Понятие экологического права. Экологическое право как отрасль права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие экологического права. Экологическое право как отрасль права



Вопросы по ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ

 

1. Понятие экологического права

2. Предмет экологического права

3. Метод правового регулирования экологического права

4. Принципы экологического права

5. Система экологического права

6. Понятие источников экологического права. Источники экологического права

7. Понятие права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты

8. Содержание права частной, государственной, муниципаль­ной и иных форм собственности на природные объекты

9. Экологическая система как объект права частной, государст­венной, муниципальной и иных форм собственности на при­родные объекты

10. Понятие права экологопользования

11. Содержание права экологопользования

12. Возникновение, изменение и прекращение права эколого­пользования

13. Особый вид экологопользования

14. Понятие и принципы государственного регулирования эко­логопользования и охраны окружающей среды

15. Система и компетенция государственных органов регулиро­вания экологопользования и охраны окружающей среды

16. Формы, функции и методы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды

17. Экономический механизм охраны окружающей среды

18. Единая государственная система экологического мониторинга

19. Экологический контроль

20. Понятие эколого-правовой ответственности

21. Дисциплинарная ответственность в сфере экологопользования

22. Административная ответственность в сфере экологопользования

23. Уголовная ответственность в сфере экологопользования

24. Материальная ответственность в сфере экологопользования

25. Гражданско-правовая ответственность в сфере экологополь­зования

26. Эколого-правовая ответственность, предусмотренная специ­альными нормативно-правовыми актами (специальная ответ­ственность)

27. Основания освобождения от эколого-правовой ответственно­сти

28. Земля как объект эколого-правового режима собственности, землевладения землепользования и аренды

29. Правовая охрана земель

30. Особенности ответственности за нарушение земельного зако­нодательства

31. Недра как объект эколого-правового режима недропользова­ния

32. Право недропользования и его виды

33. Правовая охрана недр

34. Ответственность за нарушение законодательства о недрах

35. Эколого-правовой режим водопользования

36. Право водопользования и его виды

37. Правовая охрана вод

38. Ответственность за нарушение водного законодательства

39. Леса как объект эколого-правового режима лесопользования

40. Право лесопользования и его виды

41. Правовая охрана лесов

42. Ответственность за нарушение лесного законодательства

43. Животный мир как объект эколого-правового режима

44. Право пользования животным миром и его виды

45. Правовая охрана животного мира

46. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира

47. Атмосферный воздух как объект экологических отношений

48. Правовые меры охраны атмосферного воздуха

49. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

50. Понятие и краткая характеристика природно-заповедного фонда РФ

51. Эколого-правовой режим использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства

52. Эколого-правовой режим использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства

53. Эколого-правовой режим и охрана экологических систем, в которых находятся поселения, рекреационные и лечебно-оздоровительные зоны

54. Понятие эколого-правового обеспечения санитарно-эпиде­миологического благополучия населения и его основные принципы

55. Правовые формы и методы правового обеспечения санитар­но-эпидемиологического благополучия населения

 

 

Под источником экологического права следует понимать нормативный акт, принятый уполномоченным на то государственным органом в установ-ленной форме и процедуре и содержащий государственную волю законодателя в области экологопользования.

Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты

Содержание права государственной и иных форм собственности на землю и иные природные объекты выражается в трех правомочиях: праве владения, праве пользования и праве распоряжения.

Право владения природными объектами предполагает обладание ими, фактическое госполсгво над ними, удержание в обладании. Например, Российское государство обладает правом владения в экономической зоне, внешняя граница которой находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальное мор) Российской Федерации. В этой, находящейся далеко за пределами государственных границ территории, Россия вправе лишь осуществлять определенные виды экологопользования: использова-ние дикой фауны и т. п.

Право пользования землей и природными объектами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества. Право пользования землей и природными объектами осуществляется с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ “Об охране окружающей природной среды” и которые конкретизируются в кодексах республик и в законах РФ об использовании и охране природных объектов; о животном мире; об охране атмосферного воздуха.

Право распоряжения собственника землей и природными объектами. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридиче-скую судьбу имущества, то в отношении природных объектов больше подходит термин “определение юридического статуса природного объекта”, поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние.

Владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.

Содержание права экологопользования

Для раскрытия содержания права экологопользования необходимо исследовать все его элементы.

1. Объектом права экологопользования является прежде всего матери-ализованная субстанция, которой возможно обладать как реальной вещью. Не может быть объектом права экологопользования атмосферный воздух, ибо он не материализован и им невозможно обладать как вещью. Нематериализованные субстанции могут являться объектом права эко-логопользования лишь при условии, что они являются частью тех природ-ных объектов, которыми можно обладать как вещами. Так, в нормально функционирующей в природных процессах почве имеется почвенный воздух, поскольку для произрастания растений необходим воздушный режим почвы. Поэтому данным почвенным воздухом экологопользователь пользуется в составе материализованного объекта — земельного участка, предоставленного ему в пользование. В связи с этим юридическим объектом экологопользования могут быть лишь земельные участки, участки для разработки недр, водные объекты или части их, участки леса для заготовки древесины и других лесопользований, имеющих побочный характер, а также охотничьи угодья и иные участки обитания дикой фауны.

Природный объект может быть объектом права экологопользования лишь в том случае, если они имеет естественное происхождение. Так, нельзя считать объектом права экологопользования искусственные теплицы. (не подходят и дикие живо-тных, содержащиеся в неволе)

2. Субъектами права экологопользования могут быть граждане РФ, а также иностранцы и организации, учреждения и предприятия, включая иностранные юридические лица. В ЛК РФ говорится, что лесопользовате-лями в РФ могут быть юридические лица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательством РФ и т. п. Для обретения статуса объекта права экологопользования необходимо два юридических аспекта: а) наличие экологической правоспособности субъектов, определенной в законе в специальных нормативно-правовых актах. Так. для российских организаций определена полная экологическая дееспособность, а для иностранных организаций — частичная. б) реализованность данной экологической правоспособности в уста-новленном порядке. Так, для получения земельного участка в пользование граждане и организации, обладающие экологической правоспособностью, должны пройти определенную процедуру: обратиться в установленном порядке к государственному органу, уполномоченному предоставлять зе-мельные участки в пользование или собственность, где должно быть оформлено дело об отводе земли заявителю, получить разрешение на этот отвод и т. п.

Содержание права экологопользования включает наличие нескольких правомочий: права собственности, права владения, права пользования и права внутрихозяйственного управления природным объектом, предостав-ленным в пользование, владение, собственность или аренду.

Экологический контроль

Экологический контроль как способ организационно-правового обес-печения рационального экологопользования и сохранности экологической системы отличается от мониторинга тем, что представляет собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений на предмет их устране-ния, в то время как мониторинг ограничивается сбором информации.

Экологический контроль осуществляется с целью обеспечения деятель-ности экологопользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утверж-денной в установленном порядке.

Главными задачами государственного экологического контроля явля-ются: 1. проверка выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды; 2. выявление нарушений экологических требований при подготовке, принятии и реализации решений о развитии хозяйственной и иной дея-тельности; 3. проверка выполнения экологопользователями норм (нормативов и правил) экологопользования и качества окружающей среды.

Контроль за соблюдением правил экологопользования бывает: а) Государственный контроль за соблюдением правил экологопользо-вания имеет сложную структуру, в которой можно выделить следующие элементы: прокурорский надзор, осуществляемый за соблюдением экологического законодательства; местный контроль, т. е. контроль за соблюдением законодательства об экологопользовании со стороны органов местного самоуправления, кото-рые, в отличие от прокурорских органов, вправе не только признавать незаконность тех или иных действий, но и непосредственно отменять их. специальный контроль осуществляется специализированными государ-ственными инспекциями^ по охране атмосферного воздуха, по охране вод, по охране земель, по правильному применению агрохимикатов, по охране рыбных запасов, по охране лесов; и т. п. б) Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведом-ствами в рамках своей отрасли. Он отличается от государственного конт-роля, во-первых, более узким кругом задач, определенных общим положением о министерстве и специальными положениями о министерст-вах; во-вторых, значительной разнородностью контрольных функций, по-скольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и такие, которые в своей деятельности касаются данной сферы незначительно. в) Общественный контроль за соблюдением правил экологопользования имеет многообразные формы. (партийный контроль, осуществляемый политическими партиями, контроль общественных организаций, осуществляемый добровольны-ми обществами, контроль органов местного самоуправления, контроль отдельных граждан.)

