Истина и заблуждение в философии и науке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истина и заблуждение в философии и науке.



Истина — это содержание знаний человека, представляющее собой адекватное воспроизведение реальности, т.е. такой, какой она существует сама по себе, независимо от человека и его сознания. В соответствии с основными формами, в которых осуществляется человеческое познание, были выделены чувственный и логический критерии истинности знаний. Чувственный критерий предполагает наблюдаемость того, что утверждается в полученном знании. Средствами наблюдения должно быть подтверждено само существование изучаемого объекта (процесса, явления), его свойства, характер отношений с другими объектами, тенденции развития. Логический критерий связан прежде всего с требованием непротиворечивости. В строгом понимании непротиворечивость — это свойство предложений какой-либо теории, в соответствии с которым из них нельзя с помощью логических средств данной теории вывести два предложения, одно из которых является отрицанием другого.Критерием истинности человеческих знаний является также практика, которая не может их подтвердить или опровергнуть полностью, но задает тот диапазон ситуаций и параметров, в пределах которого степень истинности знаний проявляется достаточно определенно. В содержании знания, соответствующего познаваемой реальности, выделяют три вида истины:

объективную — не зависит ни от человека, ни от человечества;

относительную - характеризуется определенной степенью точности и полноты, достигнутой на данном этапе познания (это наиболее значительный массив циркулирующего в человеческом сообществе знания);

абсолютную - не опровергается последующим развитием познания (это утверждения общего характера типа "мир существует", "мир существует в пространстве и времени", "движение есть способ существования реальности" и другие, а также достоверно установленные факты различных событий — рождения, смерти, катастроф и т.д.).

Заблуждение, филос., уклонение от истины, принимаемое нами за истинное суждение; основывается всегда на неверности по существу самих посылок, а потому его надо отличать от ошибки, которая представляет нарушение лишь формальной стороны мышления.

Критерии истины.

В соответствии с основными формами, в которых осуществляется человеческое познание, были выделены чувственный и логический критерии истинности знаний. Чувственный критерий предполагает наблюдаемость того, что утверждается в полученном знании. Средствами наблюдения должно быть подтверждено само существование изучаемого объекта (процесса, явления), его свойства, характер отношений с другими объектами, тенденции развития. Логический критерий связан прежде всего с требованием непротиворечивости. В строгом понимании непротиворечивость — это свойство предложений какой-либо теории, в соответствии с которым из них нельзя с помощью логических средств данной теории вывести два предложения, одно из которых является отрицанием другого.Критерием истинности человеческих знаний является также практика, которая не может их подтвердить или опровергнуть полностью, но задает тот диапазон ситуаций и параметров, в пределах которого степень истинности знаний проявляется достаточно определенно.

123. Понятие науки (наука как специфическая деятельность, форма общественного сознания, социальный институт).

Наука — это сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности. В настоящее время в философии и науковедении в соответствии с его подходом закрепилось представление о науке как явлении общественной жизни (культуры), специфика которого подчеркивается указанием на его основные аспекты:

1) наука как специфическая деятельность;

2) наука как система знания;

3) наука как социальный институт;

4) наука как производительная сила;

5) наука как форма общественного сознания.

Наука как специфическая деятельность — это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности и самом познании. Организована она прежде всего по дисциплинарному принципу, т.е. за счет выделения отдельных научных дисциплин (математики, физики, химии)Наиболее масштабные единицы измерения науки как деятельности по производству и теоретической систематизации знания — это три основные группы наук: 1) естественные — о природе; 2) гуманитарные — об обществе и человеке; 3) технические — об искусственных объектах. Первые ориентированы на изучение условий взаимодействия человека и природы, вторые и третьи — на изучение соответственно целей и средств воздействия человека на природу.выделяют два основных типа научных исследований — фундаментальные и прикладные. Фундаментальные исследования ориентированы на приращение предметного знания, фиксируемого в форме наиболее общих представлений и законов. Прикладные исследования ориентированы на приращение знания, используемого непосредственно для решения практических задач. Выделяют два типа фундаментальных исследований.

Фундаментальные исследования первого типа — это научные разработки, нацеленные на поиск ответов на вопросы: "Как устроена исследуемая реальность?", "Что дальше за пределами познанного?"Фундаментальные исследования второго типа — это научные разработки, в которых в общем случае ставится цель найти оптимальное по определенным параметрам прикладное решение крупной научно-технической или социальной проблемы или обеспечить теоретическое обоснование ее решения.

Наука как система знаний — это совокупность систематизированных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности.В рамках методологических исследований выработаны две конкурирующие концепции (Модели) развития научного знания — кумулятивизм и антику-мулятивизм. Кумулятивизм — концепция развития научного йяания, в соответствии с которой оно представляет собой непрерывный процесс накопления нового знания на основе имеющегося. Причем предполагается, что каждый последующий шаг может быть сделан лишь с учетом предыдущих достижений.Антикумулятивизм - концепция развития научного знания, отрицающая его непрерывность и преемственность.. Научная революция — это процесс коренных изменений в определенной области знаний или отдельной дисциплине, происходящий в сравнительно короткое время.

Наука как социальный институт — это сообщество занятых научной деятельностью людей, организованное в системе научных учреждений. Как социальный институт наука оформилась в Новое время. Внешне это выглядело как объединение разрозненно работавших ученых-одиночек в академии, а позднее — в исследовательские лаборатории и НИИ, подобно тому, как ранее в рамках специальных учреждений объединялись служители культа, юристы, финансисты и другие категории людей, занятых профессиональной деятельностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.007 с.)