История франкфуртской школы, ее основные представители 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История франкфуртской школы, ее основные представители



Среди школ современной западной философии, которые на протяжении целого ряда десятилетий сохраняли и до сих пор сохраняют существенное влияние на мировую философскую и социальную мысль, бесспорно, следует назвать франкфуртскую школу. Она сформировалась в Институте социальных исследований при Франкфуртском университете, когда в 1931 году Институт возглавил Макс Хоркхаймер (1895-1973). Наиболее известными из философов и социологов до второй мировой войны или после нее сотрудничавших с Институтом, были Т. Адорно (1903-1969), В. Беньямин (1892-1940), Г. Маркузе (1898-1979), Э. Фромм (1900-1980). Позднее влияние франкфуртской школы испытали мыслители наших дней Ю. Хабермас (1929 г. р.) и К.-О. Апель (1922 г.р.).

В период нацистского правления в Германии группа франкфуртских философов эмигрировала из страны. Остановками в изгнании были Женева, Париж, Лондон, Нью-Йорк и, наконец, Лос-Анжелес. После окончания второй мировой войны Маркузе и Фромм остались в США; Хоркхаймер, Адорно и др. вернулись в 1949 во Франкфурт, где в 1950 году вновь открылся Институт социальных исследований. 1940-1950-ые годы – время наиболее интенсивного влияния франкфуртской школы на западную философскую мысль. В 60-ые годы взгляды представителей франкфуртской школы начинают расходиться. По поводу сущности современного капитализма остро полемизируют Маркузе и Фромм, новые пути социально-философского анализа ищут представители второго поколения франкфуртцев (Хабермас, Апель и др.) и в начале 70-ых годов общая платформа школы по сути дела перестает существовать.

Наиболее влиятельными мыслителями первых периодов развития франкфуртской школы были Хоркхаймер и Адорно. Макс Хоркхаймер родился в 1895 г. в Штутгарте. В 1919 г. он стал студентом Мюнхенского университета, а затем продолжил учебу в университетах Фрайбурга и Франкфурта. В 1922 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблеме зрительных восприятий. Одновременно внимательно изучал философию Гуссерля и раннего Хайдеггера. В 1925 г. Хоркхаймер защитил докторкую диссертацию по философии Канта и через год стал доцентом Франкфуртского университета. В это время на его становление как мыслителя большое влияние оказал марксизм Лукача, Грамши, Корша. С 1931 г. (и по 1965 г.) он директор Института социальных исследований. В 1949 г. после возвращения в Германию Хоркхаймер стал профессором Франкфуртского университета. Умер в Нюрберге в 1973 г. Основные работы: «Истоки буржуазной философии истории» (1930), «Диалектика Просвещения» (1947, совместно с Адорно), «Затмение разума. Критика инструментального разума» (1947), «Критическая теория» (1968) и др.

Теодор Адорно родился в 1903 г. во Франкфурте-на-Майне. Учился во Франкфуртском университете, защитил кандидатскую диссертацию по философии у Гуссерля в 1924 г. Учился в Вене у композитора Шенберга в 1925 г. Докторская диссертация на тему «Понятие бессознательного в трансцендентальном учении о душе» была защищена Адорно в 1930 г. у П. Тиллиха. В конце 20-х годов на него большое влияние оказали работы Э. Блоха и В. Беньямина. В последующие годы его судьба бала тесно связана с Институтом социальных исследований. Возвратившись вместе с Хоркхаймером в 1949 г. из эмиграции, он активно участвовал в восстановлении Института во Франкфурте, был его содиректором. В 1969 г. Т. Адорно скончался в Швейцарии. Из работ Адорно следует выделить: «Кьеркегор, конструкция эстетического» (1933), «Диалектика Просвещения» (1947, совместно с Хоркхаймером), «Философия новой музыки» (1949), «Авторитарная личность» (1950), «Негативная диалектика» (1966).

Третьим сооснователем франкфуртской школы был Г. Маркузе. Он родился в 1898 году, с юных лет испытал серьезное влияние революционных идеалов, примыкая к СДПГ, принимал участие в Ноябрьской (1918) революции в Германии. В 1922 году он уже доктор немецкой литературы. На его философское становление в 20-ые годы решающую роль оказали работы Лукача «История и классовое сознание» и Корша «Марксизм и философия». С выходом в свет «Бытия и времени» Хайдеггера и до начала 30-ых годов Маркузе испытал увлечение хайдеггеровскими идеями. В 1928 – 1932 годах он обучался во Фрайбургском университете, был ассистентом Хайдеггера. Однако, вскоре, когда вышли из печати «Экономическо-философские рукописи» Маркса, он оценил философию Хайдеггера как весьма абстрактную и не отражающую конкретные социально-политические процессы. В 1932 году Маркузе стал работать во Франкфуртском институте социальных исследований. В это время, как позже отмечал сам Маркузе, три момента определяли его собственную философскую работу и сотрудничество с другими представителями франкфуртской школы: стремление к углубленному исследованию марксистской теории, совместное с другими франкфуртцами исследование истоков и сути фашизма и увлечение психоанализом. В это время он издает свои работы «Новые источники к обоснованию исторического материализма» и «Комментарии к «Экономическо-философским рукописям». В эмиграции в 40-ые годы Маркузе пишет работу «Марксизм и революция», в которой анализирует гегелевские философские истоки тоталитаризма. Оставшись после окончания второй мировой войны в США, преподавал в различных американских университетах. Среди наиболее известных следует назвать такие работы Маркузе 50-60-х годов: «Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда» (1955), «Советский марксизм. Критическое исследование» (1958), «Одномерный человек: исследование по идеологии развитого индустриального общества» (1964), «Идеи к критической теории общества» (1969). Особой популярностью у радикальной студенческой молодежи и интеллигенции пользовалась работа «Одномерный человек», идеями которой вдохновлялись как участники социально-политических выступлений в Европе 1968 года, так и борцы против вьетнамской войны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.004 с.)