Дисциплинарная ответственность в сфере экологопользования

Данный вид ответственности предусмотрен за противоправное, винов-ное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с выпачнением планов и мерощ)иятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также за нарушение требований экологического законодательства, выте-кающих из трудовой функции (ст. 82 Закона об охране окружающей природной среды). В соответствии со ст. 135 КЗоТ РСФСР к виновным лицам могут быть применены следующие виды дисциплинарной ответст-венности (взысканий): замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Законодательством о дисциплинарной ответстаенности, уставами и поло-жениями могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания. Возможна также и замена админи-стративной ответственности на дисциплинарную в случаях, прямо предус-мотренных в нормативных актах (ч. 2 ст. 16 КсАП РСФСР).

Для данного вида эколого-правовой ответственности характерны сле-дующие отличительные признаки: 1. Дисциплинарная ответственность в сфере экологопользования может

наступать лишь за экологические нарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязательств. 2. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется администрацией предприятия, на котором работает правона-рушитель, или руководством кооператива, членом которого он является. 3. Отличительной особенностью дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения является то, что в законодательстве не перечислены конкретные составы дисциплинарных проступков. В законе предусмотрен лишь перечень дисциплинарных взысканий и обозначен общий контур состава дисциплинарного проступка. 4. Дисциплинарные взыскания дифференцируются в зависимости от субъекта дисциплинарного правонарушения. Например руководители предприятий, учреждений и организаций и их име-ют большие возможности причинить вред окружающей природной среде. 5. Должностные лица и иные виновные работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, пра-вилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами несут дисциплинарную ответственность за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды и тре-бований природоохранительного законодательства с учетом их трудовой функции или должностного положения.

Правовая охрана земель

Охрана земель включает систему правовых, организационных, эко-номических и других мероприятий, предотвращение необоснованных изъятий из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антро-погенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение пло-дородия почв, продуктивности земель.

В содержание охраны земель сельскохозяйственного назначения входят два комплекса мероприятий: охрана земель от истощения и от загрязнения. В содержание охраны от истощения входят меры по сохранению, восста-новлению, улучшению плодородия почв, предотвращению сокращения этих земель.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям (экосистемам), с учетом их зональ-ных и региональных особенностей. Она имеет следующие цели: предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяй-ственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства, введения компенсационных выплат собственникам земли, зем-левладельцам, землепользователям и арендаторам за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью других собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов независимо от со-стояния земель и экологической обстановки в целом; и пр.

Для решения указанных задач все собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы должны проводить рациональную орга-низацию земель, восстанавливать и повышать плодородие почв, а также другие свойства земли.

Экономическое стимулирование рационального использования и ох-раны земель включает: 1. выделение средств из федерального бюджета республик в составе РФ и других субъектов Федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов охраны земель для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли; а также частичную компенсацию снижения доходов в результате консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли; 2. освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, и в период, предусмотренный проектом производства работ; 3. поощрение граждан, ведущих крестьянское фермерское хозяйство, членов колхозов, и пр.

Требование рационального использования земли неотделимо от ее охраны. Нерациональное использование земли, потребительское и бесхо-зяйственное отношение к ней приводят к нарушению выполняемых ею функций, снижению ее природных свойств. Поэтому целью охраны земель является предупреждение истощения почв, загрязнения поверхности зем-ли, повышение плодородия почв и сохранение их природных качеств и свойств.

Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже по-чвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологиче-ского изучения и освоения.

Закон РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. регулирует отношения, возникающие в связи с изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее конти-нентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодо-бывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая под-земные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Данный Закон содержит правовые и экономические основы комплек-сного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также права пользователей недр.

Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных указанным Законом.

