Рассудок, разум, мудрость, ум 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассудок, разум, мудрость, ум



 

По способу умственной деятельности мысли­тельные функции личности можно разделить на два основных типа: рассудок и разум. Первым из мыслителей, кто уловил разнотипность мышле­ния, был Гераклит. Он говорил, что разум состоит из возможности воспринимать природу целостно в ее движении и взаимосвязи. Сократ понимал под рассудком средний, характерный для многих уровень мышления. Платон говорил, что разум способен созерцать сущее в поняти­ях, а рассудок достаточен для обычного приме­нения в практической деятельности. Согласно Аристотелю более мудрым оказывается тот, кто владеет знанием в общей форме.

 

Рассудок проявляет себя в частных науках, в какой-либо специальной области. Например, функция — составление суждений, формаль­ное отношение. Разум рефлексивен, ориенти­рован на сущее. Рассудок разрывают противо­речия, противопоставляя противоположности друг другу. Разум мыслит и разрешает противо­речия. Рассудок, действующий по определен­ным правилам, представляется чем-то духов­ным. Разум же служит высшим регулятором общественной деятельности человека, направ­лен на всеобщее благо

 

По П. Гольбаху, рассудок — это вырабаты­ваемое опытом и размышлением умение отли­чать полезное от вредного. Рассудок лишен творческого отношения к жизни. В переломные эпохи общественной жизни необходим прежде всего разум, потому что он находит верное решение в самых сложных и противоречивых си­туациях.

 

И. Кант считал, что мышление развивается от рассудка к разуму. Первой предпосылкой разума был не вполне осознавший себя рассу­док — догматизм. Выявив ряд достаточно ши­роких принципов, философ был уверен, что человеческое мышление, опираясь на них, в состоянии познать все сущее. И. Кант определял рассудок как познавательную способность. Это ориентированная на достижение практических целей способность мыслить посредством поня­тий по определенным правилам. Затем насту­пает скептицизм, когда рассудок, осознав себя, подвергает критике свои догмы. Наступает тре­тий этап — собственно разум, который неизбеж­но сталкивается с вопросами, приводящими его к диалектике. Для разума характерна как критич­ность, так и самокритичность.

 

Ум и мудрость. Умный — значит, хорошо мыслящий. Мышление —- это процесс, а ум — способность. Умен и мудр тот, кто обладает спо­собностью разобраться и найти решение в слож­ной обстановке. Мера человеческого ума и его эффективность определяются степенью адек­ватности логике вещей. От мудрости получают­ся три «плода»: дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать.

 

По Аристотелю, мудрость — это знание и интуиция наиболее ценных по своей природе вещей.

МАТЕРИЯ

 

Под материей понимают совокупность абсо­лютно плотных неделимых частиц — атомов, со­вершающих механическое 'движение в пустоте.

В конце XIX в. выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных электрически заряженных частиц — ядер, электронов. За эти­ми открытиями последовали и другие; централь­ное же место заняло представление об элект­рической природе материи, нашедшее широкое применение на практике. Например, телеграф, телефон, радио, электрическое освещение, ди­намо-машины, электродвигатели.

Появление электричества подтолкнуло философию и естество-знание к решению вопросов определения дальнейших путей познания структуры материи. Физики и философы считали, что материальное лишь вещественно, что можно непосредствен­но видеть и осязать. Заметим, что микроявле­ния недоступны непосредственному восприятию органами чувств, материя предстает в новом свете — без цвета, запаха, без тех свойств, с которыми люди привыкли связывать мате­риальное.

Материя стала представляться как сово­купность электронов, как энергия, как комплекс ощущений. Издавна масса считалась мерой количества материи. Открытие постоянства массы, ее изменения в связи с изменением скорости тела привело к краху материализма. Материя есть объективная реальность (причина, основа, содержание и носитель всего многооб­разия мира).

Свойства материи — объективность суще­ствования, структурность, неуничтожимость, движение, пространство, время, отражение.

Все предметы и процессы внешнего мира обладают общим признаком; они существуют независимо от сознания, отражаясь в наших ощущениях. Они объективны.

Существуют определенные конкретные фор­мы проявления материи, поэтому то, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Лишь сознание и дух являются единственным отно­сительно отличительным от материи свойством.

Единство предметов некоторые философы усматривает в том, что они существуют. Мате­рия имеет разнообразное (зернистое, преры­вистое) строение: она состоит из частей различ­ной величины, качественной определенности (элементарных частиц, атомов, молекул, ради­калов, ионов, комплексов, макромолекул, кол­лоидных частиц, планет, звезд и их систем, га­лактик). Нужно отметить, что материя не просто зерниста, дискретна, ее дискретные элемен­ты (молекулы, атомы, ядра, элементарные части­цы) являются неделимыми в определенной' области взаимодействий.

