Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем



События конца ХХ в. с очевидностью свидетельствуют о корен­ной трансформации привычного мира. Решение многих локальных задач (континента, страны, региона, города и т.п.) требует их соотне­сения с развитием человечества как субъекта истории. Кризисы в эко­номике и политике, в преуспевающих или отсталых странах - все это проявление общего кризиса, сотрясающего человеческую цивилиза­цию. Причем он охватывает природу, мировую экономику, политичес­кие отношения, культуру и, особенно, самого человека. В этих услови­ях особо актуальным становится обозначение возможных способов решения проблемы прогресса и определение его критериев. Понятие общественного прогресса неразрывно связано с тем или иным пред­ставлением о характере развития и его направленности.

В древности развитие общества понималось как последователь­ность событий, либо как постепенная деградация от исходного «золо­того века». Платоном и Аристотелем история общества рассматрива­лась как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. В христианстве впервые появилось представление о внеисторической цели общества и человечества. В эпоху Нового времени появились представления, основанные на беспредельном могуществе разума и способности общества к неограниченному движению вперед. У Геге­ля понятие прогресса обрело форму саморазвития мирового духа с центральной идеей теодицеи, т.е. оправдания Бога за существование зла в истории. В марксистской концепции общества прогресс связы­вался с ростом производительности труда, освобождением от эксплу­атации и овладением стихийных сил природы. Коренной целью и кри­терием прогресса выступало развитие человека как гармонично раз­витой свободной личности. Регрессом считалось движение общества в обратном направлении, вызванное реакционными общественно-по­литическими силами.

На протяжении XX в., с возникновением кризиса современной культуры и цивилизации, появлением глобальных проблем современ­ности и нарастанием нестабильности в мире в целом, критерии обще­ственного прогресса начинают изменяться. Постепенно приходит осоз­нание того, что прогрессирует знание, техника и т.д., но не сам чело­век, что нельзя рассуждать о прогрессе общества в отрыве орт про­гресса человека и, прежде всего, основных показателей его жизнеде­ятельности. Так, в качестве интегративных показателей прогрессив­ного развития общества предлагаются такие критерии как средняя продолжительность жизни, детская и материнская смертность, состо­яние здоровья, чувство удовлетворенности жизнью и т.п. Именно в свете этих гуманистических критериев следует рассматривать и оце­нивать такие феномены социальной жизни как реформы и револю­ции, определять историческое значение главных «действующих лиц» истории. Однако, при поражающих воображение успехах науки и тех­ники, создание огромного по масштабам мира вещей и банков инфор­мации, жизнь человека, в основном, не становится безопасней и сча­стливее, здоровее и благополучнее.

Формирование информационного общества приводит к усиле­нию интенсивности воздействия техносферы на геокосмическую, гео­логическую, и биологическую сферы, создавая угрозу сохранения жизни на Земле. Ученым многих стран выход видится в выработке общечеловеческого экологического императива деятельности на ос­нове концепции коэволюции (т.е. совместной согласованной эволю­ции) природы и человечества; в поиске новых путей прогресса циви­лизации, исключающих насильственные методы решения социальных, политических, нравственных конфликтов. Решение этой задачи спо­собно обеспечить выживание человека как биологического вида и переход к ноосферной цивилизации. Человек станет ответственным за развитие биосферы и общества, научится направлять это разви­тие. Для этого необходимо коренное изменение характера и типа мышления людей, отказ от идеи примитивного антропоцентризма, когда человеческие потребности могли удовлетворяться за счет бесконечного расширения масштабов использования природы. Темпы развития технико-технологической грани цивилизации оказались го­раздо выше, чем естественная эволюция биосферы и самого челове­ка, что привело к обострению антропосоциальных глобальных про­блем: преодоления демографического взрыва в отсталых странах, предотвращение негативных последствий научно-технического про­гресса, проблем образования, воспитания, культуры. Не случайно кон­цепции глобального развития подчас характеризуются как поиск «стра­тегии выживания», когда речь идет не о том, как «жить», а о том, как «выжить».

Современная глобальная ситуация предстает полем открытых возможностей. Сейчас как никогда ощущается необходимость объе­динения всех позитивных сил для решения назревших глобальных проблем для выработки концепции «устойчивого развития». Ее осно­ву составят те действия, которые люди Земли должны предпринять для обеспечения согласованного развития человека и природы; для восстановления паритета общества и биосферы; для гармонизации экологических, технологических и социальных процессов.

 


[1] См. Немировская Л.З. Философия. Курс лекций. – М., 1995. С.96.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.004 с.)