Ф. Ницше как предтеча современной философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ф. Ницше как предтеча современной философии.



2.1. Ф. Ницше в философии XX -го века.

2.2. Жизнь и произведения Ф. Ницше.

2.3. Основные понятия философии Ф. Ницше.

2.4. Критика нигилизма и переоценка всех ценностей.

Феноменологический поворот в философии. Феноменология Э. Гуссерля.

3.1. Этапы становления феноменологической философии.

3.2. Вехи жизни и творчества Э. Гуссерля.

3.3. Основные смысловые линии феноменологии Э. Гуссерля.

Философия М. Хайдеггера: от феноменологии сознания к феноменологии и истории бытия.

4.1. Место М.Хайдеггера в европейской философии XX-го века.

4.2. Вехи жизни и творчества М. Хайдеггера.

4.3. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.

4.4. Dasein (здесь-бытие) и его строение.

4.5. Бытие-к-смерти и время как горизонт бытия.

4.6. Критика европейской метафизики и науки, проблема языка и технической

цивилизации в творчестве М. Хайдеггера после «поворота».

Анализ человеческого существования в философии экзистенциализма. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра.

5.1.Общая характеристика экзистенциальной философии.

5.2. Жизнь и произведения Ж.-П. Сартра.

5.3. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра.

Философия герменевтики. Х. Г. Гадамер – основоположник философии герменевтики.

6.1. Герменевтика как метод и философское течение.

6.2. Жизненный путь и основные произведения Х. Г. Гадамера.

6.3. Становление философии герменевтики Х. Г. Гадамера.

6.4. Основные темы и понятия философии герменевтики Х.Г. Гадамера.

Марксистская традиция в философии ХХ-го века. Социальная философия франкфуртской школы.

7.1. К. Маркс и марксизм.

7.2. Неортодоксальный (критический марксизм, неомарксизм) в философии XX-го века.

7.3. История франкфуртской школы, ее основные представители.

7.4. Основные темы философии франкфуртской школы.

7.5. Социальная философия Ю. Хабермаса.

Аналитическая философия.

8.1. Аналитическая традиция и аналитическая философия.

8.2. Становление, основные принципы и понятия аналитической философии (Г. Фреге,

Д. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн).

8.3. Логический позитивизм «Венского кружка» и философия науки. Критический

рационализм К. Поппера.

8.4. Постпозитивстские концепции научного познания после К. Поппера.

8.5. Анализ языка в лингвистической философия второй половины XX-го века.

Философия структурализма и постструктурализма.

9.1. Структурализм как метод и философия.

9.2. Философский структурализм К. Леви-Стросса и Ж. Лакана.

9.3. Жизненный путь, стиль и основные этапы творчества М.Фуко.

9.4. Философская эволюция М. Фуко.

9.5. Философский постструктурализм и постмодернизм.

Приложение. Избранные тексты по современной философии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Избранные тексты по современной философии.

Делез Ж., Гваттари Ф. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

ЗАЧЕМ ФИЛОСОФИЯ?

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

Ницше Ф. ВОЛЯ К ВЛАСТИ

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

Гуссерль Э. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

Хайдеггер М. БЫТИЕ И ВРЕМЯ

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

Гадамер Г.-Г. О КРУГЕ ПОНИМАНИЯ

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

Сартр Ж.-П. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

Витгенштейн Л. ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

Фуко М. О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА. СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПРОТИВ ВЛАСТИ 1

ВОПРОСЫ К ТЕКТУ

Хабермас Юрген ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СИСТЕМОЙ И ЖИЗНЕННЫМ МИРОМ* В УСЛОВИЯХ ПОЗДНЕГО КАПИТАЛИЗМА

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

Делез Ж. POST SCRIPTUM К ОБЩЕСТВАМ КОНТРОЛЯ

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

Деррида Ж. О ГРАММАТОЛОГИИ

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ

Предисловие

 

Приветствуя участников ХХI – го Всемирного философского конгресса (Турция, Стамбул, 10-17 августа 2003г.) президент Турции в своем выступлении сказал, что страна, которая лишена философской рефлексии, не может занимать достойное место в мире. Это признание значимости философии для современной культуры обусловлено тем, что она по-прежнему незаменима в оценке перспектив мирового развития, в формировании мировоззренческих ориентаций современного человека, в критическом анализе стратегий и форм культурного развития стран и народов, мирового сообщества в целом.

Но философская рефлексия не только удел философов, обогащающих культуру страны и возвышающих ее достоинство, но и необходимое условие зрелости личности, адекватности ее поведения и деятельности запросам времени. Развитию навыков философской рефлексии как раз и служит изучение философии в системе высшего профессионального образования. Что дает человеку философская образованность?

Во-первых, она обогащает его возможности вступать в продуктивный диалог, помогает достигать успеха в человеческих, личностных взаимоотношениях.

Во-вторых, она способствует гармоничной связи между «двумя культурами» – гуманитарным знанием и естественными науками.

