Последний этап развития античной философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последний этап развития античной философии.



Последующий период античной философии, который обычно называют периодом эллинизма, может характеризоваться как период упадка, так как в этот период не появляется принципиально новых философских школ, учений, а идет развитие идей предшествующих философских концепций. Наиболее значительными учениями этого периода являются: учение стоиков и этическое учение Эпикура.

Школа стоиков была основана Зеноном из Китиона в третьем веке до нашей эры. Жизненным идеалом мудреца они считали внутреннюю невозмутимость и спокойствие, достижение способности не реагировать на внешние и внутренние раздражители. Только мудрец может быть свободным человеком, а глупые люди являются рабами. В философии стоиков было впервые разработано учение о свободе воли.

О первых двух этапах развития школы стоиков известно очень мало. И о специфике философского учения школы стоиков можно судить лишь по третьему – римскому периоду, к которому принадлежали: Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.), его ученик Эпиктет (50-140 гг.), а также римский император Марк Аврелий (121-180 гг.).

Основными достоинствами человека представители школы стоиков считали невозмутимость и свободу от внешнего мира. Причем свобода воли распространяется не только на жизнь, но и на смерть. Человек свободен выбрать смерть, если невозможно жить достойной жизнью. Способность не бояться смерти как раз и является философией.

Но, с другой стороны, стоики считали, что человек подчинен року, или судьбе. Тому, что суждено быть, то непременно сбудется. Свобода может быть лишь в признании, согласии с необходимостью рока или судьбы.

Но постепенно проходит античный период истории, который Гегель назвал поэтическим и ему на смену идет прозаическая действительность Средневековья и более позднего времени. Для того чтобы ощутить драму перехода к новому историческому периоду следует рассказать об одной расправе новой нарождающейся культуры над греческим философом. Имя философа – Гипатия из Александрии (370-415). Молодая и талантливая гречанка, дочь известного математика, сама – математик, астроном, философ, славилась своими лекциями по истории античной философии, знатоком которой она была. Она гордилась древнегреческими мыслителями и их учения сравнивала со странными и страшными сказаниями христианских проповедников. Христианские священники нередко посещали ее лекции и задавали самые каверзные вопросы. Но как они ни старались, – ничто не могло поставить молодого философа в тупик. Она продолжала с большим усердием изучать все новые и новые труды великих древнегреческих мыслителей и передавать свои знания слушателям.

Но однажды, когда Гипатия вышла из Александрийской библиотеки, на нее напали религиозные фанатики, с остервенением рвали на ней одежду и били. Затем, толпа озверевших и орущих людей потащила ее по александрийской улице. Увидев рясы монахов, Гипатия поняла за что с ней хотят расправиться. Когда притащили ее в христианский храм, она была уже без сознания. Её забросали камнями. Затем стоя перед распятием, монахи терзали бездыханное тело, вырывая из него куски острыми морскими раковинами. Утолив свою злобу, фанатики бросили останки в костер. Это произошло в 415 году нашей эры. Так вступала в свои права новая культура с проповедями не убий, любви к ближнему, всепрощения и ничем не оправданной жестокостью к инакомыслящим[1].

 

Философия Средневековья

При изучении философии средневековья обратить надо вни­мание на изменение социально-философской парадигмы, которая становится христианской. Поэтому основные этапы развития христианства накладывали свой отпечаток и на философию.

Отдельно­го разговора заслуживает вера, ставшая центром духовной деятель­ности средневекового человека. Философия попадает в зависимость от христианской религии. Это выражается в теоцентричности фило­софии.

На первом этапе апологетики происходило становление христианства и основ христианской философии в период апологетики (Тертуллиан, Юстин Мученик). Важный вклад в развитии христианства сделал римский император святой Равноапостольный Констатантин, который объединил христианские общины в церковь и сделал христианство государственной религией Рима.

Два основных направления средневековой философии по-разному оце­нивали роль философии, но и патристика и схоластика не могли отка­заться от философии, как средства прояснения и объяснения догма­тов церкви, чтобы сделать их более доступными человеческому пони­манию. Так как высшая мудрость носит божественный характер, то христианство отказывает философии в ее софийности и соглашается признать за ней ограниченные познавательные права. На этой осно­ве и развилась схоластика, претендующая в ряде случаев на рацио­нальное истолкование всех догматов церкви. Такая направленность философского поиска постепенно приводит к потере изначальной софийности и обретению философией эпистемного (рационального) облика. Не случайно позднее русские философы будут постоянно упрекать западное христианство за засилье в нем абстрактно-логичес­ких схем.

Следует особо остановиться на анализе философских взглядов Августина Блаженного и Фомы Аквинского, влияние которых продолжает сказываться и в наши дни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.005 с.)