Социокультурная ценность философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социокультурная ценность философии



 

Р. Декарт говорил, что только философия отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют.

В этом суждении удачно подмечена социокуль­турная ценность философской мысли. Ни дикарь, ни варвар в философии не нуждаются, потому как дикарь живет собирательством, а варвар — охотой, а их образу жизни соответствует мифо­логизированное сознание.

Производство материальных благ кардиналь­но меняет человека и ставит его в принципиаль­но новое отношение к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразова­нием, что влечет за собой замену миросозер­цания мировоззрением.

Хозяйственные и гражданские отношения земледельцев Древней Греции, ремесленников и торговцев требовали юридических норм, ме­нявших культурный облик жителей Эллады. Они критически оценивали тех, кто невоспитан и не­образован, не поднялся до осознания себя как гражданина, живущего в соответствии с зако­нами государства, таких людей они называли варварами. Древние греки высоко ставили за­мятия философией, полагая, что в них — источ­ник образованности и цивилизованности.

Мировоззрение не может базироваться на интуитивном постижении мира, оно нуждается в понимании природы, в ее осмыслении с по­мощью понятий.

 

Первые мировоззренческие понятия «мир» («космос»), «человек» («душа») и «бог» («мировой разум») предполагают осмыс­ленные, логические отношения.

Опираясь на достижения науки, философия оценивает научные открытия и дает им мировоз­зренческую и ценностную оценку. Они должны быть согласованы с потребностями и интереса­ми общества, вписываться в гуманистические идеалы и делать человека более счастливым.

Поэтому говорят, что философия — это пре­дельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается от религиозного мира сво­ей рациональностью, научностью построения и опорой на науку, а от научного — тем, что явля­ет собой обобщенное осмысление мирового це­лого и отношения человека к миру.

 

Философское мировоззрение — это тео­ретический взгляд на мир с позиций активного существа. В свою очередь, оно осознает как са­мого себя, так и то, с чем ему приходится взаимо­действовать. Такие идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и общест­ве. Специфика: они позволяют предельно широко в рамках определенной цивилизации воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях краеуголь­ными для данной цивилизации ценностями.

 

Философия развивается и одновременно обладает внутренней устойчивостью, делающей ее относительно самостоятельной по отноше­нию к культурно-историческому процессу.

 

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

 

Культура включается в движение истории многообразными способами и формами, кото­рые выражают субъективно-личностную сторону деятельности общественного человека, спосо­бы и нормы социальной организации и регулиро­вания процессов жизнедеятельности, выполня­ют важнейшую социальную функцию трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов че­ловеческой деятельности.

 

Художественное, на­учное, техническое и социальное творчество в той мере, в какой оно предстает как изобретение, созидание нового, дает результаты, включаю­щиеся затем в исторический процесс, вносят в него новые элементы. В этом случае имеются в виду новые идеи, ожидающие своего воплоще­ния в социальную действительность, материа­лизованные результаты человеческой деятель­ности и сама деятельность как посредствующее звено между ними.

 

В качестве примера возьмем практическое использование атомной энергии. От открытия радиоактивности до определения возможности цепной ядерной реакции, освобождающей энер­гию атома, прошли десятилетия, заполненные великими достижениями физики в исследова­нии микромира, но все это пока были факты жиз­ни науки. Они не имели какого-либо влияния на более широкие сферы социальной жизни, но вот в ходе Второй мировой войны было создано атом­ное оружие.

Перед человечеством возникла угроза ядерного уничтожения. Таким образом, в социальную жизнь вошло создание научно-тех­нической мысли, а мирное использование атом ной энергии стало не только научно-технической, но и социальной проблемой. Великими достиже­ниями научно-технической революции являют­ся также и компьютеры, и космические аппара­ты, и лазеры, и биотехнология, и многое другое. Все эти достижения превращаются в фактор исторического развития, начинают оказывать на него то или иное воздействие, когда они выходят за стены научных лабораторий, становятся эле­ментами производительных сил данного обще­ства, преобразуют технологию производства.

Следует знать, что не все, что рождает челове­ческая творческая энергия, входит в обществен­ную жизнь, в культуру, становится моментом объективного исторического процесса. Зависит это от разных причин. Нужно отметить, что люди созидают историю, однако социальные последствия их действий складываются под влиянием массы различных обстоятельств, объективных условий и закономерностей. Поэто­му творчество культуры не совпадает с творчест­вом истории. В связи с этим перед истори­ческим материализмом возникает проблема соотнесения воплощаемого в культуре деятель­ного творческого начала, ставящего перед об­ществом новые проблемы и открывающего но­вые возможности.