Связь недр с землей проявляется в том, что они являются продуктами природы: выступают непосредственным продолжением земельной терри-тории; запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены, как ограничена и земная поверхность. Вместе с тем недра имеют специфические особенности, являясь как основным средством производства (при добыче полезных ископаемых), так и пространственным операционным базисом (при использовании пространства недр для размещения подземных складов, сооружения газовых и нефтяных трубопроводов, газовых и нефтяных хранилищ, прокладки линий метрополитена, для захоронения вредных веществ, подземного сброса сточных вод).

Полезные ископаемые и минеральные ресурсы не поддаются восста-новлению, в процессе потребления могут вообще исчезнуть, их месторож-дения распределены неравномерно в территориальном отношении, доступны лишь в ограниченной степени. В экологическом аспекте недра служат естественным фундаментом земной поверхности, естественной “кладовой” земли. Эксплуатация недр связана с возможностью нанесения ущерба другим природным богатствам, окружающей природной среде в целом, здоровью человека.

Правовая охрана вод

Все водные объекты подлежат охране от загрязнения, заражения, засорения и истощения. Юридические лица и граждане, деятельность которых влияет на состо-яние водных объектов, обязаны проводить установленные законодательст-вом Рф технологические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения. Новое экологическое законодательство устанавливает, что при разме-щении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплу-атацию промышленных, сельскохозяйственных; коммунальных и иных объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, вли-яющих на состояние водных объектов, должно учитываться воздействие на окружающую среду. На действующих предприятиях должна быть обеспечена нормативная очистка вод, сбрасываемых в водные объекты. Водным Кодексом РФ строжайше запрещены ввод в эксплуатацию и эксплуатация следующих хозяйственных объектов, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности: 1. хозяйственных и иных объектов, не обеспеченных устройствами, пред-отвращающими загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие, средствами по учету забираемых и сбрасываемых вод, а также водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств; 2. оросительных, обводнительных и осушительных систем. водохрани-лищ, плотин, каналов и других гидротехнических сооружений и искусст-венных водных объектов до проведения мероприятий, предотвращающих вредное воздействие вод; 3. земель, орошаемых сточными водами, без сети наблюдения за режимом и составом подземных вод; и пр.

Нарушение гражданами и юридическими лицами требований по охране и рациональному использованию водных объектов влечет за собой огра-ничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Эта деятель-ность осуществляется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов.

Законодательством предусмотрено создание зон чрезвычайных эколо-гических ситуаций и экологических бедствий на водных объектах. Для их создания используются водные объекты, их бассейны (часть водных объ-ектов или их бассейнов), где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят негативные или необратимые изменения, угрожающие здоровью людей, естественному состоянию водных объектов, их животному и растительному миру.

Как и всеми природными ресурсами, пользование водными объектами является платным, за исключением случаев, которые указаны в законе. Система платежей при пользовании водными объектами включает плату за право пользования водными объектами и платежи на восстановление и охрану водных объектов.

Охрану водных объектов осуществляют специальные государственные органы водного хозяйства с инспекциями по бассейнам основных рек (водоемов).

Правовая охрана лесов

Одним из определяющих принципов правового регулирования исполь-зования и охраны лесов является обеспечение оптимального уровня состо-яния лесов, их наиболее рациональное комбинированное использование в неразрывной связи с охраной и защитой лесов, сохранением и умножением их полезных функций. Эти общие требования действуют в отношении всех лесов.

Все лесопользователи, осуществляя соответствующие виды лесополь-зования, обязаны не допускать возникновения эрозии почв, отрицатель-ного воздействия этих пользований на состояние и воспроизводство лесов, водоемов, других природных богатств, соблюдать пожарную безопасность. Общее правило охраны и защиты лесов сформулировано в лесном законо-дательстве: все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней.

Охрана и защита лесов осуществляется с учетом их биологических и региональных особенностей и включает комплекс организационных, пра-вовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления, загряз-нения и иных вредных воздействий.

