеймом и другими как символ чести. В-третьих, философ Жюльен Бенда (1927) осуждал интеллектуалов за их готовность обслуживать особые социальные и политические процессы и предавать свое ис­тинное призвание — бескорыстное стремление к универсальной истине и справедливости.

Интеллектуалы, интересы и истина фигурируют также в руко­писях Антонио Грамши в межвоенный период. Грамши отмечает роль (общины) интеллектуалов — производителей и сеятелей знания — в порождении и гегемонии, и сопротивления. В частности, он отли­чает "традиционных интеллектуалов", поддерживающих, несмотря на самообман, независимость интеллектуалов от "органических ин­теллектуалов", включая технических специалистов, которые игра­ют функциональную роль, однако примыкают к доминирующему или оппозиционному классам (группам) в данной социально-эко­номической формации.

См. также Гегемония; Интеллектуальный труд.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД (intellectual labour) (особенно в марксизме) — все формы труда, в которых труд является скорее умственным, чем ручным. Утверждалось, что в современных капи­талистических обществах (и возможно, во всех современных обще­ствах) существует тенденция к возрастанию значения этих форм в результате деквалификации ручного труда, а также некоторых про­стых видов неручного. Таким образом, знание и мастерство, кото­рыми прежде обладали рабочие в целом, будут вытесняться и заме­няться интеллектуальным трудом, причем разными его типами, особенно направленными на контроль рабочих и менеджеров, а также проектировщиков и наладчиков сложных машин. Марксистс­кие социологи (например, Сон-Ретель, 1978) утверждают, что это служит более эффективной эксплуатации и что некапиталистичес­кие плановые экономики будут способны обходиться без некото­рых видов интеллектуального труда, соединяя его с ручным в од­ном рабочем. Однако против такого мнения можно выдвинуть два возражения: рост интеллектуального труда скорее следствие общих усовершенствований в знании и разделении труда, которые лишь отчасти связаны с капитализмом и которые ведут к общей эффек­тивности, а также эксплуатации; а деквалификация может встре­чаться в целом в меньшем масштабе, чем предполагается, и по раз­ным причинам ограничена некоторыми профессиональными груп­пами. Таким образом, общее увеличение знания и мастерства рабо­чей силы — следствие важности интеллектуального труда в совре­менных экономиках, что подтверждается повсеместным увеличе­нием его неручных видов (см. также Информационное общество; Дэ­ниел Белл). Но данный факт означает утрату мастерства и мощи некоторыми группами, следствием чего может стать увеличение фрагментации интересов рабочего класса (см. Классовое сознание).

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (intelligentsia) — 1. Социальная страта ин­теллектуалов с самовозложенной ответственностью за руководство будущим благосостоянием и развитием нации. Термин имеет польское и русское происхождение середины 19-го столетия и по­добен касте в том смысле, что некоторые социологи считают его применимым только к определенному месту и времени, а другие — с более широким значением. 2. Совокупность образованных, но не являющихся собственниками личностей с некоторым сознанием особой роли либо в национальном обществе, либо в культурной сфере, выходящей за пределы государственных границ. Например, термин может обладать смыслом, придаваемым ему некоторыми африканскими странами до и после независимости.

"Интеллигенция" и "интеллектуалы " не являются синонима­ми. Так, в Англии были и есть интеллектуалы, но не интеллиген­ция в значении 1 или 2. Первый смысл понятия возник в 19-м столетии, когда Польша была разделена на части между Пруссией (позже Германией), Россией и Австрией. Немногие, обладавшие аттестатом об окончании средней школы — matura — и поэтому знавшие польскую литературу и историю, считали себя храните­лями национальной культуры. Они также были руководителями многих оппозиционных движений. Весьма часто они происходили из обедневшей знати и дворянства, сохранив дворянские ценнос­ти и испытывая презрение к буржуазным занятиям торговлей и промышленностью. После восстановления польского государства в 1918 г. интеллигенция играла ведущую роль в правительстве и администрации, но была затем уничтожена во время второй ми­ровой войны.

После 1945 г. Коммунистическая партия Польши стала претендо­вать на ведущую роль в развитии страны и принялась за устранение конкурентов, в результате чего "классическая" интеллигенция пре­кратила существование. Согласно официальной марксистской фор­муле, новая Польша имела два "неантагонистических класса" — рабочих и крестьян — и прослойку интеллигенции. Ссылка на про­слойку (а не класс) указывала на отношение к средствам произ­водства, подобное существующему у рабочего класса, однако ас­пекты культуры и познания продолжали отличать людей друг от друга. Вхождение в интеллигенцию стало определяться получением скорее высшего, чем среднего, образования, и большинство дип­ломированных специалистов концентрировалось в науке и технике. Это вело к различию между творческой или культурной интелли­генцией, с одной стороны, и к значительному увеличению техни­ческой интеллигенции — с другой, у которой остаточное тяготение к старым ценностям было намного менее очевидно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.052 с.)