 

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Человек на ранних стадиях общественного развития был слит с общностью, частичкой кото­рой являлся, а развитие этой общности было одно­временно и развитием самого человека. При этом социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись. Социальная жизнь была одновременно жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.

 

Иной особенностью первобытной со­циальности являлся ее естественный характер. В процессе совместной жизни и деятельности лю­дей, в суровой борьбе за поддержание своего су­ществования, естественно возникли родоплеменные, внутри- и меж- общинные отношения. В процессе перехода к классовому обществу раз­ложение и распад этих отношений был значитель­ным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.

Ф. Энгельс выделяет основные характеристи­ки цивилизации: общественное разделение труда и в особенности отделение города от де­ревни, умственного труда от физического, воз­никновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и, как след­ствие этого, появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в формах семьи, создание письменности и раз­витие различных форм духовного производства. В первую очередь Ф. Энгельса интересовали сто­роны цивилизации, отделяющие ее от первобытного состояния общества.

 

Понятие цивилизации долгое время оста­валось на периферии интересов марксистов. Считалось, что для характеристики этапов об­щественного развития вполне достаточно кате­гории общественно-экономической формации. В связи с этим связанная с ним проблематика не становилась предметом исследования. По­нятие цивилизации было неопределенно и много­значно. Это понятие также употребляют как синоним культуры и как нечто ей противостоя­щее. Так О. Шпенглер говорил, что цивилиза­ция есть этап упадка культуры.

 

В то же время понятие цивилизации исполь­зуется для характеристики конкретного общест­ва как социокультурного образования, лока­лизованного в пространстве и во времени, или как фиксация определенного уровня технологи­ческого развития.

 

Цивилизация включает в себя:

1) преобразованную человеком историческую природу и средства этого преобразования;

2) человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде обитания;

3) совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование.

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

 

Философия формируется как мировоззре­ние цивилизованного общества, а дифферен­циация общества и деятельности обусловлива­ет дифференциацию общественного сознания.. Мифология распадается на ряд форм общественного сознания: философию, религию и ис­кусство, на долю же философии досталось ра­циональное познание. Практическую ценность для общества представляет разум, поэтому уже в античном обществе он становится предметом профессионального интереса.

Сложилась теоретическая необходимость дать определение того, что такое разум и мудрость. Сами по себе эти вопросы лишены непосред­ственного практического интереса. По своему характеру эти вопросы являются философскими. При этом разум не может не исследовать сам себя, поэтому здесь показательно определение мудрости, данное Гераклитом: «Мудрость заключается в одном: познавать мысль как то, что правит всем во всем». «Мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней».

Аристотель писал: «Поскольку мудрость была определена как наука о первых причинах и о том, что наиболее достойно познания, муд­ростью надо бы признать науку о сущности».

В мифологии мудрость и разум не выделяют­ся в качестве особого объекта, предметом размышления и анализа их сделала философия. В мифологии знание преподносится в красоч­ной, художественной форме, опосредовано ря­дом логических рассуждений и выражено в обобщенной понятийной форме. В лучшем слу­чае для мифологии основой мудрости выступа­ет авторитет богов и легендарных героев. Путем размышления индивид способен приблизиться к истине и понять ее, поэтому в философии на первый план выдвигаются исследования мето­дов познания. Поэтому философия не сама мудрость, а лишь приближение к ней. Противо­речивость исторической эпохи, несовпадение различных общественных тенденций, относи­тельный, преходящий характер самих тенденций раскрываются в различных философских кон­цепциях.

Миф отражает вполне конкретную ступень духовного развития человека. В нем неосознан­но выражается родовая жизнь людей. В свою очередь, для этих людей собственные коллектив­ные усилия воспринимаются как над ними стоя­щие, божественные, сверхъестественные. Авто­ритет родового коллектива воспринимается сородичами как сила, имеющая для них практи­ческое значение.

Поворотом в духовной жизни общества стало возникновение философии, в которой обнару­живается разум сознающих себя индивидов, их способность фиксировать то, что их задевает и в отношении чего они хотят иметь практически ценные сведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.018 с.)