Роль философии в системе научного знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль философии в системе научного знания



Разделы философии

Карл Ясперс ввел понятие «осевого времени», т.е. момент появления Христа. Он отмечал, что примерно между 800 и 200 годами до н.э. произошел поворот в истории и сложился Мыслящий Человек. Это было вызвано тем, что Миф и Религия уже были не в состоянии дать ответы на все вопросы. Сейчас философия очень расширилась и делится на:

1) Онтология/метафизика

§ Уровни бытия, вопрос о существовании бытия и небытия

§ Обладает ли мир в своем существовании единством? И что является основой этого единства?

§ Если мир един, то развивается ли он?

§ Если мир развивается, то это развитие чем-то обусловлено? (пространство, время, движение, системность)

 

2) Гносеология

§ изучается природа познания, возможность познания отношений знания и реальности, условия достоверного знания

§ Главная проблема: можно ли достоверно назвать сущность мира?

 

3) Аксиология - учение о ценностях

 

4) Социальная философия - учение об обществе - каковы основные принципы существования общества, перспективы развития человечества, смысл человечества

 

5) Этика - учение о морали

6) Философская антропология - учение о Человеке

7) Эпистемология – теория научного знания

§ творчество

§ специфика научного познания

 

8) Логика – учение о законах и принципах мышления

 

В ХХ в. из философии вышли такие науки, как: логика, эстетика;

во второй половине ХХ в. появились такие подразделы философии, как: философия науки, философия природы, философия техники.

 

Особенности всего этого

 

§ Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке(из-за этических соображений)

 

§ В философии нет прогресса

 

§ В философии существуют вечные вопросы, пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому;

§ Любой философ отражает свое мировоззрение

 

§ Философия плюралистична (Плюрализм— философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия (онтологический плюрализм)).

 

§ Одного языка, понятного всем философам, нет.


17. Основные направления философии и их особенности

Направления и особенности

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона: что первично – материя или сознание?

Гносеологическая (познавательная) сторона: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от выбора онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм (и еще куча всего), а также эмпиризм и рационализм (и еще куча всего).

Онтологическая сторона:

1. объективный идеализм

2. субъективный идеализм

3. материализм

4. вульгарный материализм

5. дуализм

6. деизм

Гносеологическая сторона:

7. гностицизм

8. агностицизм

9. эмпиризм (сенсуализм)

10. рационализм

Сократим все вышеперечисленное до основных моментов:

Онтологическая сторона:

1. материализм - (он же так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Отсюда:

§ материя реально существует;

§ материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

§ материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

§ материя существует и различается по своим внутренним законам;

§ сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

§ сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

§ сознание определяется материей (бытием).

Люди, которые поддерживали идеи материализма (вдруг понадобится):

Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократический Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

2. идеализм – (он же так называемая «линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

Направления идеализма:

1. объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.):

· реально существует только идея;

· идея первична;

· вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

· «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);

· «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

· каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);

· большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

· отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

2. субъективный идеализм (Беркли, Юм).

· все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

· идеи существуют в разуме человека;

· образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

· вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

3. дуализм (придумал Декарт):

· существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

· все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций, материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной;

· в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;

· материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

· основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

4. деизм (французские просветители XVIII в):

· бог есть, но, единожды сотворив мир, он уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей = бог не имеет «полномочий», он просто нравственный символ

· материя одухотворена, поэтому она не может быть противопоставлена сознанию

Гносеологическая сторона:

1. эмпиризм (сенсуализм, придумал Ф. Бэкон):

· в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

2. рационализм (основоположник – Декарт):

· основная идея: истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

· реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума.

· существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.

3. гностицизм (как правило, гностики – это материалисты с небольшим креном, который состоит в следующем):

· мир познаваем;

· возможности познания неограниченны.

4. агностики (как правило, идеалисты с аналогичным креном):

· мир непознаваем;

· возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

Кант – агностик. Гностицизм и агностицизм не напрямую принадлежат к гносеологической стороне (идиотское слово, как будто у кого-то гайморит), но, как утверждается в интернете, связаны с ней, хоть я и не понимаю как. Если что, это можно посмотреть здесь: [http://www.nuru.ru/philos/003.htm] Еще очень подробно о направлениях написано в Большом Конспекте по Философии, который есть в группе

Вообще отдельное направление:

1. иррационализм (Ницше, Шопенгауэр):

· мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

Ооо, ну почему Горбатов не иррационалист

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является известной (неразрешенной) философской проблемой.