Правительство РФ, органы исполнительной власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации обеспечивают через органы управления лесным хозяйством осуществление мероприятий по охране и защите лесов. Осуществление мероприятий по охране и защите лесов возлагается в лесах государственного значения на лесохозяйственные предприятия ор-ганов лесного хозяйства, иные предприятия, организации и учреждения, на которые возложено ведение лесного хозяйства, а также на соответству-ющие министерства, государственные комитеты и ведомства и органы местного самоуправления (их администрации). Охрану и защиту лесов осуществляют государственная лесная охрана Российской Федерации, лесная охрана министерств, государственных ко-митетов и ведомств, в систему которых входят предприятия, ведущие лесное хозяйство; лесная охрана бывших колхозов и совхозов и других сельскохо-зяйственных предприятий.

Глава 19

Глава 20

Система эк. права.

Раскрыть понятие отрасли права означает раскрыть и его систему. Понятие “система экологического права” имеет три смысловых значе-ния: отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Система эколоппеского права как отрасль права. “Первокирпичиком” отрасли экологического права является эколого-правовая норма, представляющая собой общее правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное примене-ние. Эколого-правовая норма также является системой, состоящей из эле-ментов, т. е. своего рода микросистемой, и из таких микросистем состоит экологическое право как отрасль права.

Под институтом экологического права понимается совокупность пра-вовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений (институт права государственной и других форм собственности на природ-ные объекты; институт права экологопользовании и др.). В зависимости от роли и значимости в системе экологического права институты организованы в две системы, представляющие Общую и Осо-бенную части. В Общую часть входят институты, содержащие положения, “обслуживающие” все иди значительную группу институтов Особенной части. В Особенную часть входят институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводу которого этот институт возникает: эколого-правовой режим землепользования, недропользования, водопользования и др.

Система экологического права как науки Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права. В предмет науки, дополнительно к информации, составляющей систему экологического права как отрасли права, включаются следующие самостоятельные темы: 1) методы научных исследований; 2) правоприменительная и правотворческая практика; 3) история развития экологического права; 4) источники экологического права; 5) международно- правовое регулирование экологопользования; 6) источники научно-правовой информации; 7) понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию, применяемую в эколого-правовой науке.

Система экологического права как учебной дисциплины Эта система практически совпадает с системой экологического права как науки; различие обусловлено потребностями будущей специализации,

6 (17). Гос. кадастр природных ресурсов, понятие, виды и содержание.

Кадастрами природных ресурсов называется свод экономи­ческих, экологических, организационных и технических показа­телей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей. Данные кадастров лежат в основе рационального использования приро­дных ресурсов, охраны природной среды, на их базе определя­ется денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадас­тры представлены по видам природного ресурса.

Земельный кадастр. По Земельному кодексу РСФСР 1991 г. (ст. 110) земельный кадастр включает в себя систему следующих сведений: количество земель, распределение земель по катего­риям, качественный состав земель, распределение земель по использованию, собственники земли, владельцы, пользователи, арендаторы.

Данные кадастровой оценки земель применяют при планиро­вании использования земель, распределении по целевому на­значению, их предоставлению и изъятию, при определении платежей за землю, для оценки степени рационального исполь­зования земель.

Ведение земельного кадастра поручено органам Государ­ственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации.

Кадастр месторождений полезных ископаемых. Характерис­тика кадастра дается в Законе РФ и недрах (ст. 30, 32). Его ведение поручено Комитету по геологии и использованию недр. Кадастр включает сведения о народнохозяйственной ценности каждого месторождения полезных ископаемых, горно-техни­ческие, экономические, экологические условия их разработки.

Лесной кадастр. Его ведет Федеральная служба лесного хозяйства при Правительстве РФ, ее органы на местах. Лесной кадастр согласно ст. 77 Основ лесного законодательства содер­жит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов, подразделе­нии лесов на группы и категории защитности, экономическую оценку лесов.

Водный кадастр. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. так оценивает задачи государственного водного кадастра: текущая и перспективная оценка состояния водных объектов и их использования с целью планирования использо­вания водных ресурсов, предотвращения истощения водных источников, восстановления нормативного (т. е. предусмотрен­ного санитарными и иными нормативами) качества вод. Голов­ной организацией - здесь выступает Росгидромет, Роскомвод ведет кадастр по использованию вод. Роскомнедра — по под­земным водам.

На основе данных водного кадастра определяется целевое использование вод, идет паспортизация водных объектов, изъ­ятие из хозяйственного использования наиболее ценных водных объектов, вводятся ограничения с целью охраны и рационально­го использования вод.