В третьих, она учит человека критически мыслить: даже оставаясь на твердой почве удостоверенного знания, мы продолжаем испытывать его сомнением.

В четвертых, она дает возможность глубже вникнуть в те вопросы, которые для человека наиболее важны и потому вечны: как я должен жить? что такое добро и зло? как возможны истина, гармония и справедливость? есть ли смысл жизни? есть ли Бог?

Наконец, философия – это открытое, возобновляющееся знание. Она всегда актуальна, поскольку задает все новые и новые горизонты самоопределения человека в социокультурном пространстве.

Все сказанное позволяет определить главную цель изучения философии в вузе. Таковой является: уяснение предельных оснований современной культуры, а также мировоззренческих ориентаций и общеметодологических принципов, лежащих в основе современного научного познания и практической деятельности человека.

Предлагаемое учебное пособие соответствует содержанию государственного стандарта по курсу философии второго поколения. Вместе с тем данная работа есть результат творческого поиска автора, обобщение способов и приемов интерпретации как курса в целом, так и отдельных тем и проблем, сложившихся в процессе его чтения в течение целого ряда лет для студентов и аспирантов сыктывкарских вузов.

Относительно названия пособия – «Введение в современную философию: основные направления, тематизации, типы дискурсов» - можно сказать следующее. Во-первых, оно соответствует представленному в пособии перечню тем: за рамками рассмотрения осталась история философии от античности до средины XIX-го века. Думается, что этот период развития философии в достаточной мере и в разнообразных интерпретациях представлен в многочисленных учебниках и учебных пособиях, как отечественных, так и зарубежных авторов, переведенных на русский язык, в том числе за последние 5-7 лет. Во-вторых, современная философия присутствует в пособии не только в плане раскрытия особенностей, этапов эволюции, основных течений философской мысли конца XIX-го и XX-го веков. Обращаясь к анализу этих философских течений, автор стремился показать новые, характерные для XX-го века способы постановки и обсуждения как традиционных, так и новых философских проблем,познакомить читателя с разнообразием дискурсов, в которых эти новые способы постановки и обсуждения философских проблем нашли свое выражение. Наконец, титулу «современный», по мысли автора, соответствует и осуществленный им подбор дополнительной литературы к каждой теме пособия.

Само собой разумеется, что любой поиск, связанный с раскрытием основных тем, смысловых единств и стилевых особенностей современной философии, может носить только предварительный характер, поскольку ее судьба еще не завершена. Предваряющий, вводный характер тем более только и может носить учебное пособие, посвященное ее рассмотрению. И сверхзадача подобной работы, по-видимому, состоит в том, чтобы показать соразмерность способа философствования запросам и смыслам эпохи. Впрочем, насколько в итоге удалось автору решить эту сверхзадачу – это определять заинтересованному читателю, на которого он надеется.

Наконец, хотелось бы сказать еще об одной особенности данного пособия. Излагая содержание и смысл основных течений современной западной философии, автор старался не забыть, что за ее идеями и проблемами стоят конкретные мыслители, которые прошли свой неповторимый жизненный путь и нашли свое неповторимое место в философском сообществе. Философское творчество в этом смысле принципиально отличается от специализированно-научного, поскольку всегда стремиться к индивидуально-личностному выражению, без которого обретенные в нем прозрения и идеи теряют ценностно-мировоззренческое звучание. Именно поэтому в пособии достаточно места уделено рассказу о жизненном пути, жизненных выборах и предпочтениях анализируемых философов XX-го века.

В качестве приложения к данному пособию подобраны тексты наиболее влиятельных мыслителей XX-го века. Хотелось бы думать, что изучающий философию студент или аспирант не обойдет их вниманием, поскольку иначе его знакомство с современной философской мыслью так и останется поверхностным или формальным.

Наконец, заключая это предисловие, хотелось бы обратить внимание на основные методологические установки, которыми руководствовался автор в построении содержания данного пособия. Во-первых, философия есть разновидность знания и духовно-практическкая форма, исследующая и эксплицирующая предельные основания (универсалии) культуры. Во-вторых, в своей эволюции она представлена в трех основных парадигмах: созерцательной, рефлексивной и коммуникативной. Коммуникативная парадигма сложилась на современном этапе эволюции философии (конец XIX-го – XX-й векá). В третьих, главная тема философии – это человек, во всем многообразии его наличного и возможного бытия, во всей многогранности его отношений и взаимосвязей, переходов и трансформаций. В-четвертых, нет и не может быть философии вне исторического и культурного контекста, а также вне личностного выражения. И, в-пятых, философия как знание и духовно-практическая форма принципиально не завершена. Философский поиск продолжается, философия ищет свое место в новой эпохе.

 

Автор выражает благодарность рецензентам – Борису Васильевичу Маркову и Юрию Геннадьевичу Козыреву, а также Надежде Васильевне Кривошеиной за подготовку текста к изданию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.013 с.)