С особенностями беда, но вроде как они оговорены в самих направлениях философии, не?


18. Сущность познавательной деятельности. Формы и уровни познания.

Структура познания

(с) презентация Горбатова

 

Формы и уровни познания

 

Чувственное познание:

    • Ощущение
    • Восприятие
    • Представление

 

Рациональное познание:

 

· Понятие

· Суждение

· Теория

 

Иррациональное познание(?):

 

· Инстинкт

· Озарение

· Интуиция

 

Поскольку механизмы иррационального познания заведомо нам не даны, не исключено, что оно представляет собой лишь неосознаваемую и/или не эксплицируемую сторону эмпирического или рационального познания.

 

Многообразие форм знания

 

Знание – истинное обоснованное мнение

 

Научное знание = знание + знание о способе получения знания, его источнике, границах и степени надежности

 

Особенности научного знания:

· Системность

· Обоснованность

· Рациональность

· Проверяемость:

 

o Верифицируемость

o Фальсифицируемость

 

 

Ненаучное знание:

 

Вненаучное знание (не только противоположно науке, но и является постоянным контекстом ее развития):

· Искусство, миф, религия

 

Паранаучное знание (схожие цели, но иные формы):

· Мистицизм, магия, алхимия, маргинальные элементы в самой науке

 

Обыденное знание (схожие формы и цели, но иной теоретический уровень):

· Здравый смысл, житейская мудрость

Карл Поппер!!
19. Знание и мнение. Проблема обоснованности знания.

Знание и мнение

[http://www.slideshare.net/Gorbatov/02-11942004] – презентация Горбатова по этой теме, посмотрите слайд № 9, там есть логическая таблица про знание

 

Идеи античных философов о знании и мнении:

 

Парменид:

«Путь истины»:

единое, вечное, неизменное

«Путь мнения»:

множественное, переходящее, текущее

 

Платон:

 

в человеке «…должны жить истинные мнения, которые, если их разбудить вопросами, становятся знаниями…», «…Правильное, но не подкрепленное объяснением мнение нельзя назвать знанием.… Если нет объяснения, какое же это знание?»

 

Проблема Гетье

 

Эдмунд Гетье, 1963:

«Является ли истинное обоснованное мнение знанием?»

 

посмотрите слайды 11, 12 – там же (у меня плохо с логикой)

 

Знание и заблуждение

 

Знание

достоверное, истинное представление о чем-либо, в отличие от вероятностного мнения. Согласно Аристотелю, знание либо интуитивно, либо дискурсивно (подкреплено умозаключениями и логическими доказательствами). Проблема мнения (=вера) и знания – одна из центральных в средневековой теологии и философии. Введенное схоластикой различие априорного и апостериорного (см. предыдущие билеты) знания получило развитие в гносеологических теориях нового времени (Кант).

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном, и в объективном отношении, и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, чтобы рассматриваться как знание.

 

Заблуждение

несоответствие знания его предмету, расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом; заблуждение есть абсолютизированный момент процесса познания, который возникает и существует как односторонность познания, закрепляемая в сознании ограниченным практическим интересом отдельного человека или класса (это уже выжимки из марксизма, бла бла).

 

Понятие истины

Большинство проблем философской теории познания так или иначе концентрируются вокруг проблемы истины, конкретизируют и дополняют ее.

 

Проблема истины достаточно сложна. Вспомним атомистическую концепцию Демокрита: «Все тела состоят из атомов, атомы неделимы». Она была бесспорной на протяжении почти двух с половиной тысячелетий. Теперь она предстает не как истина, а как заблуждение. Но, скорее всего, таким же заблуждением является значительная часть существующих ныне научных теорий, которые могут быть опровергнуты с течением времени. В силу подобных коллизий в истории философии сложились несколько пониманий, способов толкования истины.

 

Истина:
1. Онтологическое понимание.

«Истина — это то, что есть». Демонстрацией подобного подхода к истине может служить начало платоновской «Притчи о пещере». Здесь важно само наличие вещи. До какого-то времени истина может быть скрыта, неизвестна человеку, но в определенный момент времени она открывается человеку, и он запечатлевает ее в словах, в определениях, в произведениях искусства. Таким образом, открывшаяся человеку истина становится достоянием всех. Однако подобная позиция не критична к случаям различного восприятия и понимания одних и тех же вещей. Поэтому сложилось другое понимание истины.


