Проблема происхождения заблуждений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема происхождения заблуждений



 

  • Мы знаем, что наши мнения могут быть ошибочными, но как понять, какие именно?
  • Откуда берутся наши заблуждения, и как мы узнаем о них?

 

Смаллиан: парадокс скромности и последовательности

    1. все, что мы полагаем, мы полагаем истинным
    2. но при этом мы полагаем, что не все наши мнения истинны
    3. мы не можем привести пример такого нашего мнения, которое было бы заблуждением – как только мы признаем его неверным, оно перестает быть нашим мнением

 

Знание и заблуждение можно получить из анализа устройства самих наших познавательных способностей и их уязвимых мест.

 

Ф. Бэкон: «Учение об идолах»:

  • Идолы рода
  • Идолы пещеры
  • Идолы рынка
  • Идолы театра

Р. Декарт: заблуждения проистекают из различия объемов воли и познания; наше познание ограничено – воля безгранична

 

Таки посмотрите еще свои конспекты для полной уверенности. А то у меня как-то скудно получилось. Хорошо и много о заблуждении написано тут: [http://caute.ru/ilyenkov/texts/enc/errat.html] я не стала сюда копировать, ибо огромная статья
22. Понятие истины. Классическая и неклассические теории истинности.

Понятие истины

Большинство проблем философской теории познания так или иначе концентрируются вокруг проблемы истины, конкретизируют и дополняют ее.

 

Проблема истины достаточно сложна. Вспомним атомистическую концепцию Демокрита: «Все тела состоят из атомов, атомы неделимы». Она была бесспорной на протяжении почти двух с половиной тысячелетий. Теперь она предстает не как истина, а как заблуждение. Но, скорее всего, таким же заблуждением является значительная часть существующих ныне научных теорий, которые могут быть опровергнуты с течением времени. В силу подобных коллизий в истории философии сложились несколько пониманий, способов толкования истины.

 

Истина:
1. Онтологическое понимание.

«Истина — это то, что есть». Демонстрацией подобного подхода к истине может служить начало платоновской «Притчи о пещере». Здесь важно само наличие вещи. До какого-то времени истина может быть скрыта, неизвестна человеку, но в определенный момент времени она открывается человеку, и он запечатлевает ее в словах, в определениях, в произведениях искусства. Таким образом, открывшаяся человеку истина становится достоянием всех. Однако подобная позиция не критична к случаям различного восприятия и понимания одних и тех же вещей. Поэтому сложилось другое понимание истины.


2. Гносеологическое.

«Истина — это соответствие знаний действительности». Это классическая гносеологическая концепция. Однако и в этом случае возникает много проблем, разногласий, так как часто осуществляется попытка сравнения несравнимого: идеального (знаний) с реально-материальным. Тем более, что многие сложные явления, такие как «любовь», «свобода» и пр. — вообще трудно проверить на соответствие действительности. Поэтому, на некоторое время проблему упростили и перешли к другому пониманию истины.


3. Позитивистское.

«Истина — это опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено на практике, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Ясно, что подобная позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?).


4. Прагматическое.

«Истина — это полезность знания, его эффективность». По этим критериям в качестве истинного признавалось то, что в данный момент времени дает эффект, приносит своего рода «прибыль». одной из главных областей применения такого подхода стала политика.


5. Конвенциональное (основоположник — Ж. А. Пуанкаре).

«Истина — это соглашение». По этому определению, в случае возникновения разногласий, нужно просто договориться между собой, что считать истиной. Ясно, что подобная позиция может быть применима лишь в довольно узких областях деятельности, и лишь на определенное время.
Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.191.134 (0.008 с.)