 

Структурные уровни материи:

субмикро-элементарный уровень,

микроэлементарный уро­вень,

атомный уровень,

молекулярный уровень,

микроскопический уровень,

макроскопический уровень,

органический уровень,

биологический уровень,

социальный уровень,

метасоциальный уровень.

 

СОЗНАНИЕ

 

Сознание — одна из форм проявления че­ловеческой души. Понятие «душа» шире поня­тия «сознание», поэтому, например, чувства — это состояние души, и их нельзя отождествлять с сознанием. Синонимом понятия «душа» мож­но назвать понятие «психика».

Сознание — это высшая, свойственная толь­ко людям и связанная с речью функция. Будучи осмыслением реальности, сознание реализу­ется в виде практической и теоретической дея­тельности.

 

Идея — это не только знание, но и планирование; понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Практическая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью челове­ка и с потребностями, возникающими из внеш­него мира. Отражаясь в голове, потребности приобретают характер цели.

 

Цель — это идеа­лизированно нашедшая свой предмет потреб­ность человека. Взаимоотношения целенаправ­ленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и потребность из­менить его так, как удобно человеку и обществу. Значит, цели человека порождены обществен­ной практикой, объективным миром и предпо­лагают его.

 

Структура сознания. В широком смысле слова под сознанием подразумевают психи­ческое отражение действительности независи­мо от того, на каком уровне оно осуществляется (биологическом или социальном, чувственном или рациональном). Этим оно подчеркивает его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

Под сознанием также подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, челове­ческую форму психического отражения действи­тельности. Здесь сознание представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в законо­мерных отношениях. В структуре сознания выделяются осознание вещей, переживание. Развитие сознания предполагает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей, имеет следующие характеристики: различные уровни, глубину проникновения в объект и сте­пень ясности понимания. В связи с этим про­слеживается обыденное, научное, философ­ское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уров­ни сознания.

 

Познание и творчество — это богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой лич­ности. Оно включает в себя такие чувства, как удовольствие, радость, горе; или эмоциональ­ное самочувствие, такое как веселье; аффекты: ярость, ужас, отчаяние.

 

Заставляет нас организовывать наши мысли и действия для достижения определенной цели именно эмоциональный стимул.

 

ДВИЖЕНИЕ

 

Понятие и виды движения. Мир находится в постоянном движении. Неисчислимое множест­во звезд, которыми мы любуемся и которые кажутся нам неподвижными, движется сложным образом с огромными скоростями. Они враща­ются вокруг своей оси и участвуют во вращении всей Галактики вокруг ее оси. Вся поверхность Солнца бурлит и извергается, огромные фонта­ны пламени — протуберанцы — бьют на сотни тысяч метров в высоту, гигантские потоки внут­реннего тепла выбрасываются на его поверх­ность, изливаются в пространство.

Движение многообразно. В организмах животных и людей происходят сложные физио­логические процессы: сердце толкает кровь по сосудам, бьется, не переставая. Все время в обществе происходит развитие и обновление экономики, политики, культуры, трудовой и по­знавательной деятельности людей.

 

Движение — это способ существования су­щего, а быть — значит, быть в движении, изме­нении. В мире нет неизменных свойств и отно­шений; он слагается и разлагается. Движение не привносится извне, а движение сущего — тенденция, импульс к изменению.

Формы и виды движения многообразны.

Каждой фор­ме движения присущ определенный носитель — субстанция. Например, элементарные частицы являются носителями разнообразных взаимо­превращений, элементы атомного ядра — но­сителями другой формы движения, элементы атома — носителями внутриатомной формы движения, элементы молекул и молекулярных соединений — носителями химической формы движения и т.д.

 

Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи, так как понятие движения отдельного тела — чистая бессмыслица. Для изучения движения объекта следует найти другой объект (систему отсчета), по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение.

Движение есть единство изменчивости и устойчивости, движе­ния и покоя. Действительно, любое изменение структурных элементов осуществляется при сохранении определенных моментов, однако каждое сохранение происходит только через движение. Пока существует предмет, и как бы он ни изменялся, он сохраняет свою определен­ность. Например, река не перестает быть рекой из-за того, что она течет.

Предмет перестает существовать, если он обретает абсолютный покой. Все относительно, покоящееся неизбеж­но причастно к какому-либо движению, и покой всегда имеет только видимый и относительный характер.