2. Гносеологическое.

«Истина — это соответствие знаний действительности». Это классическая гносеологическая концепция. Однако и в этом случае возникает много проблем, разногласий, так как часто осуществляется попытка сравнения несравнимого: идеального (знаний) с реально-материальным. Тем более, что многие сложные явления, такие как «любовь», «свобода» и пр. — вообще трудно проверить на соответствие действительности. Поэтому, на некоторое время проблему упростили и перешли к другому пониманию истины.


3. Позитивистское.

«Истина — это опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено на практике, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Ясно, что подобная позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?).


4. Прагматическое.

«Истина — это полезность знания, его эффективность». По этим критериям в качестве истинного признавалось то, что в данный момент времени дает эффект, приносит своего рода «прибыль». одной из главных областей применения такого подхода стала политика.


5. Конвенциональное (основоположник — Ж. А. Пуанкаре).

«Истина — это соглашение». По этому определению, в случае возникновения разногласий, нужно просто договориться между собой, что считать истиной. Ясно, что подобная позиция может быть применима лишь в довольно узких областях деятельности, и лишь на определенное время.
Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины.

 

Роль философии в системе научного знания

 

Философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе общих принципов рационального миропонимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Функция ”интеллектуальной разведки” служит и заполнению познавательных пробелов, возникающих постоянно в связи с неполнотой, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием ”белых пятен” в познавательной картине мира. Конечно, в конкретно-научном плане эти пробелы предстоит заполнить специалистам-ученым, но первоначальное их осмысление осуществляется в той или иной общей системе миропонимания. Философия заполняет их силой логического мышления. Схему опыта должна сначала набросать мысль, пояснял Кант.

Уж так устроен человек, что его не удовлетворяют плохо связанные между собой фрагменты знаний; у него сильна потребность в целостном, не разорванном понимании мира как связного и единого. Отдельное, конкретное уясняется гораздо лучше, когда осознано его место в целостной картине. Для частных наук, занятых каждая своeй областью исследования с присущими ей методами, это невыполнимая задача. Философия же вносит весомый вклад в ее решение, способствуя правильной постановке проблем.

Интеграция, универсальный синтез знаний сопряжены также с разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней, разделов науки при их ”стыковке”, согласовании. Речь идет о всевозможных парадоксах, логических парадоксах, познавательных дилеммах, кризисных ситуациях в науке, в осмыслении и преодолении которых философской мысли принадлежит весьма существенная роль.

 

В конечном счете такие затруднения связаны с проблемами соотнесения мысли (языка) и реальности, то есть принадлежат к извечно философской проблематике.

 

Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, ль ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет, не обосновывает.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его ”устройства”, общих закономерностях и т.д. однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания). Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Наконец, наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Зададимся вопросом: можно ли отнести науку к положительным, полезным, или же отрицательным, вредным для людей явлениям? Однозначный ответ дать трудно, ибо наука — что нож, который в руках хирурга творит добро, а в руках убийцы — страшное зло. Наука не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Задача уяснения ценностных оснований науки и общественно-исторической жизни людей вообще решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит философский характер.

 

Я понимаю, что это звучит, как повторяющийся бред, но в интернете и конспектах написано именно так.

2. Если Образ жизни = мировоззрение, то:

 

(Философия сложилась как форма мировоззрения 2,5 тыс. лет назад. Карл Ясперс ввел понятие «осевого времени», т.е. момент появления Христа. Он отмечал, что примерно между 800 и 200 годами до н.э. произошел поворот в истории и сложился Мыслящий Человек. Это было вызвано тем, что Миф и Религия уже были не в состоянии дать ответы на все вопросы).

 

Философия влияет на мировоззрение как ученых, так и простых людей. Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, убеждения, ценности, ориентиры, идеалы.

 

Выделяют три основных типа мировоззрения:

  • житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке;
  • религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;

· философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира.

 

Мировоззрение имеет определенную структуру (структура и типы – разные вещи!):

 

  • Мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист)
  • Мировосприятие – опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное)
  • Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.

 

Мировоззрение может быть:

· идеалистическим

· материалистическим

 

Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

 

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

 

· Ценностные ориентации – система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей. Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической. Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

· Вера – один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры – это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

 

· Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу. Идеал – это мечта:

o о совершенном обществе, в котором все честно;

o гармонически развитой личности;

o разумных межличностных отношениях;

o нравственном;

o прекрасном;

o реализации своих возможностей на благо человечества.