Реестр рыбных запасов в количественном и качественном показателях по внутрихозяйственным водоемам составляет Комитет по рыболовству. Своеобразным кадастром редких животных и растений служат Красная книга Федерации, Крас­ные книги республик, краев и областей.

Функции кадастра выполняет реестр природно-заповедных территорий и объектов — заповедников, национальных парков, памятников природы. Эту функцию осуществляет Минприроды, на которое возложено по закону руководство всем природно-заповедным делом в стране.

Наконец, к числу кадастров как совокупности сведений о количественной и качественной характеристике природного ресурса можно отнести тот учет загрязнителей окружающей природной среды, который в свое время был возложен на органы Минприроды.

 

7 (20). Нормир-е качества окр. среды и его правов. значение.

Нормирование качества окружающей природной среды — цен­тральная идея Закона РФ об охране окружающей природной среды. Этому институту закон отводит самостоятельный раздел (ст. 25—34).

Роль нормативов в формировании информации о качестве окружающей природной среды неоднозначна. Одни из них дают оценку окружающей экологической среды, другие лимитируют источники вредного воздействия. Приводимая классификация нормативов носит несколько условный характер. Все нормативы качества являются экологическими нормативами, ибо определя­ют качество не социальной, а природной среды.

Качеством окружающей природной среды считается такое состояние ее экологических систем, которое постоянно и неиз­менно обеспечивает процесс обмена веществ и энергии в природе между природой и человеком и воспроизводит жизнь.

Нормирование качества окружающей природной среды пред­ставляет собой деятельность по установлению нормативов (по­казателей) предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду. Нормой считается мера воздей­ствия на окружающую природную среду. Предельно допусти­мой нормой является норма, устанавливающая предельно до­пустимые меры воздействия на окружающую природную среду.

Нормативами качества окружающей природной среды в свете настоящего Закона являются предельно допустимые нор­мы воздействия на окружающую природную среду со стороны антропогенной деятельности человека (хозяйственной, рекреа­ционной и иной деятельности).

В основах нормативов качества лежат три показателя: меди­цинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе), технологический (способность эконо­мики обеспечить выполнение установленных пределов воздей­ствия на человека и среду его жизни), научно-технический (возможность научно-технических средств контролировать со­блюдение пределов воздействия по всем его параметрам).

Все нормативы качества окружающей природной среды под­разделяются на три группы. Первую группу составляют сани­тарно-гигиенические нормативы. К ним относятся нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ — хи­мических, биологических, физических воздействий и т.д., нор­мативы санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней радиационного воздействия и др. Цель таких нормативов — определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека. Это наиболее разра­ботанная часть нормативов качества окружающей природной среды.

Вторую группу нормативов качества образуют производ­ственно-хозяйственные нормативы. Возглавляют эту группу нормативы выбросов, сбросов вредных веществ (ПДВ). Они устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величи­ной. К числу указанных нормативов могут быть отнесены всякие другие требования, предъявляемые к источникам (стационар­ным, передвижным) с целью охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Поэтому в данную категорию следует отнести технологические, строительные, градостроительные правила, содержащие экологические требования охра­ны окружающей природной среды. В третью группу нормати­вов входят так называемые комплексные нормативы, сочетаю­щие в себе признаки первой и второй групп: ПДН окружающей среды, нормы защитных и санитарных зон и т.п.

 

8 (21). Основания возникновения и прекращения права природоп-я.

Право экологопользования, в отличие от права частной, государствен-ной муниципальной и иных форм собственности на природные объекты, не является постоянным и может возникать, изменяться или прекращаться в установленном законом порядке. Возникновение права экологопользо-вания имеет различные основания: а) предоставление природного объекта, находящегося в собственности государства или других лиц, в собственность, пользование или аренду. б) заключение договора аренды природного объекта. Договор о вре-менном пользовании природным объектом может изменяться по соглаше-нию сторон, а в связи с этим могут изменяться и условия права экологопользования. в) включение земли как недвижимости в гражданский оборот, что влечет за собой участие ее в сделках купли-прод



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.054 с.)