 

Тела могут покоиться только по отно­шению к какой-либо системе отсчета, условно принятой за неподвижную. Диалектика движе­ния: двигаться — значит, быть и в то же время не быть в данном месте, находиться здесь и одновре­менно там.

 

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

 

Все тела имеют определенную протяжен­ность: длину, ширину и высоту, которые различ­ным образом расположены друг относительно друга, составляют части той или иной системы.

Пространство есть форма координации со­существующих объектов и заключается оно в том, что объекты расположены вне друг друга и нахо­дятся в определенных количественных отноше­ниях. Например, объекты могут находиться рядом, сбоку, внизу,- вверху, внутри, сзади, спереди и т.д. Структуру пространства образует порядок со­существования этих объектов и их состояний. Явления характеризуются длительностью су­ществования, последовательностью этапов развития; процессы совершаются либо одновре­менно, либо один раньше или позже другого. Например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной, летом и осенью. Это означает, что тела существуют и движутся во времени.

 

Время является формой координации сменяю­щихся объектов и их состояний. Каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количествен­ных отношениях с другими состояниями. Струк­туру времени образует порядок смены этих объектов и состояний.

 

Пространство и время — это всеобщие формы существования и координации объектов. Пространство и время обладают некоторыми особенностями: пространство имеет три изме­рения (длину, ширину и высоту), а время лишь одно — направление от прошлого через настоя щее к будущему. Пространство и время сущест­вуют объективно, вне сознания.

Н. И. Лобачевский говорил: «Свойства прост­ранства не являются всегда и везде одинаковы­ми и неизменными». Он создал неевклидову геометрию, которая является более общей и включает в себя евклидову геометрию как част­ный случай, отражающий пространственные отношения.

 

Расстояние между какими-либо телами, на­ходящимися в пространстве, неодинаково в различных движущихся инерциальных систе­мах. Не существует в мире единственной длины тела: она меняется в зависимости от системы отсчета.

 

 

Пространство и время абсолютны, но так как это формы движущейся материи, они не безраз­личны к своему содержанию (перемещаясь, предмет не оставляет после себя свою пустую форму). Пространство и время обусловлены материей, а каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственно-вре­менной структурой. Живые клетки и организмы, обладают особенными свойствами простран­ства и времени. Бытует мнение, что существует историческое время, а его единица может быть сменой одного поколения другим. Эта единица — столетие. Возможно, что внеземные цивилиза­ции исчисляют историческое время иными ме­рами.

 

 

ДЕТЕРМИНИЗМ

 

 

Принцип детерминизма является фунда­ментальным принципом философского учения о бытии. Принцип детерминизма содержит от­вет на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядочен­ный характер.

Термин «детерминация» происходит от латин­ского слова «отграничивать». В этом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. В этом смысле детерминация обязательно предпола­гает существование познающего субъекта. Значительно позже детерминацию стали пони­мать в объективном смысле как формирование объективных признаков предмета под действи­ем объективных факторов. Детерминация в объективном смысле означает обусловлива­ние одних явлений, процессов и состояний дру­гими явлениями, процессами и состояниями.

 

Детерминизм есть учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В осно­ве такого представления о мире лежит универ­сальная взаимосвязь всех явлений, которая является:

1) проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации;

2) следствием и предпосылкой универсального характера развития.

 

Изначальной категорией детерминизма стали понятия связи и взаимодействия. Когда происходит взаимное изменение вещей, проявлять себя начинает взаимодействие. Исход­ной предпосылкой принципа детерминизма является существование всеобщей универ­сальной взаимосвязи всех явлений. Детерми­низм — общее учение, признающее существо­вание универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи.

 

Общетеоретический принцип детерми­низма может быть представлен в совокуп­ности следующих тезисов.

 

1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов, посред­ством которых каждая вещь приобретает и со­храняет свои характерные признаки.

 

2. В основе всего многообразия отношений детерминации лежит генетическая причин­ная производительность, где каждое собы­тие имеет свою причину, порождается и произ­водится другим событием.

 

3. Тезис о многообразии типов детерми­нации и существования непричинных отношений детерминации, другими словами, принцип детер­минизма не сводит все отношения детермина­ции к причинной детерминации, но постулирует существование многообразия типов отношения детерминации, непосредственно не сводимых к причинности.

 

4. Тезис о закономерности, или регуляр­ности, отношений обусловливания. В нем каждое явление, событие подчиняются законо­мерным отношениям в процессе своего сущест­вования и изменения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.036 с.)