· Убеждения – это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

– духовное ядро личности;

– основу мировоззрения.

 

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

 

Хотя, может быть, под «образом жизни» имеются в виду профессиональные занятия философией, как у Платона, Диогена и прочих прекрасных людей. Тогда уместно привести что-то из их биографий, рассказать, как они дошли до жизни такой. Еще почитайте большие конспекты, которые скинули в группу, там много годной расплывчатой херни, ибо вопрос слишком огромен, и я не понимаю, о чем он


16. Основные разделы философии и их особенности.

Разделы философии

Карл Ясперс ввел понятие «осевого времени», т.е. момент появления Христа. Он отмечал, что примерно между 800 и 200 годами до н.э. произошел поворот в истории и сложился Мыслящий Человек. Это было вызвано тем, что Миф и Религия уже были не в состоянии дать ответы на все вопросы. Сейчас философия очень расширилась и делится на:

1) Онтология/метафизика

§ Уровни бытия, вопрос о существовании бытия и небытия

§ Обладает ли мир в своем существовании единством? И что является основой этого единства?

§ Если мир един, то развивается ли он?

§ Если мир развивается, то это развитие чем-то обусловлено? (пространство, время, движение, системность)

 

2) Гносеология

§ изучается природа познания, возможность познания отношений знания и реальности, условия достоверного знания

§ Главная проблема: можно ли достоверно назвать сущность мира?

 

3) Аксиология - учение о ценностях

 

4) Социальная философия - учение об обществе - каковы основные принципы существования общества, перспективы развития человечества, смысл человечества

 

5) Этика - учение о морали

6) Философская антропология - учение о Человеке

7) Эпистемология – теория научного знания

§ творчество

§ специфика научного познания

 

8) Логика – учение о законах и принципах мышления

 

В ХХ в. из философии вышли такие науки, как: логика, эстетика;

во второй половине ХХ в. появились такие подразделы философии, как: философия науки, философия природы, философия техники.

 

Особенности всего этого

 

§ Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке(из-за этических соображений)

 

§ В философии нет прогресса

 

§ В философии существуют вечные вопросы, пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому;

§ Любой философ отражает свое мировоззрение

 

§ Философия плюралистична (Плюрализм— философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия (онтологический плюрализм)).

 

§ Одного языка, понятного всем философам, нет.


17. Основные направления философии и их особенности

Направления и особенности

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона: что первично – материя или сознание?

Гносеологическая (познавательная) сторона: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от выбора онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм (и еще куча всего), а также эмпиризм и рационализм (и еще куча всего).

Онтологическая сторона:

1. объективный идеализм

2. субъективный идеализм

3. материализм

4. вульгарный материализм

5. дуализм

6. деизм

Гносеологическая сторона:

7. гностицизм

8. агностицизм

9. эмпиризм (сенсуализм)

10. рационализм

Сократим все вышеперечисленное до основных моментов:

Онтологическая сторона:

1. материализм - (он же так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Отсюда:

§ материя реально существует;

§ материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

§ материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

§ материя существует и различается по своим внутренним законам;

§ сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

§ сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

§ сознание определяется материей (бытием).

Люди, которые поддерживали идеи материализма (вдруг понадобится):

Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократический Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

2. идеализм – (он же так называемая «линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

Направления идеализма:

1. объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.):

· реально существует только идея;

· идея первична;

· вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

· «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);

· «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

· каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);

· большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

· отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

2. субъективный идеализм (Беркли, Юм).

· все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

· идеи существуют в разуме человека;

· образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

· вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

3. дуализм (придумал Декарт):

· существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

· все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций, материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной;

· в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;

· материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

· основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

4. деизм (французские просветители XVIII в):

· бог есть, но, единожды сотворив мир, он уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей = бог не имеет «полномочий», он просто нравственный символ

· материя одухотворена, поэтому она не может быть противопоставлена сознанию

Гносеологическая сторона:

1. эмпиризм (сенсуализм, придумал Ф. Бэкон):

· в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

2. рационализм (основоположник – Декарт):

· основная идея: истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

· реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума.

· существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.

3. гностицизм (как правило, гностики – это материалисты с небольшим креном, который состоит в следующем):

· мир познаваем;

· возможности познания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.202 с.)