Философия и развитие белорусского самосознания в ХХвеке. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия и развитие белорусского самосознания в ХХвеке.



После снятия в 1905 г. запрета на белорусскоязычные публикации возникают белорусские издательства: "Загляне сонца i у наша аконца" в Петербурге; "Наша шва", "Наша хата" и "Палачашн" в Вильно и др. Особая роль среди них принадлежала "Нашай н1ве", благодаря которой была взращена и призвана к ответственной миссии своего времени могучая плеяда будущих белорусских писателей-классиков, крупных общественно-политических и культурных деятелей — Я. Купала, Я. Колас, А. Пашкевич (Цёт-ка), М. Богданович, А. Гарун, 3. Бядуля, братья А. и И. Луцке-вичи.Подъем революционного и национально-освободительного движения в Беларуси значительно активизировал деятельность представителей революционно-демократического направления. В мировоззрении и творчестве Я. Купалы, Я. Коласа, А. Пашкевич, М. Богдановича все более отчетливо стало проявляться осознание необходимости революционного решения основных социальных проблем. Выступая от имени трудового народа, они в своей общественно-политической программе на первый план выдвигали требования общедемократического характера — уничтожение самодержавия, демократизация общественной жизни, свободное развитие национальной культуры.Максим Богданович одним из первых поставил и начал разрабатывать ряд методологических и историографических вопросов прошлого. Этому были посвящены его статьи "Белорусское возрождение", "Кто мы такие?", и др. В первой дана периодизация национально-освободительного движения на протяжении XIX — начала XX вв. и сформулированы его конкретные требования. В статье "Новая интеллигенция" провозглашалась идея открытости белорусского народа, его культуры. с победой Октября в Беларуси поднялась третья волна национального Возрождения и в республике были созданы институциональные основы для развития философии — открыты первые научные учреждения, кафедры, развернута подготовка национальных научных кадров. Уже в процессе институциализации философская мысль Беларуси впервые широко заявила о себе на родном языке.Мощный подъем национального самосознания вызывал глубокий интерес к истории своего народа, его духовной культуре. Настоящей энциклопедией белорусоведения стала книга Е. Карского "Белорусы" (1921)В ней были приведены сведения о Беларуси и ее населении в прошлом и настоящем, дан очерк истории, этнографии, археологии, диалектологии белорусского народа, очерчены границы белорусского языка, составлена подробная библиография, перечислены в хронологическом порядке все работы по белорусскому языку, белорусской истории и этнографии, названы основные памятники белорусской письменности и их издания. Проблемы национального самосознания и национальной идентичности заняли ведущее место в исследованиях Игната Абдираловича (1896—1923). В 1921 г. был опубликован его труд "Адвечным шляхам: Дасьледзты беларускага светапогляду". В труде прослеживался драматизм исторической судьбы белорусского этноса, показывалось его неистребимое стремление к независимости.к началу 30-х годов в республике были достигнуты определенные успехи в изучении истории белорусской культуры. Однако дальнейшим исследованиям значительно воспрепятствовали вульгарно-классовый подход, проникший в философию, социологию и литературно-художественную критику, а также утвердившийся к этому времени культ личности И. Сталина. Довольно широкое хождение получило мнение о прошлой белорусской культуре как якобы сплошь "реакционно-феодальной" (XV—XVI вв.) либо "буржуазно-националистической" (конец XIX — начало XX вв.). Четвертая волна национального возрождения началась в 50-е гг. в условиях преодоления культа личности Сталина. белорусская культура приобрела в данный период значительную известность в мире, чему способствовало постепенное восстановление и возвращение к жизни запрещенных, а также забытых национальных традиций.

В 90-е гг. XX в. вновь настоятельно заявила о себе необходимость духовного возрождения общества, связанная с обретением государственного суверенитета. Эта объективная необходимость противостоит тенденции реанимирования волюнтаристских постсталинских моделей в общественной жизни. Однако именно она выдвигает сегодня во главу угла ставший для белорусского общества основным вопрос восстановления утраченной "связи времен", без чего народу на пороге третьего тысячелетия трудно ответить на вызов, сделанный ему историей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.004 с.)